Урок "Речевое дыхание. Артикуляционные комплексы"
учебно-методический материал на тему

Харченко Нина Петровна

Учебное занятие по предмету "Художественное слово" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_.rechevoe_dykhanie.docx44.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ                        КУЗЬМОЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ                ЛЕСКОЛОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Речевое дыхание.

Дыхательно-артикуляционные комплексы.

Учебное занятие по предмету

«Художественное слово».

Третий год обучения.

 Преподаватель : Харченко Н.П.

д. Лесколово

2014 г.

Преподаватель: Харченко  Нина  Петровна.

Школа: Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Кузьмоловская детская школа искусств».

Учащаяся 4 класса Мельникова Мария,  возраст -10 лет.

Тема учебного занятия: Речевое дыхание. Дыхательно-артикуляционные комплексы. 

Цель учебного занятия: Формирование правильного речевого дыхания. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Задачи:

Образовательные:

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области техники речи;

-формирование у детей осанки для правильного речевого дыхания;

-усвоение упражнений, очищающих и развивающих дыхательный аппарат;

-умение распределять воздух на выдохе;

-усвоение упражнений на укрепление артикуляционного аппарата, работа со звуками (Л),(М),(Н);

-навыки четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Развивающие:

       -   развивать и совершенствовать звуковую культуру речи учащихся;

       -  развивать и совершенствовать  культуру речевого общения учащихся;

        -способствовать развитию образного и творческого потенциала детей;

- развивать и совершенствовать  дикционные способности учащихся ;

-формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность;

-способствовать формированию интереса к предмету «Художественное слово»;

- развивать художественный вкус и интерес к поэтическому искусству;

- использовать на уроках элементы фольклора и русской классической литературы в виде скороговорок, слайдов, аналитического и тренингового материала.

Воспитательные: 

-воспитывать  осознанное отношение к здоровью и жизни человека;

-воспитывать стремление к содержательным и полноценным отношениям с окружающими посредством грамотного речевого общения;      - воспитывать в детях эстетический вкус на материале русской классической поэзии.

Тип урока: Комбинированный тип урока.

Форма урока: индивидуальная.

Методы урока: словесный (беседа, объяснение, разъяснение, метод зрительной наглядности);

-практический и репродуктивный(усвоение и воспроизведение умений и навыков).

Основные изучаемые понятия: речевое дыхание, артикуляционные комплексы, объём набранного воздуха, чистка дыхательных путей, продувание носа, проветривание лёгких, высокая активность языка, языковая гимнастика.

Планируемые результаты: развитие умений и навыков,  получение и первичное закрепление новых знаний. Закрепление в практических упражнениях теоретических знаний и артикуляционных навыков, повышение у учащихся интереса к предмету «Художественное слово» путём применения различных форм деятельности.

Структура урока:

  1. Организационный момент. –2 минуты.
  2. Коррекция осанки. – 6 минут.
  3. Чистка дыхательных путей. – 8 минут.
  4. Текст-тренинг. – 5 минут.
  5. Языковая гимнастика. –4 минуты.
  6. Скороговорки.– 4 минуты.
  7. Выразительное чтение стихотворения. –7 минут.
  8. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. – 2 минуты.
  9.  Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. – 2 минуты.

Использованная литература:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений.    М., Гном-Пресс, 1998.  

2.Новиковская О.И. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников . АСТ, Сова, ВКТ , 2011.

3. Куликовская Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

М., 2007.

4.Титова А.А.Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу «Сценическая речь»-М.,1981.

5.Савкова З.В. Техника звучащего слова. М.,1988

6.Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической речи.М.,Просвещение,1967.

                     Материально-техническое оснащение занятия:

  1. Занятие проведено в классе музыкально-теоретических дисциплин № 24 (30 кв.м.)
  2. Класс полностью укомплектован мебелью для учеников (5 ученических столов, 10 стульев, стол для преподавателя, шкафы для наглядных пособий).
  3. Рояль.
  4. Технические средства обучения:
  • музыкальный центр;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • интерактивная приставка Mimio,
  • магнитно-маркерная доска;
  • синтезатор.
  1.  Наглядный и раздаточный материал:
  • карточки с упражнениями, слайды с показом правильного выполнения упражнений.

        6.Аудиозаписи: П.И.Чайковский «Детский альбом»(«Марш деревянных солдатиков», «Сладкая грёза», «Немецкая песенка»). Исп. н.а. России М.Плетнёв.

                                          Ход урока:

Учитель: Здравствуй, Маша! Сегодня на уроке мы  будем заниматься речевым дыханием. Мы познакомимся с комплексом упражнений, которые помогут нам правильно дышать и свободно владеть своим речевым аппаратом  во время речевого процесса, а это, в свою очередь, сделает нашу речь более красивой, выразительной и привлекательной для окружающих.

Начинать следует с правильной осанки. В результате неправильной посадки за партой, перед компьютером, телевизором наша осанка искажается, спина сутулится. Сутулая спина – вогнутая грудь. Такая осанка не только некрасиво выглядит, но и не позволяет взять хороший глубокий вдох. Плохая осанка – неверное дыхание – затруднённая речь.

Сейчас мы познакомимся с комплексом упражнений, позволяющим корректировать осанку. (Карточка №1, слайд№1)

1.Встать спиной к стене, пятками упереться в стену.

2.Затылок, лопатки, ягодицы прижать к стене.

3.Развернуть плечи, втянуть живот, поясницу держать прямо.

4.Взгляд обращён вперёд, подбородок параллелен полу.

5.Повернуть голову вправо-влево, не отрывая затылок от стены.

6.Расслабиться, потрясти руками.

7.Сделать несколько шагов вперёд, вернуться спиной к стене, проверить осанку.

Упражнение выполняется два раза под музыку(«Марш деревянных солдатиков»).

Учитель: Полноценное дыхание – важнейшее условие красивого голоса и выразительной речи. Для его осуществления необходимо регулярно выполнять «продувание носа» и «проветривание лёгких». «Продуванием носа» мы удаляем вредные микробы, которые очень любят селиться в носу. Это упражнение также выполняется стоя. (Карточка №2, слайд №2)

1. Прижать указательным пальцем правую ноздрю – вдох через левую ноздрю

 2.Прижать указательным пальцем левую ноздрю – вдох через правую ноздрю.

Упражнение выполняется три раза под музыку(«Сладкая грёза»).

1.Прижать указательным пальцем левую ноздрю – вдох через правую ноздрю.

2.Прижать указательным пальцем правую ноздрю – вдох через левую ноздрю.

Упражнение выполняется три раза под музыку(«Сладкая грёза»).

Лёгкие «проветриваем», как будто надуваем воздушный шарик (Карточка №3, слайд №3): сначала делаем длинный полный глубокий вдох через нос, затем, вытянув губы трубочкой, мощно выдыхаем в воображаемый воздушный шарик.

Упражнение выполняется три раза под музыку(«Сладкая грёза»).

Так мы предварительно очистили лёгкие и продолжаем их «проветривать».(Карточка №4, слайд №4)

1.На 4 счёта – вдох через нос.

2.На 4 счёта – задержка дыхания в лёгких.

3.На 4 счёта – выдохнуть часть воздуха через «трубочку»

4.На 4 счёта – задержка дыхания в лёгких.

5.На 4 счёта - выдохнуть часть воздуха через «трубочку»

6. На 4 счёта – задержка дыхания в лёгких.

7. На 4 счёта - выдохнуть часть воздуха через «трубочку»

8. На 4 счёта – задержка дыхания в лёгких.

9.Выдохнуть через «трубочку» весь оставшийся воздух.

Упражнение выполняется три раза под музыку(«Сладкая грёза»).

Учитель: Мастерство дыхания заключается не в том, чтобы набрать в лёгкие как можно больше воздуха, а в том, чтобы правильно распределить воздух на выдохе. Объёма набранного воздуха должно хватить на целую фразу или несколько фраз в процессе выдоха. Научиться этому нам поможет текст-тренинг (Карточка №5)

           Текст-тренинг

       (Вдох) Жили в квартире сорок четыре

Сорок четыре весёлых чижа (вдох):

Чиж – судомойка,

Чиж – поломойка,

Чиж – огородник,

Чиж – водовоз. (Вдох)

Чиж – за кухарку,

Чиж – за хозяйку,

Чиж – на посылках,

Чиж – трубочист. (Вдох)

Спать захотели – стелют постели

Сорок четыре весёлых чижа (вдох):

Чиж – на кровати,

Чиж – на диване,

Чиж – на корзине,

Чиж – на скамье (вдох),

Чиж – на коробке,

Чиж – на катушке,

Чиж – на бумажке,

Чиж – на полу.

Упражнение выполняется три раза.

 Учитель: В русской речи есть звуки, которые произносятся трудно,       только благодаря высокой активности языка, их можно произнести чисто и разборчиво: Л,Н,М,Р.

Чтобы приучить язык работать с максимальной активностью, необходимо систематически тренировать его с помощью специальных упражнений, называемых языковой гимнастикой.(Карточка №6)

1.Упражнение называется «Кисть». Кончик языка загибаем к нёбу и, не разгибая, возвращаем в исходное положение.

2.Кончик языка с силой упираем в передние верхние зубы, держим 5 секунд, возвращаем в исходное положение.

3.Язык делаем «жалом», выдвигаем «жало» вперёд, вправо, влево, опять за зубы.

4.Язык делаем «лопаточкой», выдвигаем «лопаточку» на край нижней губы, затем – верхней губы.

5.Кончиком языка, как щёткой, чистим зубы с внешней стороны, затем – с внутренней.

6.Зажимаем кончик языка между зубами и произносим сочетания звуков: ЛРИ, ЛРЭ, ЛРА, ЛРО, ЛРУ, ЛРЫ.

7.Кончик языка упираем в корни верхних зубов и очень энергично произносим звук Н, чтобы нос внутри дрожал от напора воздуха.

8.Смыкаем губы и произносим звук М, чтобы он дрожал на губах и слегка щекотал их.

Каждое упражнение выполняется три раза под музыку(«Немецкая песенка»).

Учитель: К языковой гимнастике относится и произнесение скороговорок, они, как камешки, обкатывают язык и делают его более подвижным и послушным.

        Скороговорки. (Карточка №7).

1.На мели мы налима лениво ловили,

   И меняли налима вы мне на линя…

2.У придворных Лимонов колокольчики были серебряные, а у солдат-лимончиков – бронзовые.

3.Мылом, мылом, мылом, мылом умывался без конца, смыл и ваксу, и чернила с неумытого лица.

4.Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

5.Наш Полкан попал в капкан.

6.Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.

Учитель: Умение правильного плавного произнесения трудных звукосочетаний и правильного распределения воздуха на выдохе мы постараемся закрепить, выразительно читая стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел»(Карточка №8)

Сначала разбираем самостоятельно, концентрируя внимание на постановке дыхания и подчёркнутых звукосочетаниях.

               Ангел
(Вдох)По небу полуночи ангел летел,
     И тихую песню он пел,
(Вдох)И месяц, и звезды, и тучи толпой
     Внимали той песне святой.
(Вдох)Он пел о блаженстве безгрешных духов
     Под кущами райских садов,
(Вдох)О Боге великом он пел, и хвала
     Его непритворна была.
(Вдох)Он душу младую в объятиях нес
     Для мира печали и слез;
(Вдох)И звук его песни в душе молодой
     Остался - без слов, но живой.
(Вдох)И долго на свете томилась она,
     Желанием чудным полна,
(Вдох)И звуков небес заменить не могли
     Ей скучные песни земли.

 Выразительное чтение стихотворения на оценку.

Учитель: Итак, Маша,  чему мы научились сегодня на уроке?

Ученица: Сегодня на уроке мы научились

 правильно держать спину, чтобы правильно дышать;

«продувать нос» и «проветривать лёгкие»;

правильно распределять воздух на выдохе;

выполнять гимнастику для языка;

произносит трудные звукосочетания.

Учитель: А для чего нам нужны эти умения?

Ученица: Эти умения нужны каждому человеку, чтобы правильно работал его речевой аппарат и речь была красивой и понятной окружающим.

Учитель: А как ты думаешь, почему для выразительного чтения мы сегодня выбрали стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел»?

Ученица: Этот год юбилейный: со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова исполнилось 200 лет. А в стихотворении «Ангел» много звукосочетаний с Л,М,Н,Р.

Учитель: Ты, Маша,  молодец, очень хорошо работала и усвоила урок на «отлично».

Дома  по карточкам будешь выполнять упражнения для осанки, дыхательную гимнастику и гимнастику для языка;

 тренироваться в произнесении скороговорок;

а стихотворение «Ангел» нужно выучить  наизусть.

На этом наш урок окончен. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики...

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

Фрагмент занятия по речевому дыханию «Листья по ветру летят!» ( с элементами артикуляционной гимнастики).

Фрагмент  занятия по речевому дыханию «Листья по ветру летят!» ( с элементами артикуляционной гимнастики)....

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА И ПРАВИЛЬНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать...