Эффективность коррекционной работы с применением компьютерного логотерапевтического комплекса по методу ДАС-БОС.
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_logobos_2013-14_uch_g_od.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ эффективности коррекционной работы с применением
логотерапевтического метода ДАС-БОС за 2013 – 2014учебный год.
Цель:
коррекция речевых нарушений и функционального состояния у детей младшего школьного возраста по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца
Коррекционные задачи:
1. При заикании, логоневрозах, нарушениях темпо-ритмической организации речи:
- Устранение тревожных состояний, обшеневротических и логоневротических проявлений (звукофобий, логофобий, речевой тревоги, речевой неуверенности, фиксации на дефекте речи).
- Формирование адекватного отношения к своему дефекту речи.
- Развитие уверенного речевого поведения.
- Социальная адаптация личности пациента.
- Профилактика рецидивов и возникновения заикания.
2. При дизартрии, дислалии:
- Закрепление новых правильных кинестезий от артикуляционного аппарата и дальнейшее развитие артикуляционного праксиса (координации дыхания, голосообразования, артикуляции).
- Преодоление расстройств ритма и темпа речи, развитие просодической стороны речи.
- Формирование и развитие звукового анализа и синтеза.
- Развитие лексико-грамматической стороны речи.
3. При нарушениях чтения и письма (дислексии, дисграфии):
- Координация деятельности речезрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов.
- Функциональный тренинг
- Развитие зрительного гнозиса.
- Подготовка глаз к чтению и письму.
Логотерапевтические сеансы проводились на индивидуальных занятиях 1-3 раза в неделю в зависимости от речевой патологии. Были охвачены учащиеся 1-4-х классов, кадетский класс, учащиеся 9, 10 классов.
Результаты эффективности коррекции речи и функционального состояния методом ДАС-БОС отражены в следующей таблице.
№п/п | Ф.И. обучающегося | Класс | Диагноз | Количество сеансов | *Динамика | ||||||||
всего с БОС | С реч нагрузкой | Общего состояния | Речевого развития | ||||||||||
++ | + | 0 | - | ++ | + | 0 | - | ||||||
1 | Абдулхаджиев Ам | 1а | логоневроз | 20 | 10 | * | * | ||||||
2 | Алексеев Данил | 1в | дизартрия | 20 | 10 | * | * | ||||||
3 | Бурдин Егор | 1а | дизартрия | 30 | 10 | * | * | ||||||
4 | Кириленко Варя | 1г | ротоцизм | 15 | 10 | * | * | ||||||
5 | Коляскин Саша | 1б | дизартрия | 11 | 6 | * | * | ||||||
6 | Крупская Варя | 1б | ротоцизм | 15 | 10 | * | * | ||||||
7 | Куликов Илья | 1г | ротоцизм | 18 | 13 | * | * | ||||||
8 | Ахмерова Алина | 1в | ротоцизм | 15 | 10 | * | * | ||||||
9 | Гасанова Айгюнь | 1в | билингвизм | 15 | 10 | * | * | ||||||
10 | Коченков Семён | 1в | сигматизм | 10 | 5 | * | * | ||||||
11 | Одинцова Вика | 1в | ротоцизм | 25 | 10 | * | * | ||||||
12 | Пуртова Карина | 1в | ротоцизм | 20 | 5 | * | * | ||||||
13 | Сеитов Валентин | 1б | ламбдацизм | 12 | 5 | * | * | ||||||
14 | Пендерев Руслан | 1а | ротоцизм | 19 | 10 | * | * | ||||||
15 | Петрученко Артё | 1б | дизартрия | 15 | 10 | * | * | ||||||
16 | Овсянникова Наст | 1б | ротоцизм | 20 | 5 | * | * | ||||||
17 | Умаров Тамерлан | 1б | сигматизм | 30 | 5 | * | * | ||||||
18 | Фабрициус Алекс | 1б | ламбдацизм | 15 | 7 | * | * | ||||||
19 | Харченко Маша | 1а | ротоцизм | 15 | 10 | * | * | ||||||
20 | Ходецкий Миросл | 1в | дизартрия | 10 | 5 | * | * | ||||||
21 | Володин Дима | 2а | дисграфия | 20 | 15 | * | * | ||||||
22 | Жидков Илья | 2г | дисграфия | 20 | 15 | * | * | ||||||
23 | Туснина Лера | 5а | дисграфия | 15 | 10 | * | * | ||||||
24 | Фаттахова Катя | 5а | дисграфия | 15 | 10 | * | * | ||||||
25 | Карагодова Даша | 5а | дисграфия | 15 | 10 | * | * | ||||||
26 | Озёрский Данил | 5а | дислексия | 15 | 10 | * | * | ||||||
27 | Газиев Азат | 5а | дислексия | 15 | 10 | * | * | ||||||
28 | Осотов Никита | 5а | дислексия | 15 | 10 | * | * | ||||||
29 | Фищенко Саша | 5а | дислексия | 15 | 10 | * | * | ||||||
30 | Брезгулевский Дм | 10 | логоневроз | 20 | 15 | * | * | ||||||
Общий показатель эффективности коррекции сприменением метода ДАС-БОС | 515 | 230 | 14 46% | 16-54% | - 0% | - 0% | 6-20% | 24-80% | - 0 % | - 0% |
( + + ) – со значительным улучшением
(+) – с улучшением
- – без динамики
(-) – отрицательная динамика
Таблица №2 Показатели динамики эффективности коррекции речевого развития с применением метода ДАС-БОС за 2013-2014 уч. году.
Критерии оценки речевого развития с применением метода ДАС-БОС | Физиологическое состояние | Состояние развития речи | ||
Количество | % | Количество | % | |
Со значительным улучшением | 14 | 46% | 6 | 20% |
С улучшением | 16 | 54% | 24 | 80% |
Без динамики | нет | 0% | нет | 0% |
С отрицательной динамикой | нет | 0% | нет | 0% |
У 30 учащихся, прошедших курс реабилитации по методу ДАС-БОС, отмечается положительная динамика физиологического состояния и речевого развития из них:
14 учащихся со значительным улучшением физиологического состояния организма, что составляет 46%
16 учащихся с улучшением физиологического состояния организма, что составляет 54%
Без динамики нет. С ухудшением состояния – нет.
6 учащихся со значительным улучшением развития речевых функций, что составляет 20%
24 учащихся с улучшением развития речевых функций, что составляет 80%.
Без динамики нет. С ухудшением речевого развития – нет.
В результате проведенных сеансов у детей сформировалось понимание связи физиологических процессов, происходящих в организме, и сигналов поступающих на экран монитора. А также развитие навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Это способствовало совершенствованию координации работы речеобразующего аппарата: дыхания артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе. Объективизация физиологических параметров во время тренинга значительно ускоряет и облегчает работу над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, логическим и интонационным ударением, динамикой)
Вывод:
Применение метода ДАС-БОС в комплексном подходе к устранению речевых нарушений у детей значительно повышает качество и эффективность работы логопеда по коррекции функционального состояния организма и речи учащихся.
Преимущество метода состоит в том, что ЛОГОБОС гармонично сочетается с любыми традиционными логопедическими методиками. У 76% учащихся постановка звуков прошла значительно быстрее, чем обычно. Это происходит потому, что под контролем приборов ЛОГОБОС вырабатывается навык произвольной регуляции дыхания: силы, длительности и плавности выдыхаемой воздушной струи, что чрезвычайно важно при постановке большей части звуков.
- Появляется возможность быстрее и под контролем физиологических параметров, а значит - объективно, синхронизировать дыхание, артикуляцию, голосоподачу.
- Успешнее идет работа по формированию связной речи.
- Использование игровых форм в коррекционных сеансах ЛОГОБОС значительно повышает эффективность занятий, за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка.
- Положительная динамика, как отмечают педагоги и родители, появляется не только в речи, но и в поведении детей: резко пошли на убыль эпизоды неадекватного поведения детей, они стали спокойнее, доброжелательнее к сверстникам, взрослым, практически исчезли аффективные вспышки.
- В результате применения диафрагмально-релаксационного дыхания улучшилось психоэмоциональное состояние, увеличились память, внимание, работоспособность большей части детей.
Проблемы
Работа по методу ДАС-БОС «логотерапевтический» идёт сверх обычной нагрузки логопеда. Расписание уроков предусматривает недостаточное количество часов для индивидуальных занятий с учащимися, на которых проводятся сеансы ЛОГОБОС.
Проведенного количества сеансов недостаточно для коррекции всех проявлений речевых нарушений;
Предложения
Необходимо продумать вопрос и об официальном статусе специалиста по ЛОГОБОС или введении дополнительных часов на осуществление работы по методу ДАС-БОС.
В 2014-2015 учебном году приступить ко 2-ому этапу обучения фонационному дыханию. при коррекции тяжёлых речевых нарушений пересмотреть организацию работы с применением метода биологической обратной связи, не только в плане увеличения количества сеансов, но и в плане, введения нового речевого материала и его распределения в структуре сеанса.
20.05.2014г. Специалист по ЛОГОБОС:____________ Шабельникова К.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида
Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...
Использование тестовых работ с применением компьютерных технологий.
Методическая разработка...
Пути повышения эффективности коррекционной работы на уроках биологии
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с общим недоразвитием речи является коррекция речевого дефекта, работа по развитию эмоци...
Модифицированная программа по «Коррекции речи и функционального состояния учащихся с применением логотерапевтического компьютерного комплекса по методу ДАС-БОС»
В последние годы как у нас в стране так и за рубежом, получил распространение метод биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца (метода ДАС-БОС), разра...
"Анималотерапия - метод, повышающий эффективность коррекционной работы с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости"
В данной статье представлен опыт использования педагогом-психологом метода анималотерапии в работе с глубоко умственно отсталыми детьми. Данный метод - инновационный для школьной практики, досту...
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат...
Повышение эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к ним
Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию. Особенности нарушения речи у обучающихся обуславливают дополнительные специфические задачи при...