Каким должен быть учитель.
статья на тему
Каким же должен быть учитель нового поколения?
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Каким же должен быть учитель нового поколения?
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.
Учитель должен проявляется в следующих взаимосвязанных характеристиках: общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития; качествах личности учителя, стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учеником и окружающими, его ценностных установках. Такой учитель обладает той составляющей педагогического мастерства, которая позволяет ему успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации.
Анализируя материалы по введению ФГОС нового поколения свидетельствуют о том, что авторы особую роль отводят учителю: он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Работая по новым стандартам, актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности учителя.
Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Стандарт указывает реальные виды деятельности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Надо сказать, что проектная деятельность широко используется учителями школы на уроках и во внеурочное время, как в старших, так и в младших классах.
ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком, транслятором знаний, а проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее.
Условиями эффективности работы учителя являются: профессиональная компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, способность выявлять причины затруднений обучающегося и оказывать ему необходимую информационную помощь, направлять обсуждение на анализ и поиск новых, прогнозировать действия ученика и его развитие в целом, связывать контрольно-диагностические действия с анализом траектории развития ученика и целями работы с ним, планировать свою деятельность и учить планированию ученика, находить и оценивать положительное в ребёнке даже в неправильных его поступках.
Говоря о компетентности, можно сказать и о широкой эрудиции в области преподаваемого предмета, выходящей за рамки школьной программы. Это позволяет им быть интересными ученику в той части общения с ним, которая лежит в русле интересов самого ученика. Они способны ответить на вопросы и сообщить ученику много дополнительной информации. Но рамки их компетентности не выходят за пределы информированности в данной предметной области знаний и не распространяются на вопросы индивидуальных особенностей учащихся, способов их диагностики, вариативной работы с ними.
Учитель должен быть готов грамотно планировать работу с учащимися с установкой на повышение интереса, использовать индивидуальный подход с учетом результатов диагностики, создавать необходимые условия для интеллектуального развития ребенка. В его взаимодействии с учеником должны рационально сочетаться элементы объяснения и практической работы, теоретической подготовки и обучения рациональным приемам учебной и творческой деятельности.
Уверенное владение способами осуществления обратной связи с учащимся должно обеспечить стимулирование деятельности ребенка, оказание своевременной и адекватной помощи учащимся, внушение уверенности и самоуважения.
Организуемая им деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов, приемов и способов деятельности учителя и ученика. Он должен в совершенстве владеть аналитическими, диагностическими и проектировочными умениями, правильно использовать учебную и воспитательную ситуацию в достижении целей развития школьника. В его задачи входит регулирование и корректирование деятельности и развития ребенка, оценка и поощрение, моделирование развивающих ситуаций и мобилизация энергоресурса учащихся.
Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету. Практика показывает, предмет, который преподаёт любимый учитель, часто становится любимым предметом ученика.
В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникативных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.
Профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: модифицировать учебные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний. Нужно уважать желание ребёнка работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребёнка, поощрять работу над проектами, предложенными учащимися, извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и наклонностей учащихся.
Успешность работы учителя с учеником во многом зависит от правильности выбранной учителем стратегии работы с ним. А эта стратегия, в свою очередь, зависит от присущих этому ребенку индивидуальных стратегий познания. Традиционный учитель привычен больше сам говорить, чем слушать, так как сами условия массового обучения формируют эту не лучшую учительскую привычку. В традиционном обучении учитель достаточно жестко ведет за собой учеников. Ученик, переключивший свое внимание на что-то другое во время объяснения учителя, уходит в неуправляемый и неконтролируемый полёт мыслей, если такое переключение происходит во время выполнения тренировочных заданий - не происходит формирования необходимых навыков и закладывается дефект усвоения материала и понижение оценки.
Поскольку деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений, а предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, то обязательными характеристиками учителя должны быть активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение.
Высоки требования к учителям старшей школы. Учитель должен заниматься научными исследованиями, составлять методические разработки, уметь описывать свой опыт работы. В городе развивается такое направление в работе со школьниками как научно-исследовательское движение. Традицией стало проводить городские конференции среди школьников. Сотрудничество учителя и ученика побуждает их к постоянному действию, творчеству, работе с научно-публицистической литературой, ставить конкретные цели, определять задачи, проводить эксперименты, включаться в исследовательскую деятельность. Ежегодно школьники участвуют в конференциях, где представляют результаты своей работы учёным - членам жюри.
Системообразующим фактором всей деятельности учителя становится личность ученика и индивидуально-групповая стратегия его развития, построенная на основе детальной диагностики его особенностей и актуальных возможностей. Эта стратегия отличается динамичностью, поскольку постоянно меняется не только содержание материала, с которым работают учитель и ученик, но и предмет формирующей деятельности в данный момент. Учитель выступает в роли координатора и организатора деятельности ученика, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником.
Сотрудничество учителя и ученика направлено на последовательное и поэтапное развитие тех компонентов интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы школьника, которые на данный момент развиты недостаточно, что тормозит общее развитие и мешает развитию ребёнка в полной мере. Но формирование одних компонентов автоматически ведет к формированию других. Поэтому индивидуальная стратегия раскрытия каждого ребенка всегда многоступенчата и постепенно претерпевает изменения, необходимость которых определяется путем последующего тестирования результатов работы ученика.
Вчитываясь в Стандарты нового поколения, каждый ставит перед собой определённые цели, определяет пути их реализации, ищет ответы на поставленные вопросы. Но вопросов больше, чем ответов. Как учителю оценивать причины затруднений и неудач ученика и как обеспечить их устранение? Как разрешить внешние и внутренние конфликты ребенка? Какую помощь оказывать ребенку, в том числе и в налаживании его взаимоотношений с детьми, родителями и другими учителями? Все эти проблемы стоят очень остро именно в современных условиях жизнедеятельности в стандартной среде массовой школы. Не случайно стандарты нового поколения особое внимание уделяют духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Проблемой становится отношение и взаимодействие ребенка с классным коллективом, коллективом учителей.
Итак, для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каким должен быть современный учитель?"
сочинение-эссе, размышления на тему "Каким должен быть современный учитель?"...
Каким должен быть современный учитель?
Размышления о современном учителе. Статья была написана и отправлена на конкурс "Мой дебют". Номинация «Мои воспоминания». Тема: «Каким должен быть современный учитель?»...
Эссе.Каким должен быть учитель предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Профильное образование должно обеспечить углубленное ознакомление старшеклассников с областью трудовой деятельности,определенной профессиональными кланами,приобретение опыта работы в этой сфере.Сущест...
"Каким должен быть современный учитель?"
Современный учитель - это человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата....
эссе "Каким должен быть учитель в современной школе"
Вот уже, который год канун первого сентября для меня является временем размышлений, поиска истины. Каждый год я задаю себе одни и те же вопросы. Смогу ли я войти во внутренний мир ребенка без предрасс...
Каким должен быть учитель в XXI веке?
На дворе XXI век. Изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики. Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преп...
Каким должен быть учитель в XXI веке?
На дворе XXI век. Изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики. Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преп...