«Методика организации и проведения линейки: ритуалы»
материал на тему

Попова Евгения Владимировна

Классификация линеек и требования к их проведению, а так же структура линейки открытия лагерной смены.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методика организации и проведения линейки: ритуалы»

Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации.

Из истории.

Линейке отводилось особое место среди лагерных мероприятий. Отношением к торжественной линейке как к произведению искусства, сходному с театральным действом, славились в былые годы всемирно известные пионерские лагеря «Артек» и «Орленок». Только там линейки умели проводить так, что даже у самых неактивных детей защемляло сердце. В организации тех линеек не было мелочей: ни небрежно выглаженных галстуков, ни лишнего слова в рапорте, ни неправильно выполненного салюта. В каждом лагере существовала даже специально оборудованная площадка с флагштоком и трибуной, которая именовалась так же, как и мероприятие, - «линейка». Существовали отряды горнистов и барабанщиков, знаменные и флаговые группы. Прошло время, в одночасье пионерские лагеря остались без финансирования, стали «убыточными», и их система почти разрушилась. Сейчас система детских лагерей восстанавливается на другой экономической основе, новых идеях. В связи, с чем линейки поменяли форму и наполнились новым содержанием.

Классификация.

Линейки бывают: торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими (ежедневная линейка с информацией о плане на день).

Рассмотрим классификацию более подробно:

  1. Линейка-открытие лагерной смены:

- линейка "Будем знакомы", на которой представляют всех работников лагеря;

- торжественное открытие лагерных смен, представление отрядов и поднятие лагерного флага и т.д.

  1. Линейка-закрытие лагерной смены - торжественная линейка, награждение победителей общелагерных соревнований, вручение грамот за активное участие в жизни лагеря,  спуск лагерного флага и т.д.
  2. Утренние линейки - подводятся итоги прошедшего дня, награждение победителей соревнований, поздравления именинников с вручением подарков, объявление планов на день и т.д.
  3. Театрализованные линейки - проводятся в театральной форме и могут быть посвящены Дню медицинского работника, Дню физкультурника, Дню пожарного и т.д.
  4. Линейки посвящённые памятным датам:

- 1 июня – Международный день защиты детей,

- 6 июня – Пушкинский день,

- 9 июня – Международный день друзей (неофициальный),

- 12 июня – День России,

- 22 июня – День памяти и скорби,

- 23 июня – Международный Олимпийский день и т.д.

При проведении линейки может быть использована лагерно-отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т.д.).

Линейка открытия.

Для успешного проведения линейки организатор должен заранее определить круг выступающих, оговорить текст и направленность речи. В предварительную работу входит также организация репетиций линейки. Самое главное на репетиции - добиться понимания всеми очерёдностей действий, чтобы все участники запомнили общий ход и время своего выступления. Для этого заранее составляется сценарий праздничной линейки. На первую репетицию приходят представители всех отрядов. Участники выясняют место, где будут стоять, как и после кого входить, так же  командиры отрядов должны запомнить форму рапорта, если это предусмотрено. На следующие репетиции уже приглашаются те, от кого зависит выполнение ритуалов, - чтецы, танцоры, певцы, звукооператор, отвечающего за фонограмму, и т.д. Участники должны заранее наметить место, которое будет условным центром их композиции, откуда будут появляться и куда уходить.

Особо и отдельно следует отрепетировать с группой поднимающих флаг. На праздничной линейке вместе с государственным флагом, точнее, одновременно, могут подниматься на специальных мачтах флаги расцвечивания, сигнальные флаги или цветные флажки.

В то же время следует определиться с исполнением гимна. Может звучать музыка без слов, которая предполагает исполнение выученного текста гимна всеми участниками мероприятия. Либо звучит музыка со словами, либо отрывок, состоящий из куплета и припева. Возможны различные вариации данного действа.

Структура линейки-открытия:

  1.  Сильное по степени воздействия начало, такое, которое могло бы быстро успокоить, дисциплинировать и мобилизовать внимание собравшихся (звучат фанфары, призывная мелодия и пр.);
  2. Выход или необычное появление (например, въезд на велосипеде) ведущего линейки,  так же могут быть представлены спортивно-танцевальная композиция, стихотворная заставка и т.д.
  3. Основной сюжет праздника, который может быть самым разнообразным, каждый организатор вправе расположить символическо-ритуальные действия и выступления в соответствии со своей логикой.

Существует два самых главных требования к линейке - это лаконичность и чёткость. Они выражаются в красивых, отточенных ритуальных действиях, в коротких содержательных выступлениях, в быстрой и логичной смене этих ритуалов и выступлений, в отсутствии лишних перемещений, перестроений, передвижении. Добиться этого можно только при одном условии - при наличии предварительной работы. Продолжительность линейки не должна превышать 15 - 20 минут.         

Источники литературы

  1. Афанасьев, С.П., Коморин, С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел [Текст]:методическое пособие/ С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. – Костром: Эврика-М, 1998.
  2. Козлов Э.П. Практикум по пионерской работе [Текст]:сборник задач и упражнений для учащихся пед. училищ/ Э.П.Козлов. – М.: «Просвещение», 1989.
  3. Отрядному вожатому [Текст]/Составитель А.Панов, Г.Чубарова. – 2-е изд. доп. – М.: Мол. гвардия, 1989.
  4. Спутник пионерского вожатого на 1987 год: Путеводитель по датам календаря [Текст]/Составитель Н.Н. Стрельникова, Т.В.Трухачева. – М.: Мол.гвардия, 1987.
  5. Формы воспитания работы классного руководителя [Текст]/Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С.Семенов. – М.: Школьная пресса, 2006


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методика организации и проведения линейки: ритуалы » Педагог-организатор Центра «Романтик» Попова Евгения Владимировна

Слайд 2

Линейка– одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации.

Слайд 3

Классификация Линейки Торжественные Рабочие

Слайд 4

Линейка – открытие лагерной смены Линейка "Будем знакомы", на которой представляют всех работников лагеря Торжественное открытие лагерных смен, представление отрядов и поднятие лагерного флага и т.д.

Слайд 5

Линейка – закрытие лагерной смены Торжественная линейка, подведение итогов смены, награждение победителей общелагерных соревнований, вручение грамот за активное участие в жизни лагеря, спуск лагерного флага и т.д.

Слайд 6

Утренние линейки Подведение итогов прошедшего дня, награждение победителей соревнований, информация о событиях будущего дня, поздравления именинников с вручением подарков и т.д.

Слайд 7

Театрализованные линейки Проводятся в театральной форме и могут быть посвящены Дню медицинского работника, Дню физкультурника, Дню пожарного и т.д.

Слайд 8

Линейки посвященные памятным датам 1 июня–Международный день защиты детей 6 июня – Пушкинский день 9 июня – Международный день друзей 12 июня –День России 22 июня –День памяти и скорби 23 июня –Международный Олимпийский день

Слайд 9

Структура линейки-открытия Сильное по степени воздействия начало, такое, которое могло бы быстро успокоить, дисциплинировать и мобилизовать внимание собравшихся (звучат фанфары, призывная мелодия и пр.) Выход или необычное появление (например, въезд на велосипеде) ведущего линейки, так же могут быть представлены спортивно-танцевальная композиция, стихотворная заставка и т.д. Основной сюжет праздника, который может быть самым разнообразным, каждый организатор вправе расположить символические ритуальные действия и выступления в соответствии со своей логикой.

Слайд 10

Требования к линейкам Лаконичность Чёткость в красивых, отточенных ритуальных действиях, в коротких содержательных выступлениях, в быстрой и логичной смене этих ритуалов и выступлений, в отсутствии лишних перемещений, перестроений, передвижении.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе"

Самообразование учителя есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому учитель должен знать свой предмет,...

Доклад "Совершенствование методики организации и проведение индивидуальной работы с учащимися"

Выступление на августовском совещании учителей русского языка и литературы Арского муниципального района РТ....

Методика организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

Методический материал «Азбуку дорожную знать каждому положено» ориентирован на учащихся начальных, средних и старших классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных ме...

Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Методический материал «Ты ведь тоже Россия, край алтайский родной» ориентирован на учащихся начальных и средних классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных меропри...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»

Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...

Методика организации и проведения самотеста в преподавании географии или как научить школьников формулировать вопросы.

Данный метод работы основан на самостоятельном составлении учащимися тестовых заданий, как с использованием источников информации (учебников, энциклопедий, различных словарей и т.д.), так и без ...