Методика развития быстроты в младшем школьном возрасте.
учебно-методический материал
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка 3-6
1. Цель и задачи работы, её обоснование. 7-9
2. Возрастные психолого-физиологические функции и системы в возрасте 9-10 лет. 10-17
3. Знания о физкультурной деятельности в 3 классе. 18-21
4. физические упражнения для развития быстроты. 22-37
5. Общая физическая подготовка. 38-39
6. Специальные физические упражнения для развития быстроты. 40-62
7. Самостоятельные занятия. 63-68
8. Контроль за физической подготовленностью. 69-83
Выводы. 84-85
Литература. 86-88
Приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_dlya_razvitiya_bystroty_3_klass.docx | 106.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №93 г. Челябинска имени Александра Фомича Гелича
Методика развития быстроты
в младшем школьном возрасте.
Выполнила:
Меркуленкова Наталья Николаевна
учитель физкультуры
МОУ гимназии № 93
Курчатовского района
г. Челябинска
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка 3-6
1. Цель и задачи работы, её обоснование. 7-9
2. Возрастные психолого-физиологические функции и системы в возрасте 9-10 лет. 10-17
3. Знания о физкультурной деятельности в 3 классе. 18-21
4. физические упражнения для развития быстроты. 22-37
5. Общая физическая подготовка. 38-39
6. Специальные физические упражнения для развития быстроты. 40-62
7. Самостоятельные занятия. 63-68
8. Контроль за физической подготовленностью. 69-83
Выводы. 84-85
Литература. 86-88
Приложение.
Пояснительная записка.
Происходящее в настоящее время политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общество привело к тому, что физическая культура как социальное явление по мнению А.П. Матвеева (1998г.) «не физическая культура для человека, а человек для физической культуры», становится, по сути и определению, бессубъективной.
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими функциональные резервы.
Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливает защитные реакции, улучшает пищеварительные системы, повышает работоспособность. Систематическая двигательная активность оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние человека, воспитывает «стойкий иммунитет» к вредным привычкам.
Положительное влияние двигательных действий определяется следующим требованиям: всестороннее воздействие на организм, доступность, безопасность, постепенное повышение нагрузки, положительное эмоциональное состояние.
Здоровье определяется уровнем развития качественных сторон двигательной деятельности. В управлении многими движениями большое место занимает объективное восприятие пространственных, временных и силовых характеристик каждого двигательного действия, адекватная оценка условий их выполнения, способность к концентрации и переключению внимания, рациональное распределение усилий, точное воспроизведение формы движения. Всё это возможно при условии определённого уровня развития комплекса двигательно-координационных качеств и, соответственно, хорошего здоровья.
Исследования учёных показывают, что в настоящее время отсутствует устойчивая мотивация к сохранению здорового образа жизни, извращены жизненные приоритеты (А.П. Матвеев, 1998г.; Ю.М. Чернецкий, А.П. Исаев, Ю.В. Вавилов, С.А. Кабанов, 1998г., и др.)
Изучение двигательной активности детей младшего школьного возраста в современных условиях приобретает особую актуальность в связи с тем, что происходит заметное её снижение, связанное с одной стороны с интенсификацией процесса подготовки детей к школе и обучение в ней, с другой – с широким внедрением средств автоматизации в быт народа. В результате снижаются функциональные возможности организма, происходит замедленное физическое развитие (децелерация).
Гипокинезия среди школьников приобрела угрожающие размеры, средние суточные показатели двигательной активности школьников на 40-50% ниже уровня возрастных потребностей в движениях. У учащихся в возрасте 9-10 лет в течение суток падает на 75% (А.В. Кадетова, Е.Я. Бондаревская).
Гимназия №93, где я работаю, специализируется на изучении иностранных языков. Ввиду загруженности детей учебными предметами в младшем школьном возрасте отмечается снижение двигательной активности, наблюдается накопление усталости и истощение организма и как итог снижается функциональное развитие, страдает иммунная система.
В начале учебного года (сентябрь) в школе проводится анализ физической подготовленности на основании принятых тестов и учебных нормативов. К сдаче тестов допускаются дети, допущенные врачом. Анализ проведённой работы показывает, что успешно справляются со сдачей тестов и учебных норм около 30% учащихся. В основном отстают качества: скорости, силы и выносливости.
В связи с этим было принято решение на методическом совете, по согласованию с администрацией школы и родительского комитета больше внимания уделять развитию быстроты для успешной сдачи тестов и учебных нормативов: в беге на 30 м, 3×10 м, 4×9 м; повысить эффективность обучения и воспитания на уроках физкультуры.
Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы/ Г. И. Погадаев - М.: Дрофа,2010,разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и отвечает всем требованиям нормативных правовых документов Российской Федерации.
Освоение базовых основ физической культуры обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем бы не хотел заниматься молодой человек в будущей трудовой деятельности.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в начальной школе выделяется в 3классе 102ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Примерное распределение программного материала по разделам и темам (3 ч. в неделю).
Наименования разделов и тем (3 класс) | Количество учебных часов (3класс) |
Теоретический раздел (теоретико-практические основы знаний о физической культуре) | 8 |
Практический раздел Методико-практическая часть (формирование умений и навыков средствами физической культуры) | 8 |
Учебно-тренировочная часть (физическая культура для приобретения индивидуального и коллективного практического опыта) | 86 |
Легкая атлетика | 18 |
Гимнастика с элементами акробатики | 14 |
Лыжные гонки | 16 |
Подвижные игры с элементами спортивных игр, народные игры | 28 |
Контрольно-оценочный раздел (критерии результативности занятий) | 10 |
Итого | 102 |
Приступая к планированию работы по физическому воспитанию, составляем общегодовой план. В плане ставим цель и конкретные задачи физического воспитания учащихся, стоящие перед школой на учебный год. Эти задачи и определяют подбор необходимых методов, средств, форм физического воспитания.
Данная квалификационная работа является вариативным компонентом комплексной программы по физическому воспитанию использованной мной в обучении младших школьников 9-10 лет.
Цель и задачи работы, её обоснование и содержание.
Целью моей работы по методике развития быстроты является: повышение функциональных возможностей организма, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Для достижения цели поставила задачи:
- Укрепление физического здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
- Овладение «школой движения».
- Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, силовых и временных параметров движений, равновесия, ритма, скорости и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве).
- Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей.
- Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаря, соблюдении правил техники безопасности во время занятий.
- Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, использование их в свободное время для выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта.
- Формирование коммуникативных и организаторских умений; содействие развитию психических процессов (представлений, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Для решения поставленных задач мы анализировали научно-методическую литературу (Б.А. Ашмарин, И.П. Матвеев, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткин, В.К. Бальсевич, В.И. Лях, Г.Б. Мейнсон, П.Б. Кофман и другие) и на основании теоретических положений, научных исследований авторов, методических рекомендаций выбрали наиболее эффективные средства и методы, которые внедрили на уроках в целях развития быстроты в младшем школьном возрасте и повышения функционального развития школьника.
Для проверки эффективности выбранных средств и методов был проведён педагогический эксперимент, в котором приняли учащиеся 3-х классов в количестве 32 человек (16 человек контрольной группы, 16 человек – экспериментальной группы). Определение уровня развития быстроты определялся при помощи следующего теста: бег 3×5 м, 15 м с ходу, 4×9 м
Для того, чтобы проследить, какое воздействие оказывает методика на нагрузку в процессе урока физической культуры, что происходит с тренировочным эффектом, я проводила пульсометрию учащегося. В результате было выявлено следующее распределение физической нагрузки на уроках физической культуры (рис.1).
Анализ рисунка 1 показывает, что распределение нагрузки в контрольном и экспериментальном классе в процессе урока соответствует возрасту и структуре урока. После получения физической нагрузки в обоих классах пульс возвращался к исходному уровню, что свидетельствует о соответствии нагрузки возрасту учащихся. Но несмотря на это, процесс вырабатывания, как видно из графического изображения ЧСС, в экспериментальном классе происходит быстрее, чем в контрольном. В конце подготовительной части урока, при сравнении показателей ЧСС, организм учащихся экспериментального класса лучше подготовлен к выполнению нагрузки в основной части (на 8-ой минуте урока показатель ЧСС в экспериментальном классе составляет в среднем 139 уд./мин, в контрольном классе – 128 уд./мин). Во время выполнения двигательных действий в основной части занятия, согласно построенной кривой, нагрузка в экспериментальном классе выше, нет резкого понижения или повышения ЧСС.
Показатели пульсометрии учащихся контрольного и экспериментального классов во время уроков физической культуры.
Таблица 1.
Классы испытуемых | Среднее значение ЧСС, уд/мин |
Экспериментальный класс | 140,01±0,21 |
Контрольный класс | 150,78±0,18 |
8. Контроль за физической подготовленностью.
За последние 10 лет наметилось новое направление в физическим воспитанием школьников. Основу его составляет нацеленность на преимущественное совершенствование физических качеств учеников (70%).
Проблема тестирования физической подготовленности человека – одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания. За последние десятилетия здесь накоплен огромный и самый разнообразный материал: определение задач тестирования; разработка тестов для оценки отдельных кондиционных и координационных способностей, программы тестов, характеризующие физическую подготовленность детей и подростков от 6 до 17 лет.
Тестирование двигательных возможностей человека является одной из наиболее важных областей. Оно помогает решению задач:
- Научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности.
- Стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния.
- Знать не столько свой исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определённое время.
Методическое обеспечение контроля за физической подготовленностью учащихся в начальной школе. Для определения физической подготовленности учеников 9-10 лет использую таблицу доктора педагогических наук В.И. Ляха (Программа по физической культуре (для четырёхлетней начальной школы). В. И. Лях, А.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/ В. И. Лях, А.А. Зданевич.- М.:Просвещение, 2008.
Уровень физической подготовки учащихся 9-10 лет.
Таблица 12.
№ п/п | Физические способности | Контрольные упражнения (тест) | Возраст | Уровень | |||||
Мальчики | Девочки | ||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||||
1 | Скоростные | Бег 30 м, с | 9 | 6,8 | 6,7-5,7 | 5,1 | 7,0 | 6,9-6,0 | 5,3 |
10 | 6,6 | 6,5-5,6 | 5,1 | 6,6 | 6,5-5,6 | 5,2 | |||
2 | Координационные | Челночный бег 3×10 м,с | 9 | 10,2 | 9,9-9,3 | 8,8 | 10,8 | 10,3-9,7 | 9,3 |
10 | 9,9 | 9,5-9,0 | 8,6 | 10,4-10,1 | 10,0-9,5 | 9,1 | |||
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 9 | 120 | 130-150 | 175 | 110 | 135-150 | 160 |
10 | 130 | 140-160 | 185 | 120 | 140-155 | 170 | |||
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 9 | 800 | 850-1000 | 1200 | 600 | 700-900 | 1000 |
10 | 850 | 900-1050 | 1250 | 650 | 750-950 | 1050 | |||
5 | Гибкость | Наклон вперёд из положения сидя, см | 9 | 1 | 3-5 | 7,5 | 3 | 6-9 | 13,0 |
10 | 2 | 4-6 | 8,5 | 3 | 7-10 | 14,0 | |||
6 | Силовые | М.- подтягивание из виса, раз Д.- подтягивание из виса лёжа, раз | 9 | 1 | 3-4 | 5 | 3 | 7-11 | 14 |
10 | 1 | 3-4 | 5 | 4 | 8-13 | 18 |
А также дифференцированные тесты «Президентские состязания», указ «О целевой спортивно-двигательной программе».
Возрастные оценочные нормативы
для школьников 9-10 лет.
Таблица 13.
для мальчиков
Тест | Возраст (лет) | |
9 | 10 | |
Отжимание в упоре лёжа (раз) | 17 | 19 |
Прыжки в длину с места (см) | 140 | 152 |
Поднимание туловища (раз за 30 сек) | 15 | 16 |
Вис на перекладине (сек) | 14 | 18 |
Наклоны туловища вперёд (см) | 6 | 7 |
Бег 1000 м (сек) | 298 | 281 |
Для девочек.
Тест | Возраст (лет) | |
9 | 10 | |
Отжимание в упоре лёжа (раз) | 10 | 11 |
Прыжки в длину с места (см) | 132 | 142 |
Поднимание туловища (раз за 30 сек) | 14 | 15 |
Вис на перекладине (сек) | 12 | 15 |
Наклоны туловища вперёд (см) | 8 | 9 |
Бег 1000 м (сек) | 340 | 325 |
А также использую для оценки уровня физической подготовленности региональные тесты, подготовленные кандидатом медицинских наук, доцентом В.П. Горшковым, кандидатом педагогических наук, доцентом В.П. Ворошниным.
Оценка результатов тестирования
физической подготовленности школьников.
Таблица 14.
Возраст | Челночный бег 4×9 м (сек) | Подтягивание (кол-во раз) | Вставан. в сед из положения лёжа на полу за 1 мин (кол-во раз) | Наклон вперёд из положения сидя на полу (см) | Прыжок в длину с места (см) | ||||||||||
ОЦЕНКА | |||||||||||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |
9 | 12,7 | 12,2 | 10,9 | 2 | 4 | 6 | 27 | 35 | 43 | 1 | 4 | 6 | 140 | 150 | 160 |
10 | 12,4 | 11,7 | 10,7 | 2 | 4 | 7 | 27 | 37 | 45 | 1 | 5 | 6 | 145 | 155 | 165 |
Оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся начальной школы
(основная медицинская группа).
Таблица 15.
Девочки
Контрольные упражнения (тесты) | Возраст (лет) | ||
9 | 10 | ||
1 | Бег 30 м с высокого старта (секунды) | 7,0 | 6,6 |
2 | Прыжки в длину с места (см) | 100 | 110 |
3 | Челночный бег 3×10 м (сек) | 10,8 | 10,4 |
4 | Подтягивание из виса лёжа (раз) | 3 | 4 |
5 | Наклоны вперёд сидя на полу (см) | +2 | +2 |
6 | Шестиминутный бег (м) | 700 | 750 |
7 | Преодоление пяти препятствий в зале (кол-во ошибок) | 4 | 4 |
Мальчики
Контрольные упражнения (тесты) | Возраст (лет) | ||
9 | 10 | ||
1 | Бег 30 м с высокого старта (секунды) | 6,8 | 6,6 |
2 | Прыжки в длину с места (см) | 120 | 130 |
3 | Челночный бег 3×10 м (сек) | 10,2 | 9,9 |
4 | Подтягивание из виса лёжа (раз) | 1 | 2 |
5 | Наклоны вперёд сидя на полу (см) | +1 | +2 |
6 | Шестиминутный бег (м) | 800 | 850 |
7 | Преодоление пяти препятствий в зале (кол-во ошибок) | 4 | 4 |
Нормативы оценки абсолютных показателей координационных способностей в акробатических упражнениях – три кувырка вперёд (фиксируется в сек.)
Таблица 16.
Возраст | Уровень КС | |||||||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | ||||||
МАЛЬЧИКИ | ||||||||||
9 | 7,4 -«- | 7,3-6,6 | 6,5-5,9 | 4,8-4,1 | 4,0-«- | |||||
10 | 6,5-«- | 6,4-6,2 | 6,1-5,4 | 4,3-4,1 | 4,0-«- | |||||
МАЛЬЧИКИ | ||||||||||
9 | 7,7-«- | 7,6-7,0 | 6,9-5,4 | 5,3-4,6 | 4,5-«- | |||||
10 | 7,6-«- | 7,5-6,9 | 6,8-5,2 | 5,1-4,5 | 4,4-«- |
Нормативы оценки абсолютных показателей координационных способностей в метании теннисного мяча ведущей рукой на дальность (фиксируется расстояние в м)
Таблица 17.
Возраст | Уровень КС | |||||||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | ||||||
МАЛЬЧИКИ | ||||||||||
9 | 9,1-«- | 9,2-10,5 | 10,6-13,4 | 13,5-14,8 | 14,9-«- | |||||
10 | 12,4-«- | 12,5-13,5 | 13,6-15,8 | 15,9-16,9 | 17,0-«- | |||||
ДЕВОЧКИ | ||||||||||
9 | 5,1-«- | 5,2-5,8 | 5,9-7,3 | 7,4-8,7 | 8,8-«- | |||||
10 | 6,4-«- | 6,5-7,3 | 7,4-9,4 | 9,5-10,3 | 10,4-«- |
Нормативы оценки абсолютных показателей координационных способностей в баллистических движениях с акцентом на точность (метание теннисного мяча на точность попадания в цель для ведущей руки из 10 попыток; оценивается по средней арифметической величине отклонения каждого броска, фиксируется расстояние в см)
Таблица 18.
Возраст | Уровень КС | |||||||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | высокий | ||||||
МАЛЬЧИКИ | ||||||||||
9 | 96-«- | 95-84 | 83-57 | 56-45 | 44-«- | |||||
10 | 98-«- | 97-84 | 83-55 | 54-41 | 40-«- | |||||
ДЕВОЧКИ | ||||||||||
9 | 75-«- | 74-63 | 62-38 | 37-24 | 23-«- | |||||
10 | 65-«- | 64-54 | 53-31 | 30-21 | 20-«- |
Нормативы оценки абсолютных показателей координационных способностей в спортивно-игровых двигательных действиях – ведения мяча ведущей рукой в беге на 10 м с изменением направления движения (фиксируется время в сек.)
Таблица 19.
Возраст | Уровень КС | |||||||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | высокий | ||||||
МАЛЬЧИКИ | ||||||||||
9 | 21,7-«- | 21,6-19,3 | 19,2-14,5 | 14,4-12,0 | 11,9-«- | |||||
10 | 16,5-«- | 16,4-15,1 | 15,0-12,1 | 12,0-10,7 | 10,6-«- | |||||
ДЕВОЧКИ | ||||||||||
9 | 23,3-«- | 23,2-21,0 | 20,9-16,4 | 16,3-14,2 | 14,1-«- | |||||
10 | 17,3-«- | 17,2-16,4 | 16,3-14,3 | 14,2-13,4 | 13,3-«- |
Оценки результатов тестирования и уровня физических способностей (девочки, 9 лет)
Таблица 20.
Очки | Контрольные упражнения | ||||||
Бег 30 м с высокого старта, сек. | Прыжки в длину с места, см | Челночный бег 3×10 м, сек. | Наклоны вперёд, сидя на полу, см | Подтягивание из виса лёжа, раз | Полоса из пяти препятствий в зале, кол-во ошибок | Шести минутный бег, м | |
20 | 5,3 | 165 | 9,3 | +15 | 16 | 0 | 1200 |
19 | 5,4 | 163 | 9,4 | +14 | 15 | - | 1150 |
18 | 5,5 | 161 | 9,5 | +13 | 14 | - | - |
17 | 5,6 | 158 | 9,6 | +12 | 13 | - | 1100 |
16 | 5,7 | 155 | 9,7 | +11 | 12 | - | - |
15 | 5,8 | 152 | 9,8 | +10 | 11 | 1 | 10-50 |
14 | 5,9 | 148 | 9,9 | +9 | 10 | - | - |
13 | 6,0 | 144 | 10,0 | +8 | 9 | - | 1000 |
12 | 6,1 | 140 | 10,1 | - | - | - | - |
11 | 6,2 | 136 | 10,2 | +7 | 8 | - | 950 |
10 | 6,3 | 132 | 10,3 | - | - | 2 | - |
9 | 6,4 | 128 | 10,4 | +6 | 7 | - | 900 |
8 | 6,5 | 124 | - | - | - | - | - |
7 | 6,6 | 119 | 10,5 | +5 | 6 | - | 850 |
6 | 6,7 | 115 | - | - | - | - | - |
5 | 6,8 | 111 | 10,6 | +4 | 5 | 3 | 800 |
4 | - | 107 | - | - | - | - | - |
3 | 6,9 | 104 | 10,7 | +3 | 4 | - | 750 |
2 | - | - | - | - | - | - | - |
1 | 7,0 | 100 | 10,8 | +2 | 3 | 4 | 700 |
Оценка результатов тестирования и уровня физических способностей (мальчики, 9 лет)
Таблица 21.
Очки | Контрольные упражнения | ||||||
Бег 30 м с высокого старта, сек. | Прыжки в длину с места, см | Челночный бег 3×10 м, сек. | Наклоны вперёд, сидя на полу, см | Подтягивание из виса лёжа, раз | Полоса из пяти препятствий в зале, кол-во ошибок | Шести минутный бег, м | |
20 | 5,2 | 180 | 8,8 | +12 | 7 | 0 | 1300 |
19 | 5,3 | 178 | 8,9 | +11 | - | - | 1250 |
18 | 5,4 | 176 | 9,0 | +10 | 6 | - | - |
17 | 5,5 | 174 | 9,1 | +9 | - | - | 1200 |
16 | 5,6 | 172 | 9,2 | - | 5 | - | - |
15 | 5,7 | 170 | 9,3 | +8 | - | 1 | 1150 |
14 | 5,8 | 168 | 9,4 | - | - | - | - |
13 | 5,9 | 166 | 9,5 | +7 | 4 | - | 1100 |
12 | 6,0 | 163 | 9,6 | - | - | - | - |
11 | 6,1 | 160 | 9,7 | +6 | - | - | 1050 |
10 | 6,2 | 156 | 9,8 | - | - | 2 | - |
9 | 6,3 | 152 | - | +5 | 3 | - | 1000 |
8 | 6,4 | 148 | 9,9 | - | - | - | - |
7 | 6,5 | 144 | - | +4 | - | - | 950 |
6 | 6,8 | 140 | 10,0 | - | - | - | - |
5 | 6,9 | 136 | - | +3 | 2 | 3 | 900 |
4 | - | 132 | 10,1 | - | - | - | - |
3 | 7,0 | 128 | - | +2 | - | - | 850 |
2 | - | 124 | - | - | - | - | - |
1 | 7,1 | 120 | 10,2 | +1 | 1 | 4 | 800 |
Оценка результатов тестирования и уровня физических способностей (девочки, 10 лет)
Таблица 22.
Очки | Контрольные упражнения | ||||||
Бег 30 м с высокого старта, сек. | Прыжки в длину с места, см | Челночный бег 3×10 м, сек. | Наклоны вперёд, сидя на полу, см | Подтягивание из виса лёжа, раз | Полоса из пяти препятствий в зале, кол-во ошибок | Шести минутный бег, м | |
20 | 5,2 | 170 | 9,1 | +14 | 18 | 0 | 1300 |
19 | 5,3 | 168 | 9,2 | +13 | 17 | - | 1250 |
18 | 5,4 | 166 | 9,3 | +12 | 16 | - | 1200 |
17 | 5,5 | 164 | 9,4 | +11 | 15 | - | 1150 |
16 | 5,6 | 162 | 9,5 | +10 | 14 | - | - |
15 | 5,7 | 160 | 9,6 | - | 13 | 1 | 1100 |
14 | 5,8 | 157 | 9,7 | +9 | 12 | - | - |
13 | 5,9 | 154 | 9,8 | - | 11 | - | 1050 |
12 | 6,0 | 151 | - | +8 | 10 | - | - |
11 | 6,1 | 147 | 9,9 | - | 9 | - | 1000 |
10 | 6,2 | 143 | - | +7 | - | 2 | - |
9 | - | 139 | 10,0 | - | 8 | - | 950 |
8 | 6,3 | 134 | - | +6 | - | - | - |
7 | - | 129 | 10,1 | - | 7 | - | 900 |
6 | 6,4 | 124 | - | +5 | - | - | - |
5 | - | 119 | 10,2 | - | 6 | 3 | 850 |
4 | 6,5 | - | - | +4 | - | - | - |
3 | - | 114 | 10,3 | - | 5 | - | 800 |
2 | - | - | - | - | - | - | - |
1 | 6,6 | 110 | 10,4 | +3 | 4 | 4 | 750 |
Оценка результатов тестирования и уровня физических способностей (мальчики, 10 лет)
Таблица 23.
Очки | Контрольные упражнения | ||||||
Бег 30 м с высокого старта, сек. | Прыжки в длину с места, см | Челночный бег 3×10 м, сек. | Наклоны вперёд, сидя на полу, см | Подтягивание из виса лёжа, раз | Полоса из пяти препятствий в зале, кол-во ошибок | Шести минутный бег, м | |
20 | 5,0 | 185 | 8,6 | +13 | 8 | 0 | 1350 |
19 | 5,1 | 184 | 8,7 | +12 | - | - | 1300 |
18 | 5,2 | 182 | 8,8 | +11 | 7 | - | - |
17 | 5,3 | 180 | 8,9 | +10 | - | - | 1250 |
16 | 5,4 | 178 | 9,0 | - | 6 | - | - |
15 | 5,5 | 176 | 9,1 | +9 | - | 1 | 1200 |
14 | 5,6 | 174 | 9,2 | - | - | - | - |
13 | 5,7 | 171 | 9,3 | +8 | 5 | - | 1150 |
12 | 5,8 | 168 | - | - | - | - | - |
11 | 5,9 | 165 | 9,4 | +7 | - | - | 1100 |
10 | 6,0 | 162 | - | - | - | 2 | - |
9 | 6,1 | 159 | 9,5 | +6 | 4 | - | 1050 |
8 | 6,2 | 156 | - | - | - | - | - |
7 | 6,3 | 153 | 9,6 | +5 | - | - | 1000 |
6 | - | 150 | - | - | - | - | - |
5 | 6,4 | 146 | 9,7 | +4 | 3 | 3 | 950 |
4 | - | 142 | - | - | - | - | - |
3 | 6,5 | 138 | 9,8 | +3 | - | - | 900 |
2 | - | 134 | - | - | - | - | - |
1 | 6,6 | 130 | 9,9 | +2 | 2 | 4 | 850 |
Результаты развития быстроты.
Мониторинг по физической подготовленности в третьем классе проводился в течении трёх лет. Он охватывает следующие этапы:
- 2011– 2012уч.г.
- 2012 – 2013уч.г.
- 2013– 2014уч.г.
в эксперименте участвовали 32 ученика: 16 учеников в контрольной группе и 16 учеников в экспериментальной группе. Контрольная группа занималась на уроках по традиционной системе: разучивание учебного материала, закрепление, совершенствование и контрольный урок. В эту группу не входили дополнительные общеразвивающие и специальные упражнения. Также в этой группе я не применяла методы и средства учебно-тренировочного воздействия.
В первые месяцы в экспериментальной группе были посвящены поиску наиболее целесообразных средств и методов на уроке с учётом специфики школьных занятий. Для выявления непосредственного воздействия выбранных средств и методов влияющих на развитие быстроты, повышающих функцию организма школьников в процессе урока, использовала принцип аналогичного сопоставления – используемые показатели, зарегистрированные на уроках.
Для соблюдения идентичности всех прочих условий эксперимента тесты на уроках проводились в одном и том же помещении и спортивной площадке, в одно и то же время суток и недели.
Для изучения результатов воздействия на различные показатели физической подготовленности учащимся в процессе стандартного 40-минутного урока были проведены тестовые срезы в сентябре, декабре, апреле. В сентябре – нулевой срез, в декабре – промежуточный, в апреле – итоговый.
Полученные экспериментальные данные были обработаны принятыми в спортивной науке статистическими методами. Результаты эксперимента физической подготовленности перевела в баллы: низкое развитие соответствует оценке «3», среднее развитие – «4», высокое развитие – «5».
Анализ результатов эксперимента представлен в таблице 1 Можно отметить, что наблюдается определённое увеличение результатов в экспериментальной группе. Следовательно, результаты наблюдения, цифровые данные, которые представлены в таблицах 2 , 3и 4 убедительно свидетельствуют об уровне повышения физического качества (быстроты) у школьников. Это отражено в мониторинге физической подготовленности детей за три года. Таковы факты бесстрастного объективного тестирования.
Результаты эксперимента (быстрота).
Таблица 1
Вид | Мальчики | Девочки | |||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | 15 м с/х, сек | 3,5 | 3,2 | 2,6 | 3,9 | 3,5 | 2,8 |
2 | 3×5 м, сек | 6,3 | 5,7 | 4,6 | 6,6 | 6,0 | 4,8 |
3 | 30 м с/с, сек | 6,6 | 5,9 | 5,1 | 6,7 | 6,1 | 5,2 |
30 м с/с, мальчики
Таблица 2
2009-2010 г.г. | 2010-2011 г.г. | 2011-2012 г.г. | |||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |
КГ | 6,8 | 6,6 | 6,0 | 6,7 | 6,4 | 5,9 | 6,6 | 6,0 | 5,7 |
ЭГ | 6,8 | 6,6 | 6,0 | 6,6 | 6,0 | 5,7 | 6,3 | 5,5 | 5,2 |
Таблица 3
15 м с/х ЭГ | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | ||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |
Мальчики | 3,5 | 3,2 | 2,6 | 3,3 | 3,0 | 2,5 | 3,0 | 2,8 | 2,3 |
Девочки | 3,9 | 3,5 | 2,8 | 3,7 | 3,3 | 2,7 | 3,4 | 3,1 | 2,4 |
Таблица 4
3×5 м ЭГ | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | ||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |
Мальчики | 6,3 | 5,7 | 4,6 | 6,2 | 5,5 | 4,4 | 6,0 | 5,3 | 4,1 |
Девочки | 6,6 | 6,0 | 4,8 | 6,4 | 5,7 | 4,6 | 6,2 | 5,5 | 4,3 |
Диаграмма 1.
Мониторинг бега 3×5 м (челночный бег)
Диаграмма 2.
Мониторинг бега 15 м с/х.
Диаграмма 4.
Результаты эксперимента.
Сентябрь.
Апрель.
Выводы методической работы по теме:
«Развитие скоростных способностей».
Учащиеся контрольного класса занимались по традиционной методике. В результате проведённого эксперимента, учащиеся экспериментального класса по показателям физической подготовленности и работоспособности опередили учащихся контрольного класса.
В итоге у учеников экспериментального класса эффективнее стала деятельность сердечно-сосудистой системы, повысилась двигательная активность. Параллельно с этим улучшилась техника бега. Это позволило большинству учеников экспериментального класса выполнить контрольные нормативы.
Достоверность различий показателей физической подготовленности и работоспособности учащихся контрольного и экспериментального классов после эксперимента представлены в таблице 28.
Показатели физической подготовленности контрольного и экспериментального классов.
Таблица 28.
№ п/п | Тесты | Среднее значение показателей | |
Контрольный класс | Экспериментальный класс | ||
1 | Челночный бег, 4×9 м, с | 12,0 | 11,4 |
2 | Поднимание и опускание туловища из положения лёжа на спине за 1 мин., кол-во раз. | 28 | 36 |
3 | Наклон вперёд из положения сидя, см | 6,0 | 12,2 |
4 | Смешанные упоры, с | 14,0 | 12,8 |
5 | Прыжок в длину с места, см | 126 | 140 |
6 | Шестиминутный бег, м | 900 | 1187 |
Согласно полученным данным можно сделать вывод о том, что после проведения эксперимента уровень физической подготовленности, работоспособности в экспериментальном классе стал выше по сравнению с контрольным.
Таким образом, методика развития быстроты в младшем школьном возрасте 9-10 лет способствует повышению тренировочного процесса, повышению функциональных возможностей организма.
Список используемой литературы.
- Алабин В.Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов. – Минск: Вышейшая школа, 1981.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Брехман И.И. Валиология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение, 1991.
- Велитченко В.К. Физкультура без травм. – М.: Просвещение, 1993.
- Весёла физкультура. Учебник для учащихся 1 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 2000г.
- Волков Н.И. Биохимия спорта: Учеб для ин-тов физ. Культ. / Под ред. В.В. Менишикова, Н.И. Волкова. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
- Галанов А.С. Игры, коорые лечат
- Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: Просвещение, 1979.
- Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. – М.: Знание, 1987.
- Коротков И.М. Подвижные игры детей. – М.: Вышэйшая школа, 1968.
- Лаптев А.П. Закаляйтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991.
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: «Издательство АСТ», 1998.
- Лях В.И. Мой друг – физкультура – М.: «Издательство АСТ», 2002.
- Макаров О.С. Игра, трот, диалог в физической культуре начальной школы. – М.: Школа Пресс, 2002г.
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования – М.: 4-й филиал Воениздат, 1997.
- Медведева Г.Е. Биоэнергетика мышечной деятельности. Учебное пособие. – Челябинск: Урал ГАФК, 2003.
- Мы атлеты: Кн. для учащихся и родителей/ Акопянц М.Б., Казилов М.М., Горбунов В.В., Подливаев Б.А. – М.: Просвещение, 1994.
- Новосёлова О.А., Шведкая И.А., Вандышева О.Д. Основы теории и методики физического воспитания: Учебное пособие дл студ. высш. учебн. Заведений физ. Культуры – Челябинск: УралГАФК, 2002.
- Обучение видам лёгкой атлетики // Методические указания под ред. В.Г. Алабина, К.Ф. Котенева. – Челябинск, 1986.
- Озолин Н.Г. Лёгкая атлетика. – М.: Физкультура и спорт, 1972.
- Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. – Киев: «Олимпийская литература», 1997.
- Подвижные игры в учебно-тренировочных занятиях по различным видам спорта // Методические указания. – Ленинград: изд. ГДОИФК им. Лесгафта, 1984.
- Похлебин В.П. Уроки здоровья. – М.: Просвещение, 1992.
- Салодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Тера – спорт, Олимпия Пресс, 2001.
- Тренировочные задания для построения учебно-тренировочных занятий в условиях спортивного класса // Методические рекомендации под ред. В.Г. Алабина. – Минск, 1982.
- Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990.
- Физическое воспитание в 1-4 классах общеобразовательной школы / Под редакцией Е.Н. Ворсина. – М.: ПКИП «Асар», 1995.
- Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сб. игр – коррекций. – М., Новая школа, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»
Статья педагога дополнительно\го образования Центра детского (юношеского) Технического творчества Московского района Санкт-Петербурга «Развитие самостоятельности детей м...
«Эмоциональное развитие ребенка в младшем школьном возрасте»
Данный блок занятий «Эмоция» проводится с подгруппой детей не более 5-6 человек, рассчитан на 3 занятия и ориентирован на педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в процессе разв...
Роль игры в развитии воображения в младшем школьном возрасте
Влияние игры на личность ребенка. Переход от игровой деятельности к учебной. Методика Е.А. Панько "Придумай игру"...
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста.
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспом...
Методика исследования речи детей младшего школьного возраста.
Это исследование позволит выявить особенности в состоянии психических функций, лежащих в основе письма, неустойчивость произвольного внимания, неточность пространственных представлений и ориентировок,...
Развитие быстроты у детей школьного возраста
В этой статье я рассказываю о том как развивать быстроту и спортивные навыки у детей школьного возраста....
«Методика репетиторской работы с младшим школьным возрастом в условиях дополнительного образования »
На протяжении всей истории балетного театра накапливался обширный опыт, отражающий пути развития танцевальных школ, их создания, направлений, балетных спектаклей. Все новые и новые добавляются к рассм...