Конспект занятия по теме: "Дифференциация Т – Д и Т` - Д`".
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия для учащихся 1 класса с ОНР по 1 этапу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_t_-_d.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Число:
Класс: 1 (для детей с общим недоразвитием речи).
ТЕМА: Дифференциация Т – Д и Т` - Д`.
Цель: формировать умение различать и произносит звуки [т] и [д], [т`] и [д`] в устной речи и буквы Тт и Дд на письме.
Задачи: - упражнять учащихся в четкой дифференциации фонем [т], [д] по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
- совершенствовать фонематическое восприятие, навык звукового анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
- активизировать, обогащать словарный запас, навыки словообразования;
- развивать опосредованное запоминание;
- воспитывать познавательный интерес, формирование положительной учебной мотивации.
Оборудование: компьютер, карточки с ключевыми словами, карточки со слогами (в форме снежинок), тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Фонетическая ритмика. (звук Т)
И.п. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне груди, локти опущены.
Движение: Вдох, резким движением, как ударом, опускать в стороны и вниз то правую, то левую руку с зажатым кулаком при одновременном произнесении ТА, ТА.
(Движения напряжённое, сильное, краткое)
Выполнить 10 движений и сесть на свои места.
II. Актуализация знаний.
1. - Кто мне подскажет какой сегодня месяц? (Февраль)
- Правильно Февраль, к какому времени года относиться этот месяц? (Зима)
- Совершенно верно, февраль это месяц зимы и он является последним месяцем зимы.
- А кто мне скажет, что является главным символом зимы? (Снежинка)
Обобщение: Вот и у нас за окошком зима, кружат белые снежинки и начался последний месяц зимы – февраль. Это значит что скоро зима закончиться и наступит долгожданная весна.
2. Работа со слогами.
- Перед вами на столах лежат снежинки, на снежинках написаны слоги, вам из этих слогов необходимо составить слова.
МЕТЕЛЬ – ЛЕДЯНОЙ
- Посмотрите внимательно на свои слова с каким временем года они связаны? (Зимой)
- Назовите мне в своих словах только те согласные, которые являются парными согласными. (Т – Д)
Обобщение: Действительно в этих словах которые вы собрали всего одна пара парных согласных. Это согласный звук Т и звук Д. Вот и у нас сегодня на занятии в гостях эта пара согласных звуков Т – Д. (слайд 2)
3. Характеристика звуков.
- Давайте сравним эти звуки, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга? (ответы детей)
Похожи тем, что: - оба звука согласные;
- могут быть как твердыми, так и мягкими;
- они являются парными;
Различаются тем, что: - звук Т – глухой;
- звук Д – звонкий;
Обобщение: Да звуки хоть и разные, но у них есть и сходство, и различия. Вы молодцы, что все вспомнили и правильно назвали.
4. Работа со словами – паронимами. (слайды 3, 4, 5)
На доске написаны предложения.
- Ребята, а как вы думаете может ли один звук или буква изменить целое слово? Проверим!
- На доске написаны предложения, нужно их не просто прочитать, но ещё и закончить подходящим по смыслу словом.
- Если вы правильно закончите предложение, то на экране появиться картинка.
Назовем мы книгу …, (том)
Для жильцов построим … (дом)
Нитку сматывай с …, (катушки)
Воду черпай из … (кадушки)
Соловей выводит …, (трель)
Слесарь в сеть включает … (дрель)
Обобщение: Видите, действительно один звук или буква может поменять смысл целого слова, поэтому очень важно четко проговаривать все звуки в слове, чтобы написать его без ошибок.
5. Физкультминутка.
Фонетическая ритмика. (звук Д)
И.п. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне груди, локти опущены.
Движение: Вдох, наклониться вперёд и вниз, руки опустить вниз, расслабить все мышцы тела и одновременно произнести ДА, ДА.
(Движение ненапряжённое, слабое, удлинённое)
Выполнить движения 10 раз и сесть.
6. Кроссворды. (слайд 6)
- Звуки Т – Д очень любят разгадывать кроссворды. Вот они и для вас принесли кроссворды и просят вас их разгадать.
- Вам нужно прочитать спрятавшиеся здесь слова, подсказкой послужит то, что в одном слове есть звук Т, а в другом звук Д.
- Молодцы вы верно нашли слова это слово КАДУШКА. (слайд 7)
Активизация словаря.
а) КАДУШКА – это старинное название бочки, а бочка это предмет цилиндрической формы с деревянными стенками, обтянутыми обручами. Сейчас это слово встречается редко, в основном употребляется слово бочка. Слово кадушка можно встретить в рассказе «Федорино горе» К.И. Чуковского.
Посмотри-ка ты в кадушку
И увидишь там лягушку…
- Давайте составим предложение со словом КАДУШКА.
- Попробуйте найти второе слово – это слово …. (слайд 8)
- КАТУШКА (слайд 9)
б) КАТУШКА – катушка это небольшой цилиндрический стержень, на который наматывают что-нибудь. Например катушка ниток.
- Давайте составим предложения с этим словом.
Обобщение: Вы молодцы правильно разгадали кроссворды, познакомились с новыми словами и даже составили с ними предложения. Теперь вы знаете, что такое катушка и кадушка и для чего они нужны.
7. Пальчиковая гимнастика. (слайд 10)
На поляне дом стоит, Изобразить крышу дома пальцам
правой и левой рук, соприкасающимися
друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Развернуть ладони к себе, средние
пальцы соприкасаются друг с другом,
большие пальцы – вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Развернуть ладони параллельно
друг ругу.
В этот домик приглашаем. Изобразить крышу дома.
Обобщение: Даже в нашей гимнастике для пальчиков чаще всего встречались звуки Т – Д.
8. Работа в тетрадях (запись слов). (слайд 11)
- Вот мы с вами сделали гимнастику для наших пальчиков и теперь не много попишем.
- Открываем тетради, мы сейчас запишем с вами несколько словарных слов, но это будут не просто слова, в них встретятся уже известные нам звуки Т – Д.
Нахождение звука в слове (в каком слоге стоит), определить твердый или мягкий (поставить под звуком кружок соответствующего цвета).
III. Итог занятия. (слайд 12)
- Какие звуки были у нас сегодня в гостях?
- Чем похожи, чем отличаются?
- Звукам Т – Д тоже понравилось у нас в гостях, они говорят что все вы МОЛОДЦЫ и дарят вам настоящий снегопад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация "С", "Ш"
Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков "С", "Ш" для детей коррекционных школ VIII вида.Адресован учителям - логопедам, учителям начальных классов...
конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.
Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....
Конспект занятия по теме:"Дифференциация звуков [б]-[бь] в слогах и словах"
В конспекте занятия представлен материал по коррекции нарушений письменной речи с группой ОНР 2 класс. Увлекательный материал создает условия для успешного овладения материалом и развития умения диффе...
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков С и З»
Материал содержит конспект занятия на тему "Дифференциация звуков С и З", включая цели, описание оборудования и план занятия....
Конспект занятия на тему: "Дифференциация звуков Д-Т"
Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Д-Т....