«Методика репетиторской работы с младшим школьным возрастом в условиях дополнительного образования »
методическая разработка

Сулакадзе Елена Андреевна

На протяжении всей истории балетного театра накапливался обширный опыт, отражающий пути развития танцевальных школ, их создания, направлений, балетных спектаклей. Все новые и новые добавляются к рассмотрению и сохранению балетов прошлого, делая их богаче, учитывая достижения современного развития хореографии. В балетах прошлого обнаруживаются основания, помогающие понять и решать современное прочтение их, постичь многообразие выразительных средств хореографии, шедевров, созданных мастерами XIX-XX вв.

В балетном театре работа репетитора, осуществляющего репетиционный процесс, вызвана велением времени для сохранения содержания приемов, выразительных средств, накопленных хореографическим искусством. Передача всех многообразных форм, стилей, направлений в хореографии молодым артистам, получившим академическое образование, крайне важна для овладения тем новым, что развивает в творчестве хореографа.

Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными воз­можностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гар­моничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».

Педагоги-хореографы ставят своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ними его многообразие и красоту, воспитать эмоциональную отзывчивость, привить основные навыки в умении слушать музыку и передавать в движении её образное содержание.  Общее физическое развитие, развитие специальных танцевальных данных, обучение технике исполнения и танцевальным элементам, развитие музыкальности и артистизма, воспитание характера и формирование личности должно происходить параллельно. Только при этом возможно достижение главной задачи – воспитание творческой, всесторонне развитой личности. В подготовительном процессе, по определению В.А. Сухомлинского необходима «гармония педагогических воздействий».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация

городского округа Солнечногорск Московской области

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

IvpLny_zCLo

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУНЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

__________________________________________________________________________

ИНН 5044019216    ОГРН 1035008858499        141580 Московская область, п. Лунёво, школа

телефон 8-496-266-53-30     e-mail:KukarevaSA@mosreg.ru сайт: lunevo-school.ru                                                                                                                                                                                                                                          

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

«Педагогика  дополнительного образования:

хореографическое искусство.»

На тему: «Методика репетиторской работы

с младшим школьным возрастом

в условиях дополнительного образования »

Преподаватель образовательного учреждения:

Сулакадзе Елена Андреевна.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА РЕПЕТИТОРСКОЙ РАБОТЫ        5

1.1 Основные принципы репетиторской работы        5

1.2 Характеристика репетиционной работы        9

1.3 Репетиция – средство взаимодействия с творческим коллективом        12

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ        17

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЕ. РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМ ШКОЛЬНЫМ ВОЗРАСТОМ (7-10 ЛЕТ)         18

2.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста        18

2.2 Специфика обучения хореографии детей младшего школьного возраста        22

2.3 Проведение опытно-экспериментального исследования.  Репетиционная работа с младшим школьным возрастом        26

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ        33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        36


ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории балетного театра накапливался обширный опыт, отражающий пути развития танцевальных школ, их создания, направлений, балетных спектаклей. Все новые и новые добавляются к рассмотрению и сохранению балетов прошлого, делая их богаче, учитывая достижения современного развития хореографии. В балетах прошлого обнаруживаются основания, помогающие понять и решать современное прочтение их, постичь многообразие выразительных средств хореографии, шедевров, созданных мастерами XIX-XX вв.

В балетном театре работа репетитора, осуществляющего репетиционный процесс, вызвана велением времени для сохранения содержания приемов, выразительных средств, накопленных хореографическим искусством. Передача всех многообразных форм, стилей, направлений в хореографии молодым артистам, получившим академическое образование, крайне важна для овладения тем новым, что развивает в творчестве хореографа.

Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».

Педагоги-хореографы ставят своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ними его многообразие и красоту, воспитать эмоциональную отзывчивость, привить основные навыки в умении слушать музыку и передавать в движении её образное содержание.  Общее физическое развитие, развитие специальных танцевальных данных, обучение технике исполнения и танцевальным элементам, развитие музыкальности и артистизма, воспитание характера и формирование личности должно происходить параллельно. Только при этом возможно достижение главной задачи – воспитание творческой, всесторонне развитой личности. В подготовительном процессе, по определению В.А. Сухомлинского необходима «гармония педагогических воздействий».

Целью работы является развитие незаурядной творческой личности учащегося по средствам репетиторской работы в классе хореографии ДШИ.

Объектом исследования является учебно-репетиционный процесс хореографического коллектива (учащихся) младшего школьного возраста в ДШИ.

Предмет исследования возрастные особенности младших школьников и специфика их обучения в классе хореографии ДШИ.

Гипотеза: для улучшения качества репетиционного процесса детей младшего школьного возраста в детской школе искусств необходимо учитывать специфику данной возрастной категории.

Задачи исследования:

  • изучение литературы и теоретическое осмысление по заданной теме
  • выявить особенности развития детей младшего школьного возраста для выявления специфики репетиционной работы педагога в детской школе искусств
  • выявить методику репетиторской работы педагога хореографа в детской школе искусств, для детей младшего школьного возраста

В написании данной работы применялись следующие методы:

  • изучение специальной литературы (дидактика, педагогическая психология, методика преподавания хореографии).
  • обобщение передового педагогического опыта и проведения репетиционной работы в классе хореографии
  •  анализ личного педагогического опыта автора ВАР.

Новизна проведенного исследования:

  • гармонизировать образовательный процесс с природой ребенка, его интересами, потребностями и музыкально-художественными способностями
  • расширить число предметных областей от раннего эстетического развития до допрофессиональной подготовки, создать возможность смены типов деятельности для того, чтобы каждый ребенок мог оценить свои интересы, свои возможности в области музыкального искусства, сделать более осознанный профессиональный выбор
  • обеспечить практико-ориентированную технологию художественно- эстетического образования детей
  • дать возможность детям выбирать тот круг общения, который соответствует их интересам и творческому развитию.

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА РЕПЕТИТОРСКОЙ РАБОТЫ

1.1 Основные принципы репетиторской работы

Репетиция в переводе с французского «повторение», причём повторение многократное. Репетиторство – это высокая форма педагогики. Репетитор разучивает произведение, интерпретируя его, отрабатывает отдельные фрагменты и всё произведение в целом. В танцевальном искусстве этой работой занимается балетмейстер-репетитор, поэтому он должен обладать педагогическим даром.

   Работа балетмейстера-репетитора чрезвычайно ответственна и важна. Балетмейстером-репетитором может быть сам балетмейстер-сочинитель. Если это сам сочинитель, то задача более-менее упрощается, так как сам постановщик видит свою конечную цель. Но если этим занимается другой человек, то ему необходимо соблюдать ряд положений.

   Балетмейстер-репетитор обязан:

  • обладать отличной зрительной памятью, и умением видеть весь танец в целом, а также замечать ошибки отдельных исполнителей. Некоторые репетиторы видят лишь недостатки впереди стоящих исполнителей. Это недопустимо при отработке танцев, особенно массовых;
  • быть человеком эмоциональным, умеющим «зажечь» исполнителей темой, идеей номера с помощью темпераментного показа тех или иных движений;
  • присутствовать на всех постановочных репетициях, реализовывать все требования балетмейстера-сочинителя. Знать досконально хореографический текст;
  • заниматься «шлифовкой» хореографического произведения, его отдельных частей, находить каждому исполнителю, танцу новые выразительный штрихи;
  • перед каждым концертом повторять наиболее сложные фрагменты, вводить новых исполнителей. Не допускать неточности, вольности в исполнении движений;
  • присутствовать на каждом концерте, наблюдать за исполнением артистов, после чего при обсуждении концерта обращать внимание исполнителя на те ошибки, которые были допущены и над которыми предстоит работать;
  • понимать разницу между прогоном и репетицией. Стараться избегать прогонов, заниматься полноценными репетициями с остановками и исправлениями недостатков исполнения.

 Передача опыта и традиций из рук в руки, из поколения в поколение, непрерывность этой цепочки преемственности обеспечивается в первую очередь трудом балетмейстера-репетитора.  Главная задача в репетиционной работе над текущим репертуаром – сохранение и развитие исполнительского мастерства участников.

   К проведению репетиций можно применить следующие правила:

  • репетиционная работа начинается с составления плана, где отражается начало и окончание репетиционного процесса. В этот план закладываются: работа с массой, солистами, репетиции в костюмах, на сцене, со светом, гримом, декорациями, генеральные репетиции;
  • балетмейстер-репетитор должен быть готов к каждой репетиции, знать над чем он будет работать сначала и что отложит на потом;
  • репетиции должны вестись по расписанию, которое составляется заранее и в котором обязательно учитывается занятость исполнителей;
  • нежелательно отменять назначенные репетиции. Стабильность репетиционного процесса – залог плодотворной работы коллектива;
  • нельзя репетировать танец сразу от начала до конца. Прежде всего надо репетировать самые зажигательные и интересные движения и комбинации. Затем переходить к более сложным движениям и композиционным рисункам. Таким образом не притупляется интерес к постановке;
  • каждая репетиция проводится творчески, и руководитель требует от каждого исполнителя, чтобы он на основе замечаний и разъяснений воспроизводил бы свое видение танца, его характера, его образов, добавлял не копируя, а исходя из своего творческого мышления, с пониманием художественного образа и идеи танца;
  • в работе с коллективом непременным условием является дисциплина. Начинать репетиции необходимо в строго установленное время. К началу репетиции все исполнители должны быть готовы. Балетмейстер не должен допускать, что бы во время репетиции исполнители отвлекались.

           Теперь рассмотрим виды репетиций, а также порядок, время и место их проведения. В течении репетиционного периода балетмейстер-репетитор должен приглашать время от времени балетмейстера-сочинителя для просмотра сделанного. Это позволит избежать искажения авторского замысла. Таких репетиций несколько:

Первой и основной является репетиция во время постановки номера в репетиционном зале, когда балетмейстер-сочинитель эпизод за эпизодом соединяет все части танца. В тоже время, параллельно с репетициями, балетмейстер-сочинитель встречается с художником-оформителем и музыкальным руководителем. Художник создаёт оформление и эскизы костюмов, которые по мере готовности согласовываются с постановщиком.

           Пока идёт постановочная работа, у музыкального руководителя начинаются корректирующие репетиции с ансамблем, подготавливающие ансамбль к встрече с танцевальной группой на совместных сценических репетициях.

           На репетиции руководитель совместно с музыкальным руководителем добивается, чтобы все динамические оттенки, ускорения, замедления, остановки. акценты и другие нюансы музыки соответствовали развитию содержания.

           Создав танец в целом, уточнив все необходимое по лексике и композиционному рисунку, балетмейстер-репетитор переходит ко второму этапу – репетиции на сцене.

           Первые репетиции на сцене не могут быть прогонными. Они ведутся по частям, фрагментом, отдельным движением и являются ознакомительными. На них участники знакомятся с сценическим пространством, на котором, если это требуется, устанавливаются «выгородки» - места будущих декораций. На репетиции применяют музыкальные инструменты либо фонограмму.

           Третий этап репетиции включает в себя репетиции на сцене с музыкальным ансамблем, оркестром, если такие имеются, если нет, то репетиция переходит в Четвертый этап – в новых костюмах, декорациях, бутафорией, реквизитом, гримом. Таких репетиций должно быть несколько, чтобы исполнитель смог ко всему привыкнуть и во время концертной деятельности не чувствовать себя скованным. Во время репетиции балетмейстер-репетитор должен сидеть в зрительном зале на уровне десятого ряда и фиксировать все недочеты. Затем эти фрагменты прорабатывать отдельно.

   Заключительным этапом является пятый – генеральная репетиция. На генеральную репетицию могут быть приглашены зрители. Это позволяет создать определенную атмосферу, раскрыть актёрские возможности исполнителей, научить их живому общению со зрителем в процессе исполнения хореографического произведения. Генеральная репетиция обязательно должна заканчивается обсуждением, балетмейстер уточняет детали, переходы, делает замечания отдельным исполнителям.

   Таланты балетмейстера – это дар божий, который развивается в постоянной творческой деятельности. Что бы стать балетмейстером высокого уровня, вначале надо овладеть ремеслом. А это может быть достигнуто только в результате физических и умственных затрат: необходимо много видеть, посещать театры, концерты, выставки, читать много специальной художественной, критической литературы, слушать музыку, исполняемую в разных стилях, жанрах, направлениях, быть наблюдательным знать, что происходит в мире.

   На протяжении всей своей творческой жизни балетмейстер совершенствуется, ищет новые формы, учится у балетмейстеров прошлого и у своих современников, а также у представителей других видов искусства.

   Только пытливость и жажда познания смогут дать возможность ремеслу перейти в мастерство, а созданному хореографическому произведению стать произведением искусства.

1.2 Характеристика репетиционной работы

Балетмейстер-репетитор осуществляет репетиционную деятельность в коллективе. Репетиция в переводе с французского означает «повторение». Причем, не единичное, а многократное. Неоднократное повторение делает хореографическое произведение более совершенным. Репетиторство – это высшая форма педагогики. Не каждый балетмейстер-сочинитель и балетмейстер-постановщик может отрепетировать сочиненный и поставленный номер, этим видом деятельности занимается балетмейстер-репетитор.

Его работа не механическая, а тоже творческая. В создании хореографического номера много времени отводится его отработке. От того, как будет отрепетирован номер, будет зависеть, смогут ли исполнители донести до зрителя замысел балетмейстера-сочинителя. Балетмейстер-репетитор должен присутствовать на постановочных репетициях. Если произведение создается заново, то он присутствует при работе балетмейстера-сочинителя и балетмейстера-постановщика, балетмейстер-репетитор должен выучить весь хореографический текст подетально и следить за тем, чтобы оригинал не пострадал от так называемого самоуправства исполнителей, чтобы ни единое «слово» не ушло из сочиненного текста. Изучить стиль и характер движений, чтобы наиболее качественно отработать и продемонстрировать каждое движение.

Нередко балетмейстер-репетитор помогает балетмейстеру-постановщику в выборе исполнителей, т.к. он наиболее тесно связан с исполнителями и может порекомендовать нужного артиста для яркого раскрытия образа и характера.

Балетмейстер-репетитор обязан выявить почерк автора произведения, его индивидуальную манеру. Работая над созданием образов, исполнительским мастерством артистов балетмейстеру-репетитору необходимо принимать во внимание индивидуальные качества исполнителей, уметь выявить лучшие стороны их талантов.

Балетмейстер-репетитор должен уметь распределить силы исполнителей на репетиции, распланировать физическую нагрузку в процессе работы так, чтобы у актеров не было перенапряжения мышц во избежание травм. Для этого, технически сложные эпизоды необходимо чередовать с легкими, или работу одной группы исполнителей менять с работой другой группы.

Если номер технически сложный, то не следует стараться "прогонять" его с начала до конца. Необходимо отработать сначала отдельные части номера, затем постепенно объединять, увеличивать объем исполнения и только потом репетировать весь номер от начала и до конца на одном дыхании, с тем, чтобы актеры овладели не только техникой танца, но и выразительно, без напряжения смогли бы станцевать весь номер. Обязательно нужно учитывать, чтобы на репетиции были заняты все вызванные исполнители.

На первом этапе целесообразно проводить отдельные репетиции для солистов и для массовки, и только тогда, когда отдельные партии будут отработаны, объединить их вместе в единое целое.

Иногда бывает нецелесообразно отрабатывать движения в том рисунке, в каком их сочинил автор. Тогда исполнителей ставят в линию или по диагонали, так, чтобы репетитор видел каждого, а они видели себя в зеркало и ориентировались друг на друга. После того как будут выучены движения, начинается отработка в заданном рисунке.

Балетмейстер-репетитор должен создавать творческого атмосферу, чтобы, несмотря на большую затрату физических сил, труд артиста был радостным, чтобы он видел цель, к которой нужно прийти в результате репетиции и конечную цель всей работы. Целесообразно в конце репетиции сделать анализ работы, подвести итог, похвалить или сделать замечание. Репетиция должна планироваться так, чтобы обеспечить максимальную продуктивность работы. Если репетируется новое сочинение, то балетмейстер-репетитор должен приглашать время от времени балетмейстера-сочинителя для просмотра сделанного. Это позволит избежать искажения авторского замысла. Балетмейстер-репетитор может внести предложения или дополнения, направленные на улучшение танцевального номера, они могут быть приняты и внесены только с согласия автора. Без такого согласия балетмейстер-репетитор не имеет права изменять что-либо в сочиненном номере.

Балетмейстер-репетитор должен хорошо знать танцевальный коллектив, только при глубоком знании характеров, склонностей, возможностей каждого исполнителя можно добиться наилучших результатов в работе. Необходимо видеть, кого можно и нужно поощрить по ходу репетиции, кому сделать замечание после нее, кого заставить повторить движение несколько раз. Репетитор должен быть человеком эмоциональным, уметь зажечь исполнителей идеей номера, темпераментом исполнения движений. Темп и характер репетиций во многом зависит от его мастерства, в каждую репетицию он должен вносить творческое начало и добиваться того же от всех исполнителей, он ближайший помощник балетмейстера-сочинителя, и от него во многом зависит (на 50%) успех произведения.

1.3 Репетиция – средство взаимодействия с творческим коллективом

   Репетиция - основное звено учебной, организационно-методической, воспитательной работы с хореографическим коллективом. Репетиция - это сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определенный уровень подготовки участников. Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне творческой деятельности коллектива, его эстетической направленности и характере исполнительских принципов, а также об уровне подготовки руководителя.

Репетицию можно представить, как коллективные занятия по художественно-исполнительской и технической отделке, отработке произведений искусства, приданию им эстетической целостности и оригинальности. На учебных занятиях выучиваются партии, роли, движения на сцене, танцевальные па, которые в последующем сводятся в единое целое - танец, песню, спектакль, музыкальное или хоровое произведение. Следует отметить то, что разделение занятий на репетиционные и учебно-исполнительские носит условный характер. Овладение текстом, технической стороной исполнения происходит зачастую во время репетиции. Значительная часть учебных занятий в самодеятельном художественном коллективе трансформируется и включается в начальный этап репетиции.

Существенное влияние на методику репетиционной работы в творческом коллективе оказывает ряд факторов:

  • степень подготовленности коллектива в техническом и художественном отношениях;
  • степень трудности выбранного для разучивания произведения;
  • условия, время, количество репетиций, отведенных для разучивания нового произведения;
  • настрой участников, опыт руководителя.

У каждого руководителя вырабатывается своя методика построения и проведения репетиционных занятий. Однако необходимы знания основных принципов и условий проведения репетиции, исходя из которых каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приемы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере.

Огромную роль для разработки общих и частных методик репетиционной работы может сыграть накопленный опыт профессионального искусства.

Качество репетиционной работы, ее педагогическая эффективность зависит от ряда организационно-педагогических моментов. Прежде всего, руководитель должен прийти на репетицию за 20-30 минут раньше условленного времени, проверить наличие и качество необходимого реквизита, инструментов, пультов, партий, и др. принадлежностей. Рукописные партии, тексты необходимо выверить по партитуре или печатному тексту, чтобы избежать ошибок. Только лично убедившись в том, что для работы все готово, можно избежать многих остановок во время репетиции.

Грубым нарушением считаются неожиданные вызовы руководителя, например, к телефону, к посетителям, это плохо влияет на творческий настрой участников.

Начинать репетицию необходимо вовремя, независимо от того. Сколько пришло участников. Это приучит всех приходить на репетицию за 10-15 минут до начала. Безответственное отношение одних раздражает, расслабляет в определенном отношении других. Таким образом, начало репетиции в строго установленное время - это и этическое, и педагогическое, и художественно-эстетическое требование.

В различных по жанру самодеятельных коллективах - хоровых, оркестровых, танцевальных, театральных - репетиция начинается с предварительной подготовки к ней участников соответствующим образом. В танцевальных коллективах проводят разминку, чтобы разогреть исполнителей, подготовить их для длительной учебной и репетиционной работы. В народном и академическом хорах проводят распевку участников. Тщательная распевка обеспечивает хорошее дыхание, ровный звук, хорошую дикцию. Рабочее состояние певца во многом зависит от правильной постановки голоса, постоянных специальных упражнений. В духовых, народных оркестрах перед началом репетиции производится тщательная настройка музыкальных инструментов. От настройки зависит чистота звучания инструментов, строй оркестра в целом.

Перечисленные меры организационно-технического порядка имеют огромный воспитательный смысл. Репетиция представляет огромные возможности и с точки зрения художественно-педагогического влияния. В процессе репетиций все тщательно выверяется и заучивается: штрихи, нюансы, па, мизансцены. Параллельно идет усвоение участниками эмоционального и нравственного опыта, заложенного в произведении искусства. Поэтому, чем скрупулезнее и целенаправленнее идет художественная обработка пьесы, песни, танца, тем глубже нравственно-эстетические преобразования в личности участника, исполнителя.

Педагогическая эффективность репетиции во многом зависит от умело составленного плана работы. Без планирования в репетиции появляется элемент стихийности, самотека. План репетиций заранее продумывается и фиксируется на бумаге. План может быть более или менее детальным, развернутым или кратким. Знание руководителем своего оркестра, хора, танцевального или театрального кружка, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции.

План репетиции включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой. Задачи должны носить конкретный характер, включать технические, художественно-эстетические и педагогические моменты.

Очень важен темп репетиции. Не следует репетировать один и тот же отрывок более 2-3 раз, даже если его исполнение не устраивает руководителя. Многократные повторения снижают внимание, чуткость к жестам, объяснениям руководителя. Иногда в репетиции целесообразно сделать перерыв. Оправданнее всего его сделать через 40-45 минут после начала работы. Если у руководителя возникает необходимость провести 3-часовую репетицию, то он должен согласовать этот вопрос с исполнителями.

Важно также, чтобы репетиция носила завершенный характер. Во время первой половины репетиции коллектив должен заниматься более сложной работой: разучиванием ролей или трудных в техническом и художественном отношении мест в новых произведениях, которые требуют усидчивости, силы воли. Во второй половине репетиции нужно больше давать играть всему коллективу, т.е. заниматься более творческими видами деятельности: играть ранее выученные произведения с полной отдачей.

В целях более эффективной воспитательной работы на репетиции необходим учет индивидуальных особенностей каждого исполнителя как в плане личностном, психологическом, так и в плане его художественной подготовки.

Заключает занятия генеральная репетиция. Проведение ее имеет особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией и в то же время несет на себе приметы концертного выступления. Генеральная репетиция является итоговой для определенного этапа подготовки произведения к концерту. Она решает следующие задачи: подготовить психологически участников к концерту; проверить программу, ее выстроенность и звучание; максимально чисто и художественно исполнить каждую пьесу, танец, песню, которые будут исполнены на концерте. На генеральной репетиции не нужно делать частые остановки, но необходимо дать почувствовать участникам всю программу в целом, сочетание и очередность номеров, этим самым способствовать равномерному распределению сил. Генеральную репетицию лучше всего проводить в том помещении, в котором предстоит выступление. Исполнители и руководитель должны почувствовать акустические особенности зала, приспособиться к новым условиям.

Из сказанного следует, что руководителю на репетиции следует в каждом случае исходить из конкретных условий, в которых работает самодеятельный творческий коллектив. Без продуманной организации репетиционной работы не может быть взаимопонимания между руководителем и коллективом, не может быть результата творческой деятельности любителей.

Репетицию необходимо:

  • Начинать вовремя, с разминки.
  • Стараться не покидать репетиционный зал к телефону, директору и так далее.
  • Обязательно планировать репетицию, в противном случае появиться элемент стихийности, разбросанности, самотёка.
  • Чередовать номера (лёгкие с технически сложными, быстрые с медленными).
  • Задействовать в репетиции не одну группу исполнителей, а всех (если репетируешь с двумя, остальным тоже должно быть интересно).
  • Необходимый реквизит нужно готовить заранее.
  • Не следует репетировать один и тот же номер более 2-3 раз, через 40-45 минут после начала работы необходимо сделать перерыв.
  • Речь руководителя должна быть грамотная, культурная, тон при замечаниях не должен быть грубым и оскорбительным.
  • Нужно отличать репетиции рабочие от генеральных прогонов, у них разные задачи.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Помощь балетмейстера-репетитора в работе с исполнителями неоценима. Чем опытнее такой педагог, тем легче работается исполнителям. Главная задача в репетиционной работе над текущим репертуаром – сохранение и развитие исполнительского мастерства участников. Однако если танец исполняется в коллективе давно, и руководитель видит, что у исполнителей в какой-то мере начинает пропадать интерес к нему, этот танец он не репетирует несколько занятий, а спустя некоторое время опять включает его в репетицию. Тогда участники с еще большим подъемом и удовольствием исполняют его в концерте. Задача состоит в том, чтобы поддержать творческий накал в коллективе, стремление исполнителей создать художественный образ и донести идею танца до зрителя. Таким образом, основная работа балетмейстера – репетитора заключается в отработке хореографического произведения. Он должен обладать такими качествами как: работоспособность, выносливость, организатор, психолог, дотошность, интуиция, хорошая музыкальная, зрительная и мышечная память, эмоциональность.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЕ. РЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМ ШКОЛЬНЫМ ВОЗРАСТОМ (7-10 ЛЕТ)

2.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста

        Особенности физического развития:

  • Активны, энергичны, деятельность хорошо скоординирована – много играет и много трудится. Младшие школьники нуждаются в спокойных и не скучных занятиях.  
  • Растут медленно, небольшие мышцы на руках еще не до конца скоординированы, но постоянно совершенствуются. Тренируйте крупные мышцы детей. Можно выполнять с ними разнообразные несложные движения, которые не утомят детей, а помогут дальнейшему вниманию на уроке. Например, использовать на занятиях карандаши для развития ручной моторики.
  • Восприимчивость к болезням, сопротивление выше, период инфекционных болезней.
  • Острота чувств. Необходимо применять наглядно-практические пособия. Дети могут их рассмотреть, потрогать.

Особенности умственного развития:

  • Мыслитель, которому для большего понимания необходимы картинки и предметы. Детям в таком возрасте нуждаются в активном участии при обучении. Мыслить для них – значит делать. Чтобы им понять – нужно видеть. Они должны быть участниками действий. Рассказывайте им о том, что они видят. Превратить увиденное в слова, чтобы ученики извлекли как можно больше из картинки, фильма или других средств обучения.
  • Любят использовать новые слова, говорить о пережитом и о новых идеях.
  • Очень любят рассказы. Краткое напоминание о рассказанном на прошлом занятии поможет им связать продолжение с уже известной частью истории. Дети начинают прослеживать жизнь героев. Используйте истории, которые не требуют специальных разъяснений.
  • Требуют справедливости в отношениях. Важно разумно выбирать учебные примеры и наказывать только при полной уверенности в том, что мера наказания соответствует проступку.
  • Учатся чтению и с удовольствием читают вслух.
  • Обладают богатым воображением. Дети могут легко отождествить себя с персонажем сказки и исполнить эту роль в театрализованной сценке. Они пытаются различать реальность и фантазию, поэтому не используйте придуманные истории. Они сбивают с толку детей данного возраста. Не дайте в будущем детям разочароваться.

Особенности социального развития:

  • Хотят играть с другими – для них важно иметь близких друзей. Укажите детям путь установления дружеских отношений. Предложите то, что ребенок может сделать для своего одноклассника. Друзья могут помогать друг другу в заучивании или еще в чем-либо на уроках.
  • Хотят участвовать во всем, но не умеют полностью оценивать свои способности. Младшим школьникам совместная деятельность приносит радость. Используйте их энергию и живость. Им нравится петь группой, поэтому чаще используйте эту радость детей в театрализованной деятельности для больных, престарелых, инвалидов, либо просто работая на зрителей. Используйте любую деятельность с детьми, которая демонстрирует идеи вашей школы.
  • Развиваются навыки общения. Вы можете помочь, рассказывая истории о детях, которые были дружелюбны и готовы прийти на помощь, но в то же время были решительны и поступали правильно. Помогите каждому ребенку быть принятым в группе, подчеркнув его положительные качества и призывая других к дружелюбию. Уделяйте больше внимания самому робкому ребенку, чтобы он приобрел навыки общения. Понаблюдайте, как дети относятся друг к другу во время выполнения совместной работы.
  • Подражают взрослому, которого любят. Авторитет взрослых чрезвычайно важен для младших школьников. Дети уважают их авторитет. Они доверяют учителю, могут копировать его действия и речь. Детям очень необходимы ваше одобрение, внимание и любовь. Не разочаровывайте их в себе!
  • Осознают свою уникальность. Младшие школьники любят на выставке видеть поделки, сделанные своими руками. Организуйте специальную полку для таких выставок, и они с радостью придумают и сделают отличные работы. Пусть они приносят вырезки или рассказы из дома, с гордостью выставляя свои поделки, и рассказывают о них посетителям и друг другу.

 Особенности эмоционального развития:

  • Формируют самосознание. Не оставляйте без внимания никого. Предоставляйте возможность отвечать на занятиях каждому. Младшим школьникам нравится, когда их замечают. Они оценивают себя по вашему отношению к ним и благодаря вашей положительной поддержке приобретают уверенность в себе. Растущее самосознание временами делает детей самокритичными и вникающими в себя. Они впервые сравнивают себя с другими детьми и узнают, что они нужны.
  • Нуждаются в одобрении и любви взрослого.
  • Воодушевляйте детей в минуты сомнений в себе. Делайте все возможное, чтобы помочь вашим мальчикам и девочкам развивать свои положительные стороны и руководствоваться ими. Расскажите им о различиях между детьми. Помогите детям принять другого, не похожего на остальных.
  • Многого боятся. В этом возрасте дети боятся темноты, зубного врача, опоздания в школу, встреч с новыми людьми, боятся, что их не любят, что не выполняют что-то вовремя. Некоторые их страхи вы можете преодолеть рассказами или своим любящим отношением к ним.
  • Очень чувствительны и обидчивы. Будьте внимательны к чувствам каждого ребенка. Чаще разговаривайте с детьми о их проблемах. Посоветуйте ему, заверьте его в своей любви, окажите побольше внимания, а затем предложите заняться чем-то интересным. Активная деятельность отвлекает от мрачных мыслей.
  • Часто обманывают. Помогите детям избегать слишком соблазнительных ситуаций. Объясните, что такое честность, насколько она важна в жизни, расскажите истории о честности и научите детей, что делать, когда им хочется обмануть.
  • Деятельны, расширяют свои трудовые навыки. Призывайте детей помогать друг другу. Труд для другого играет важную роль в формировании характера. Вы можете организовывать программы, где будет участвовать весь класс или школа. Вы можете научить их работать вместе и испытывать от этого радость. Поговорите о пережитых радостных чувствах, когда они хорошо справились с работой или помогли кому-то.
  • Беспокойство о правоте и неправоте. Различие белого и черного. Чаще общайтесь с детьми вне занятий. На занятии же применяйте знания к конкретным ситуациям, чтобы помочь принять верное решение. Растолковывая отрывки из книг, опирайтесь на примеры из жизни. Так детям будет легче понять и определить для себя важное. Правильно трактуйте ошибки, чтобы не поранить чью-то душу. Хвалите и выделяйте детей за хорошее правильное поведение. Применяйте твердость в отношении неправильного, чтобы детям легче было отличать черное от белого.

2.2 Специфика обучения хореографии детей младшего школьного возраста

Занятия хореографией призваны:

  • развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю
  • приобрести и развить профессиональные навыки
  • укреплять здоровье детей
  • способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса
  • формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз
  • избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов
  • учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа — воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к    грамотному    овладению    эмоциями, пониманию прекрасного.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения — использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.

Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Однако балетные успехи ребенка ничего не стоят, если педагог не сумеет привить ему необходимых нравственных качеств. И тут уже совершенно необходимо понимание внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия. Следовательно, кроме требовательности к детям, необходима требовательность и к себе. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение и внешний вид.

Ребенка легко ранить окриком, грубым бестактным замечанием. Но также легко и потерять его доверие, излишне умиляясь и восхищаясь его успехами. В общении с детьми нужна приветливая, уважительная, спокойная интонация. Каждый ребенок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают.

Хореография — искусство, любимое детьми. И работать с ними — значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного. Обучение хореографии — это всегда диалог, даже когда ученик совсем еще маленький человечек, но все равно от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения:

  • Принцип доступности предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим — определением посильных для него заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических я психических усилий занимающегося.

Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий, фактически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с этим следует отметить целесообразность использования подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков.

  • Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки малыша. Иногда выполнение изначально робким ребенком ведущих ролей или показ какого-либо упражнения по заданию педагога освобождает его от застенчивости, вызывает интерес к занятиям.
  • Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.

  • Принцип систематичности. Принцип систематичности — один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца. Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна детям.  Склонность хвататься за новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем обернутся несобранностью, которая будет мешать полноценной деятельности взрослого человека. Систематические занятия, в том числе и хореографией, дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

  • Принцип сознательности и активности. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

  • Принцип повторяемости материала. Принцип повторяемости материала, хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
  • Принцип наглядности. Принцип наглядности в обучении хореография понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. Можно использовать различные приемы наглядности: прослушивание музыкальных произведений; демонстрация   упражнений; словесный   разбор   средств музыкальной выразительности в сочетании с описанием техники движений; изучение схем, рисунков, наглядных пособий и т. п.

Систематическое слушание музыкальных произведений и их анализ, а также изучение музыкальной грамоты позволяет вникать в сущность музыки, раскрывать     ее     содержание, определять     средства     музыкальной выразительности. При   этом   создаются   благоприятные   условия   для воспитания музыкальности, ритмичности, художественного вкуса. При разучивании новых движений наглядность — это безукоризненный практический показ движений педагогом. Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

Все вышеизложенные принципы отражают определимые стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть реализованы только во взаимосвязи.

2.3 Проведение опытно-экспериментального исследования.  Репетиционная работа с младшим школьным возрастом

Часто в творческих коллективах все типы балетмейстерской деятельности, как правило, совмещаются в одном человеке, поэтому деятельность балетмейстера очень сложна и трудоемка. Иногда ее сравнивают с деятельности режиссера, что в корне неверно: у режиссера есть текст, созданный автором, у балетмейстера его такового нет, он все должен сочинить сам. Если режиссер на первом этапе может работать с исполнителями, сидя за столом, то балетмейстер этого не может.

         На протяжении всей своей творческой деятельности балетмейстер совершенствуется, ищет новые формы, учится у балетмейстеров прошлого и у своих современников, а также у представителей других видов искусства. Только пытливость и жажда познания смогут дать возможность ремеслу перейти в мастерство, а созданному хореографическому произведению стать произведением искусства.

Основной целью исследования является развитие творческой личности учащихся  с помощью учебно-репетиционного процесса, а также сопоставление и сравнение его с предложенными в теоретической главе выпускной аттестационной работы методическими установками.

Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:

  • изучение литературы и теоретическое осмысление по заданной теме
  • выявить особенности развития детей младшего школьного возраста для выявления специфики репетиционной работы педагога в детской школе искусств
  • выявить методику репетиторской работы педагога хореографа в детской школе искусств, для детей младшего школьного возраста

Для решения поставленных задач на начальном этапе исследования использовались методы педагогического наблюдения, беседа, диагностика.

Педагогическое наблюдение осуществлялось автором в собственном хореографическом классе.

Наблюдение         показало, что         формы организации занятий хореографией разнообразны, во многом зависят от индивидуальных личностных качеств преподавателя, его психологических особенностей, художественных воззрений, методического мастерства, владения хореографическим мастерством. Для каждого преподавателя характерен свой индивидуальный «почерк» в организации уроков.

В целом принципиально важно отметить, что большинство преподавателей добросовестно и старательно подходят к организации учебно-воспитательного        процесса в классе хореографии. Многие наблюдаемые уроки были интересны и результативны.  Все больше времени в проведении занятий преподаватели начинали посвящать работе, нацеленной на раскрытие творческого потенциала учащихся.

Несомненно, положительным моментом является стремление педагогов активизировать учащихся в процессе обучения. В ходе наблюдения были подтверждены особенности развития, методы и приемы, высказанные в теоретической главе исследования относительно узкой локализации содержания хореографических занятий на профессионально-техническом овладении учащимися определенным хореографическим материалом.

На начальном этапе исследования у детей младшего школьного возраста отличалась очень высокая эмоциональность, они еще не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными. Детям присуще длительное, устойчивое, радостное и бодрое настроение, но у некоторых из них наблюдалось отрицательные аффективные состояния, связанные с расхождением завышенного уровня притязаний и скромными результатами учебной работы. Своеобразно изменяются познавательные, эстетические и особенно нравственные чувства. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста связаны с удовлетворением нарастающей его любознательности и ненасытной жажды знаний. Чувства, в том числе и эстетические, - специфическая форма отражения окружающего.

Глубокие изменения происходили у детей и в сфере нравственных чувств. Они уже могли испытывать высокие нравственные чувства: заботу и чуткость не только к близким (родителям, учительнице), но и чужим людям, проявившим храбрость, благородство, преданность. Для детей этого возраста чрезвычайно характерны различные оценки своих поступков и поступков других людей, а также суждение о них. Эмоциональные реакции школьников на то или иное событие непосредственно зависят от степени "зажатости" их или от уровня их притязаний.

Формирование познавательных, эстетических и нравственных чувств требует освоения ребенком некоторой системы соответствующих знаний. На их основе формируются оценочные суждения и разнообразные чувства. Чувства человека, основанные на знании, становятся обоснованными и устойчивыми. Однако освоение моральных понятий не гарантирует возникновения у ребенка нравственных чувств, а тем более моральных поступков. Чувства, особенно нравственные, развиваются на основе формирования единой системы ассоциаций: знания - чувства - действия.

Мои наблюдения показали, что после приобретения ребенком основных навыков и умений на занятиях хореографией, танцевальные элементы соединяются сначала в комбинации, а затем в отдельный номер. Педагоги продумывали методику разучивания танца и затем уже, как репетиторы, приступали к работе с исполнителями.

Для постановки номера существует несколько методов, которыми может пользоваться руководитель, в зависимости от возраста детей и поставленной задачи:

  • Метод показа. Он включает в себя показ педагогом материала, после чего группа детей повторяет. Этот метод хорош на начальном этапе разучивания. После чего нужно перейти к другому методу, иначе у учащегося не будут развиваться способности к сознательному выполнению движений. Ученик будет просто механически повторять и копировать педагога.
  • Метод словесного задания. Педагог объясняет им задачу словесно, но не показывает. После чего учащиеся самостоятельно создают схему движений. Если педагог видит ошибку в исполнении движений, то он исправляет её при помощи словесных объяснений. Этот способ хорош при отработке ранее изученных па или с группой профессиональных исполнителей. Но не допустим при постоянном использовании с группой детей.
  • Смешанный метод. Метод показа и объяснения. Он является самым используемым, распространенным и сочетает в себе все положительные стороны сочетаемых в нём методов. Это «золотая середина» в методике работы с танцевальной группой детей.

Приступая, к постановке концертного номера, мне было необходимо выбрать образ исполнителя, опираясь на возможности и хореографические данные учащихся. Так же подобрать музыкальный материал, который будет понятен и прост исполнителям.  Мною была выбрана музыкальная композиция «Школьная полька».  

        В процессе поставки и репетиционного периода, я стала замечать скованность и нерешительность выхода на сцену исполнителей. А главное получить удовольствие от исполняемого танца на сцене.   Очень важным моментом стал эмоционально-психологический настрой для исполнителей.  Учащиеся должны были почувствовать себя артистами, раскрепоститься.   Так как, на уроках хореографии существует свободный доступ к сцене, я приняла решение чаще проводить репетицию номера в концертном зале.   Таким образом, учащиеся постепенно избавлялись от скованности и нерешительности, были уверенны в исполнении движений.   А заключительным этапом послужила репетиция в костюмах при полном освещении сцены.   Исполнители свободно чувствовали себя на сцене.  Таким образом, исполняя концертный номер, учащиеся получили удовольствие и высокую оценку зрителя.

Во 2 классе помимо учебного процесса и постановки нового концертного номера идет и репетиционный процесс уже поставленных номеров за время исследования, которые идут в программах концертов школы.   Такие как «Флаг России», «Кантри», «Финская полька».  Конечно же, предварительно перед постановка концертного номера элементы движений, позиции рук и ног были изучены и отработаны на уроках по классическому и народному танцам. Так же для лучше представления исполняемого образа, на уроках слушания музыки, учащиеся были ознакомлены «Сицилийской полькой» Государственного Академического ансамбля народного танца имени И. Моисеева.

 Например, «Тарантелла» для учащихся составил сложности работы с предметом (тамбурином). Во-первых, это связано с неопытностью учащихся, во-вторых, со сложной координацией движений, требующей времени для усвоения. Так как многие движения неотъемлемо связаны с ударами о тамбурин или тремоло, использование разнообразных позиции рук.  

Отдельным этапом обучения в школе искусств можно выделить концертную деятельность учащихся. Ведь большую роль в формировании ребенка, как артиста является творческий обмен знаниями, который происходит на концертах, учащиеся узнают о   культуре поведения на концертах как на сцене и в кулисах.  Ни одно занятие или репетиция не сравниться с концертом. Только выступая на концертных площадках, учащиеся начинают по-настоящему «ощущать» сцену и зрителя. Постепенно появляется уверенность в себе, проходит страх, появляется желание выступать, радовать зрителя.

На основе выше сказанного можно обозначить следующие виды репетиций:

  • Репетиция просмотр - просмотр исполнителей. Задача этих репетиций - определение репертуара, с которым исполнители или коллективы будут выступать в концерте. Просмотр можно проводить и для определения стадии готовности номера
  • Репетиция, связанная со шлифовкой номера. Они могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными, как техническими, так и смысловыми. К корректурным репетициям можно отнести и такие, когда коллективы прогоняют свои номера на новых для них площадках, проверяют, как звучит фонограмма на новой аппаратуре и т. п.
  • Репетиция монтажная - ее задачи: выстроить общую композицию, проверить "сцепления", отдельные технические моменты
  • Репетиция прогонная исполнение
  • Репетиция генеральная - представление, идущее без зрителей или при ограниченном их количестве. Генеральная - это тот же прогон, но с особой целью и на особом этапе.

Репетицию необходимо:

  • Начинать вовремя, с разминки.
  • Стараться не покидать репетиционный зал к телефону, директору и так далее.
  • Обязательно планировать репетицию, в противном случае появиться элемент стихийности, разбросанности, самотёка.
  • Чередовать номера (лёгкие с технически сложными, быстрые с медленными).
  • Задействовать в репетиции не одну группу исполнителей, а всех (если репетируешь с двумя, остальным тоже должно быть интересно).
  • Необходимый реквизит нужно готовить заранее.
  • Не следует репетировать один и тот же номер более 2-3 раз, через 40-45 минут после начала работы необходимо сделать перерыв.
  • Речь руководителя должна быть грамотная, культурная, тон при замечаниях не должен быть грубым и оскорбительным.
  • Нужно отличать репетиции рабочие от генеральных прогонов, у них разные задачи.        

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Часто в творческих коллективах все типы балетмейстерской деятельности, как правило, совмещаются в одном человеке, поэтому деятельность балетмейстера очень сложна и трудоемка. Иногда ее сравнивают с деятельности режиссера, что в корне неверно: у режиссера есть текст, созданный автором, у балетмейстера его такового нет, он все должен сочинить сам. Если режиссер на первом этапе может работать с исполнителями, сидя за столом, то балетмейстер этого не может.

         На протяжении всей своей творческой деятельности балетмейстер совершенствуется, ищет новые формы, учится у балетмейстеров прошлого и у своих современников, а также у представителей других видов искусства. Только пытливость и жажда познания смогут дать возможность ремеслу перейти в мастерство, а созданному хореографическому произведению стать произведением искусства.

Балетмейстер-репетитор тщательно отрабатывает движения и добивается, чтобы исполнители сумели донести до зрителя содержание и характерные особенности танца.

Танцевальные занятия, показ своих достижений на выступлениях доставляют детям много радости. Но, кроме радости и веселья, которые танец вносит в жизнь детей, танцевальное искусство при правильном его использовании содействует вместе с другими видами искусства эстетическому и общему развитию ребёнка. Все танцы, исполняемые детьми, должны быть содержательными, художественными и доступными. Музыкальное сопровождение и оформление танца также имеют первостепенное значение и должны быть высокого художественного качества. Для того чтобы подготовить с детьми танец для выступления, его следует не механически разучивать, а последовательно знакомить детей с основами танцевальной культуры и проводить с ними подготовительные упражнения для приобретения танцевальных навыков. Важно научить детей владеть выразительными средствами танца и на этой основе разучивать с ними намеченный танец. Весь педагогический процесс по освоению танца строится таким образом, чтобы он оказывал воздействие на эстетическое и общее развитие учащихся. Высокое качество танцевального и музыкального материала, который подбирается специально для детского исполнения, идейное содержание танца, прекрасные образы, отраженные в нем, красочные костюмы и вся подготовительная работа по танцу воспитывают в детях организованность, подтянутость, вкус, способствуют развитию музыкальности, творческой инициативы и оказывают влияние на общее и физическое развитие. Танцевальные постановки должны быть доступны, близки и понятны детям по содержанию, должны отвечать их возрастным и танцевальным возможностям; поэтому и методы изучения танцев для каждого возраста детей различны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что роль, которая возложена на педагога-репетитора в любом коллективе, неимоверна важна. От его профессионализма и творческого подхода к своей работе во многом зависит успех коллектива. Поэтому наряду с теми правилами, условиями и принципами в работе с коллективом, описанных выше педагог-репетитор обязан помнить:

  • репетиция – это не прогон
  • надо раскрывать в каждом исполнителе его творческую индивидуальность

Задача педагога-репетитора заключается в отработке уже поставленных танцев, улучшению технических приемов в танце, очищению танца от ненужных лексических ошибок, оставляя все произведение именно в том виде, в котором был создан. Педагог-репетитор может менять количество танцоров (если это требует площадка, на которой будут выступать артисты), заменять сложные трюки или отдельные танцевальные движения (с которыми исполнители не справляются) на другие, более простые, сохраняя манеру исполнения, танцевальные рисунки, художественный стиль и идею произведения.
         Педагог-репетитор должен обладать следующими качествами:

  • Педагог-репетитор должен не только нести ответственность за репертуар ансамбля, то есть за его идейную и художественную направленность, но и как балетмейстер, в первую очередь, – быть человеком высокообразованным, то есть обладать огромными знаниями истории, музыки, изобразительного искусства, философии, чтобы в полной мере передать замысел балетмейстера-сочинителя.
  • Педагог-репетитор должен быть человеком эмоциональным, умеющим «зажечь» исполнителей идеей номера с помощью темпераментного показа и словесного объяснения тех или иных движений.  
  • Обладать образным мышлением и виденьем, то есть владеть зрительной памятью и умением видеть весь танец в целом.
     Педагог-репетитор также должен создавать благотворную творческую атмосферу в коллективе, для более успешной и качественной работы ансамбля, являясь тонким психологом.
    На репетитора возлагается огромная ответственность, как в сохранении авторского текста (если рядом нет балетмейстера), так и в передаче его исполнителям с точными лексическими нюансами, рисунками танца, манерой исполнения и определенными образами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Марченко С.Е. Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05. - Омск, 2010. - 24 с.

2. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие. Изд. 3-е. испр. и доп. - М: МГУКИ, 2010. - 158 с.

3. Жирнова Л. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. - М., «Искусство» 1973.

4. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном коллективе. Автореф. Л.: 1985.

5. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. - М.: Просвещение, 1984.

6. Матюхина, Т. И. Увлекательная хореография. Дополнительное образование и воспитание № 2, 2010.

7. Ваганова А. Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1980

8.Тарасов Н. Классический танец: Школа мужского исполнительства. – М.: Искусство, 1981

8.Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца:  – Л.: Искусство, 1983

9.Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Методика первых трех лет обучения. – Л.: Искусство, 1983

10.Базарова Н. Классический танец: Методика четвертого  и пятого годов обучения. – Л.: Искусство, 1984

11.Ярмолович Л. Классический танец: Методическое пособие. Л.: Музыка, 1986

12.Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии: Методическое пособие. Изд-во Удмуртского ун-та, 1992

13.Кох И.Э. Основы сценического движения. – М.; Л.: Искусство, 1962

14.Немеровский А. Пластическая выразительность актёра. – М.: Искусство, 1988

15.Методическая разработка к программе по классическому танцу для ДШИ: 1 год обучения. – М.: Мин-во культуры ЗСФСЗ, 1983.

16.Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова, О.В.Кветная Учите детей танцевать – Москва Владос, 2004г.

17.Безруких М.М.  Возрастная физиология  Москва 2002г.

18// Школа и производство // 2002 №6

19.М.С.Боголюбская “Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания” Москва 1986г.

20.Л. Д. Ивлева “ История преподавания танца” Челябинск 2000г.

21.Садовская Ю.Я.Голубова Т.Н. Взаимосвязь психофизиологического и социально-психологического уровней функционального состояния занимающихся аэробикой // Педагогiка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту /зб.наук.праць за редакцiею проф. Ермакова С.С. - Харкiв: ХДАДМ (ХХПI), 2006. - №9.- C.137-141.

22.Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.

23.Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.

24.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.

25.Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978. - 88 с.

26.Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-5.

27.Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 1975. - №1. - С. 7-9.

28.Ивлева Л.Д. Джазовый танец: учебное пособие /ЧГАКИ.-Челябинск, 2002.

29.Никитин В.Ю. Модерн – танец: начало обучения/В.Ю.Никитин.-М.,1999.

30.Никитин В.Ю. Модерн–танец / В. Ю. Никитин.- М.: РАТИ (ГИТИС),2000.

31.Руднева С. Ритмика, музыкальное движение / С. Руднева, Э. Фиш. – М.: Просвещение, 1972.

32.Шереметьевская Н. Танец на эстраде / Н. Шереметьевская. – М.: Искусство, 1985.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования речи детей младшего школьного возраста.

Это исследование позволит выявить особенности в состоянии психических функций, лежащих в основе письма, неустойчивость произвольного внимания, неточность пространственных представлений и ориентировок,...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»

ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация

laquo;Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация...

«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является  одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого образовательного учреждения. Именно инновационная деяте...

Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентировано внимание на преодолении трудностей в обучении у детей младшего школьного ...