Эффективность коррекционной работы с применением компьютерного логотерапевтического комплекса по методу ДАС-БОС.
материал на тему

Шабельникова Клавдия Степановна
Применение логотерапевтического метода ДАС-БОС в комплексном подходе к устранению речевых нарушений у детей значительно повышает качество и эффективность работы логопеда по коррекции функционального состояния организма и речевого развития обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_logobos_2013-14_uch_g_od.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ эффективности коррекционной работы с применением  

логотерапевтического метода ДАС-БОС за 2013 – 2014учебный год.

 

 Цель:

 коррекция речевых нарушений и функционального состояния  у детей младшего школьного возраста по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца

 Коррекционные задачи:

1. При заикании, логоневрозах, нарушениях темпо-ритмической организации речи:

  • Устранение тревожных состояний, обшеневротических  и логоневротических проявлений (звукофобий, логофобий, речевой тревоги, речевой неуверенности, фиксации на дефекте речи).
  • Формирование адекватного отношения к своему дефекту речи.
  • Развитие уверенного речевого поведения.
  • Социальная адаптация личности пациента.
  • Профилактика рецидивов и возникновения заикания.

2. При дизартрии, дислалии:

  • Закрепление новых правильных кинестезий от артикуляционного аппарата и дальнейшее развитие артикуляционного праксиса (координации дыхания, голосообразования, артикуляции).
  • Преодоление расстройств ритма и темпа речи, развитие просодической стороны речи.
  • Формирование и развитие звукового анализа и синтеза.
  • Развитие лексико-грамматической стороны речи.

3. При нарушениях чтения и письма (дислексии, дисграфии):

  • Координация деятельности речезрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов.
  • Функциональный тренинг
  • Развитие зрительного гнозиса.
  • Подготовка глаз к чтению и письму.

    Логотерапевтические сеансы проводились на индивидуальных  занятиях 1-3 раза в неделю в зависимости от речевой патологии. Были охвачены учащиеся  1-4-х классов, кадетский класс, учащиеся 9, 10 классов.

Результаты эффективности коррекции речи и функционального состояния методом ДАС-БОС отражены в следующей таблице.

№п/п

Ф.И. обучающегося

Класс

Диагноз

Количество сеансов

*Динамика

всего   с БОС

С реч

нагрузкой

Общего состояния

Речевого развития

++

+

0

-

++

+

0

-

1

Абдулхаджиев Ам

логоневроз

20

10

*

*

2

Алексеев Данил

дизартрия

20

10

*

*

3

Бурдин Егор

дизартрия

30

10

*

*

4

Кириленко Варя

ротоцизм

15

10

*

*

5

Коляскин Саша

дизартрия

11

6

*

*

6

Крупская Варя

ротоцизм

15

10

*

*

7

Куликов Илья

ротоцизм

18

13

*

*

8

Ахмерова Алина

ротоцизм

15

10

*

*

9

Гасанова Айгюнь

билингвизм

15

10

*

*

10

Коченков Семён

сигматизм

10

5

*

*

11

Одинцова Вика

ротоцизм

25

10

*

*

12

Пуртова Карина

ротоцизм

20

5

*

*

13

Сеитов Валентин

ламбдацизм

12

5

*

*

14

Пендерев Руслан

ротоцизм

19

10

*

*

15

Петрученко Артё

дизартрия

15

10

*

*

16

Овсянникова Наст

ротоцизм

20

5

*

*

17

Умаров Тамерлан

сигматизм

30

5

*

*

18

Фабрициус Алекс

ламбдацизм

15

7

*

*

19

Харченко Маша

ротоцизм

15

10

*

*

20

Ходецкий Миросл

дизартрия

10

5

*

*

21

Володин Дима

дисграфия

20

15

*

*

22

Жидков Илья

дисграфия

20

15

*

*

23

Туснина Лера

дисграфия

15

10

*

*

24

Фаттахова Катя

дисграфия

15

10

*

*

25

Карагодова Даша

дисграфия

15

10

*

*

26

Озёрский Данил

дислексия

15

10

*

*

27

Газиев Азат

дислексия

15

10

*

*

28

Осотов Никита

дислексия

15

10

*

*

29

Фищенко Саша

дислексия

15

10

*

*

30

Брезгулевский Дм

10

логоневроз

20

15

*

*

Общий показатель эффективности

коррекции сприменением метода

ДАС-БОС

515

230

14 46%

16-54%

-

0%

-

0%

6-20%

24-80%

-

0

%

-

0%

 ( + + ) – со значительным улучшением  

(+) – с улучшением

  1. – без динамики

(-) – отрицательная динамика

Таблица №2  Показатели динамики эффективности коррекции речевого развития с                 применением метода ДАС-БОС за 2013-2014 уч. году.

Критерии оценки речевого развития с применением метода ДАС-БОС

Физиологическое состояние

Состояние развития речи

Количество

%

Количество

%

Со значительным улучшением

14

46%

6

20%

С улучшением

16                

54%

24

80%

Без динамики

нет

0%

нет

0%

С отрицательной динамикой

нет

0%

нет

0%

У 30 учащихся, прошедших курс реабилитации по методу ДАС-БОС, отмечается положительная динамика физиологического состояния и речевого развития из них:

14 учащихся со значительным улучшением  физиологического состояния организма, что составляет 46%

16   учащихся с улучшением физиологического состояния организма,  что составляет 54%

Без динамики нет.  С ухудшением состояния – нет.

6  учащихся со значительным улучшением развития речевых функций, что составляет 20%

24  учащихся с улучшением развития речевых функций, что составляет 80%.

Без динамики нет.  С ухудшением речевого развития – нет.

        В результате проведенных сеансов у детей сформировалось понимание связи физиологических процессов, происходящих в организме, и сигналов поступающих на экран монитора. А также развитие навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Это способствовало  совершенствованию координации работы речеобразующего аппарата: дыхания артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе. Объективизация физиологических параметров во время тренинга значительно ускоряет и облегчает работу над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, логическим и интонационным ударением, динамикой)

Вывод:

Применение метода ДАС-БОС в комплексном подходе к устранению речевых нарушений у детей значительно повышает качество и эффективность работы логопеда по коррекции функционального состояния организма и речи учащихся.

            Преимущество метода состоит в том, что ЛОГОБОС  гармонично сочетается с любыми традиционными логопедическими методиками. У 76% учащихся постановка звуков прошла значительно быстрее, чем обычно. Это происходит потому, что под контролем приборов ЛОГОБОС вырабатывается навык произвольной регуляции дыхания: силы, длительности и плавности выдыхаемой воздушной струи, что чрезвычайно важно при постановке большей части звуков.

  • Появляется возможность быстрее и под контролем физиологических параметров, а значит - объективно, синхронизировать дыхание, артикуляцию, голосоподачу.
  • Успешнее идет работа по формированию связной речи.
  • Использование игровых форм в коррекционных сеансах ЛОГОБОС значительно повышает эффективность занятий, за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка.
  • Положительная динамика, как отмечают педагоги и родители, появляется не только в речи, но и в поведении детей: резко пошли на убыль эпизоды неадекватного поведения детей, они стали спокойнее, доброжелательнее к сверстникам, взрослым, практически исчезли аффективные вспышки.
  • В результате применения диафрагмально-релаксационного дыхания улучшилось психоэмоциональное состояние, увеличились память, внимание, работоспособность большей части детей.

Проблемы

      Работа по методу ДАС-БОС «логотерапевтический» идёт сверх обычной нагрузки логопеда. Расписание уроков предусматривает недостаточное количество часов для индивидуальных занятий с учащимися, на которых проводятся сеансы ЛОГОБОС.

 Проведенного количества сеансов недостаточно для коррекции всех проявлений речевых нарушений;

Предложения

     Необходимо продумать вопрос и об официальном статусе специалиста по ЛОГОБОС или введении дополнительных часов на осуществление работы по методу ДАС-БОС.

В 2014-2015 учебном году приступить ко 2-ому этапу обучения фонационному дыханию. при коррекции тяжёлых речевых нарушений пересмотреть организацию работы с применением метода биологической обратной связи, не только  в плане увеличения количества сеансов, но и в плане, введения нового речевого материала и его распределения в структуре сеанса.

20.05.2014г.                                    Специалист по ЛОГОБОС:____________   Шабельникова К.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида

Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...

Пути повышения эффективности коррекционной работы на уроках биологии

          Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с общим недоразвитием речи  является коррекция речевого дефекта, работа по развитию эмоци...

Модифицированная программа по «Коррекции речи и функционального состояния учащихся с применением логотерапевтического компьютерного комплекса по методу ДАС-БОС»

    В последние годы как у нас в стране так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца (метода ДАС-БОС), разра...

"Анималотерапия - метод, повышающий эффективность коррекционной работы с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости"

В данной статье представлен опыт использования педагогом-психологом метода анималотерапии в работе с глубоко умственно отсталыми детьми. Данный метод - инновационный  для школьной практики, досту...

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат...

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к ним

Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию. Особенности нарушения речи у обучающихся обуславливают дополнительные специфические задачи при...