Проектная деятельность
проект по теме
проектная деятельность в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_khlivnyuk.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ ШИ I II вида
г.Тихорецка
Тема:
«Проектная деятельность в начальной школе»
Учитель начальных классов
Хливнюк Т.Г.
г. Тихорецк
2014год
Проектная деятельность в ГБС(К)ОУ ШИ г.Тихорецка
Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию. Лично мне помогли в этом разобраться курсы Intel «Обучение для будущего», которые мы с коллегами закончили в 2009 году по теме «Проектное обучение школьников».
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Мы понимаем, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.
В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы:
· «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб
· «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев
· учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь»
Эта литература может очень помочь в организации проектной деятельности. В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные из них:
-качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
-умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями-предметниками, работниками школьной и сельской библиотек, жителями села, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
· в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Метод проектов целесообразно применять, если
· Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование)
· Есть значимость результата (теоретическая, практическая)
· Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
· Возможно структурирование (этапность) проекта.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на:
· Развитие критического мышления
· Развитие творческого мышления
· Умения работать с информацией
· Умения работать в коллективе;
· Владеть культурой коммуникации.
Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.
Действия родителей могут быть такими:
-проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации)
-помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет)
-обеспечение самостоятельности школьников
-активное участие на каждом этапе проектной деятельности.
Об этом мы, учителя, обязательно должны информировать родителей.
Джон Дьюи, американский философ и педагог ещё в своё время говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
Так давайте постараемся готовить наших детей к жизни, чтобы все знания, которые мы даём, пригодились им.
Тема проекта «Птицы нашего края»
Цель:
- формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-эстетическим нормам поведения;
Задачи:
- распространение знаний о природе и её защите;
- совершенствование знаний о птицах;
- привлечение внимания общественности к проблеме зимующих птиц, их выживанию, увеличению численности. Что будет способствовать повышению биологической защиты зелёных насаждений города от болезней;
- повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка, развитие у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.
Проблемы проекта:
- уменьшение численности зимующих птиц
- снижение интереса общественности к проблеме зимующих птиц
Задачи:
- создать птичьи столовые и отдельные кормушки для птиц;
- обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц;
- привлечь общественность к проблеме зимующих птиц;
- подготовить материал для практического оказания помощи птицам;
- провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.
Структура проекта:
- Информационно – пропагандистский
- Практика – исследовательский
- Творчески – исследовательский
Работа по каждому из блоков велась в тесном сотрудничестве учеников, учителей
Подготовительный этап
Информационно – пропагандистский блок
Сбор и изучение материалов
Оформление информации по теме проекта и её распространение
Направление деятельности учащихся | Продукт деятельности | |
Сбор информации | Пропаганда целей проекта | |
Литература СМИ Интернет Беседы с друзьями, соседями, родными, знакомыми Библиотека Телепередачи Экскурсии | Оформление листовок с целью защиты и помощи зимующим птицам -20 шт. Беседовали по теме проекта Конкурс рисунков и стихов Экскурсия в парк и библиотеку Вместе с учителями сделали кормушки, подкармливали регулярно птиц и написали о своей акции в школьном уголке | Изученный материал стал опорой для проведения информационных и классных часов, использован при подготовке к открытым урокам : по развитию речи, чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, презентация «Кто поёт в зимнем лесу?» |
Основной этап
Практика – исследовательский блок
Практические мероприятия по оказанию помощи птицам
Исследовательское наблюдение за жизнью зимующих птиц
Творчески – исследовательский блок
В рамках этого блока был проведён ряд мероприятий
на школьном уровне (совместно с учащимися 4–х классов):
Конкурс презентаций
Конкурс рисунков
Конкурс сочинений
Аукцион загадок
С большим интересом участвовали ребята на открытом уроке по чтению и развитию речи.
Тема «Обобщение по разделу «Птицы зимой». Урок – конференция «Птицы нашего края ». На уроке ребята защитили проект в виде показа презентации «Кто поёт в зимнем лесу?»
класс | Твоё отношение к проблеме | В начале проекта | В конце проекта |
3 класс | положительное отношение | 48% | 98% |
4 класс | участие в акции | 25% | 100% |
На основе результатов проведённого опроса пришли к выводу:
распространение информации о проблеме зимующих птиц, различными способами, способствует повышению интереса общественности к данной проблеме.
Результативность
Проект имеет практическую ценность, дал возможность учащимся проводить исследования самостоятельно, учил ставить проблемы, находить пути их решения, развивать навыки работы в группах, умение обсуждать, анализировать, делать выводы, дал возможность выполнять задания в соответствии со способностями, способствовал сплочению коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности
Статья по теме...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...