Пути повышения эффективности коррекционной работы на уроках биологии
статья по биологии на тему
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с общим недоразвитием речи является коррекция речевого дефекта, работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня.Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила меня к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пути повышения эффективности коррекционной работы на уроках биологии | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Белослудцева Э.В., учитель биологии, МКС(К)ОУ «Ижевская
специальная (коррекционная) школа - интернат»
Пути повышения эффективности коррекционной работы на уроках биологии
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с общим недоразвитием речи является коррекция речевого дефекта, работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. Также практическая работа с ребёнком на уроках предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов обучения и воспитания. Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила меня к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей. На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования. Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми с общим недоразвитием речи помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности. Снижение познавательной активности на уроке, равнодушное отношение к предмету, а нередко и нежелание учиться формируется у школьника при однообразии уроков, когда объяснение нового материала представляет собой простую констатацию фактов и перечисление характеристик объектов. Не стоит забывать, что биология – дисциплина естественнонаучная. Трудности восприятия сложного теоретического материала, необходимость абстрагирования, невозможность «заглянуть внутрь» – все это может вызвать нелюбовь к предмету. За небольшой период работы в школе стараюсь выработать свою методику проведения урока биологии, где есть место и для проявления способностей школьников с общим недоразвитием речи. Сухой научный материал пытаюсь разнообразить использованием различных методов и приёмов.
Например: в 6 классе учу детей сочинению мини сказок. Ученикам предлагается придумать историю путешествия, например, семянки или др. Находясь в атмосфере творчества, он незаметно для себя усваивает сложные научные понятия, овладевает терминологией и в результате испытывает радость познания и удовлетворение достигнутым.
В восьмом классе применяю «Диалоги животных», на которых дети, составляя диалог, не только запоминают материал урока, но и развивают свои коммуникативные навыки.
Большое значение для повышения мотивации имеет красивые природные объекты. Заинтересованное отношение к природе появляется у детей, когда они обретают способность любоваться и очаровываются ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, Это побуждает учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные. Из крупинок знаний о природе и капелек доброты вырастает еще одно чувство — ответственность за родную землю.
Применяю игровые технологии. Это загадки, ребусы, кроссворды, игры. Например, игра «Морской бой». В каждой клетке табло, с помощью чисел, зашифровано задание. Числа – это количество баллов, которые получит школьник за ответ на данный вопрос. Чем больше число, тем сложнее задание. С интересом дети слушают экологические рассказы, в которых необходимо найти ошибки.
В игре дети легко овладевают знаниями, ощущают себя сильными и успешными.
С волнением дети относятся к исчезающим растениям и животным.
Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли.
. Школьникам небезразличны исторические факты, которые воспитывают патриотизм. Так при изучении темы «Злаки», детям предлагается рассказ о подвиге сотрудников ВИРа в блокадном Ленинграде.
Интересны для учащихся межпредметные задания: математические задачи, вопросы из литературы.
С удовольствием обучающиеся размышляют по поводу происхождения некоторых природных названий. Существует немало версий, иногда это всего лишь догадки, не подкрепленные твердыми доказательствами. А в иных случаях, приходится мириться с тем, что первозначение названия безвозвратно утеряно. И все же, ребята пробуют сами разобраться, используя различные источники.
Проблемные и поисковые вопросы и задания в обучении детей с общим недоразвитием речи имеют огромное значение. В начале урока задается неожиданный вопрос. Он действует подобно ледяному душу, который ввергает учеников в состояние легкого стресса и мобилизует все, казалось, давно уснувшие возможности. Благодаря таким вопросам за короткий промежуток времени из глубоких недр памяти ученика извлекается неожиданная даже для него самого информация. Ответ на поставленный вопрос – это зачастую удачное введение в новую тему и оживление хода урока. А для школьников ещё одно самоутверждение.
Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Мир природы — вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых детьми в процессе учения. Одна из целей уроков — приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую силу, пережил чувство гордости от того, что все это он увидел сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения эффективности урока.
Данная презентация есть иллюстрация текстового документа с аналогичной тематикой...
Пути и средства повышения эффективности и качества урока
Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников....
Пути повышения эффективности урока – залог успеха в обучении русского языка и литературы
Система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы обучения. Она диктует ребенку свои условия и не доставляет места и времени для его вопросов. В результате школь...
Пути повышения эффективности словарной работы на уроках русского языка
Слово - важнейшая единица языка, носитель значения. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. Школьники усваивают ...
Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников
"Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...
Пути повышения эффективности словарной работы на уроках русского языка
Слово - важнейшая единица языка, носитель значения. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются и эмоции. Любое речевое высказывание складыва...
«Пути повышения эффективности обучения на уроках английского языка»
Доклад на методическом объединении предметов гуманитарного цикла...