Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения
статья
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-Сале
Тема на МО: «Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ОВЗ в условиях
образовательного учреждения»
Подготовила
педагог-психолог
1 категории
Слипко Л.И.
2017-2018 учебного года
Выбор профессии - одна из важных жизненных задач. Трудовое становление личности в любых социально- экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. Важной задачей профориентации в коррекционной школе является формирование психологической готовности обучающегося с ОВЗ к профессиональному самоопределению, ненавязчивое сопровождение в подготовке к выбору профессии.
Профессиональная ориентация - длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека. Психологи выделяют 4 этапа постижения детьми и подростками мира профессий, формирования ценностно - смысловых сторон профессионального труда. В соответствии с особенностями этих этапов необходимо формировать план психологического сопровождения профессионального становления обучающихся.
Психологи выделяют 4 этапа:
1. Эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру - людям труда.
2. Пропедевтический (1-4 класс), в ходе которого происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни общества, развитие интересов к распространенным профессиям.
3.Поисково-зондирующий (5-7 класс) формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
4. Профильная ориентация (8-9 класс) период развития профессионального самопознания, сформированности у школьника личностного смысла выбора направления образования.
Проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ. У большинства детей с ОВЗ, выпадает полностью или частично первый этап эмоционально-образного трудового развития. Это означает, что отсутствуют условия, необходимые для успешного протекания второго этапа и последующих этапов.
Для обучающихся с ОВЗ характерны: -низкий интеллект, -проблемы медико - социального характера, -социально-педагогическая запущенность - эмоциональная незрелость, - импульсивность, -неуверенность в себе, -недостаток воли, -агрессивность, инфантильность, -неприятие самого себя, как личности, все эти психологические особенности мешают сознательному выбору своей судьбы, профессиональному самоопределению.
Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ начинается с начальной школы и включает в себя: - всестороннею психологическую диагностику -коррекционно-развивающие занятия умственной деятельности; -коррекционно-развивающие занятия эмоционально-волевой сферы; -коррекционно-развивающие занятия коммуникативной сферы; -изучение психологических особенностей личности, личностного потенциала; -помощь в определении и развитии способностей, наклонностей, интересов обучающихся.
Методы применяемые в работе:
1.Игровая терапия.
2.Рисуночная терапия.
3.Музыка терапия.
4.Сказочная терапия.
5.Песочная терапия.
6.Релаксация.
Таким образом, у обучающихся к 8-9 классу формируется психологическая готовность и потребность к профессиональному самоопределению. Профессиональные пробы помогают сделать окончательный выбор профессии и учебного заведения.
Профессиональные пробы профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Психологическое сопровождение профессиональных проб обучающихся с ОВЗ.
1.Диагностика.
2. Знакомство с миром профессий.
3.Соотношение хочу-могу-надо.
4.Профориентационные тренинги.
5.Консультирование в процессе прохождения профессиональных проб.
6. Повторная диагностика.
При психологическом сопровождении обучающихся с ОВЗ необходимо учитывать не только профессиональные интересы и склонности (что хочу), но и помочь оценить, профессионально важные качества: здоровье, образование и способности, которые определяют, в конечном счете, профессиональную пригодность и возможности обучающихся с ОВЗ. (что могу ). Сориентировать обучающихся в мире профессий, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, т.е. что сегодня обществу "надо".
Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен.
Вывод: формирование психологической готовности обучающихся с ОВЗ к профессиональному самоопределению необходимо начинать с начальной школы развивая интеллектуальные, личностные, коммуникативные и трудовые качества.
В нашей школе благодаря выстроенной системе профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ все выпускники девятых классов уже к концу учебного года определяются с профессией и учебным заведением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"
Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ с углубленным изу...
Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...
Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "
Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями
Особенности профессионального самоопределения детей с ОВЗВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности...
Формирование информационной инфраструктуры в системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга
Проблема формирование информационной инфраструктуры в системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга...