Психолого-педагогическая культура родителей как фактор воспитания личности школьника в XXI веке.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая культура родителей как фактор воспитания личности школьника в XXI веке.
Гончарова М., магистрант
Научный руководитель: Косарева Е.Ю., к.п.н., доцент
Социально-экономические кризисы конца ХХ – начала XXI веков оказали негативное воздействие на состояние современной российской семьи, и прежде всего на ее способность к выполнению одной из основных свойств функций – воспитания детей. Это вызвано целым рядом причин: ухудшением экономического положения большинства семей, разрушение духовно – нравственных основ семейно – брачных отношений, высокий процент разводов, нарушение преемственности прогрессивных семейных традиций, отсутствие самодисциплины, половая распущенность, пьянство, низкая культура общественной жизни, двойная мораль, обострение конфликтов между поколениями. Ослабление связи образовательных учреждений с родителями воспитанников приводит к тому, что эффективность деятельности школы как помощника семьи в воспитании подрастающего поколения значительно снижается. Актуальный уровень психолого – педагогической культуры родителей и общества в целом не позволяет противостоять асоциальным внешним воздействиям на детей и подростков.
Становится весьма актуальной проблема разработки идей новейшей семейной педагогики, увеличение издания научно – популярной литературы для родителей, усиление деятельности средств массовой информации по оказанию помощи родителям в воспитании детей в условиях родительского дома, системное противодействие информации, наносящий вред духовно – нравственному воспитанию детей и молодежи. Но при этом основным источником формирования родительских установок, знаний и умений в сфере воспитания является их взаимодействие с профессиональным педагогическим обществом.
Психолого – педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, психолого – педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находит верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей в современных условиях..
Понятие «психолого – педагогическая культура» в современной педагогической литературе трактуется достаточно широко и неоднозначно. Выделяя, культуру родителей как важный компонент воспитательного потенциала семьи большинство авторов обращается к понятию культуры родителей как к «педагогической»и представляют ее по – разному.
Е.В. Бондаревская представляет педагогическую культуру более широко и видит в ней качественную характеристику не только личности отдельных педагогов, родителей и других людей, занимающихся обучением и воспитанием, но и жизнедеятельности в воспитательных отношений общества в целом [1].
В.Я. Титаренко определяет педагогическую культуру родителей как «совокупность» специфический «механизмов» и средств, обладание которыми делает семью способный организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными требованиями [5].
И.В. Гребенщиков представляет педагогическую культуру родителей как их «педагогическую культурность, т.е. совокупность уровней педагогической подготовленности и развития определенных качеств отцов и матерей, отражающих степень их зрелости как воспитателей проявляющуюся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей [3].
С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень освоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой, - реализацию этого опыта в повседневной деятельности. Ряд исследователей ( В.Н. Вершинин, И.А. Колесникова) под педагогической культурой понимают часть общечеловеческой культуры, имеющей своим содержанием мировой педагогический опыт, смену культурных эпох и соответствующим им образовательных парадигм, историю педагогической науки.
Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для успешной социализации личности. Педагогическая культура рассматривается как исторически развивающаяся программа социального наследования (Е.В. Бондаревская), включающая в себя социально-педагогический идеал, адекватные ему формы и методы его достижения, субъекты педагогической культуры, в качестве которых могут выступать родители, семья, педагоги, общество, государство.
С нашей точки зрения, применительно к условиям современной семьи следует использовать более интегративные понятия «психолого-педагогическая культура родителей», тем самым подчеркивая не психологического благополучия детей и подростков. С.Н. Щербакова рассматривает психолого-педагогическую культуру родителей как личностное образование, которая выражается в ценностно-целевой направленности родителей на полноценное воспитание и развитие ребенка, в способности к саморегуляции и контролю своего поведения, в творческом владение психолого-педагогическими знаниями, технологиями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком [6].
В таком понимании термин «психолого-педагогическая культур» вполне объективно относится как к профессиональным педагогам, так и к родителям и обществу в целом. Повышение ее уровня позволит сделать семейное воспитание процессом целенаправленным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве со школой. Н.В. Карноухова в своей работе выделяет следующие компоненты в структуре педагогической культуры родителей :когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональны [4].
Когнитивный компонент педагогической культуры представляет собой определенную сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье.
Операционный компонент педагогической культуры включает в себя осознанное владение родителями разнообразием методов, приемов, форм воспитательного взаимодействия с ребенком, умением организовать жизнь и занятие детей в семье, организовать семейный труд и отдых, умение диагностировать способности , интересы и склонности ребенка.
Коммуникативный компонент педагогической культуры родителей включает в себя, прежде всего, умение родителей создавать благоприятный психологический климат в семье, умение понимать детей и других членов семьи, терпимость к иному мнению, умение выразить свое психофизическое: состояние и свои мысли, умение предупреждать и решать конфликты.
Рефлексивный компонент педагогической культуры предполагает наличие у родителей умений анализировать собственные действия и состояния, оценивать эффективность применявшихся методов, приемов взаимодействия с детьми, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в ходе семейного воспитания, способность посмотреть на себя глазами своего ребенка.
Эмоциональный компонент педагогической культуры родителей включает умение владеть собою в сложных ситуациях, умение понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, умение видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их разрешении, способность родителей к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.
Такой подход к структурированию понятия «психолого-педагогическая культура родителей» позволяет конкретизировать ее содержание применительно к возрастным особенностям школьников, к специфике сложившейся воспитательной ситуации.
Проблема подготовки родителей к воспитанию детей находит свое отражение в истории развития отечественной системы образования.
Работа по повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей в годы советской власти включало такие звенья, как ликвидация неграмотности взрослых, родительские школы для молодых отцов и матерей, пропаганду элементарных психолого-педагогических сведений о воспитании среди населения, родительские лектории, университеты, родительский всеобуч, эпизодические формы педагогического просвещения, индивидуальные беседы учителей с родителями по предотвращению нежелательных результатов в поведении и учении детей. Поддерживалась издание литературы по семейной педагогике, распространение периодической педагогической печати. Поощрялась деятельность общественности по оказанию помощи родителям в семейном и школьном воспитании.
Одной из задач органов народного образования и школы в предвоенные и послевоенные годы являлось задача осуществление родительского всеобуча. Большие затруднения в ее решении были вызваны тем, что еще не все родители осознавали необходимость своего педагогического образования для успешного воспитания, многие из них проявляли недостаточную организованность и целеустремленность в овладении такими знаниями. Некоторые отрицательные стороны педагогической пропаганды были порождены неумением учителей – пропагандистов сочетать теоретическую подготовку родителей с практикой семейного воспитания, раскрывать содержания и формы передового опыта воспитания детей в родительском доме, нежеланием учить родителей умению в каждом конкретном случает принимать правильное, наиболее целесообразное решение.
В послевоенные годы в России сложились основные формы повышения педагогической культуры родителей: педагогический всеобуч родителей, осуществляемый в дошкольных учреждениях и школе; педагогическая пропаганда в родительских университетах, лекториях при школах, учреждениях культуры в масштабах села, города; систематически занятия родителей на факультетах педагогических знаний и в соответствующих семинарах, на научно- практических конференциях. Устраивались курсы лекций по психологии и педагогике для родителей по месту жительства. Активизировалось распространение педагогических знаний через печать, радио, телевидение. Проводилось изучение вопросов педагогики и психологии на занятиях руководящих работников; на инструктивно-методических занятиях по вопросам воспитания с общественными педагогами ( выделенными из числа мастеров, наставников, спортсменов).
В 70-80-е годы тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывалась в расчете на воспитательную работу с учащимися определенного возраста и усложнялось по мере перехода школьников в следующие классы. Усилилось педагогическое просвещение на промышленных предприятиях, стройках, колхозах и совхозах – по месту работы родителей. Как показали исследования И.Ф. Харламова, существенным фактором влияния школы на семейное воспитание становилось индивидуальная работа с родителями. Она охватывала многие стороны учебных занятий школьников, вопросы формирования личности, развития способностей, профориентацию, подготовку к семейной жизни.
В разработку содержания и основных направлений педагогического просвещения родителей значительных вклад внесли Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, А.П. Богомолова, Н.И. Болдырев, Л.Ю. Гордин, А.И. Дулов, И.А. Каиров, Н.П. Кашин, Р.Н. Капралова, М.Ю. Кондаков, Б.Т. Лихачев, С.Л. Соловейчик, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов.
При этом основой многих исследований стали выявленные А.С. Макаренко такие специфические черты советской семьи, как единство общественно-политических, гражданских и личных интересов ее членов, а также положение о том, что семья – ячейка и своеобразный коллектив советского общества. Ее объединяют также общность воспитательных задач.
Указанные особенности отражают специфику семьи в социально-политическом контексте советского общества. При этом работ, в которых исследуется психолого-педагогическая культура родителей, учитывающая особенности современных реалий, недостаточно. Существует острая необходимость в выработке научно обоснованных положениях, технологий повышение психолого-педагогической культуры родителей и общества в целом. На наш взгляд, эта работа должна строится на основе дифференцированного подхода к семье, с учётом ее уникальных культурных, социальных и психологических характеристик, с использование разнообразных форм и методов просветительской и развивающей работы.
Литература
- Бондаревская Е.В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях // Введение в педагогическую культуру. – Ростов н/Д., 1995.- С.47-61.
- Вершинин В.Н. Домашнее воспитание: Книга для учителей, воспитателей, родителей / В.Н. Вершинин – Чебоксары, «Клио», 1998. – 200 с.
- Гребенщиков И.В. Школа и семья. – Москва, 1985. – 197 с.
- Карноухова М.В Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей // Педагогическая наука : история теория, практика, тенденции развития. – Выпуск №2. – 2010.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1972.
- Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей.
Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1998, - 18 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практикум для старших вожатых города «КТД – как фактор саморазвития личности школьника»
В теоретической части практикума представлен доклад «КТД – как фактор саморазвития личности школьника». В данном докладе раскрываются основные понятия КТД (коллективного творческого дела), ...
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе.
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе....
Презентация "Классный час как один из факторов, социализирующих личность школьника"
Данная презентация содержит обучающую информацию для классных руководителей.Включает в себя формы,функции,методику проведения классных часов,разнообразные варианты тематики классных ...
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как фактор развития личности школьника
Следует подчеркнуть, что не может быть успешной внеурочной работы без ее начала на уроке биологии. Именно на уроках учитель ставит перед учащимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательн...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
laquo;Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовател...
Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса как фактор раскрытия личностного потенциала воспитанника КСВУ
. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: – систематически отслеживать психолого-педагогический статус суворовца и динамику его психологического развития в процессе...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Субъектное педагогическое общение – важный фактор саморазвития личности школьника" (№ 7-8, 2022)
В статье рассматриваются вопросы воспитания в современной школе и роль классного руководителя в создании позитивной педагогической среды и положительного психолого-педагогического климата в классе на ...