Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса как фактор раскрытия личностного потенциала воспитанника КСВУ
статья
. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: – систематически отслеживать психолого-педагогический статус суворовца и динамику его психологического развития в процессе обучения; – формировать у суворовцев способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; – создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи воспитанникам, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса как фактор раскрытия личностного потенциала воспитанника КСВУ.
Психолого- педагогическое сопровождение суворовца необходимо для того, чтобы он легче адаптировался к условиям проживания и обучения в КСВУ. Адаптация является одной из важных психолого-педагогических проблем, поскольку подросток, приходя в СУ, попадает в новые, психологически более трудные для него условия, чем в школе и дома. Он лишается привычного стиля общения. Помочь суворовцу в общении с другими, научить его адекватно воспринимать и оценивать окружающую действительность должны, прежде всего, педагоги-психологи. Для оказание целенаправленной квалифицированной помощи суворовцам, для раскрытия своего личностного потенциала в обучении, общении, мы и включаем в понятие психологического сопровождения.
Если подростка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором психолог как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает каждому растению оптимальные условия для развития.
Целью психологического сопровождения является создание социально- психологических условий для развития и раскрытия личности суворовцев и их успешного обучения . В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: – систематически отслеживать психолого-педагогический статус суворовца и динамику его психологического развития в процессе обучения; – формировать у суворовцев способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; – создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи воспитанникам, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
К обязательным видам деятельности педагога-психолога при сопровождении образовательного процесса относятся:
- консультирование,
- диагностика,
- развивающая и коррекционная работа,
- профилактика,
- экспертиза,
- просвещение
Основные задачи:
- развитие сплоченности в роте, а также навыков совместной деятельности;
- развить коммуникативные и лидерские качества
- изучение личностного потенциала
- уменьшение тревожности, агрессивности и активной защиты своего «Я»;
- повышение умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Консультация психолога – процесс обоюдного создания особых отношений взаимного сотрудничества психолога-консультанта со своим клиентом, которые позволяют разобраться в себе, своем поведении, чувствах и мыслях, получить новые знания в области психологии.
Психологическое консультирование, помогает правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно управлять ей и делать ее лучше. Необходимо учитывать, что речь идет о помощи участникам воспитательно- образовательного процесса, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).
К методам психологического консультирования относить:
а) дискуссионные методы;
б) игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые);
в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Работа с суворовцами осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Основными методами такой работы могут быть арттерапия, игровая терапия. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
Арттерапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания
СУ это учреждение закрытого типа, поэтому продуктивными будут не отдельные мероприятия, а целостная системная работа, имеющая своей целью повышение психологической компетентности классных руководителей и воспитателей. Такая работа осуществляться через информирование воспитателей . Другими вариантами работы с воспитателями является разработки своеобразных «учебников», в которых очень коротко предлагалась необходимая психологическая информация.
Работа с воспитателями осуществляется психологом и таким методом, как психологический тренинг. Тренинг взаимодействия воспитателей и суворовцев строятся на различной концептуальной основе (психодинамической, поведенческой, гуманистической и др.). Такие тренинги позволяют расширить возможности понимания воспитанника, улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ним, выработать новые более эффективные навыки взаимодействия во взводе.
Работа с воспитателями ведется с помощью социально-психологического тренинга. Это наиболее распространенный метод психосоциальных технологий, позволяющий рефлексию собственного поведения соотносить с поведением других участников группы.
Тренинги позволяют активизировать, скорректировать навыки общения, расширить поведенческий репертуар, дают ориентиры возможного поиска эффективного взаимодействия партнеров.
Психологическая диагностика суворовцев – это одна из областей психологии, применяющая различные методы тестирования и измерения особенностей личности для выявления и диагностирования истинного психологического состояния человека с интеграцией и анализом результатов. Среди существующих методов психологической диагностики подростков мы используем программу Effekton Studio: Компьютерная психодиагностика, коррекция и развитие в которые входят пакеты тестов и коррекционные упражнения на:
- Отношения
- Когнитивные способности
- Профориентацию
- Профессии
- Одаренность
- Интеллект
- Личность
- Состояние
Все эти методы имеют одну конечную цель – понять, на какие аспекты психологического состояния суворовца следует обратить внимание, как раскрыть и развить личностный потенциал каждого, а так же помогают найти основную причину существующих проблем и устранить их при помощи современных и действенных методов.
Цель коррекционно-развивающей работы заключается в составлении системы работы с суворовцамия испытывающими трудности обучения и адаптации.
Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов, психологов и воспитателей.
Развивающая работа ведѐтся по основным направлениям: развитие познавательной сферы учащихся: внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.; снятие тревожности, формирование адекватной самооценки; развитие навыков самоорганизации и самоконтроля; повышение сопротивляемости стрессу; актуализация внутренних ресурсов.
Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей: – по предупреждению возможных социально-психологических проблем у суворовцев; – по выявлению группы риска (по различным основаниям); – по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в роте.
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме: – скрининг-обследования всех воспитанников с использованием метода экспертных оценок с целью выявления суворовцев группы «психологического риска» и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ним; – устного и письменного опросов воспитателей и родителей с целью уточнения социальной и образовательной ситуации развития и подростка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию группы «психологического риска».
Профилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и при проведении психологической диагностики.
Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития воспитанника, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований. , важно формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе для развития личностного потенциала суворовцев.
Для психологического просвещения психолог использует различные способы: – вербальные (беседа, лекция, тематический семинар, выступление на пед советах…); Интернет и размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста суворовцев и актуальности рассматриваемых тем для родителей. Создание информационных уголков по типу «Советы психолога», «Психолого- педагогический словарь».
Экспертиза- форма- характеристикиа.Цель: исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса.
И нельзя обойти Концепцию психолого-педагогического сопровождения процесса внедрения ФГОС второго поколения в КСВУ. Исходя из того, что развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Главной социально-психологической особенностью ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии, чем обеспечивается сохранение дееспособного и продуктивного поколения будущего.
Эффективность достижения конечной цели ФГОС реальна тогда, когда психологическое образование и воспитание становится стержнем, пронизывающим последовательно и целенаправленно 7 элементов матричной структуры, где ядро – ребенок, включенный далее в последующие по расширению значимости пространства: Ребенок – семья – учитель – детский социум – среда образовательного учреждения – микросоциум района( у нас СУ-учреждение закрытого типа) – информационное поле. Каждый из элементов целостен и имеет структуру значимых приоритетов.
Я (ребенок) 1. целостность природы: – физическое здоровье (основа здоровья); – эмоциональное здоровье; – ментальное здоровье; – социальное здоровье; – духовно-нравственное здоровье.
2. целостность психических потребностей: – безусловная любовь (основа психического здоровья); – психологическая безопасность; – внимание; – личные границы; – признание.
3. целостность картины мира: Я – Подсознание (основа социализации); Я – Я на сознательном уровне; Я – Другие; Я – Мир; Я – Связь поколений.
4. целостность биографии: – перинатальный период (основа самоидентичности); – от рождения до 7 лет; – от 7 лет до 14 лет; – от 14 до 21 года; – взрослая жизнь как проекция периода детства.
5. целостность раскрытия ресурса: – самовосприятие на основе развития саморефлексии; – самопознание; – самовыражение; – самоактуализация; – самореализации.
Псхолого- педагогическое сопровождение –это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем последнего наиболее эффективным методом. К обучению и воспитанию, таким образом, добавляется новый компонент – педагогическая поддержка: помощь в решении проблем, в познании себя. Предмет пед. поддержки – процесс совместного с подростком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Основные принципы педагогической поддержки:
- согласие подростка на помощь и поддержку;
- опора на силы и возможности личности;
- вера в эти возможности, ориентация на способности суворовца самостоятельно преодолевать трудности;
- совместность, сотрудничество, содействие;
- конфиденциальность (анонимность);
- доброжелательность и безоценочность;
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
- «не навреди».
Цель педагогической поддержки – устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребёнка в образовании.
Дополнительно выделяют 2 вида сопровождения:
- индивидуально ориентированное – направлено на решение проблем конкретной личности;
- системно ориентированное – предупреждение и решение проблем, характерных для больших групп людей.
Основные группы проблем, решаемых в процессе психолого-педагогического сопровождения:
- определение образовательно-профессионального пути;
- овладение базовым процессом деятельности (обучения, профессиональной деятельности);
- овладение практикой межличностного взаимодействия и взаимопонимания;
- сохранение жизни и здоровья;
- овладение дополнительными процессами деятельности (способность структурировать свободное время, культура отдыха).
Этапы реализации процесса сопровождения:
1) диагностика сути проблемы, её истории и потенциальных сил её носителей;
2) поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь в решении этой проблемы;
3) обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного решения;
4) оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана.
Принципы сопровождения:
- комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребёнка;
- равнозначность программ сопровождения ребёнка в проблемной ситуации и программ предупреждения их возникновения;
- гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
- принятие сопровождающими во всех проблемных ситуациях стороны ребенка, защита его интересов и прав;
- утверждение необходимости сопровождать, а не направлять развитие.
Психолого-педагогическая сопровождение – профессиональная помощь обучаемым, направленная на предупреждение и преодоление различных проблем их развития, раскрытие внутреннего потенциала их личности, формирование нового значимого опыта решения проблем саморазвития.
Наши воспитанники СУ, с которыми систематически занимаются по такой системе, приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, выражают гнев более «пристойными» способами.
Мой 27-летний опыт работы показывает, что целенаправленное осуществление психологического сопровождения помогает подростку осознать свое состояние, запомнить свои чувства и действия, а также чувства и действия других. Это, в свою очередь, развивает обратную связь, коммуникативные умения, перцептивную и интерактивную стороны общения. Происходит это тогда, когда психолог и воспитатели совместно используют различные формы сотрудничества с суворовцем, непосредственно-эмоциональное общение, непосредственно-действенное сотрудничество, военно- патриотическое сотрудничество взводов с целью осознания социальных отношений, учебно-воспитательное сотрудничество всей роты с идеальным воспитателями и педагогами как носителями культурных норм и общих способов мышления и деятельности.
Библиографический список
- Андреева, А.Д. Преподавание психологии в современной школе / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова // Вопросы психологии. 1999. – № 2. – С. 122–127.
- На пути модернизации начального профессионального образования / Народное образование. – 2004. – № 4.
- Слободчиков, В.И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков,
Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
Предварительный просмотр:
Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса как фактор раскрытия личностного потенциала воспитанника КСВУ.
Психолого- педагогическое сопровождение суворовца необходимо для того, чтобы он легче адаптировался к условиям проживания и обучения в КСВУ. Адаптация является одной из важных психолого-педагогических проблем, поскольку подросток, приходя в СУ, попадает в новые, психологически более трудные для него условия, чем в школе и дома. Он лишается привычного стиля общения. Помочь суворовцу в общении с другими, научить его адекватно воспринимать и оценивать окружающую действительность должны, прежде всего, педагоги-психологи. Для оказание целенаправленной квалифицированной помощи суворовцам, для раскрытия своего личностного потенциала в обучении, общении, мы и включаем в понятие психологического сопровождения.
Если подростка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором психолог как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает каждому растению оптимальные условия для развития.
Целью психологического сопровождения является создание социально- психологических условий для развития и раскрытия личности суворовцев и их успешного обучения . В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: – систематически отслеживать психолого-педагогический статус суворовца и динамику его психологического развития в процессе обучения; – формировать у суворовцев способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; – создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи воспитанникам, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
К обязательным видам деятельности педагога-психолога при сопровождении образовательного процесса относятся:
- консультирование,
- диагностика,
- развивающая и коррекционная работа,
- профилактика,
- экспертиза,
- просвещение
Основные задачи:
- развитие сплоченности в роте, а также навыков совместной деятельности;
- развить коммуникативные и лидерские качества
- изучение личностного потенциала
- уменьшение тревожности, агрессивности и активной защиты своего «Я»;
- повышение умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Консультация психолога – процесс обоюдного создания особых отношений взаимного сотрудничества психолога-консультанта со своим клиентом, которые позволяют разобраться в себе, своем поведении, чувствах и мыслях, получить новые знания в области психологии.
Психологическое консультирование, помогает правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно управлять ей и делать ее лучше. Необходимо учитывать, что речь идет о помощи участникам воспитательно- образовательного процесса, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).
К методам психологического консультирования относить:
а) дискуссионные методы;
б) игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые);
в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Работа с суворовцами осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Основными методами такой работы могут быть арттерапия, игровая терапия. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
Арттерапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания
СУ это учреждение закрытого типа, поэтому продуктивными будут не отдельные мероприятия, а целостная системная работа, имеющая своей целью повышение психологической компетентности классных руководителей и воспитателей. Такая работа осуществляться через информирование воспитателей . Другими вариантами работы с воспитателями является разработки своеобразных «учебников», в которых очень коротко предлагалась необходимая психологическая информация.
Работа с воспитателями осуществляется психологом и таким методом, как психологический тренинг. Тренинг взаимодействия воспитателей и суворовцев строятся на различной концептуальной основе (психодинамической, поведенческой, гуманистической и др.). Такие тренинги позволяют расширить возможности понимания воспитанника, улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ним, выработать новые более эффективные навыки взаимодействия во взводе.
Работа с воспитателями ведется с помощью социально-психологического тренинга. Это наиболее распространенный метод психосоциальных технологий, позволяющий рефлексию собственного поведения соотносить с поведением других участников группы.
Тренинги позволяют активизировать, скорректировать навыки общения, расширить поведенческий репертуар, дают ориентиры возможного поиска эффективного взаимодействия партнеров.
Психологическая диагностика суворовцев – это одна из областей психологии, применяющая различные методы тестирования и измерения особенностей личности для выявления и диагностирования истинного психологического состояния человека с интеграцией и анализом результатов. Среди существующих методов психологической диагностики подростков мы используем программу Effekton Studio: Компьютерная психодиагностика, коррекция и развитие в которые входят пакеты тестов и коррекционные упражнения на:
- Отношения
- Когнитивные способности
- Профориентацию
- Профессии
- Одаренность
- Интеллект
- Личность
- Состояние
Все эти методы имеют одну конечную цель – понять, на какие аспекты психологического состояния суворовца следует обратить внимание, как раскрыть и развить личностный потенциал каждого, а так же помогают найти основную причину существующих проблем и устранить их при помощи современных и действенных методов.
Цель коррекционно-развивающей работы заключается в составлении системы работы с суворовцамия испытывающими трудности обучения и адаптации.
Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов, психологов и воспитателей.
Развивающая работа ведѐтся по основным направлениям: развитие познавательной сферы учащихся: внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.; снятие тревожности, формирование адекватной самооценки; развитие навыков самоорганизации и самоконтроля; повышение сопротивляемости стрессу; актуализация внутренних ресурсов.
Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей: – по предупреждению возможных социально-психологических проблем у суворовцев; – по выявлению группы риска (по различным основаниям); – по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в роте.
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме: – скрининг-обследования всех воспитанников с использованием метода экспертных оценок с целью выявления суворовцев группы «психологического риска» и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ним; – устного и письменного опросов воспитателей и родителей с целью уточнения социальной и образовательной ситуации развития и подростка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию группы «психологического риска».
Профилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и при проведении психологической диагностики.
Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития воспитанника, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований. , важно формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе для развития личностного потенциала суворовцев.
Для психологического просвещения психолог использует различные способы: – вербальные (беседа, лекция, тематический семинар, выступление на пед советах…); Интернет и размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста суворовцев и актуальности рассматриваемых тем для родителей. Создание информационных уголков по типу «Советы психолога», «Психолого- педагогический словарь».
Экспертиза- форма- характеристикиа.Цель: исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса.
И нельзя обойти Концепцию психолого-педагогического сопровождения процесса внедрения ФГОС второго поколения в КСВУ. Исходя из того, что развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Главной социально-психологической особенностью ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии, чем обеспечивается сохранение дееспособного и продуктивного поколения будущего.
Эффективность достижения конечной цели ФГОС реальна тогда, когда психологическое образование и воспитание становится стержнем, пронизывающим последовательно и целенаправленно 7 элементов матричной структуры, где ядро – ребенок, включенный далее в последующие по расширению значимости пространства: Ребенок – семья – учитель – детский социум – среда образовательного учреждения – микросоциум района( у нас СУ-учреждение закрытого типа) – информационное поле. Каждый из элементов целостен и имеет структуру значимых приоритетов.
Я (ребенок) 1. целостность природы: – физическое здоровье (основа здоровья); – эмоциональное здоровье; – ментальное здоровье; – социальное здоровье; – духовно-нравственное здоровье.
2. целостность психических потребностей: – безусловная любовь (основа психического здоровья); – психологическая безопасность; – внимание; – личные границы; – признание.
3. целостность картины мира: Я – Подсознание (основа социализации); Я – Я на сознательном уровне; Я – Другие; Я – Мир; Я – Связь поколений.
4. целостность биографии: – перинатальный период (основа самоидентичности); – от рождения до 7 лет; – от 7 лет до 14 лет; – от 14 до 21 года; – взрослая жизнь как проекция периода детства.
5. целостность раскрытия ресурса: – самовосприятие на основе развития саморефлексии; – самопознание; – самовыражение; – самоактуализация; – самореализации.
Псхолого- педагогическое сопровождение –это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем последнего наиболее эффективным методом. К обучению и воспитанию, таким образом, добавляется новый компонент – педагогическая поддержка: помощь в решении проблем, в познании себя. Предмет пед. поддержки – процесс совместного с подростком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Основные принципы педагогической поддержки:
- согласие подростка на помощь и поддержку;
- опора на силы и возможности личности;
- вера в эти возможности, ориентация на способности суворовца самостоятельно преодолевать трудности;
- совместность, сотрудничество, содействие;
- конфиденциальность (анонимность);
- доброжелательность и безоценочность;
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
- «не навреди».
Цель педагогической поддержки – устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребёнка в образовании.
Дополнительно выделяют 2 вида сопровождения:
- индивидуально ориентированное – направлено на решение проблем конкретной личности;
- системно ориентированное – предупреждение и решение проблем, характерных для больших групп людей.
Основные группы проблем, решаемых в процессе психолого-педагогического сопровождения:
- определение образовательно-профессионального пути;
- овладение базовым процессом деятельности (обучения, профессиональной деятельности);
- овладение практикой межличностного взаимодействия и взаимопонимания;
- сохранение жизни и здоровья;
- овладение дополнительными процессами деятельности (способность структурировать свободное время, культура отдыха).
Этапы реализации процесса сопровождения:
1) диагностика сути проблемы, её истории и потенциальных сил её носителей;
2) поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь в решении этой проблемы;
3) обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного решения;
4) оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана.
Принципы сопровождения:
- комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребёнка;
- равнозначность программ сопровождения ребёнка в проблемной ситуации и программ предупреждения их возникновения;
- гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
- принятие сопровождающими во всех проблемных ситуациях стороны ребенка, защита его интересов и прав;
- утверждение необходимости сопровождать, а не направлять развитие.
Психолого-педагогическая сопровождение – профессиональная помощь обучаемым, направленная на предупреждение и преодоление различных проблем их развития, раскрытие внутреннего потенциала их личности, формирование нового значимого опыта решения проблем саморазвития.
Наши воспитанники СУ, с которыми систематически занимаются по такой системе, приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, выражают гнев более «пристойными» способами.
Мой 27-летний опыт работы показывает, что целенаправленное осуществление психологического сопровождения помогает подростку осознать свое состояние, запомнить свои чувства и действия, а также чувства и действия других. Это, в свою очередь, развивает обратную связь, коммуникативные умения, перцептивную и интерактивную стороны общения. Происходит это тогда, когда психолог и воспитатели совместно используют различные формы сотрудничества с суворовцем, непосредственно-эмоциональное общение, непосредственно-действенное сотрудничество, военно- патриотическое сотрудничество взводов с целью осознания социальных отношений, учебно-воспитательное сотрудничество всей роты с идеальным воспитателями и педагогами как носителями культурных норм и общих способов мышления и деятельности.
Библиографический список
- Андреева, А.Д. Преподавание психологии в современной школе / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова // Вопросы психологии. 1999. – № 2. – С. 122–127.
- На пути модернизации начального профессионального образования / Народное образование. – 2004. – № 4.
- Слободчиков, В.И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков,
Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...
Презентация "Психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса"
В системе образования России складывается особая культура в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиона...
"Методические рекомендации по разработке системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС".
Методические рекомендации....
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
презентация Психолго-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС...
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г.
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г....
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС» на 2013-2018 год. Цель программы:Создание оптимальных психолого-педагогических условий для ра...
Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»
Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»...