Методическая разработка по направлению воспитательной работы «Основы гражданского самосознания»
методическая разработка на тему

Раздел:  «Знакомство с истоками национальной культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Уренского муниципального района Нижегородской области

Методическая разработка по направлению воспитательной работы

«Основы гражданского самосознания»

Раздел:

«Знакомство с истоками национальной культуры»

Выполнила: Т. Н. Бадейкина, воспитатель ГПД

                                                          муниципального казённого

                                                                  специального (коррекционного)

                                                               образовательного учреждения

                                                                    для обучающихся воспитанников

                                                                    с ограниченными возможностями

                                                                  здоровья Уренская специальная

                                       (коррекционная)

                                                общеобразовательная

                                                      школа-интернат VIII вида

          Уренского муниципального района

                                                    Нижегородской области.

г.Урень

2011г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………………...3-5
  2. Психолого-педагогическое обоснование……………………………..6
  3. Обоснование используемых технологий, методов,

 форм организации деятельности учащихся………………………….7-8

  1. Ожидаемые результаты………………………………………………..9
  2. Система знаний………………………………………………………...10
  3. Система деятельности…………………………………………………10
  4. Планирование занятий………………………………………………...11
  5. Разработка занятия…………………………………………………….12-17
  6. Результаты работы…………………………………………………….18-19
  7. Список используемой литературы…………………………………...20-21
  8. Приложения……………………………………………………………22-31

Пояснительная записка.

   

   Все начинается с благодарной, человеческой памяти…  Забвение этой простой истины ведет к невосполнимым утратам не только в культуре, но и в самих душах.

   В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

   Ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов.  Основой данной разработки для школьников среднего возраста являются следующие мотивы воспитательного процесса: знакомство с истоками национальной культуры, народных промыслов через творческий процесс.

   Анализируя данные анкеты «Я и мой родной край» (Приложение №1), предложенной детям, я пришла к выводу о недостаточных знаниях у них истоков национальной культуры. Поэтому главным направлением своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народной культуре.

В качестве основных средств воспитания в данном разделе используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им, раскрываются эстетические воззрения детей, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

В разработке предусмотрено совершенствование взаимодействия детей, педагогов и родителей через классные часы, тематические праздники, посиделки с родителями, которые благотворно сказываются на становлении их личности и человеческих отношений.

Традиционные формы воспитания дополняются экскурсиями по улицам города, в краеведческий музей, дом ремёсел, библиотеку. Благодаря конкретным впечатлениям воспитанники прочнее усваивают традиции национальной культуры.

Материалы,  содержащиеся в разработке, могут использоваться в деятельности учителей, воспитателей ГПД общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования по воспитанию у школьников основ гражданского самосознания.

Актуальность.

     Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе, ведет к бездуховности. 

     Данная проблема обусловила актуальность разработки раздела «Знакомство с истоками национальной культуры». Исходя из этого, я поставила перед собой следующие цели и задачи.

Цель раздела: 

  • Создание условий для воспитания настоящего, духовно-богатого, социально-активного гражданина своей России.

       

      Задачи  раздела:

  • способствовать формированию эстетических критериев ценности на примерах фольклора и эстетики народного богатства; расширять представления об истории малой родины, России;

  • коррегировать память, творческое мышление и мелкую моторику пальцев рук через практическую деятельность;

  • содействовать воспитанию гражданственности, любви к Родине, почитаниям народных традиций и обычаев, чувство преемственности поколений.

Новизна разработки.

     Совершенствование содержания раздела через экскурсии в культурно-исторические места нашего города с непосредственным практическим приобщением детей к народным ремёслам и истокам национальной культуры.

Срок реализации – 1 год.

Режим занятий – 2 раза в месяц.

Участники – воспитанники 6 класса, 11 человек.

Формы занятий –

  • посиделки
  • час общения
  • час здоровья
  • круглый стол
  • беседы
  • русские народные игры
  • конкурсно - развлекательные программы
  • экскурсии
  • классные часы

Формы подведения итогов реализации раздела.

  • создание мини-музея
  • разработка папок: «Русские народные игры», «Устаревшие слова»
  • оформление уголка природы с элементами старины
  • выставка книг про Урень-край
  • составление генеалогического древа.

Психолого-педагогическое обоснование.

  • Обучающиеся воспитанники 6 класса – 13 человек (100%)
  • Интернированные – 4 человека (29%)
  • Городские – 7 человек (57%)
  • Домашнее обучение – 2 человека (14%)

Основная масса воспитанников проживает в сельской местности. В силу того, что у детей наблюдается пониженный  интерес к истории своего родного края, возникает необходимость приобщения их к истокам национальной культуры. Эту проблему помогают решить школьные кружки «Школа нравственности», «Истоки национальной культуры» и «Краеведение». Они открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности, помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

Так же школа предлагает большой спектр кружков.  Все дети включены в ту или иную внеурочную деятельность. С большим удовольствием и интересом более активные ребята занимаются в спортивных секциях и танцевальном кружке. Менее активные предпочитают спокойные виды деятельности («Компьютерный кружок», «Бисероплетение», «Чудо аппликация», «Мастерилка»).

С учебной программой школы все воспитанники справляются, неуспевающих в классе нет. Уровень воспитанности в классе удовлетворительный. По результатам тестирования все воспитанники удовлетворены школьной жизнью.

Ребята постоянно участвуют в классных и в общешкольных мероприятиях. За хорошую результативность они награждаются грамотами и подарками.

К трудовой деятельности большинство воспитанников относятся добросовестно: самостоятельно выполняют генеральную уборку  в классе,

ответственно работают на пришкольном участке.  Девочки систематически ухаживают за комнатными растениями в классе.

     В целом класс сформирован, дети с радостью проводят время в коллективе. Отношения между воспитанниками  дружелюбные, они с пониманием относятся друг к другу, но периодически возникают конфликтные ситуации. Они излишне критично относятся к словам и поступкам друг друга. Это объясняется их возрастными особенностями и качеством характеров.  Лидером класса ребята считают Валерию Г.. Она способна объединить класс для трудовых и творческих дел.  

Обоснование используемых технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

     

В разработке раздела «Знакомство с истоками национальной культуры» применяю разнообразные формы воспитания:

  • посиделки
  • час общения
  • час здоровья
  • круглый стол
  • беседы
  •  русские народные игры
  • конкурсно - развлекательные программы
  •  экскурсии
  •  классные часы.

Использую  несколько методов обучения:

  • словесные (беседа, рассказ)
  •  наглядные (демонстрации)
  • практические (различные упражнения).

  • Именно словесные методы способствуют  установлению контакта педагога и учащегося, что, в свою очередь, приводит к оптимизации процесса усвоения знаний. Помимо этого, слово педагога является образцом устной речи для учащихся, углубляет понимание речи окружающих, расширяет словарный запас детей.
  • Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения материалом. Беседа способствует развитию речи и понимания учащихся;
    развитию связной речи у детей; способности излагать свои мысли.
  • Рассказ является одним из основных методов обучения в специальной коррекционной школе. Эмоциональность также важна для рассказа. Рассказ педагога  всегда должен быть адекватен конкретной ситуации, недавним событиям и психологическим особенностям учащихся.
  • Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими занятиями, на занятиях использую наглядные пособия и иллюстративные работы. Материал закрепляю с помощью самостоятельных работ и упражнений. Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала.
  • Метод демонстрации позволяет развивать элементарные представления учащихся, учит детей наблюдать предмет, явление, выделять в них основные черты, сравнивать и пр. Таким образом, можно развить у ребенка умение сравнивать и соотносить натуральный объект с его моделью. Применяя наглядные средства, учитываю особенности восприятия детей:
  • неполнота формируемого образа (мелкие детали опускаются, пропорции, размеры деталей нарушаются)
  • связь восприятия с предыдущим опытом неполноценна;
  • связь между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета недостаточно осознана;
  • мысленное воссоздание образа объемного предмета вызывает трудности;
  • свойства предмета неполно отражаются в речи учащегося;
  • предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и оперативной памяти.

  • Практический метод это различные упражнения. В упражнениях предусматривается формирование знаний и представлений о содержании трудовых приёмов, а затем практическое использование трудовых действий.
  • Экскурсия как форма обучения получила достаточно широкое распространение в специальной школе восьмого вида. Экскурсии могут быть общеобразовательной направленности или иметь специальное учебное назначение. Любой вид экскурсии требует тщательной организационной подготовки. В процессе экскурсий дети учатся наблюдать объекты в реальных условиях. Экскурсия является наиболее эффективной формой воспитательной работы. В этом отношении она выполняет следующие функции: реализация принципов наглядности; непосредственное знакомство с изучаемыми предметами и явлениями; укрепление связи с жизнью и практикой.

  • При использование данных форм и методов в моей работе,  считаю целесообразным применение индивидуально–дифференцированного подхода к каждому воспитаннику, так как существует необходимость выявления затруднений на различных уровнях овладения знаниями, умениями и навыками в неравномерном продвижении каждого в умственном и физическом развитии.

Ожидаемые результаты.

  • Воспитанники должны знать:
  • определение «истоки национальной культуры»
  • жанры устного народного творчества: народные сказки, басни, загадки, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения,  легенды, былины;
  • чем живет наша «малая» Родина
  •  государственные символы России, Уреня;
  • историю Уреня, исторические памятники города
  • народный календарь;
  • земляков, прославивших нашу землю своими достижениями;
  • старинные обычаи обряды.
  • русские народные игры.

 

  • Воспитанники должны уметь:
  • различать профессиональные, церковные и государственные праздники
  • называть лекарственные растения
  • инсценировать сказки, назвать народные песни, танцы
  • применять в своей речи русские поговорки, пословицы
  • изготовлять народную куклу, изделия из глины.

             

Система знаний.

  • Развитие знаний об основах гражданского самосознания.
  • Уточнение знаний о народном фольклоре.
  •  Закрепление знаний об истоках национальной культуры.

Система деятельности.

  • Умение анализировать исторические факты.
  • Умение переносить знания в практическую деятельность.
  • Умение совмещать теоретические и практические знания, умения и навыки.
  • Умение планировать творческую деятельность.

Планирование занятий по разделу.

Тема

Количество часов

  1. «Что такое «Бабье лето?»»

1

  1. Экскурсия «Местные достопримечательности»

1

  1. «Осенние посиделки»

1

  1. Экскурсия в музей

1

  1. «Как лечились наши деды?»

1

  1. Экскурсия по улицам города

1

  1. «Крещение»

1

  1. Экскурсия в библиотеку «Люди земли Уренской»

1

  1. «Старинные обычаи и обряды встречи Нового года»

1

  1. Экскурсия в церковь

1

  1. Русские народные игры на свежем воздухе»

1

  1. «История рождения русской игрушки»

1

  1. «Старинный семейный уклад(обычаи, обряды, традиции)»

1

  1. «Этот праздник со слезами на глазах»

1

  1. Экскурсия в дом ремёсел

1

Итого:

15

Разработка занятия.

«Посиделки у самовара»

«Добро сидеть за самоваром!

И пить из блюдца не спеша.

Поёт, горит, исходит жаром

Его славянская душа!»

  • Цель: приобщение воспитанников к истокам национальной культуры нашего народа.

  • Задачи:
  • содействовать сохранению национальной традиции – чаепитию;
  • углублять знания детей о самобытной культуре русского народа;
  • способствовать развитию речи, внимания, памяти.

  • Предварительная работа:
  • Знакомство воспитанников с традициями русского народа - чаепитием, о целебных и полезных напитках, что такое самовар.

  • Индивидуальная работа:
  • Разучивание частушек, песен, стихов, пословиц о чае.

  • Словарная работа:
  • снадобье.

  • Оборудование:
  • самовар
  • скатерть
  • чайный сервиз
  • мяч
  • два стакана
  • два ведра

Ход мероприятия.

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Психолого-

педагогические

комментарии

Орг. момент.

Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и поприветствуйте друг друга словами: «Доброе утро людям и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!».

Здравствуйте, друзья! Приглашаю к чаю я! Мы не просто чай попьем, мы беседу проведем. Где, когда и почему? Чай прославился в миру! Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней. Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошел в повседневную жизнь многих народов мира.

Основная часть.

А сейчас послушайте загадку, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития.

Стоит толстячок,

подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –Всем пить чай велит.

Конечно, это самовар.

Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения - занимал почетное место в каждом жилище.

Викторина о самоваре.

Воспитатель предлагает детям рассказать стихи про самовар.

Игра с мячом «Назови лечебные травы».

Воспитатель бросает по очереди детям мяч, тот, у кого в руках мяч, должен назвать лечебную полезную траву.

Игра «Определи по цвету, вкусу, какой чай в каждой чашке»

Беседа о заваривании чая.

Конкурс пословиц, поговорок о чае.

Конкурс частушек.

Конкурс загадок.

Игра – соревнование «Наливаем воду в самовар».

Игра «Доскажи словечко».

А на прощание исполним песню о чае.

Заключительная часть.

Итог посиделок:

без самовара нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни, ни в жару, ни в холод. Самовар был просто необходим.

А сейчас я предлагаю вам наполнить чашки  сахаром.

Если вы сегодня на мероприятии узнали много нового, и вам всё понравилось, тогда наполните сахаром чашку красного цвета.

Если вы уже что-то знали, но вам всё равно понравилось, то заполните сахаром чашку зелёного цвета.

Если вы ничего для себя нового не усвоили, вам не понравилось, тогда наполните сахаром чашку синего цвета.

И хотелось бы закончить наше мероприятие чаепитием.

Выполняют движения. Произносят слова. Проходят на места.

Слушают рассказ воспитателя.

Отгадывают загадку.

Слушают рассказ воспитателя и отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы викторины.

Худ. слово.

Выполняют движения.

Дети определяют какой чай в каждой чашке.

Повторяют  последовательность заваривания чая.

Дети называют концовку пословиц.

Дети исполняют частушки.

Дети называют отгадки.

На первых стульях стоят тазики с водой, на некотором расстоянии от них стоят на стульях самовары. Участники зачерпывают стаканом воду и бегут к самовару, выливают воду в самовар, бегут и отдают стакан следующим игрокам. Выигрывает тот, кто с заданием справился первым и не пролил ни капли.

Дети называют недостающие слова по смыслу.

Дети исполняют песню о чае.

Дети выполняют действия.

Пьют чай.

Настрой на работу.

Развитие слухового восприятия.

Развитие памяти, мышления.

Развитие речи, логическое мышление.

Развитие памяти, мышлени.

Выразительность речи.

Развитие ловкости, быстроты реакции, мышления, сообразительности.

Сенсорное восприятие.

Логическое мышление.

Привитие любви к русскому народному творчеству.

Логическое мышление.

Развитие памяти.

Развитие внимания, быстроты реакции, ловкости.

Развитие внимания, логического мышления.

Привитие любви к русскому народному фольклору.

Подведение итогов посиделок.

Развитие коммуникативнообщения.

Результаты работы.

     

Десятилетиями мы жили, не имея правдивой истории. Как противостоять этому? Наверное, прежде всего – «домашним образом» – изучением и сохранением историко-культурного наследия своей малой родины.

     В процессе совместной работы педагогов, детей и родителей по приобщению к истокам национальной культуры, были достигнуты следующие результаты:

  • Создан мини-музей старинных вещей. (Приложение №2)

Предметы старины, которые представлены в нашем мини-музее, это не просто вещи — это наша история, история нескольких поколений. Прикасаясь к этим вещам, мы как бы стали ближе к истокам, вспоминаем своих бабушек и сказки, которые они нам читали перед сном. Работая над созданием музея, понимая что с каждой минутой мы становимся все дальше и дальше от того времени, когда чай пили из самовара и танцевали вальс, волшебным образом льющийся из граммофона, была достигнута идея рассказать детям о прошло.

  • Составлены генеалогические  древа.  (Приложение №3)

      Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа.  Важно не просто нарисовать семейное древо, а важно понять, чем жили наши предки, каковы семейные традиции, характеры, присущие нашим предкам. Дети совместно с родителями составили родословное древо своих семей, но не все семьи приняли участие в этом мероприятии. Надеемся, что наша работа заинтересует остальных участников, и они попытаются создать своё древо.

  • Проведены тематические праздники и мероприятия.  

(Приложение №4)

     Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Так и в нашем классе проходили праздники:«Осенние посиделки», «Светлый праздник Пасхи», «Посиделки у самовара», «День матери»; внеклассные мероприятия «Люди земли Уренской», «Улицы города», «Уренцы в годы ВОВ».

  • Собрана выставка книг «Урень-край». (Приложение №5)

 Детям предложены книги про Урень, Уренский район, сказки нижегородских писателей.

  • Проведены экскурсии. (Приложение №6)
  • Экскурсии по улицам города и в краеведческий музей  были проведена совместно с руководителем кружка «Краеведение» Кукушкиной Е.И. После экскурсий была оформлена фотовыставка, а с учителем швейного дела Соловьёвой О.П. изготовлены народные куклы .
  • Экскурсия в церковь Трёх Святителей прошла под руководством координатора по духовно-нравственному воспитанию в коррекционной школе Скопиной Н.М. После экскурсии было поставлено представление по мотивам сказки «Гуси-лебеди»
  • Экскурсия в Дом Ремёсел была подготовлена с классным руководителем Смирновой О.Л. Там дети не только познакомились с народными промыслами Урень-края, но и под руководством работников Дома Ремёсел изготовили глиняных птичек, которые расписали на уроке ИЗО, а на празднике «День матери» птички, сделанные своими руками, были подарены мамам.
  • Разработаны папки «Устаревшие слова», «Русские народные игры». (Приложение №7)
  • Изучив папку «Устаревшие слова», дети теперь знакомы с современным значением устаревших слов.
  •  Пользуясь папкой «Русские народные игры», дети не только познакомились с народными играми, но и научились в них играть.
  • Оформлен уголок природы . (Приложение №8)

Приобщая детей к природе, был оформлен уголок природы с использованием народных примет, поговорок, пословиц о временах года, где дети пополняли свои знания о народных традициях.

     Есть мудрые слова: «Всему живущему идти путем зерна».  Заложенные в детстве в каждом человеке зернышки доброты обязательно прорастут в его душе добрыми плодами. И хочется верить, что результаты нашего совместного труда принесут  только хорошие всходы.

Список используемой литературы.

  1. Алпатов С. «Русский фольклор». Первое сентября 2000 г №12.

  1. Амонашвили Ш.А Личностно–гуманная основа педагогического процессса.- Мн.: Университетское, 1990г.

  1. Богданов В. В. Попова С. Н. Истории обыкновенных вещей М – 1992г.

  1. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987г.

  1. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М.Просвещение 1984г.

  1. Гальцова Е.А. Нравственное воспитание в начальное школе: разработки внеклассных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007г.

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979г, т. 11.

  1. Дмитриева Е. Е. Проблемы детей  М. А. Р. Т. И 2005 г.

  1. Дубровская И.Г., Фаркова Е.Ю.Светлое слово.Светлое слово. Фольклор и литература: Книга для учителя.-М.: Образование и рынок, 1998г.

  1. Кащенко В. П Педагогическая коррекция. М. Просвещение 1994 г.

  1. Киселёв В. История Уренского района г. Урень 2007 г.

  1. Князева О.Л.  Маханева М.Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры СПб 1998г.

  1. Мельников М.Н Детский фольклор и проблемы народной педагогики. Новосибирск. Просвещение 2000 г.

  1. Мерцалова М. Н.  Костюм разных времён и народов М – 1993 г.

  1. Пелеева Т. И. Родной край г. Горький 1983 г.

  1. Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы.  М. Просвещение, 1984 г.

  1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.  

  1. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы  нравственного    школьников. - М.: Просвещение, 1981.

  1. Старикова К. Л У истоков народной мудрости Екатеринбург 1996.

  1. Техменёва С. Культурное наследие Урень – края.

  1. Чернышова Т. Свет в моей судьбе. г. Урень 2002 г.

  1. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в спец (кор) школе–интернате ( пособие для воспитателей и учителей). Москва 2008г.

  1. Шемшурина А.  Основы этической культуры школьников. // Народное образование. 1998-№ 6.

  1. Юдина Н. А. Русские обычаи и обряды. М: Вече, 2005 г.

  1. Отечество моё – Уренская земля г. Урень 2009 г.

  1. Поветлужье Н.Новгород 2004г.

Приложения.

Приложение №1.

Анкета «Я и мой родной край»

Дорогие ребята! Прошу Вас ответить на следующие вопросы анкеты и оценить свой интерес к историческому прошлому нашей страны. Прошу Вас помнить о том, что самым желательным для нас будет правдивый ответ. Я очень надеюсь на Вашу помощь!

№ п/п

Вопросы анкеты

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.

Поддерживается ли интерес в вашей семье к историческому прошлому своей Родины?

2.

Рассказывают ли Вам о традициях вашей семьи и предков?

3.

Знаете ли вы памятные места города?

4.

Знакомы ли вам книги о историческом прошлом русского народа?

5.

Интересуетесь ли вы телевизионными передачами о историческом прошлом русского народа?

Большое спасибо за искренний ответ!

Результаты анкетирования на начало и конец года.

Я и мой родной край

Приложение №2.

Мини-музей.

      

Приложение №3.

Родословное древо

Приложение №4.

Тематические праздники.

                               

Приложение №5.

Выставка книг

Приложение №6.

Экскурсия в музей

Изготовление народной куклы.

Экскурсия в церковь.

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»

Экскурсия в Дом Ремёсел.

Изготовление глиняных птичек.

Приложение №7.

Папки «Русские народные игры», «Устаревшие слова».

Приложение №8.

Уголок природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»

Методическая разработка  может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания  основ  современного  делопроизводства,  ориентированного ...

Методическая разработка по дисциплинам «Информатика» и «Основы социологии и политологии» Тема: Зачетная работа по офисным технологиям: Выборы в Государственную Думу РФ. Политические партии РФ.

Рассматривается методика организации и проведения интегрированного урока по информатике и основам социологии, политологии, направленного на формирование активной гражданской позиции с применением совр...

Методическая разработка "Годовой план воспитательной работы".

В дальнейшем планируется более целенаправленно проводить работу по воспитанию таких качеств как: внимательность к окружающим, обязательность, правдивость. А также учить детей правильному поведению в о...

Методическая разработка "Особенности организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования"

Данная методическая разработка поможет молодым педагогам дополнительного образования детей планировать воспитательную работу в творческом объединении. Планировать работу с учетом инновационного подход...

Методическая разработка перспективного плана воспитательной работы школы

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...