Рефлексия на уроке
методическая разработка на тему
Материалы предназначены для работы с молодыми педагогами а так же для тех, кто занимается анализом урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_refleksiya.pptx | 134.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия - Рефлексия одно из условий формирования регулятивных универсальных учебных действий (ФГОС) - Рефлексия обязательное условие создания развивающей среды на уроке и организации деятельности - Рефлексия позволяет реализовать важный принцип развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.(РО) - Рефлексия в современной педагогике понимается как самоанализ деятельности и её результатов .
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость» Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна , который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Рефлексия в конце урока 1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Рефлексия в конце урока
Рефлексия в конце урока «Комплимент». Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. «Три лица». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. «Цветные карточки». У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. «Пейзаж ». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Рефлексия в конце урока
Оценочный лист. Рефлексия В ыполнил ли я то, что задумал? _____________________________________ П олучилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?__________ В сё ли получилось так, как я задумывал?__________________________ Ч то было сделано хорошо?_________________________________________________ Ч то было сделано плохо?_________________________________________________ Ч то было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?____________ К то мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?_________________________ Попрошу взрослых оценить мою работу: ч т о с к а з а л а м а м а:____________________ ч т о с к а з а л а у ч и т е л ь н и ц а:_______________________________ к а к о ц е н и л и п р о е к т д р у з ь я:______________________________ В ч ё м я с н и м и с о г л а с е н, в ч ё м - н е т ?_________________________ 25. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.
«Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени. …» Строгова И.М.
Организация рефлексивного пространства урока : Учащимся предлагается выявить свои затруднения м ошибки при решении проблемы Установить причины ошибок: по содержанию, по способам взаимодействия Спроектировать средства и способы исправления ошибок О пределить личную, групповую позиции, новый вектор познавательного интереса
«Рефлексия возникает тогда, когда имеет место отклонение от образца, когда осознается неудовлетворенность собственной деятельностью или образцом. В этом случае рефлексия приводит к изменению схем деятельности и мысли.» Шустова Л.Ф .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рефлексия на уроках математики
Тема урока:«Теорема о трех перпендикулярах» Цель урока.Расширить знания учащихся по теореме о трех перпендикулярах, выработать умения применять теорему к решению задач. Зад...
Виды рефлексии на уроках русского языка и литературы
В статье представлены материалы, которые помогут качественно проводить рефлексию на урока не только русского языка, но и на остальных предметах...
Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ
Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...
Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в рамках реализации ФГОС. Копилка примеров рефлексии на уроках.
Цель данной работы повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....
Выступление на РМО по теме: Формы рефлексии на уроке математики. Основные этапы урока рефлексии.
В данной работе рассмотрены основные этапы урока рефлексии....
Педагогическая рефлексия как условие эффективности педагогической деятельностиМетодические рекомендации по организации рефлексии на уроках химии.
Методические рекомендации по организции рефлексии на уроках химии....
Методическая разработка. Правописание наречий (урок рефлексии/ комбинированный урок). 7 класс
М. М. Разумовская и др. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: – М.: «Дрофа», 2017Формировать навык нахождения в тексте наречий и определение их разрядов, у...