Образовательные технологии, методы и приемы.
учебно-методический материал по теме
Педагогические технологии, методы и приемы, которые я часто использую в обучении географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_tekhnologii.docx | 389.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные технологии, методы и приёмы, используемые в обучении географии.
Сегодня перед школой стоят задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Современный ученик предъявляет к учителю новые требования. Для достижения успеха необходимо глубокое знание предмета, широта кругозора, серьёзное, уважительное, партнерское отношение к ученику. В своей работе применяю следующие современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированное обучение;
- развитие критического мышления;
- игровые технологии;
- коммуникативно-диалоговая деятельность;
- проектная деятельность;
- информационные компьютерные технологии.
При применении технологии личностно-ориентированного обучения класс делю на группы с учетом индивидуальных особенностей. Учитываю отношение к учебе, интерес к географии, степени обученности. Создаю разноуровненный дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемом выполнения заданий, для диагностики результатов обучения.
Примером к выше сказанному, может послужить разработка урока в 8 классе по теме “Природные зоны России”. На уроке использовались разнообразные способы предоставления информации (таблица, рисунок, схема–картинка, описание по плану). При этом не раскрываю весь материал темы, а привожу лишь пример описания одной природной зоны разными способами. Вторая природная зона разбирается вместе с учащимися, которые выбирают карточку с определенным способом отображения информации. Описание остальных природные зоны предлагаю выполнить самостоятельно, при этом учащиеся отображают свои ответы так, как им удобно.
Первый способ. Описание природных зон России по плану.
- Географическое положение зоны.
- Особенности климата.
- Почвы.
- Типичные растения.
- Типичные животные.
Второй способ. Карто – схема «Природные зоны России»
На контурной карте выделить природные зоны и значками указать их особенности (температуры января и июля, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения, почвы, типичные растения и животные).
Третий способ. Таблица «Природные зоны России»
Природные зоны | Арктические пустыни | Тундра и лесотундра | Лесная зона | Степи и лесостепи | Полупустыни и пустыни |
Географическое положение | |||||
Рельеф | |||||
Климат | |||||
Почвы | |||||
Типичные растения и животные |
Четвёртый способ.
Выполнить рисунки природных зон. На них значками указать их особенности (температуры января и июля, годовое количество осадков, господствующие ветры, коэффициент увлажнения, почвы).
Все тестовые задания для промежуточного и итогового контроля готовлю с разной степенью сложности. Ребятам предлагаю выбрать задания самостоятельно. Такие дифференцированные задания позволяют учитывать осмысление и запоминание учебного материала. Часто дифференцированные задания применяю на этапе первичного закрепления знаний. Для более сильных учеников не ограничиваюсь только тестовыми заданиями. Даю задания, которые способствуют интеллектуальному и творческому развитию, формированию умения применять полученные знания в новых условиях.
Например - задание: определите, о чём речь?
Текст: Только что по рации нам передали срочную информацию – разыскивается «опасный преступник».
Особые приметы:
- Коварен;
- Может быть лёгким и приятным в общении, особенно в жаркий день;
- В гневе, опасен, может срывать не только головные уборы с прохожих, но и вырывать с корнем деревья и разрушать дома;
- Его гнев, коварство и сила измеряются в баллах по шкале Бофорта;
- Место работы часто меняет, когда – то это были мельницы, в настоящее время предпочитает вращать турбины.
Тема: «Географическое положение России».
Задание: в тексте найдите то, что относится к России и характеризует её географическое положение.
Текст:
Загадочный сон.
Невероятные, можно сказать сказочные события происходят в наших снах. И 20% правды в них не сыщешь. Но вот, поди ж ты – врезаются в память и не вырвешь.
Снится мне однажды, что в Казахстане, а почему именно там – великая загадка, собрались сыграть в брейн – ринг три великих человека России: Врангель Вердинанд Петрович, барон, мореплаватель, всем известный царь Иван Грозный и промышленник Яков Санников. А условия игры были следующие: проигравший верхом на коне должен проскакать за месяц 61000 километров, причём днюя и ночуя на лошадях. Выигравший же получал всю сумму на кону, да ещё поместье в Корее.
Ну, уселись. Иван Грозный поставил на чёрное, Санников – на белое, а Врангель, любивший риск, на число 13. Вопрос задал телезритель Дежнёв и звучал он так: «Какова длина Северного морского пути?» Помню, что Иван Грозный сказал: «Сколько велю, столько и будет», Санников сказал: «Какова бы не была – проплыву», ближе всех к истине был Врангель. И тут я проснулась.
В 10 классе при изучении отдельных стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Латинской Америки учащиеся выбирают варианты домашних заданий.
Вариант 1. Используя материал учебника подготовить комплексную характеристику страны по плану.
- Территория и географическое положение.
- Природные условия и ресурсы.
- Население и традиции.
- Особенности хозяйства.
- Достопримечательности страны.
Вариант 2. Подготовить презентацию о стране, используя комплексный план и критерии составления презентаций.
Вариант 3. Используя дополнительную литературу, выполнить мини-реферат о стране.
Основная цель технологии развития критического мышления - дать ученикам шанс развивать свои способности. Основные задачи – научить школьников выделять причинно-следственные связи. Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Отвергать ненужную или неверную информацию. Понимать, как различные части информации связаны между собой. Отделять главное от несущественного. Среди приемов технологии критического мышления которые я использую, можно назвать следующие:
Работа с таблицами («Знаю-Хочу узнать-Узнал», сравнительная таблица и прочие)
Работа с текстом (Чтение с остановками, инсерт- маркировка текста с помощью специальных знаков)
Приемы творческой рефлексии (синквейн, хокку)
Например - синквейн после изучения материков в 7 классе.
и так далее…
Создание письменного текста (эссе). Темы: «Угрожает ли миру голод?»,
« Можно ли Землю перенаселить?», «На сколько лет хватит углеводородов, если не начать экономить?» и другие темы.
Работа с вопросами (наводящие вопросы «Горячий стул»).Работая по технологии развития критического мышления, надо четко представлять структуру урока. Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Стадия «Вызов» позволяет актуализировать и обобщить знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой проблеме. На данной стадии использую приемы: корзина идей, рассказ-предложение по ключевым словам, графическая систематизация материала (кластеры, таблицы, верные или неверные утверждения и.т.д).
Прием «Корзина идей». Тема урока: Состав топливно-энергетического комплекса. География 9 класс.
В «корзину» учениками были сброшены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока : топливо, энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС , ТЭС, нефть, газ, экспорт, уголь , Западная Сибирь, дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра и т.д. Это позволило сформировать кластер (графический систематизатор)«Состав топливно-энергетического комплекса» и выяснить первоначальные представления учащихся о географии топливных ресурсов, активизировать их деятельность на уроке.
Вторая стадия технологии критического мышления – стадия «осмысления» содержания. Она позволяет получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями. Здесь применяю такие приемы, как «Верные-неверные утверждения», чтение текста методом ИНСЕРТ, чтение с остановками, таблицы вопросов, взаимоопрос.
«Верные-неверные утверждения, например при изучении Северного Кавказа:
1. Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.
2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП
3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.
4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения.
5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост положительный.
6. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном.
7. На Северном Кавказе есть месторождения топливных полезных ископаемых.
8. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.
Прием «Чтение с пометками INSERT»
Цель: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.
Предлагаю проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.
Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:
V – то, что было известно учащимся ранее;
+ – новая, неожиданная информация;
– – информация, противоречащая взглядам учащихся;
Рефлексию часто провожу в виде самоанализа:
Существует много приемов технологии развития критического мышления. Какие-то из них просты и понятны, какие-то требуют напряженного труда, некоторые из них направлены на развитие практических навыков, другие на развитие творческих способностей. Но объединяет их общая цель: научить учиться, научить самостоятельному анализу и поиску, заставить рассуждать, логически мыслить, использовать полученные навыки не только в рамках изучаемого предмета. А ещё уникальность заключается в том, что все эти приемы универсальны и могут использоваться на любой стадии урока и на любом предмете.
В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы
Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры — не результат, а процесс.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, и др.
Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста. Я привожу примеры некоторых игровых моментов.
«Географические координаты»
можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить, какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.
4 с.ш и 9 в.д.
19 с.ш. и 98 з.д.
52 с.ш. и 0 в.д.
8 ю.ш. и 73 з.д.
20ю.ш. и 45 в.д.
16 ю.ш. и 48 з.д.
Колумб
«Слова в словах”
Пишу на доске географическое название, например: “Екатеринославка ”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв. Из букв слова можно сложить такие названия: Терек, кратер, Ростов, Николаев, саванна и. т. д .
«Геоалфавит».
В этой игре может быть несколько вариантов.
В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву К.
1. Назовите известного русского путешественника- географа. Конюхов.
2. Назовите страну нашей планеты. Китай.
3. Назовите столицу европейского государства. Кишинев.
4. Какая река протекает в Африке? Конго.
5.Назовите город в Сибири вы знаете ? Красноярск .
6. Какой вулкан вы знаете ? Килиманджаро.
7. Какую вы знаете горную страну? Кордильеры.
8.Самое большое озеро в мире? Каспийское.
9.Остров в составе Больших Зондских островов? Калимантан.
10.Залив? Карпентария.
«Пароль»
Данную игру можно использовать как в начале урока, так и при его завершении. Прежде чем сесть на свои места учащиеся должны назвать «пароль». В зависимости от пройденных тем это могут быть республики РФ и их столицы, страны мира и их столицы, названия морей, островов и т.д. По окончании урока учащиеся должны назвать «пароль», чтобы выйти из класса.
«Геопочта»
Учащимся раздаются «письма» с описанием природной зоны. Задача разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями природных зон. Задания в данном случае могут быть разнообразны: географические объекты материков, горные породы и т.д.
«Отыщи на карте».
Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.
Игра “Раз! Два! Три!”
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит, то он выбывает из игры.
Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.
«Горячий стул»
Игра проводится при закреплении материала. Один ученик садится спиною к доске, на которой написано понятие, название и. т. д. Ученики по очереди задают наводящий вопрос и тот, кто сидит на стуле, должен угадать, что написано на доске.
Использование технологии коммуникативно - диалоговой деятельности способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, дает ученику возможность критиковать и даже отвергать любое мнение, учит поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Ветер – враг или друг?», «Можно ли прокормить все человечество?», «Европа – стареющая нация?», «Надо ли осушать болота?» и так далее. Необходимо обучать детей правилам ведения дискуссии. Эта технология дается сложнее, чем другие. Не всегда дети хотят вступить в дискуссию, стараюсь постоянно вести диалог на основе анализа источников географических знаний.
Основная задача модернизации российского образования – это повышение доступности, качества и эффективности обучения. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Специфика предмета географии требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, поток непрерывно растёт. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса обучающихся. Большие возможности в этом направлении предоставляет использование в современной школе метода проектов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Учащиеся могут сами выбрать тему и форму проекта. Работа предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. Тему проектов выбираю на основе краеведческого материала: «Безопасен ли школьный двор?», «Где твоя родина, украинец?», «зеленый двор – зеленная планета», «Цветочная клумба своими руками», «Хризолиты Амурской области». После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии её презентации.
Свои работы ребята представляли на школьном, муниципальном и областном уровне.
В 10 – 11 классах в учебнике по курсу «Экономическая и социальная география мира» крайне мало материала по странам. Учащиеся выполняют проекты по изучению стран. Более широкое изучение материала представляет интерес по ряду причин:
- знакомство с различными странами интересно и увлекательно для учащихся, они получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны;
- созданные презентации становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков географии;
- ученики овладевают навыками самостоятельной работы, методикой, которую смогут применить в своей будущей деятельности.
Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.
Используя метод проектов на уроках географии, я пришла к выводу:
- Использование метода на уроках географии очень приемлем, эффективен и результативен.
- Проектная технология всегда должна работать на результат.
- Проектный метод умело сочетается и с другими технологиями
В своей работе я чаще всего использую информационные компьютерные технологии, т. к., на мой взгляд, эта технология наиболее подходит для многих тем, где необходимо за короткое время освоить достаточно большой объём материала. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии, биологии не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:
– повышает мотивацию учащихся к учению;
– активизирует познавательную деятельность;
– развивает мышление и творческие способности.
В своей педагогической деятельности выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии, биологии:
1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.
2. Во-вторых, применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по биологии, географии.
3. В-третьих, применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
Информационные компьютерные технологии применяю на разных этапах обучения:
- как источник учебной информации;
- при повторении и закреплении изученного материала;
- при проведении практических работ;
- как тренажер;
- как наглядное пособие;
- как инструмент для индивидуальной работы;
- как средство для диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.
Активно использую такую форму работы как создание тематической презентации. Такие презентации дети создают сами или по заданию учителя. Особенно активно это делают учащиеся 10-11 классов. Так как информации о странах в учебниках мало, дети получают информацию с различных источников и создают презентацию.
В процессе обучения применяю цифровые образовательные ресурсы и средства школьной медиатеки, мультимедийные электронные учебники( Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия), интерактивные карты, электронный журнал с приложением «География» издательского дома «Первое сентября», электронное приложение к учебнику «Природоведение».
Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии и биологии делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков, как средства создания условий для познавательной активности учеников на занятиях математики»
На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий, как ступень развития методики обучения. В наш...
Использование технологий, методов и приемов активного обучения при организации в образовательном учреждении консультирования педагогов по вопросам аттестации
Новый порядок аттестации педагогических кадров, вступивший в силу 1 января 2011 года, определил необходимость подготовки педагогов к аттестации в новой форме. Учителям нужна качес...
Использование современных технологий , методов и приемов обучения в условиях введения ФГОС
В этой презентации представленны разнообразные методы и средства , которыми можно воспользоваться при подготовке к уроку по уровням усвоения материала....
Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"
Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории...
Мастер-класс по использованию инновационных технологий, методов и приемов «Россия - мой дом».
Цель: поделиться опытом с участниками мастер-класса применением использования инновационных технологий, методов, системы активных приёмов, средств и способов обучения на уроках географии и во вн...
Использование современных образовательных технологий, методов, приемов обучения в подготовке к ОГЭ по английскому языку
Формирование коммуникативных компетенций с помощью современных образовательных технологий, методов, приемов обучения в подготовке к ОГЭ по английскому языку...
Использование инновационной технологии, методы и приемы
Использование инновационной технологии, методы и приемы...