«Мониторинг знаний, умений, навыков»: из опыта работы
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Каким образом провести в объединении мониторинг? Очень много материалов на данную тему находится в последнее время в различных методичках. Для работы в своём объединении мы выбрали свой путь мониторинга. Полученным опытом хочется поделится с коллегами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества
ВЫСТУПЛЕНИЕ
«Мониторинг
знаний, умений, навыков»
из опыта работы
Составила:
педагог первой квалификационной категории
объединение «ОбраЗ»
Шаталова Елена Валерьевна
г. Выкса
4 декабря 2013 года
Мониторинг в учреждении – инструмент отслеживания качеств образовательного процесса, изменения в личностном развитии ребенка. Разговор о мониторинге в дополнительном образовании, каждый центр рассматривает и вводит в свою работу давно. В ЦДТ «Искра» эта тема обсуждалась не раз, педагогами было принято решение - на первом этапе введения мониторинга в образовательную деятельность, разработать такую методику, которая будет едина для всего центра и будет отслеживать образовательную деятельность объединений.
Какую цель для себя мы поставили, проводя мониторинг? Выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении, способствует позитивным изменениям в личности ребенка.
С чего мы начали? Определились какими методами будет проводиться мониторинг.
- Социометрия – хороша для маленьких групп, в больших коллективах – громоздка, требует много времени для наблюдения и обработки данных – от неё мы сразу отказались.
- Тестирование – по последним правилам может проводиться и расшифровываться исключительно психологами.
- Анкетирование – может дать нам ответ по определенному, интересующему нас вопросу, но не дает возможности его использования из года в год т.е. нет возможности провести анализ результатов первого и последующего годов обучения – а именно в этом и заключается мониторинг обучения.
Таким образом, мы подошли к искомому нами понятию «Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся».
В каждом объединении есть программа, которая предусматривает конечный результат, те знания, умения и навыки, которые получает ребенок обучаясь. Наблюдая за детьми педагог, как никто другой может квалифицированно определить, какие ЗУНы ребенок освоил.
Например, объединение «Кройка и шитьё». (Педагогам показываются таблички – приложение 1). Выпускник такого объединения в конечном результате должен – уметь снять мерки (определится с размерами изделия), сделать выкройку, уметь правильно разложить детали на ткани, выкроить изделие, сметать и сшить. Из всего сказанного мы выделяем главное, чем должен владеть выпускник объединения:
- умение снять мерки;
- расположение деталей на ткани;
- выкройка деталей;
- сметка изделия;
- декор готового изделия (качество исполнения).
Все мы знаем, что к каждому обучающемуся предъявляются требования общие для всех объединений. Исходя из требований САНпина, требований конкурсов, в которых участвуют дети, попробуйте их назвать (педагоги определяют правила):
- правила техники безопасности;
- пользование инструментами;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- коллективная работа и т.д.
Для каждого объединения критерии вырабатываются индивидуально.
В диагностическую таблицу мы вносим требования, которые были определены, как основополагающие для выпускника данного объединения. (Заполняются пустые графы таблицы – приложение 2) –таким образом, мы определились с тем, какие знания будем диагностировать у детей.
Следующий наш шаг, определение оценок, при помощи которых будет проводиться диагностика.
Для программы одного года обучения – можно применить трехбалльную систему.
За меру отсчета возьмем трехбалльную систему.
1 балл – низкий уровень.
2 балла – средний уровень.
3 балла – высокий уровень знаний.
Первый год обучения - Иванова Катя – первичная диагностика 1 балл – практически ничего не умеет, кроме коллективной работы (хорошо раскладывает выкройки на ткани) к концу обучения (май месяц)- повторная диагностика - 3 балла - все, что ей предложил педагог для изучения не только научилась делать, но и проявляла творчество, самостоятельность.
Второй год – начало года – ребенок тяжело втягивается в изучение нового материала и показывает, по новому материалу, те же 1балл – на начало года, и 3 балла – в конце учебного.
В мониторинге, важен процесс анализа, который показывает педагогу результативность его труда.
Смотрим на результаты труда Кати Ивановой (рисунок 1):
Рис. 1. Анализ диагностики ЗУНов Ивановой Кати.
Анализ показывает, что рост ЗУНов данной воспитанницы объединения нам не виден. Делаем вывод – в многолетней программе нам требуется таким образом оценить ЗУНы, чтобы на протяжении нескольких лет был виден качественный рост обучения ребенка.
Опыт показал, что такой оценкой стала десятибалльная система оценивания (П – первичная диагностика; З- заключительная диагностика).
Таблица 1. Анализ диагностики ЗУНов Ивановой Кати.
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Первый год Обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | Примечание | |||
П | З | П | З | П | З | |||
1. | Иванова Катя | 1 | 3 | 4 | 6 | 7 | 10 | Самостоятельное выполнение работ к концу года |
Проводим анализ (рисунок 2.)
Рис. 2. Анализ диагностики ЗУНов Ивановой Кати
Из рисунка мы видим, что в результате обучения выявляется качественный рост ЗУНов ребенка.
Кроме того, такая система оценивания. Позволяет определить личностный рост ребенка, как на каждом диагностируемом критерии, так и в конце обучения общей суммой баллов по всем критериям.
- 1, 4, 7 баллов – низкий уровень
- 2, 5, 8 баллов – средний уровень
- 3, 6, 9 баллов – высокий уровень
- 10 - баллов – самостоятельное исполнение.
Рассматриваем таблицу, раздел личностный рост ребенка (приложение 1).
Подробно остановимся на диагностике одного из критериев и тем, какую информацию нам несет таблица (приложение 3).
Например, то же объединение «Кройка и шитьё». Берем критерий – «раскрой изделия». Ячейку «раскрой изделия» мы разделили на три части: первая часть- первичная диагностика, третья часть – заключительная диагностика. Для того, чтобы определить, качество обучения по каждому критерию, мы используем фигурную стрелку: красная - вверх, знания выросли; синяя - вниз – знания уменьшились, знак равно – знания остались на том же уровне. Таким образом, нам нет необходимости долго выискивать, на какие критерии следует обратить внимание в работе с ребенком в первую очередь на данном году обучения (таблица 2).
Таблица 2. Зрительный анализ эффективности обучения Ивановой Кати
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Правила техники безопасности (ПТБ) | Умение снять мерки | Раскрой | ||||||
П | Стабильность (С) | З | П | С | З | П | С | З | ||
1 | Иванова Катя | 1 | 3 | 1 | = | 1 | 3 | 1 |
Зрительный анализ показывает, что Иванова Катя отлично ориентруется в технике безопасности, умеет снимать мерки, но, в процессе обучения, по мере обучения, ребенок, по какой-либо причине (болезнь, пропуски занятий, сложность объяснения и т.д.) не понимает, как раскраивать изделие.
Таким образом, педагогу следует индивидуально поработать с ребенком над этой темой.
В заключении, вернемся к критерию «Личностный рост» (приложение 1). Как видим, здесь несколько ячеек. Сумма баллов по всем критериям обучения в первичной диагностике, зрительный анализ, сумма баллов по заключительной диагностике. – Зрительный анализ, показывает на какого ребенка нам следует обратить внимание в следующем году обучения для индивидуальной работы (будь то работа с отстающими или одаренными детьми).
Последняя ячейка – стабильность обучения. Именно по этой ячейке мы определяли итоговый личностный рост ребенка: низкий, средний, высокий. И выводили его в общем анализе. Но, хочется обратить внимание на то, что результат обучения в данной ячейке выводится не из цифр, получаемых в результате диагностике, а из результатов общего анализа обучения конкретного ребенка. Например, Иванова Катя – пришла уже умея шить – у неё все получается и она часто ленится. Могла бы достичь высоких результатов, но эта лень её мешает. Сергеев Коля – пришел в объединение не владея инструментами, но очень старался и изготовил все предложенные для изучения изделия. В ячейке стабильность обучения, педагог выражает свое отношение к тому, насколько успешно прошел личностный рост ребенка. Для одного ребенка – пять работ в месяц – система. Для другого одна работа, выполненная собственными руками – это достижение. Поэтому учет личностного роста ребенка позволяет индивидуально подходить к его развитию, как личности, как человека, а не как обучающегося, который должен освоить определенную программу, с определенным набором критериев.
Таким образом, благодаря полученным данным, мы качественно оцениваем результаты обучения и личностного роста ребенка. Эти данные позволяют нам:
- проанализировать и скорректировать нашу работу со всем детским коллективом (если какой-то критерий не идет у всего коллектива, это значит, что что-то в нашей педагогической работе идет не так);
- наметить пути индивидуальной работы с детьми (неуспевающими и одаренными).
Если говорить коротко, то мониторинг для нас стал качественным анализом работы за определенный период времени. Сравнивая данные диагностики первого и последующих годов обучения, мы оценивали эффективность своей программы, как в личностном, так и специализированном росте детей, работали над ошибками в своей деятельности и корректировали программы деятельности наших объединений, деятельности всего центра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя географии Королёвой О.В. по формированию практических умений и навыков на уроках географии.
Опыт работы учителя географии по применению практических работ на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/18/picture-352914-1468829828.jpg)
Из опыта работы "Активные формы работы учащихся на уроках русского языка как фактор развития ведущих учебных умений и навыков"
Считаю, что уроки русского языка и литературы должен отличать деловой настрой на творческую работу, открытие нового, интересного и нужного не только в данный момент, но и для всей будущей жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/10/picture-417251-1394457008.jpg)
Статья Акоповой Л.В. МАОУ СОШ № 71 г.Краснодар "Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся" (из опыта работы)
У ученика необходимо формировать учебно-интеллектуальные умения и навыки. Учить его учиться, добиваться успеха. Ведь только с успехом, который приносит удовлетворение от сделанного, приходит желание и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-565130-1421393869.jpg)
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/17/picture-621103-1595018516.jpg)
Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)
Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...
Диагностика общеучебных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах (из опыта работы)
В работе представлена одна из методик диагностики учебных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах. Даный материал может быть использован для получения объективной информации о состоянии ур...
Некоторые методические приемы работы с песенным материалом для формирования иноязычных речевых навыков (из опыта работы)
По мнению В. Леви «музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в по...