Анисимова В. В. "Методическая работа в школе"
методическая разработка на тему
Статья посвящена вопросам организации методической работы в средней общеобразовательной школе. В ней раскрывется понятие методической работы, ее цель, содержание, а также представлены разные формы ее организации в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anisimovavv_metodicheskaya_rabota_v_shkole.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация методической работы в средней школе
Анисимова В. В,
учитель физики МБОУ «СОШ №3 с УИОП»
г. Котовска Тамбовской области
Методическая работа в средней школе
Актуальность проблемы заключается в том, что методическая работа в школе является основой в развитии всей общеобразовательной системы школы в целом.
Качество труда учителя определяется на основе комплексного изучения основных видов его профессиональной деятельности, в качестве которых принято считать:
- подготовку к урокам;
- учебную, воспитательную и исследовательскую деятельность;
- деятельность, связанную с повышением квалификации и совершенствованием педагогического мастерства.
Собственно методическая деятельность предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам творческой деятельности.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.
Цель методической работы: оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.
Содержание методической работы строится на основе мировоззренческой подготовки, дидактического, частнометодического, воспитательного, психолого-физиологического направлений, технической подготовки учителей, расширения их культурного кругозора.
Отдельные направления методической работы в лицее тесно связаны между собой, что способствует усилению целостности, системности ее воздействия на учителей, педагогический коллектив и в наибольшей степени влияет на конечные результаты всей методической работы.
В школе функции методической работы связаны с формированием, развитием, совершенствованием профессиональных и личностных качеств учителей и воспитателей. При этом можно выделить три функции методической работы:
- по отношению к конкретному учителю классному руководителю, воспитателю;
- по отношению к педагогическому коллективу;
- по отношению к государственной системе повышения квалификации.
Методическая служба выполняет совместно со школой и по запросу школы следующие функции:
- обеспечение профессиональной информацией;
- поддержка экспериментальной работы педагогов в школе;
- диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса;
- помощь в подготовке школы к аттестации;
- организация индивидуального консультирования и профессиональной поддержке педагогов;
- поддержка в организации методической и научно- исследовательской работы школы;
- организация повышения квалификации;
- помощь в проведении профессиональных конкурсов;
- помощь в повышении качества и управлении образовательным процессом;
- выявление, поддержка и распространение передового управленческого и педагогического опыта;
- помощь в организации и проведении семинаров, конференций;
- отбор и тиражирование педагогических материалов;
- помощь в разработке и проведение экспертизы инновационных программ, методик, учебных планов, учебно-методических комплексов;
- помощь в проведении открытых мероприятий.
В школе структура методической работы организована следующим образом:
1 уровень: методический совет во главе с заместителем директора по УВР;
2 уровень: методические объединения учителей-предметников, классных руководителей;
3уровень: педагоги.
Формы организации методической работы могут быть общешкольными, групповыми и индивидуальными.
Стержневым направлением методической работы является работа над единой методической темой, которую определяет методический совет на основе диагностики педагогов. Правильный выбор единой методической темы и целеустремленная работа по избранной проблеме организует, делает целостным и другие формы работы по повышению мастерства учителей и воспитателей. Наличие единой методической темы, которая действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, выступает как важный фактор сплочения коллектива. Реализация единой методической темы осуществляется через различные виды внутришкольной методической работы.
Предметные и межпредметные методические объединения учителей в школе являются одной из наиболее распространенных форм повышения квалификации. В лицее создано несколько методических объединений. Их работа нацелена на освоение каждым учителем содержания, основных требований школьных учебных программ, на методическое совершенствование общедидактических принципов применительно к конкретным темам уроков; совершенствование приемов и средств обучения в конкретных классах. Виды деятельности методических объединений: открытые уроки; организация взаимопосещения уроков и воспитательных мероприятий; практические методы активной работы: упражнения по планированию задач урока, отбору учебного материала, форм и методов обучения.
Творческие микрогруппы учителей возникают как результат творческих поисков учителями новых эффективных форм работы. Основой образования микрогрупп в 3-6 человек является общая педагогическая идея, психологическая совместимость, взаимная симпатия.
Цель создания: освоение передового педагогического опыта, новой методики, новой идеи.
Школа профессионального мастерства возникает как результат дифференциации педагогов по достижению ими уровня профессионального мастерства. Среди педагогических работников можно выделить три группы педагогов:
-те, кто хочет работать творчески , трудится увлеченно и эффективно- мастера своего дела. Для них создается « Школа педагогического мастерства».
-те, кто работает добросовестно, хочет работать творчески, но пока испытывает трудности в достижении высокого уровня труда. Для них создается « Школа совершенствования педагогического мастерства».
-те, кто является молодыми специалистами, участвуют в работе «Школы становления молодого педагога».
Психолого-педагогические семинары являются еще одной формой методической работы. Они проводятся один раз в четверть. Цель проведения: ознакомление педагогических работников с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. На занятиях семинара сочетаются теория и практика, например, лекция о путях активизации познавательной деятельности учащихся на уроках сопровождается сообщением учителя по данному вопросу из опыта работы. Психолого-педагогические приобщают учителей к творческой, научно-исследовательской деятельности; повышают общую и педагогическую культуру учителей.
Отдельные формы методической работы связаны между собой и способствуют развитию творчества педагогических работников, их профессиональному совершенствованию и сплочению коллектива.
Анализ эффективности методической работы в школе является составной частью общего анализа результатов учебно-воспитательного процесса. При подведении итогов методической работы проводится сопоставление достигнутого с запланированными задачами и делается вывод о действенности предпринятых мер.
При оценке эффективности методической работы в школе используется система показателей, позволяющих учесть:
-связь внутришкольной методической работы с результатами учебно-воспитательного процесса;
-выполнение требований к системе методической работы;
-реальное снижение затруднений учителей и классных руководителей в основных видах деятельности;
-формирование новых профессиональных умений.
Из анализа методической работы делаются конкретные выводы, которые ложатся в основу постановки новых задач методической работы.
Таким образом, повышению эффективности функционирования системы методической работы в лицее способствуют: требования практической направленности;
-научности;
-системности и систематичности;
-оптимальное сочетание общешкольных, групповых, индивидуальных форм и видов методической работы;
-самообразование;
-многообразие и сочетание методов и средств повышения квалификации и мастерства учителей;
-создание оптимальных условий для организации процесса повышения квалификации учителей и классных руководителей.
Итак, методическая работа, организованная с учетом научных рекомендаций, отражающая актуальные направления развития содержания образования, способствует росту профессионального мастерства и повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Информационные источники:
- В.И.Зверева. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы:-М., Новая школа, 1997.
- В.М.Лизинский. О методической работе в школе: - М. 2002.
- П.И. Третьяков. Школа: управление по результатам: - М., 2001.
- Деятельность руководителя при переводе школы в режим развития. Ч.I и Ч.II (Сост. А,И.Тебякина –Тамбов, 2000, 2001)
- Диагностика успешности учителя (Сост. Т.В.Морозова. - М. 2001)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности методической работы в школе искусств
Данная работа является кратким обобщением опыта научно-методической работы Миньярской детской школы искусств, которая сформировалась в определенных условиях (кадровых, региональных). В 1 главе раскрыв...
Организация методической работы в школе
материалы районного семинара для заместителей директоров по УВР...
План методической работы начальной школы
План разработан с учетом городской методической темы. Включает в себя цели, задачи, мероприятия, методы работы....
Методическая работа в школе.
Длительное время являюсь руководителем школьного методического объединения. Возможно, кому-то пригодятся мои материалы по организации работы ШМО....
теме «Формирование индивидуального стиля педагога как один из основных аспектов управленческой функции методической работы в школе»
Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников...
«Школа Минпросвещения России»-путь к возрождению значимости методической работы в школе»
Публикация по теме «Школа Минпросвещения России»-путь к возрождению значимости методической работы в школе» подготовлена с целью обобщения опыта работы школы в рамках проекта&qu...