«Мониторинг знаний, умений, навыков»: из опыта работы
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Каким образом провести в объединении мониторинг? Очень много материалов на данную тему находится в последнее время в различных методичках. Для работы в своём объединении мы выбрали свой путь мониторинга. Полученным опытом хочется поделится с коллегами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupleni_pedsovet_dekabr_2013_ddt.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества
ВЫСТУПЛЕНИЕ
«Мониторинг
знаний, умений, навыков»
из опыта работы
Составила:
педагог первой квалификационной категории
объединение «ОбраЗ»
Шаталова Елена Валерьевна
г. Выкса
4 декабря 2013 года
Мониторинг в учреждении – инструмент отслеживания качеств образовательного процесса, изменения в личностном развитии ребенка. Разговор о мониторинге в дополнительном образовании, каждый центр рассматривает и вводит в свою работу давно. В ЦДТ «Искра» эта тема обсуждалась не раз, педагогами было принято решение - на первом этапе введения мониторинга в образовательную деятельность, разработать такую методику, которая будет едина для всего центра и будет отслеживать образовательную деятельность объединений.
Какую цель для себя мы поставили, проводя мониторинг? Выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении, способствует позитивным изменениям в личности ребенка.
С чего мы начали? Определились какими методами будет проводиться мониторинг.
- Социометрия – хороша для маленьких групп, в больших коллективах – громоздка, требует много времени для наблюдения и обработки данных – от неё мы сразу отказались.
- Тестирование – по последним правилам может проводиться и расшифровываться исключительно психологами.
- Анкетирование – может дать нам ответ по определенному, интересующему нас вопросу, но не дает возможности его использования из года в год т.е. нет возможности провести анализ результатов первого и последующего годов обучения – а именно в этом и заключается мониторинг обучения.
Таким образом, мы подошли к искомому нами понятию «Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся».
В каждом объединении есть программа, которая предусматривает конечный результат, те знания, умения и навыки, которые получает ребенок обучаясь. Наблюдая за детьми педагог, как никто другой может квалифицированно определить, какие ЗУНы ребенок освоил.
Например, объединение «Кройка и шитьё». (Педагогам показываются таблички – приложение 1). Выпускник такого объединения в конечном результате должен – уметь снять мерки (определится с размерами изделия), сделать выкройку, уметь правильно разложить детали на ткани, выкроить изделие, сметать и сшить. Из всего сказанного мы выделяем главное, чем должен владеть выпускник объединения:
- умение снять мерки;
- расположение деталей на ткани;
- выкройка деталей;
- сметка изделия;
- декор готового изделия (качество исполнения).
Все мы знаем, что к каждому обучающемуся предъявляются требования общие для всех объединений. Исходя из требований САНпина, требований конкурсов, в которых участвуют дети, попробуйте их назвать (педагоги определяют правила):
- правила техники безопасности;
- пользование инструментами;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- коллективная работа и т.д.
Для каждого объединения критерии вырабатываются индивидуально.
В диагностическую таблицу мы вносим требования, которые были определены, как основополагающие для выпускника данного объединения. (Заполняются пустые графы таблицы – приложение 2) –таким образом, мы определились с тем, какие знания будем диагностировать у детей.
Следующий наш шаг, определение оценок, при помощи которых будет проводиться диагностика.
Для программы одного года обучения – можно применить трехбалльную систему.
За меру отсчета возьмем трехбалльную систему.
1 балл – низкий уровень.
2 балла – средний уровень.
3 балла – высокий уровень знаний.
Первый год обучения - Иванова Катя – первичная диагностика 1 балл – практически ничего не умеет, кроме коллективной работы (хорошо раскладывает выкройки на ткани) к концу обучения (май месяц)- повторная диагностика - 3 балла - все, что ей предложил педагог для изучения не только научилась делать, но и проявляла творчество, самостоятельность.
Второй год – начало года – ребенок тяжело втягивается в изучение нового материала и показывает, по новому материалу, те же 1балл – на начало года, и 3 балла – в конце учебного.
В мониторинге, важен процесс анализа, который показывает педагогу результативность его труда.
Смотрим на результаты труда Кати Ивановой (рисунок 1):
Рис. 1. Анализ диагностики ЗУНов Ивановой Кати.
Анализ показывает, что рост ЗУНов данной воспитанницы объединения нам не виден. Делаем вывод – в многолетней программе нам требуется таким образом оценить ЗУНы, чтобы на протяжении нескольких лет был виден качественный рост обучения ребенка.
Опыт показал, что такой оценкой стала десятибалльная система оценивания (П – первичная диагностика; З- заключительная диагностика).
Таблица 1. Анализ диагностики ЗУНов Ивановой Кати.
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Первый год Обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | Примечание | |||
П | З | П | З | П | З | |||
1. | Иванова Катя | 1 | 3 | 4 | 6 | 7 | 10 | Самостоятельное выполнение работ к концу года |
Проводим анализ (рисунок 2.)
Рис. 2. Анализ диагностики ЗУНов Ивановой Кати
Из рисунка мы видим, что в результате обучения выявляется качественный рост ЗУНов ребенка.
Кроме того, такая система оценивания. Позволяет определить личностный рост ребенка, как на каждом диагностируемом критерии, так и в конце обучения общей суммой баллов по всем критериям.
- 1, 4, 7 баллов – низкий уровень
- 2, 5, 8 баллов – средний уровень
- 3, 6, 9 баллов – высокий уровень
- 10 - баллов – самостоятельное исполнение.
Рассматриваем таблицу, раздел личностный рост ребенка (приложение 1).
Подробно остановимся на диагностике одного из критериев и тем, какую информацию нам несет таблица (приложение 3).
Например, то же объединение «Кройка и шитьё». Берем критерий – «раскрой изделия». Ячейку «раскрой изделия» мы разделили на три части: первая часть- первичная диагностика, третья часть – заключительная диагностика. Для того, чтобы определить, качество обучения по каждому критерию, мы используем фигурную стрелку: красная - вверх, знания выросли; синяя - вниз – знания уменьшились, знак равно – знания остались на том же уровне. Таким образом, нам нет необходимости долго выискивать, на какие критерии следует обратить внимание в работе с ребенком в первую очередь на данном году обучения (таблица 2).
Таблица 2. Зрительный анализ эффективности обучения Ивановой Кати
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Правила техники безопасности (ПТБ) | Умение снять мерки | Раскрой | ||||||
П | Стабильность (С) | З | П | С | З | П | С | З | ||
1 | Иванова Катя | 1 | 3 | 1 | = | 1 | 3 | 1 |
Зрительный анализ показывает, что Иванова Катя отлично ориентруется в технике безопасности, умеет снимать мерки, но, в процессе обучения, по мере обучения, ребенок, по какой-либо причине (болезнь, пропуски занятий, сложность объяснения и т.д.) не понимает, как раскраивать изделие.
Таким образом, педагогу следует индивидуально поработать с ребенком над этой темой.
В заключении, вернемся к критерию «Личностный рост» (приложение 1). Как видим, здесь несколько ячеек. Сумма баллов по всем критериям обучения в первичной диагностике, зрительный анализ, сумма баллов по заключительной диагностике. – Зрительный анализ, показывает на какого ребенка нам следует обратить внимание в следующем году обучения для индивидуальной работы (будь то работа с отстающими или одаренными детьми).
Последняя ячейка – стабильность обучения. Именно по этой ячейке мы определяли итоговый личностный рост ребенка: низкий, средний, высокий. И выводили его в общем анализе. Но, хочется обратить внимание на то, что результат обучения в данной ячейке выводится не из цифр, получаемых в результате диагностике, а из результатов общего анализа обучения конкретного ребенка. Например, Иванова Катя – пришла уже умея шить – у неё все получается и она часто ленится. Могла бы достичь высоких результатов, но эта лень её мешает. Сергеев Коля – пришел в объединение не владея инструментами, но очень старался и изготовил все предложенные для изучения изделия. В ячейке стабильность обучения, педагог выражает свое отношение к тому, насколько успешно прошел личностный рост ребенка. Для одного ребенка – пять работ в месяц – система. Для другого одна работа, выполненная собственными руками – это достижение. Поэтому учет личностного роста ребенка позволяет индивидуально подходить к его развитию, как личности, как человека, а не как обучающегося, который должен освоить определенную программу, с определенным набором критериев.
Таким образом, благодаря полученным данным, мы качественно оцениваем результаты обучения и личностного роста ребенка. Эти данные позволяют нам:
- проанализировать и скорректировать нашу работу со всем детским коллективом (если какой-то критерий не идет у всего коллектива, это значит, что что-то в нашей педагогической работе идет не так);
- наметить пути индивидуальной работы с детьми (неуспевающими и одаренными).
Если говорить коротко, то мониторинг для нас стал качественным анализом работы за определенный период времени. Сравнивая данные диагностики первого и последующих годов обучения, мы оценивали эффективность своей программы, как в личностном, так и специализированном росте детей, работали над ошибками в своей деятельности и корректировали программы деятельности наших объединений, деятельности всего центра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя географии Королёвой О.В. по формированию практических умений и навыков на уроках географии.
Опыт работы учителя географии по применению практических работ на уроках....
Из опыта работы "Активные формы работы учащихся на уроках русского языка как фактор развития ведущих учебных умений и навыков"
Считаю, что уроки русского языка и литературы должен отличать деловой настрой на творческую работу, открытие нового, интересного и нужного не только в данный момент, но и для всей будущей жизни....
Статья Акоповой Л.В. МАОУ СОШ № 71 г.Краснодар "Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся" (из опыта работы)
У ученика необходимо формировать учебно-интеллектуальные умения и навыки. Учить его учиться, добиваться успеха. Ведь только с успехом, который приносит удовлетворение от сделанного, приходит желание и...
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)
Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...
Диагностика общеучебных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах (из опыта работы)
В работе представлена одна из методик диагностики учебных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах. Даный материал может быть использован для получения объективной информации о состоянии ур...
Некоторые методические приемы работы с песенным материалом для формирования иноязычных речевых навыков (из опыта работы)
По мнению В. Леви «музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в по...