портфолио учителя начальных классов
материал на тему
Данный материал представляет собой электронное портфолио учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пример электронного портфолио на первую квалификационную категорию | 300.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки республики Бурятия
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43»
Аттестационные материалы
ПОРТФОЛИО
ФИО:Малых Нина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Имеющаяся категория:-
Заявленная категория:первая квалификационная категория
Аттестационная папка
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
Раздел 2. Самоанализ и самооценка профессиональной
деятельности
Раздел 3. Приложение
Раздел 1.
Общие сведения
Фамилия имя отчество | Малых Нина Сергеевна |
Дата рождения | 15.02.1982 |
Должность | учитель начальных классов |
Трудовой стаж | 4 года |
Педагогический стаж | 4 года |
Стаж работы в данном образовательном учреждении | 4 года |
Образование | средне- специальное |
Квалификационная категория | - |
Тема самообразования | «Технология проблемного обучения как средство повышения качества образования» |
Образование | |
Учебное заведение, год окончания | Бурятский Республиканский педагогический колледж, 2004г. |
Квалификация | учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области коррекционно- развивающего обучения |
Специальность по диплому | преподавание в начальных классах |
Официальные документы
№ | Название документа | Содержание | Кем выдан | Когда выдан |
1. | Благодарность | За активное участие в республиканском конкурсе «Дети и дорога» | Государственная инспекция безопасногодорожного движении Республики Бурятия | 2013 г. |
2. | Диплом III степени | В городском конкурсе среди педагогов за лучшее преподавание ПДД «Дети на дороге- учитель в тревоге» | Комитет по образованию г. Улан-Удэ | 2013 г. |
3. | Почетная грамота | За активное участие в республиканском конкурсе «Дети и дорога» | Министерство образования и науки РБ | 2013 г. |
4. | Благодарность | За активное сотрудничество, совместное воспитание и привлечение к изучении родного края | Музей истории города Улан-Удэ | 2013 |
Сведения о повышении квалификации
- РИКУиО,«Проблематика, подходы и перспективы введения ФГОС общего образования», 16 ч., 2011 г.
- ПИ БГУ, «Разработка образовательных программ в условиях ФГОС II поколения». 36 ч., 2011 г.
- Институт дополнительного образования и инноваций БГСХА«Информационные технологии в управлении образованием», 72 ч., 2012г.
Раздел 2. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала».
Питер Клайн
В соответствии с изменившимся социальным заказом общества в значительной мере изменились ориентиры в системе образования. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Одним из путей его осуществления является использование современных педагогических технологий. Принципиальным отличием ФГОС НОО является их ориентация на формирование личности учащихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Цельмоей профессиональной деятельности: сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка. Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие:
- Оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся.
- Создание проблемных, поисковых, исследовательских ситуаций на уроках, моделирование ситуации успеха с учетом индивидуальных особенностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач;
- Использование учебного материала, как средство воспитания у учащихся чувства патриотизма, чести, любви к Родине и родному краю, формирование активной жизненной позиции.
Анализ и оценка условий профессиональной деятельности
В моём кабинете имеется учебная мебель с учетом физических параметров детей, книжные шкафы, где хранятся учебные стандарты, рабочие программы, инструкции по технике безопасности, методическая литература, разработки классных часов и мероприятий; художественные книги, справочники, тесты, информационно-справочная литература, дидактический материал, портфолио учащихся. Есть компьютер, интерактивная доска. В кабинете стремлюсь создать развивающую среду, которая способствовала бы раскрытию индивидуальности каждого обучающегося, его творческой самореализации, поощряла к развитию у него инициативы и самостоятельности, создавала возможности для обучения обучающихся на основе их личной активности.Поэтому по каждому предмету создаётся система наглядно-дидактического материала: контрольно-измерительный материал по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, обучающие диски:
В кабинете имеются в наличии: нормативные документы, материалы ФГОС и примерные программы к образовательным стандартам нового поколения, методические и дидактические ресурсы. Разработаны рабочие программы по предметам, программы внеурочной деятельности: «Учусь оценивать себя», «Буду настоящим читателем», конспекты проведенных открытых уроков и внеклассных мероприятий.
Методические материалы
Методический материал | Назначение материала |
Конспекты уроков, тематические презентации к урокам | Подготовка к урокам |
Комплексные и интегрированные контрольные работы | Оценка предметных и метапредметных результатов |
Разработки внеклассных мероприятий | Подготовка тематических праздников и внеклассных мероприятий |
Олимпиадные задания | Подготовка к предметным олимпиадам |
Конспекты родительских собраний | Проведение родительских собраний |
Измерители обученности учащихся:
Название | |
Козлова С.А., Рубин А..Г. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику «Математика» для 1-го класса. – 32 с. | |
Козлова С.А., Рубин А.Г. Контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика», 2 класс / С.А. Козлова, А.Г. Рубин. – Изд. 2-е, испр. – М. :Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 80 с. | |
Бунеева Е.В.Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2-й класс. Вар. 1 и 2. – по 32 с. – Изд. 2-е, перераб. | |
Контрольно-измерительные материалы. Итоговые контрольные работы по чтению. 2 кл. / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. :Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 32 с. | |
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. – 48 с., ил. | |
Бунеева Е.В.Проверочные и контрольные работы по русскому языку. (3-й класс. Вар. 1 и 2 – по 48 с. – Изд. 2-е, перераб. | |
Козлова С.А., Рубин А.Г.Контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика», 3-й класс. – Изд. 2-е, доп. и испр. – М. :Баласс; Школьный дом, 2011. – 64 с. | |
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса. – 48 с., ил.. |
Материалы по диагностике метапредметных результатов
Название | |
Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова.Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс. - М. :Баласс, 2011. - 80 с. | |
Е.В. Бунеева. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс / Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова. – М. :Баласс, 2011. – 80 с. | |
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Л.А. Петрова, О.В. Пронина, А.Г. Рубин, О.В. Чиндилова.Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы. - М. :Баласс, 2011. - 48 с. | |
Образовательная система "Школа 2100": новые результаты и их проверка. (1-4 кл.) Электронное приложение |
Электронные образовательные ресурсы
Название | |
Образовательный комплекс «1С:Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск, упакованный в DVD-box. | |
Образовательный комплекс «1С:Школа. Математика 1-4 класс. Тесты» | |
Образовательный комплекс «1С:Школа. Окружающий мир, 1-4 классы. Тесты» | |
Образовательный комплекс «1С Мультимедиа. Читаем каникулах (для начальной школы)» | |
"Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс" | |
"Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс" |
Характеристика УМК и обоснование выбора
Наиболее приемлемой для своей педагогической деятельности считаю
образовательную систему «Школа 2100» . Эта система объединила более ста
специалистов в разных областях: методике, педагогике, психологии, дидактике.
Использованы лучшие достижения в этих областях за последние двести лет. В основе образовательной системы «Школы 2100»- идеи, опыт, берущие начало от Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, П.П. Блонского и П.Ф. Каптерева и нашедшие своё продолжение в трудах Л.С. Выгодского, Д .Б.Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили и др. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» и других законодательных актах.
По образовательной программе «Школа 2100» работаю на протяжении 6 лет. Все предметные УМК этой системы основываются на совокупности используемых в моей работе технологий. Это:
- проблемно-диалогической технологии
- технологии формирования типа правильной читательской деятельности
- технологии оценивания учебных успехов
- проектной технологии
- информационно- коммуникационной технологии
- здоровьесберегающие технологии
Все учебники комплекса сконструированы таким образом, что уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, основаны на диалоге педагога с классом. При этом диалог организован на страницах самих учебников как на основе предложенных проблемных ситуаций и сопровождающих их проблемных вопросов, так и инструкций к отдельным заданиям, носящих исследовательский характер.
УМК полностью обеспечивает сочетание результатов обучения: предметных (развитие конкретных предметных умений), а также метапредметныхрезультатов(развитие общеучебных умений или, говоря иначе, универсальных учебных действий).
К развиваемым данным УМК универсальным учебным действиям можно отнести:
- интеллектуально-речевые умения (умения работать с информацией,представленной в различных видах),
- собственно интеллектуальные (целенаправленное развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, классификация и т.д. )
- организационные умения (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д.,
- коммуникативных умений(эффективное и результативное общение всовместной деятельности)
- нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).
- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами таких предметов, как литературное чтение и окружающий мир, социализация личности младшего школьника.
Учебники реализуют принцип минимакса, который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика (содержание предлагается по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта).
Учебники по курсу обучения чтению и начальному литературному чтению рассчитаны на хорошо читающих учеников, эрудированных, литературно подкованных учителей. УМК « Литературное образование»(авт. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева и др.) направлен на овладение приемами работы с текстом, включает в себя элементы литературоведческого анализа текстов. УМК «Русский язык» (авт. Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина и др.)направлен на формирование орфографической зоркости. УМК «Математика» (авт. Л. Г. Петерсон и др.) ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предмету, прослеживается связь с практикой и реальными проблемами окружающего мира. Комплект рассчитан на сильного ученика с развитым теоретическим и вариативным мышлением, включающим моделирование с помощью специальных знаков, умеющим абстрагироваться,с высокой степенью концентрацией внимания, быстротой выполнения математических операций и работы в целом. УМК «Окружающий мир»(авт. А. А. Вахрушев) направлен на общее развитие личности младших школьников. Хочется отметить, что в учебникепредусмотрены вариативные задания на наблюдение, сравнение, моделирование связей природных объектов, на группировку и систематизацию заданий оценочного характера, что обеспечивает реализацию дифференцированного подхода в обучении.
Учебник содержит четкие вопросы по содержанию каждой темы, проблемные ситуации,задания для исследовательской деятельности учащихся. Много заданий для самостоятельной работы, заданий творческого характера.Оченьхорошо,что к этому учебнику есть атлас- определитель, рабочая тетрадь, в которой детям очень нравится выполнять задание.Основная идея курса «Технология» (Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова) – максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда на основе педагогической поддержки его индивидуальных способностей.
Рассмотрев учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник- тетрадь, рабочая тетрадь) я сделала вывод, что УМК «Школа 2100» имеет несомненные положительные стороны, которые привлекают меня:
- обучение по данному комплекту строится по тематическому принципу: каждая тема связана с предыдущей, тем самым созданы условия для повторения ранее изученного материала;
-огромное количество проблемных, развивающих заданий;
- задания можно дифференцировать, что повышает эффективность урока для самого ученика;
- по данным учебникам учащиеся сами или с учителем могут познавать мир, научаются анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
-активно используются приемы: наблюдение, выбор , конструирование и др.;
- используются различные формы организации деятельности детей:
- исследовательская деятельность, предмет которой возникает на пересечении теоретической темы и практической темы, состоящей из уже знакомых приемов;
- изобретательская деятельность, цель которой – научиться создавать новое- новый продукт, материал, способ действия;
- проектная деятельность, например, в учебнике «Творческая мастерская »предлагается коллективный проект («Рыцарский замок», бумагопластика), когда весь класс совместно работает над решением одной задачи.
-формирование ситуации успеха.
На основании программ общеобразовательных учреждений, разработанных авторами УМК, составлены рабочие программы по отдельным учебным предметам:
1) Рабочая программа «Математика» 2 класс (на основе учебника «Математика», автор Л. Г. Петерсон)
2) Рабочая программа «Русский язык» 2 класс (на основе учебника «Русский язык» , авторы Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина и др.)
3) Рабочая программа «Литературное чтение» 2 класс (на основе учебника «Литературное чтение» авторы Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
4) Рабочая программа «Окружающий мир» 4 класс (на основе учебника «Наша планета Земля» автор А. А. Вахрушев)
5) Рабочая программа «Технология» 4 класс(на основе учебника «Технология», авторы Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова)
Рабочие программы составлены на основе интеграции деятельностного и компетентностногоподходов к организации учебного процесса. Следовательно, реализация программ обеспечивает формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий и общекультурных, самообразовательных, информационных, языковых, лингвистических и коммуникативных компетентностей.
Все программы обеспечивают межпредметную интеграцию как базу для дальнейшего развития ключевых компетенций и УУД. При отборе учебного материала учитываются возрастные особенности учащихся, а также современный уровень развития науки.
Учтен здоровьесберегающий подход к разработке программ, основными критериями которого являются: учет состояния здоровья учащихся; недопущение перегрузки учащихся в учебном процессе, чередование различных видов учебной деятельности, использование активных методов обучения; пропаганда здорового образа жизни, формирование осознанного отношения учащихся к своему здоровью и физической культуре.
Все программы прошли обсуждение на заседании Методического совета школы и утверждены на заседаниях педагогического совета и методического объединения учителей начальных классов МАОУ «СОШ № 43».
Используемые образовательные технологии
Стандарты второго поколения опираются на компетентностное обучение, которое в свою очередь для успешного осуществления определяет ряд педагогических технологий. В своей работе я опираюсь на использование различных образовательных технологий, в основе которых лежат активные методы обучения
Работая по УМК «Школа 2100», я не даю детям знания в готовом виде, а применяю проблемно – диалогическую технологию. Ученик на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала присутствуют два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск её решения выстраиваю с помощью диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, тем самым обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Урок математики 2 класс. |
Постановка учебной задачи исходя из проблемного вопроса Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий. |
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного диалога. Где сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у учеников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала.
Одним из способов решения проблемных задач является проектная деятельность, которая эффективно используется в урочной и внеурочной деятельности.
Проектная технология.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат:можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат: опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
_ включение в проектную деятельность: размышление, прогнозирование, формирование адекватной самооценки;
– готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей; – готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудио- и мультимедиатехникой;
– владение коммуникативными навыками, толерантностью; – умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
Мои учащиеся с интересом ведут работу над проектами в разных областях. Например, в номинации «Литературное сочинение» по теме «Мои сказки» (Павлова Александра), «Стихи собственного сочинения» (Бутакова Ирина) показали свои творения не только ребятам школы, но и выступили на Республиканской научно-практической конференции «Первые шаги» (сертификаты).
Среди проектов, вызвавших у учащихся 4 класса познавательный интерес можно назвать исследовательский проект «Безопасная дорога до дома» (Приложение 9). Работа велась в группах, каждый ребенок был вовлечен в активный познавательный, творческий процесс. В результате проведенной работы была создана презентация,в творческой мастерской изготовлен макет безопасной дороги учащихся до дома. Проект позволил осуществить интеграцию разных учебных предметов:, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) и формирование у младших школьников способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Постоянно использую мультимедийное оборудование и другие технические средства, которые позволяют повысить эффективность образовательного процесса.
Электронные приложения, ЦОР позволяют организовать учебный процесс на качественно новом уровне, способствует расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым существенно повышая интерес к предмету. На разных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции: актуализации необходимых для усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала, тренинг умений и навыков, их контроль. Используя ресурсы компьютерного класса, ребята самостоятельно ищут информацию для составления сообщений и рефератов, для участия в проектной деятельности. Под моим руководством участвуют в дистанционных всероссийских олимпиадах «Эрудит», «Летописец», «русский медвежонок» и д.р., совершаем виртуальные экскурсии на уроках «Окружающий мир», «Литературное чтение».
Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Методика формирования у детей типа правильной читательской деятельности разработана и подробно описана профессором Н.Н.Светловской. Такой подход, как показывает опыт, является обоснованным и рациональным, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.
Этапов работы с текстом – три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов», т.е. технология.
В процессе работы с текстом учащиеся обучаются приемам понимания прочитанного: думают над смыслом заглавия, с моей помощью и самостоятельно соотносят заглавие с иллюстрацией, с содержанием текста; объясняют и уточняют значение слов; учатся видеть оттенки лексического значения слова; озаглавливают части текста и составляют план – словесный или из картинок; учатся отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Так же в ходе работы над текстом дети знакомятся с отдельными понятиями.
На уроках чтения стараюсь показать детям особенности употребления слов авторами произведений. Дети имеют возможность наблюдать, как поэты и писатели видят мир и рисуют его словами, как красиво, выразительно, ярко и точно слово в художественном тексте, то есть эстетически переживают прочитанное. Знакомясь с героями произведений, думая над их поступками и характерами, дети наблюдают за тем, что и как говорит о своем герое автор, как автор относится к герою, и постепенно подходят к постижению азов литературоведческого анализа.
Система работы по технологии Н.Н.Светловской показывает, что обучающиеся овладевают навыками смыслового чтения различных стилей и жанров, в том числе и самостоятельного. Данная технология позволяет отметить:
- мотивацию к чтению, возросший интерес детей к чтению;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- развитие внимания, мышления, воображения, речи,
- коммуникативных навыков;
- развитие выразительности речи;
- улучшение результатов по технике чтения;
Технология оценки учебных достижений.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Технология оценки учебных успехов (достижений) разработана в рамках эксперимента РАО в 2004-2007 годах под руководством академика РАО Д.И.Фельдштейна. Координатор проекта Д. Данилов. Цель технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100».
1-е правило: «Оценка результата и отметка»
Оцениваю результаты предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).
2-е правило: «Самооценка». Оценку определяют учитель и ученик сообща!
Алгоритм самооценки
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
К указанному выше алгоритму самооценки добавляю другие вопросы, в том числе про отметку, которую ставит себе ученик начиная со 2го класса.
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задачи (задания)?
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
3-е правило: «Одна задача – одна отметка».
4-е правило: «Портфель достижений».
5-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач».
6-е правило: «Уровни успешности».
7-е правило: «Итоговая оценка и итоговая отметка».
На урокахиспользую разные приёмы самооценивания:
- «линеечка», которая напоминает ребёнку измерительный прибор. С помощью линеечки измерить можно что угодно. Ценность этого приёма состоит в том, что он направлен на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребёнка в целом, а также способствует формированию адекватной самооценки;
- «светофор», зелёный цвет – «я уверен в своём ответе, у меня всё правильно». Желтый «я сомневаюсь, не уверен», красный - «стоп! Непонятно, надо повторить»;
- «лесенка достижений», вначале изучения темы проводится стартовая оценка подготовки учащихся. Результаты такой оценки можно отметить с помощью «лесенки достижений», поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения навыком, на ту или иную ступеньку;
- лист индивидуальных достижений, в котором фиксируют продвижение в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков;
- портфолио», это своеобразная выставка личных достижений ученика, котором ребята хранят свои самые лучшие творческие работы (рисунки, сочинения, проекты), а также листы индивидуальных достижений;
Все перечисленные способы оценивания нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Контроль за уровнем достижений учащихся, например, по русскому языку проводится в форме следующих письменных работ:
- диктантов
- грамматических заданий
- тестовых заданий
- контрольных списываний
- индивидуальных карточек
Для проведения текущего и итогового контроля имеются сборники всех видов диктанта, изложений и сочинений.
Постоянное использование мною игровых технологий, оригинальных заданий позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую нагрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Кроме вышеперечисленных, использую элементы других образовательных технологий:
- технология личностно-ориентированного обучения (создание психологического комфорта и эмоциональной приподнятости обучающихся в учебном процессе;смелее высказываться выражать свою точку зрения, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний и к более высоким результатам);
- технология дифференцированного подхода в обучении (деление класса на сравнительно одинаковые группы по уровню обучаемости группы; возможность индивидуализации в условиях одного класса);
- технология развития оптимального чтения (В. П. Зайцева) (жужжащее чтение, артикуляционные упражнения, пересказ содержания, составление вопросов к тексту и т.п.);
- технология перспективно-опережающего обучения (С. Н. Лысенкова) ( трудная тема изучается не в заданные программой часы, а намного раньше, используются в работе опорные схемы, таблицы, комментирование деятельности;
- гуманно- личностная технология (Ш. А. Амонашвили) (повышение интереса у ребенка к изучаемому предмету, обучение самоанализу и самооценке);
- технология интегрированного урока (способствует развитию эстетического вкуса, умению анализировать картины и музыкальные произведения, повышает интерес к предмету).
Все перечисленные мною технологии импонируют мне тем, что они направлены на развитие творческих способностей детей, позволяют существенно повысить результативность учебной деятельности учащихся, активизировать познавательный интерес, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, делает процесс обучения более эффективным, способствуют формированию ключевых компетенций.
Общеизвестно, что урок – это общение, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе. А каково отношение самих учащихся к таким урокам?
На вопрос анкеты: «Какие работы на уроках вам больше всего интересны и почему?» - многие учащиеся 4 класса (28 чел.) ответили, что интерес у них вызывают уроки, на которых надо решить какую-то проблемную ситуацию, при анализе которой имеется возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения; анализировать задание. (23 чел. из 28 чел.). Поэтому, основу современного урока должна составлять активная деятельность самих учащихся.
Анализ и оценка качества образовательных результатов
Позитивная динамика учебных достижений
по преподаваемым предметам (в%) за последние 3 года
2011 – 2012 учебный год | 2012 – 2013 учебный год | 2013 – 2014 (1 полугодие) | ||||
Преподаваемые предметы | Уровень обученности (%) | Качество знаний (%) | Уровень обученности (%) | Качество знаний (%) | Уровень обученности (%) | Качество знаний (%) |
Русский язык | 100 | 47 | 100 | 52 | 100 | 52 |
Литературное чтение | 100 | 70 | 100 | 70 | 100 | 76 |
Математика | 100 | 52 | 100 | 52 | 100 | 58 |
Окружающий мир | 100 | 57 | 100 | 69 | 100 | 76 |
Количество учащихся - участников победителей и призѐров в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях
Год | Ф.И.О. участника | Олимпиады, конкурсы | Уровень | Результат |
2012 | Карпова Дарья | «Зимние интеллектуальные игры» | межрегиональный | сертификат |
2012 | Коршунова Настя | Литературная викторина «По страницам любимых сказок» | всероссийский | 1 место |
2012 | Гаевский Илья | Литературная викторина «По страницам любимых сказок» | всероссийский | 1 место |
2012 | Аксёнова Александра | Литературная викторина «По страницам любимых сказок» | всероссийский | 3 место |
2013 | Кубасова Дарья | Конкурс рисунков «Пожар глазами учащихся» | городской | 1 место |
2013 | Кубасова Дарья | Конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» | Региональный этап IX международного конкурса | 1 место |
2013 | СангаеваДынцыма | Конкурс рисунков «Нет наркотикам» | республиканский | сертификат |
2013 | Карпова Дарья | Олимпиада по окружающему миру «Кленовичок» | всероссийский | сертификат |
2013 | Новодчикова Юлия | Конкурс рисунков «Туризм в Бурятии глазами детей» | республиканский | сертификат |
2013 | Кубасова Дарья | Конкурс рисунков «Осенние фантазии» | всероссийский | Диплом III степени |
2013 | Карнаков Ваня | «Русский медвежонок» | международный | 98 балов |
2013 | Вторушин Егор | «Русский медвежонок» | международный | 110 балов |
2013 | Сумкин Никита | олимпиада «Юный математик» | всероссийский | 1 место |
2013 | Казыков Артём | олимпиада «Юный математик» | всероссийский | лауреат |
Анализ результативности воспитательной работы.
Учитель начальных классов это не просто учитель – предметник, а в первую очередь – воспитатель. Поэтому классное руководство является одним из приоритетных. Сегодня общечеловеческая мораль и культура – это фундамент, на котором строятся стратегия, цели, задачи, содержание, средства, технологии воспитания. Освоение и присвоение общечеловеческих и личностных ценностей и составляет основное содержание современного воспитания, содействующее формированию личности, способной к творческой гармонии личностных и общественных интересов.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырех лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогом, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из пяти потенциалов личности:
- нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
- познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции;
- художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального эмоционально- окрашенного отношения к произведениям искусства;
- физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным быстрым, ловким и закаленным.
Цель моей воспитательной системы: Способствовать воспитанию личности, способной жить по нравственным законам, желающей реализовать себя по своим возможностям и стремящейся к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Формирование нравственных качеств через активное участие в деятельности коллектива.
- Использование элементов самоуправления при организации совместной деятельности.
- Воспитание у учащихся потребности в бережном отношении к своему здоровью.
Создание условий для раскрытия способностей каждого ребѐнка.
Работа ведѐтся по следующим направлениям:
- гражданственно – нравственное воспитание - блок «Я - гражданин России»
- художественно-эстетическое воспитание блок «В мире прекрасного»
- оздоровительно-спортивное воспитание блок «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
- экологическое воспитание блок « Голубая планета – Земля»
- развитие познавательной активности блок «Знание – сила»
- трудовое воспитание блок «Золотые руки».
Воспитательная работа основывается на принципах:
1. Принцип природосообразности – принять ребѐнка таким, каков он есть.
2. Принцип веры в доброе начало ребѐнка.
3. Принцип поиска позитивных намерений.
4. Принцип рефлексивности.
В основе воспитательной деятельности лежат элементы технологии:
- игровой;
- педагогической поддержки;
- этического воспитания;
-здоровьесберегающие технологии.
С развитием коллектива идѐт развитие самоуправления. В первом классе главной задачей для меня, как классного руководителя, является успешная адаптация детей к учебно-воспитательному процессу. Во втором классе прививаю интерес детей к совместной деятельности. Перспективной линией воспитательной работы в третьих- четвѐртых классах является организация работы в микрогруппах. Они созданы по принципу добровольности и желания детей, которые самостоятельно реализуют функции группы: распределяют обязанности, выбирают лидера и т.д. Такая групповая работа ведет к развитию ученического самоуправления.
Одной из функций деятельности классного руководителя является работа с родителями. Воспитание личности в школе будет не полным если не найдет продолжение в семье, ведь именно в семье ребенок проводит большую часть своего времени. Моя цель - помочь родителям правильно строить свои взаимоотношения с ребенком, чтобы воспитать гармонично развитую личность. В этом направлении выделяю 3 основные линии:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей;
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
Провожу встречи с родителями, используя такие формы родительских собраний как:
- психологические тренинги;
- тематическая дискуссия с приглашением специалистов;
- консультация со специалистами;
- собрание-практикум;
- ролевые игры;
- родительская конференция.
Наблюдения, отзывы учителей, родителей свидетельствуют об эффективности
воспитательной программы. Родители отмечают, что дети быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни. К концу 4 класса дети отличаются самостоятельностью и активной гражданской позицией.
Результаты анкетирования родителей 2013-2014 учебный год (1 полугодие)
1. Мы удовлетворены работой школы:
а) удовлетворены полностью – 37,3%
б) удовлетворены – 58%
в) удовлетворены частично – 5,7%
г) другое
2. Мы оцениваем сложившиеся в школе отношения между педагогами и нашим ребенком как:
а) комфортные, отношения взаимодействия в сотрудничестве – 97,4%
б) конфликтные – 1.6%
в) другие – 1%
3. В свете сегодняшних требований к результатам школьного образования, мы считаем, что:
а) администрация школы и учителя знают современные требования к результатам образования и прилагают усилия к их выполнению – 67,9%
б) образование, которое дети получают в стенах школы – среднее, этих знаний недостаточно для поступления в профессиональные учебные заведения – 31,1%
в) сформулируйте своё мнение, что Вы ждёте от школьного образования - 1%
4. Мы готовы сотрудничать с учителями и администрацией школы на благо наших детей:
а) в общественном управлении школой: в работе Совета школы, общешкольного и/или классного родительского комитета – 42,2%
б) в организации и проведении внеклассных мероприятий воспитательного, спортивного, туристического, художественного и др. направления – 39,4%
в) в оказании материальной помощи для приобретения современного оборудования, литературы для оптимизации образовательного процесса- 18,4%
г) другое
Обобщение и распространение педагогического опыта на разных уровнях
год | Название | Уровень | Место проведения | Форма участия |
2011 | Открытый урок «Мы за здоровый образ жизни» | школьный | МАОУ СОШ №43 | урок |
2012 | Доклад «Проектная деятельность в начальной школе» | школьный | МО учителей начальных классов | доклад |
20132 | Открытый урок Толерантность. «Все разные! Все- равные!» | городской | МАОУ «СОШ № 37» | урок |
2013 | Конкурс «Дети и дорога» | республиканский | Гимназия №3 | мастер-класс |
2013 | Конкурс «Дети на дороге – учитель в тревоге» | республиканский | Гимназия №3 | мастер-класс |
Вывод: Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по педагогическому сопровождению обучения и воспитания в начальной школе, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условии:
- Высокой мотивации учащихся, огромного желания и терпения родителей, квалифицированном руководстве педагога;
- Грамотного использования диагностического инструментария;
- Развития инновационных технологий в профессиональной деятельности;
- Системного применения самостоятельных работ на уроках;
- Отслеживание и выяснение причин неуспеваемости отдельных учащихся;
- Мониторинг качества знаний на всех этапах педагогической деятельности;
Для совершенствования педагогической системы разработана программа дальнейшей деятельности
№ п/п | Направления деятельности | Сроки |
Самообразование по теме «Технология проблемного обучения как средство повышения качества образования» | В течение года | |
Создание банка диагностических методик для отслеживания УУД. | В конце учебного года | |
Создание банка заданий для коррекционной работы с учащимися. | В первой четверти | |
Привлечение к сотрудничеству родителей. | В течение года |
Малых Нина Сергеевна МАОУ СОШ №43 города Улан-Удэ 2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя начальных классов
Портфолио учителя начальных классов для аттестации на высшую квалификационную категорию в 2011 году....
Портфолио учителя начальных классов (аттестационный материал)
Данный материал будет полезен палагогам, проходящим аттестационные истытания. К ложалению, пришлось сократить фотогалерею, наградной материал и материалы по методическому обеспечению кабинета из...
Портфолио учителя начальных классов Андреевой Ольги Ивановна
Раздел 1: «Официальные документы»Раздел 2: Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовкеРаздел 3: Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта...
Портфолио учителя начальных классов
Портфолио - обощение, анализ и презентация значимых профессиональных результатов в разных видах деятельности. Построена собственная, индивидуальная, профессиональная траектория, показан мониторинг про...
Портфолио Туровской Марии Ивановной учителя начальных классов КОУ ВО Воронежская школа- интернат №6
ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯФамилия. Имя, отчество Туровская Мария Ивановна...
Портфолио учителя начальных классов
Материал для аттестации...
Портфолио на конкурс "Лучший учитель- предметник и лучший учитель начальных классов" 2024
Портфолио на конкурс "Лучший учитель- предметник и лучший учитель начальных классов" 2024...