Урок "Речевое дыхание. Артикуляционные комплексы"
учебно-методический материал на тему
Учебное занятие по предмету "Художественное слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_.rechevoe_dykhanie.docx | 44.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КУЗЬМОЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ЛЕСКОЛОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Речевое дыхание.
Дыхательно-артикуляционные комплексы.
Учебное занятие по предмету
«Художественное слово».
Третий год обучения.
Преподаватель : Харченко Н.П.
д. Лесколово
2014 г.
Преподаватель: Харченко Нина Петровна.
Школа: Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Кузьмоловская детская школа искусств».
Учащаяся 4 класса Мельникова Мария, возраст -10 лет.
Тема учебного занятия: Речевое дыхание. Дыхательно-артикуляционные комплексы.
Цель учебного занятия: Формирование правильного речевого дыхания. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
Задачи:
Образовательные:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области техники речи;
-формирование у детей осанки для правильного речевого дыхания;
-усвоение упражнений, очищающих и развивающих дыхательный аппарат;
-умение распределять воздух на выдохе;
-усвоение упражнений на укрепление артикуляционного аппарата, работа со звуками (Л),(М),(Н);
-навыки четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать звуковую культуру речи учащихся;
- развивать и совершенствовать культуру речевого общения учащихся;
-способствовать развитию образного и творческого потенциала детей;
- развивать и совершенствовать дикционные способности учащихся ;
-формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность;
-способствовать формированию интереса к предмету «Художественное слово»;
- развивать художественный вкус и интерес к поэтическому искусству;
- использовать на уроках элементы фольклора и русской классической литературы в виде скороговорок, слайдов, аналитического и тренингового материала.
Воспитательные:
-воспитывать осознанное отношение к здоровью и жизни человека;
-воспитывать стремление к содержательным и полноценным отношениям с окружающими посредством грамотного речевого общения; - воспитывать в детях эстетический вкус на материале русской классической поэзии.
Тип урока: Комбинированный тип урока.
Форма урока: индивидуальная.
Методы урока: словесный (беседа, объяснение, разъяснение, метод зрительной наглядности);
-практический и репродуктивный(усвоение и воспроизведение умений и навыков).
Основные изучаемые понятия: речевое дыхание, артикуляционные комплексы, объём набранного воздуха, чистка дыхательных путей, продувание носа, проветривание лёгких, высокая активность языка, языковая гимнастика.
Планируемые результаты: развитие умений и навыков, получение и первичное закрепление новых знаний. Закрепление в практических упражнениях теоретических знаний и артикуляционных навыков, повышение у учащихся интереса к предмету «Художественное слово» путём применения различных форм деятельности.
Структура урока:
- Организационный момент. –2 минуты.
- Коррекция осанки. – 6 минут.
- Чистка дыхательных путей. – 8 минут.
- Текст-тренинг. – 5 минут.
- Языковая гимнастика. –4 минуты.
- Скороговорки.– 4 минуты.
- Выразительное чтение стихотворения. –7 минут.
- Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. – 2 минуты.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. – 2 минуты.
Использованная литература:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М., Гном-Пресс, 1998.
2.Новиковская О.И. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников . АСТ, Сова, ВКТ , 2011.
3. Куликовская Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
М., 2007.
4.Титова А.А.Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу «Сценическая речь»-М.,1981.
5.Савкова З.В. Техника звучащего слова. М.,1988
6.Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической речи.М.,Просвещение,1967.
Материально-техническое оснащение занятия:
- Занятие проведено в классе музыкально-теоретических дисциплин № 24 (30 кв.м.)
- Класс полностью укомплектован мебелью для учеников (5 ученических столов, 10 стульев, стол для преподавателя, шкафы для наглядных пособий).
- Рояль.
- Технические средства обучения:
- музыкальный центр;
- ноутбук;
- проектор;
- интерактивная приставка Mimio,
- магнитно-маркерная доска;
- синтезатор.
- Наглядный и раздаточный материал:
- карточки с упражнениями, слайды с показом правильного выполнения упражнений.
6.Аудиозаписи: П.И.Чайковский «Детский альбом»(«Марш деревянных солдатиков», «Сладкая грёза», «Немецкая песенка»). Исп. н.а. России М.Плетнёв.
Ход урока:
Учитель: Здравствуй, Маша! Сегодня на уроке мы будем заниматься речевым дыханием. Мы познакомимся с комплексом упражнений, которые помогут нам правильно дышать и свободно владеть своим речевым аппаратом во время речевого процесса, а это, в свою очередь, сделает нашу речь более красивой, выразительной и привлекательной для окружающих.
Начинать следует с правильной осанки. В результате неправильной посадки за партой, перед компьютером, телевизором наша осанка искажается, спина сутулится. Сутулая спина – вогнутая грудь. Такая осанка не только некрасиво выглядит, но и не позволяет взять хороший глубокий вдох. Плохая осанка – неверное дыхание – затруднённая речь.
Сейчас мы познакомимся с комплексом упражнений, позволяющим корректировать осанку. (Карточка №1, слайд№1)
1.Встать спиной к стене, пятками упереться в стену.
2.Затылок, лопатки, ягодицы прижать к стене.
3.Развернуть плечи, втянуть живот, поясницу держать прямо.
4.Взгляд обращён вперёд, подбородок параллелен полу.
5.Повернуть голову вправо-влево, не отрывая затылок от стены.
6.Расслабиться, потрясти руками.
7.Сделать несколько шагов вперёд, вернуться спиной к стене, проверить осанку.
Упражнение выполняется два раза под музыку(«Марш деревянных солдатиков»).
Учитель: Полноценное дыхание – важнейшее условие красивого голоса и выразительной речи. Для его осуществления необходимо регулярно выполнять «продувание носа» и «проветривание лёгких». «Продуванием носа» мы удаляем вредные микробы, которые очень любят селиться в носу. Это упражнение также выполняется стоя. (Карточка №2, слайд №2)
1. Прижать указательным пальцем правую ноздрю – вдох через левую ноздрю
2.Прижать указательным пальцем левую ноздрю – вдох через правую ноздрю.
Упражнение выполняется три раза под музыку(«Сладкая грёза»).
1.Прижать указательным пальцем левую ноздрю – вдох через правую ноздрю.
2.Прижать указательным пальцем правую ноздрю – вдох через левую ноздрю.
Упражнение выполняется три раза под музыку(«Сладкая грёза»).
Лёгкие «проветриваем», как будто надуваем воздушный шарик (Карточка №3, слайд №3): сначала делаем длинный полный глубокий вдох через нос, затем, вытянув губы трубочкой, мощно выдыхаем в воображаемый воздушный шарик.
Упражнение выполняется три раза под музыку(«Сладкая грёза»).
Так мы предварительно очистили лёгкие и продолжаем их «проветривать».(Карточка №4, слайд №4)
1.На 4 счёта – вдох через нос.
2.На 4 счёта – задержка дыхания в лёгких.
3.На 4 счёта – выдохнуть часть воздуха через «трубочку»
4.На 4 счёта – задержка дыхания в лёгких.
5.На 4 счёта - выдохнуть часть воздуха через «трубочку»
6. На 4 счёта – задержка дыхания в лёгких.
7. На 4 счёта - выдохнуть часть воздуха через «трубочку»
8. На 4 счёта – задержка дыхания в лёгких.
9.Выдохнуть через «трубочку» весь оставшийся воздух.
Упражнение выполняется три раза под музыку(«Сладкая грёза»).
Учитель: Мастерство дыхания заключается не в том, чтобы набрать в лёгкие как можно больше воздуха, а в том, чтобы правильно распределить воздух на выдохе. Объёма набранного воздуха должно хватить на целую фразу или несколько фраз в процессе выдоха. Научиться этому нам поможет текст-тренинг (Карточка №5)
Текст-тренинг
(Вдох) Жили в квартире сорок четыре
Сорок четыре весёлых чижа (вдох):
Чиж – судомойка,
Чиж – поломойка,
Чиж – огородник,
Чиж – водовоз. (Вдох)
Чиж – за кухарку,
Чиж – за хозяйку,
Чиж – на посылках,
Чиж – трубочист. (Вдох)
Спать захотели – стелют постели
Сорок четыре весёлых чижа (вдох):
Чиж – на кровати,
Чиж – на диване,
Чиж – на корзине,
Чиж – на скамье (вдох),
Чиж – на коробке,
Чиж – на катушке,
Чиж – на бумажке,
Чиж – на полу.
Упражнение выполняется три раза.
Учитель: В русской речи есть звуки, которые произносятся трудно, только благодаря высокой активности языка, их можно произнести чисто и разборчиво: Л,Н,М,Р.
Чтобы приучить язык работать с максимальной активностью, необходимо систематически тренировать его с помощью специальных упражнений, называемых языковой гимнастикой.(Карточка №6)
1.Упражнение называется «Кисть». Кончик языка загибаем к нёбу и, не разгибая, возвращаем в исходное положение.
2.Кончик языка с силой упираем в передние верхние зубы, держим 5 секунд, возвращаем в исходное положение.
3.Язык делаем «жалом», выдвигаем «жало» вперёд, вправо, влево, опять за зубы.
4.Язык делаем «лопаточкой», выдвигаем «лопаточку» на край нижней губы, затем – верхней губы.
5.Кончиком языка, как щёткой, чистим зубы с внешней стороны, затем – с внутренней.
6.Зажимаем кончик языка между зубами и произносим сочетания звуков: ЛРИ, ЛРЭ, ЛРА, ЛРО, ЛРУ, ЛРЫ.
7.Кончик языка упираем в корни верхних зубов и очень энергично произносим звук Н, чтобы нос внутри дрожал от напора воздуха.
8.Смыкаем губы и произносим звук М, чтобы он дрожал на губах и слегка щекотал их.
Каждое упражнение выполняется три раза под музыку(«Немецкая песенка»).
Учитель: К языковой гимнастике относится и произнесение скороговорок, они, как камешки, обкатывают язык и делают его более подвижным и послушным.
Скороговорки. (Карточка №7).
1.На мели мы налима лениво ловили,
И меняли налима вы мне на линя…
2.У придворных Лимонов колокольчики были серебряные, а у солдат-лимончиков – бронзовые.
3.Мылом, мылом, мылом, мылом умывался без конца, смыл и ваксу, и чернила с неумытого лица.
4.Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
5.Наш Полкан попал в капкан.
6.Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.
Учитель: Умение правильного плавного произнесения трудных звукосочетаний и правильного распределения воздуха на выдохе мы постараемся закрепить, выразительно читая стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел»(Карточка №8)
Сначала разбираем самостоятельно, концентрируя внимание на постановке дыхания и подчёркнутых звукосочетаниях.
Ангел
(Вдох)По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
(Вдох)И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
(Вдох)Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
(Вдох)О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
(Вдох)Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
(Вдох)И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
(Вдох)И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
(Вдох)И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Выразительное чтение стихотворения на оценку.
Учитель: Итак, Маша, чему мы научились сегодня на уроке?
Ученица: Сегодня на уроке мы научились
правильно держать спину, чтобы правильно дышать;
«продувать нос» и «проветривать лёгкие»;
правильно распределять воздух на выдохе;
выполнять гимнастику для языка;
произносит трудные звукосочетания.
Учитель: А для чего нам нужны эти умения?
Ученица: Эти умения нужны каждому человеку, чтобы правильно работал его речевой аппарат и речь была красивой и понятной окружающим.
Учитель: А как ты думаешь, почему для выразительного чтения мы сегодня выбрали стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел»?
Ученица: Этот год юбилейный: со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова исполнилось 200 лет. А в стихотворении «Ангел» много звукосочетаний с Л,М,Н,Р.
Учитель: Ты, Маша, молодец, очень хорошо работала и усвоила урок на «отлично».
Дома по карточкам будешь выполнять упражнения для осанки, дыхательную гимнастику и гимнастику для языка;
тренироваться в произнесении скороговорок;
а стихотворение «Ангел» нужно выучить наизусть.
На этом наш урок окончен. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...
Комплексы артикуляционной гимнастики
Комплексы артикуляционной гимнастики...
Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"
Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...
Комплекс артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков, комплекс для отработки движений и положений губ и языка
Упражнения на развитие артикуляционной моторики...
Методика преодолений нарушений артикуляционного праксиса, развития речевого дыхания, функций глотания в работе логопеда при дизартрии
Нарушения артикуляционного праксиса при дизартрии....
Фрагмент занятия по речевому дыханию «Листья по ветру летят!» ( с элементами артикуляционной гимнастики).
Фрагмент занятия по речевому дыханию «Листья по ветру летят!» ( с элементами артикуляционной гимнастики)....
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА И ПРАВИЛЬНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ
Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать...