Конспект занятия по теме: "Дифференциация Т – Д и Т` - Д`".
план-конспект занятия по теме

Федорова Оксана Александровна

Конспект занятия для учащихся 1 класса с ОНР по 1 этапу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_t_-_d.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Число:

Класс: 1 (для детей с общим недоразвитием речи).

ТЕМА: Дифференциация Т – Д и Т` - Д`.

Цель: формировать умение различать и произносит звуки [т] и [д], [т`] и [д`] в устной речи и буквы Тт и Дд на письме.

Задачи: - упражнять учащихся в четкой дифференциации фонем [т], [д] по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;  

- совершенствовать фонематическое восприятие, навык звукового анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;

- активизировать, обогащать словарный запас, навыки словообразования;

- развивать опосредованное запоминание;

- воспитывать познавательный интерес, формирование положительной учебной мотивации.

Оборудование: компьютер, карточки с ключевыми словами, карточки со слогами (в форме снежинок), тетради, цветные карандаши.  

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Фонетическая ритмика. (звук Т)

И.п. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне груди, локти опущены.

Движение: Вдох, резким движением, как ударом, опускать в стороны и вниз то правую, то левую руку с зажатым кулаком при одновременном произнесении ТА, ТА.

(Движения напряжённое, сильное, краткое)

Выполнить 10 движений и сесть на свои места.

II. Актуализация знаний.

1.     - Кто мне подскажет какой сегодня месяц? (Февраль)

- Правильно Февраль, к какому времени года относиться этот месяц? (Зима)

- Совершенно верно, февраль это месяц зимы и он является последним месяцем зимы.

- А кто мне скажет, что является главным символом зимы? (Снежинка)

Обобщение: Вот и у нас за окошком зима, кружат белые снежинки и начался последний месяц зимы – февраль. Это значит что скоро зима закончиться и наступит долгожданная весна.

2. Работа со слогами.

- Перед вами на столах лежат снежинки, на снежинках написаны слоги, вам из этих слогов необходимо составить слова.

        МЕТЕЛЬ – ЛЕДЯНОЙ

- Посмотрите внимательно на свои слова с каким временем года они связаны? (Зимой) 

- Назовите мне в своих словах только те согласные, которые являются парными согласными. (Т – Д) 

Обобщение: Действительно в этих словах которые вы собрали всего одна пара парных согласных. Это согласный звук Т и звук Д. Вот и у нас сегодня на занятии в гостях  эта пара согласных звуков Т – Д. (слайд 2)

3. Характеристика звуков.

- Давайте сравним эти звуки, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга? (ответы детей)

Похожи тем, что: - оба звука согласные;

                                - могут быть как твердыми, так и мягкими;

                                - они являются парными;

Различаются тем, что: - звук Т – глухой;

                                        - звук Д – звонкий;

Обобщение: Да звуки хоть и разные, но у них есть и сходство, и различия. Вы молодцы, что все вспомнили и правильно назвали.  

4. Работа со словами – паронимами. (слайды 3, 4, 5)

        На доске написаны предложения.

        - Ребята, а как вы думаете может ли один звук или буква изменить целое слово? Проверим!

        - На доске написаны предложения, нужно их не просто прочитать, но ещё и закончить подходящим по смыслу словом.

        - Если вы правильно закончите предложение, то на экране появиться картинка.

        Назовем мы книгу …,                 (том)

        Для жильцов построим …          (дом)

        

Нитку сматывай с …,                  (катушки)

        Воду черпай из …                  (кадушки)

        

Соловей выводит …,                  (трель)

        Слесарь в сеть включает …         (дрель)

Обобщение: Видите, действительно один звук или буква может поменять смысл целого слова, поэтому очень важно четко проговаривать все звуки в слове, чтобы написать его без ошибок.

5. Физкультминутка.

Фонетическая ритмика. (звук Д)

        И.п. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне груди, локти опущены.

Движение: Вдох, наклониться вперёд и вниз, руки опустить вниз, расслабить все мышцы тела и одновременно произнести ДА, ДА.

(Движение ненапряжённое, слабое, удлинённое)

Выполнить движения 10 раз и сесть.    

6. Кроссворды. (слайд 6)

- Звуки Т – Д очень любят разгадывать кроссворды. Вот они и для вас принесли кроссворды и просят вас их разгадать.

- Вам нужно прочитать спрятавшиеся здесь слова, подсказкой послужит то, что в одном слове есть звук Т, а в другом звук Д.

- Молодцы вы верно нашли слова это слово КАДУШКА. (слайд 7)

Активизация словаря.

а) КАДУШКА – это старинное название бочки, а бочка это предмет цилиндрической формы с деревянными стенками, обтянутыми обручами. Сейчас это слово встречается редко, в основном употребляется слово бочка. Слово кадушка можно встретить в рассказе «Федорино горе» К.И. Чуковского.

        Посмотри-ка ты в кадушку

        И увидишь там лягушку…

- Давайте составим предложение со словом КАДУШКА.

- Попробуйте найти второе слово –  это слово …. (слайд 8)

- КАТУШКА (слайд 9) 

б) КАТУШКА – катушка это небольшой цилиндрический стержень, на который наматывают что-нибудь. Например катушка ниток.  

- Давайте составим предложения с этим словом.

Обобщение: Вы молодцы правильно разгадали кроссворды, познакомились с новыми словами и даже составили с ними предложения. Теперь вы знаете, что такое катушка и кадушка и для чего они нужны.

7. Пальчиковая гимнастика. (слайд 10)

        На поляне дом стоит,                        Изобразить крышу дома пальцам

                                                        правой и левой рук, соприкасающимися

                                                        друг с другом.

        Ну а к дому путь закрыт.                Развернуть ладони к себе, средние

                                                        пальцы соприкасаются друг с другом,

                                                        большие пальцы – вверх («ворота»).

        Мы ворота открываем,                        Развернуть ладони параллельно

                                                        друг ругу.

        В этот домик приглашаем.                Изобразить крышу дома.

Обобщение: Даже в нашей гимнастике для пальчиков чаще всего встречались звуки Т – Д.  

8. Работа в тетрадях (запись слов). (слайд 11)

- Вот мы с вами сделали гимнастику для наших пальчиков и теперь не много попишем.

- Открываем тетради, мы сейчас запишем с вами несколько словарных слов, но это будут не просто слова, в них встретятся уже известные нам звуки Т – Д.

Нахождение звука в слове (в каком слоге стоит), определить твердый или мягкий (поставить под звуком кружок соответствующего цвета).

III. Итог занятия. (слайд 12)

- Какие звуки были у нас сегодня в гостях?

- Чем похожи, чем отличаются?

- Звукам Т – Д тоже понравилось у нас в гостях, они говорят что все вы МОЛОДЦЫ и дарят вам настоящий снегопад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация "С", "Ш"

Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков "С", "Ш" для детей коррекционных школ VIII вида.Адресован учителям - логопедам, учителям начальных классов...

конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.

Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....

Конспект занятия по теме:"Дифференциация звуков [б]-[бь] в слогах и словах"

В конспекте занятия представлен материал по коррекции нарушений письменной речи с группой ОНР 2 класс. Увлекательный материал создает условия для успешного овладения материалом и развития умения диффе...

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков С и З»

Материал содержит конспект занятия на тему "Дифференциация звуков С и З", включая цели, описание оборудования и план занятия....

Конспект занятия на тему: "Дифференциация звуков Д-Т"

Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Д-Т....