Каким должен быть учитель в XXI веке?
статья по литературе (10 класс) на тему

Кухаренок Надежда Викторовна

На дворе XXI век. Изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики. Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakim_dolzhen_byt_uchitel_v_xxi_veke.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Каким должен быть учитель в XXI веке?

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы

внушать ненависть и к тем, кто их преподаёт,

и ко всему преподаваемому.        

Жан Жак Руссо

        Изменения, которые происходят в стране и обществе, предъявляют новые требования к современной школе и учителю, работающему в ней. Каким должен быть современный учитель? Ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

        На сегодняшний день профессия учитель по-прежнему непопулярная  и непрестижная. В школе, как и прежде, работают женщины, причём, пенсионного возраста. Я сейчас мысленно перебираю в памяти своих возрастных коллег (сама отношусь к этой возрастной категории): умницы, красавицы, неутомимые труженицы, талантливые фанатки… Их самих можно было бы смело назвать детьми, но у них неестественно большое чувство ответственности за страну, за детей, за школу, за будущее. Это у этих женщин ненормальный материнский инстинкт, который распространяется на огромное количество детей. Это они хронически больны школой, считают себя счастливыми людьми, потому что у них любимая работа. Это они давно не разделяют: школа – жизнь или жизнь – школа?

         На дворе XXI век. Изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики. Чудо из чудес – ребёнок. Задумываясь над тем, каким должен быть настоящий учитель, мы совершенно забываем о том, каким бывает настоящий ученик? Так какие они, наши дети? Разные! Их нельзя равнять под одну гребёнку, ставя в пример одних и ущемляя других. Одни - от природы послушные и любознательные, другие - не могут спокойно посидеть на месте  пять минут. Одни - смелые и самостоятельные, другие – скромные и застенчивые, а научить нужно всех. Любовь и терпение творят чудеса: каждому ученику в школе должно быть комфортно, каждому ученику в школе должен быть обеспечен индивидуальный подход, который сведёт к минимуму  риски для здоровья в процессе обучения.

        Каким должен быть современный  учитель? Прежде всего,  объективно оценивающим своих учеников, не витающим в облаках, мечтая о том, что школьники внезапно станут такими, какими нам их хочется видеть, а видящим, кто перед ним, и понимающим, как вести себя с тем или иным ребёнком. Работа современного учителя основывается на принципах гуманизма, т.е. уважения к личности ребёнка. Совершенно не обязательно, чтобы учителя любили и обожали, просто он должен нравиться детям, он должен быть им интересен, потому что без интереса к личности учителя нет интереса к предмету.

        Какой учитель нужен современному ученику? Доброжелательный, тактичный, участливый, честный, порядочный, убеждённый, внимательный, коммуникабельный, адаптивный, толерантный. Он должен обладать универсальной образованностью, эрудицией, информированностью, прогрессивностью, умением вести интересные уроки.

        Ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя: манеры, жесты, мимика, позы, одежда, имидж делового человека.  Всё это относится к стилю. А дальше очень важен стиль мышления, поведения, общения с людьми, искусство речи. Речь должна быть образцовой с точки зрения соблюдения в ней норм литературного языка, в ней недопустимы грубые слова, выражения, оскорбляющие ученика.

        Учитель – мастер учит всех без исключения, создаёт условия для развития творческих способностей ребёнка, развивает стремление самостоятельно мыслить, повышает мотивацию к изучению предмета.         А что является главным в педагогике творчества? Не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности, приближает её к идеалу, к вечной мечте о прекрасном.

        Не бывает идеальных программ и учебников. Очень важно то, каков сам учитель, каковы его духовные ценности и приоритеты, какова его формула успеха? Только через любовь к своему делу, вдохновение, компетентность и дальновидность обретается признание учеников, родителей, коллег. Только любовь к своему делу, вдохновение и компетентность учителя превратят школу в мир детства, юности и надежд, мир, в котором не угаснет одухотворяющий поиск разума и добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каким должен быть современный учитель?"

сочинение-эссе, размышления на тему "Каким должен быть современный учитель?"...

Каким должен быть современный учитель?

Размышления о современном учителе. Статья была написана и отправлена на конкурс "Мой дебют". Номинация «Мои воспоминания». Тема: «Каким должен быть современный учитель?»...

Эссе.Каким должен быть учитель предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Профильное образование должно обеспечить углубленное ознакомление старшеклассников с областью трудовой деятельности,определенной профессиональными кланами,приобретение опыта работы в этой сфере.Сущест...

"Каким должен быть современный учитель?"

Современный учитель - это человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата....

эссе "Каким должен быть учитель в современной школе"

Вот уже, который год канун первого сентября для меня является временем размышлений, поиска истины. Каждый год я задаю себе одни и те же вопросы. Смогу ли я войти во внутренний мир ребенка без предрасс...

Каким должен быть учитель в XXI веке?

На дворе XXI век. Изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики. Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преп...

Каким должен быть учитель.

Каким же должен быть учитель нового поколения?Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлека...