Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.
статья на тему
Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.
Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться. Мы поняли и осознали, что надо учиться многое делать самим, ни на кого не надеясь. Началось осознание смысла жизни, предназначения своей работы в условиях 21 века. Учились самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, искать способы и пути их осуществления.
Педагогам необходимо было научить этому своих учеников. Происходило изменение психологии отношения к жизни. Начался поиск методов, которые работали бы на воспитание личности, способной к саморазвитию, самопознанию, самооценке, саморегуляции и самореализации.
Очень многие педагоги свой выбор остановили на проектном и исследовательском методах, которые реально работали на воспитание личности самостоятельной, творческой, ответственной как перед собой, так и перед теми, ко рядом.
В 2010 году в российской школе новое введение –ФГОСы. Педагогам начальной школы уже известно, что из 3 групп результатов, которые планируются в школьном образовании, две основаны на исследовательской и проектной деятельности.
Среди личностных результатов – готовность и способность к саморазвитию и саморегуляции. Метапредметные результаты – это способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Кроме того, одним из принципов ФГОС является системно – деятельностный подход.
Итак, и федеральные государственные образовательные стандарты, которые пришли в основную школу с 2015 года, и сама жизнь, заставляют нас обратить серьезнейшее внимание на исследовательскую и проектную деятельность.
Каково реальное положение дел, связанных с вопросами исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении, где работаю? Каков уровень знаний основ данных методов у педагогов лицея? Каков уровень умений применения данных методов на практике? Каков уровень результатов практического применения данных методов?
Хотелось получить ответы на данные вопросы в связи с назначением куратором ШНОУ. Целью своей работы определила совершенствование проектной и исследовательской деятельности с целью развития творческого потенциала учащихся. Для реализации целей необходимо решение следующих задач:
1.Проанализировать результаты исследовательской и проектной деятельности учащихся в МБОУ лицее «РИТМ».
2.Изучить опыт работы учителей, активно использующих в своей работе исследовательский и проектный методы.
3.Определить круг проблем.
4.Наметить пути решения данных проблем.
Анализ работы ШНОУ, анализ результатов работы ШНОУ, беседы с учащимися, учителями показали, что педагоги еще не до конца осознают, как скоро придется отказаться от репетиторского отношения к своей работе. Требование времени - это переход к истинно развивающему обучению, когда метапредметные и личностные результаты встают на одну ступень с предметными. Основу их составляет проектный и исследовательский вид деятельности.
Анализ результатов участия лицеистов во Всероссийской олимпиаде школьников, в научно-практической конференции «Шаг в науку» и в олимпиадах и конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи показал, что за последние 3 года происходит снижение общего количества участников городского и краевого этапа данных мероприятий, количество победителей и призеров растет в научно-практической конференции «Шаг в науку», в других олимпиадах и конкурсах падает.
Результаты проведения научно-практической конференции в лицее, которая проходит в рамках традиционной Ассамблеи наук, искусств и спорта, показали, что к формам подведения итогов проектной и исследовательской деятельности относятся публичные выступления учащихся.
Проблема заключается в том, что всего лишь 46% работ учащихся носит исследовательский характер. У педагогов и учащихся не достает теоретических знаний и практических навыков по организации, проведению и оформлению проектных и исследовательских работ.
Обязательным условием работы является наличие руководителя. В качестве руководителей работ учащихся в конференции приняли участие:
100% педагогов секций информатики, физики, истории, географии, биологии, ОБЖ.
60% педагогов русского языка и литературы, английского языка.
40 % математики.
33% - эстетического цикла.
0% - физической культуры.
- Данные цифры говорят о еще одной проблеме: низкой активности педагогов в организации и руководстве научно-исследовательской и проектной деятельностью учащихся. В работе школьного этапа НПК принимает участие приблизительно 60% педагогов школы. Снижение результативности выступлений учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном и краевом уровнях.
Кроме названных проблем, педагоги озвучили личностно-значимые проблемы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.
- Практическое применение теоретических знаний педагогов: (определение предмета и объекта исследования, актуальности выбора и выбор темы, формулирование проблемы, темы, гипотезы цели, задач, выводов, оформление работ, написание сопроводительных документов.
- Низкий уровень активности педагогов.
- Нехватка лабораторного оборудования для проведения опытов.
- Отсутствие личной системы работы.
- Нехватка опыта.
- Непонимание родителей.
- Нехватка аудиторий для занятий с детьми.
- Неумение работать с архивами.
- Непонимание проектной деятельности.
- Мотивация учащихся.
- Большое количество детей на занятии.
- Отсутствие транспорта при организации выездов.
Каковы пути решения проблем?
Анализ результатов научно-исследовательской и проектной деятельности учителей начальных классов и требования к данному виду деятельности в связи с внедрением ФГОС НОО показал, что системно, последовательно и углубленно проектная деятельность детей может быть организована в рамках работы кружка «Юный исследователь». Реализуя данный курс можно добиться следующих результатов:
1-получить знания в различных областях науки, искусства, техники о правилах конструктивной групповой работы, об основах разработки социальных проектов, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах поведения исследования.
2-развить ценностное отношение в тех областях, которые затрагивает проект.
3-приобрести опыт публичного выступления, опыт самоорганизации и организации деятельности с другими детьми.
К сожалению, есть педагоги, которые категорически отвергают данный курс. При этом, итоги научно-практической конференции говорят о том, что результаты работы по этому направлению оставляют желать лучшего. Из 12 представленных работ 10 имели форму сообщения.
Программа «Учусь создавать проект» дает возможность обучения учащихся данному виду деятельности не только в начальной школе, но и в среднем звене лицея.
1.Начальная школа дает первоначальные теоретические основы и практический опыт проектной и исследовательской деятельности учащимся начального звена образования.
2. Начальная школа работает над формированием исследовательского мышления у учащихся.
3.В арсенале НОО есть программы, которыми можно воспользоваться учителям среднего и старшего звена.
Учителя информатики и ИКТ отмечают возможности предмета информатика и ИКТ для использования метода проектов в своей работе.
Проект «Безопасный Интернет», созданный учащимися 8Б класса занял 1 место на краевом конкурсе.
Один из способов развития творческих способностей учащихся - участие учащихся в различных конкурсах компьютерного творчества различных направлений: цифровая фотография, компьютерная графика, анимация, видео, презентации. Они способствуют социализации обучающихся (уверенность в своих силах, формирование собственной позиции). В качестве примера были представлены работы учащихся: пластилиновый ролик социальной рекламы, ЦОР, созданный средствами ИД, который используется на уроках обществознания и на классных часах.
У учителей информатики и ИКТ есть опыт сотрудничества между педагогами и возможности установления межпредметных связей. Учащимися созданы программы, в системе объектно-ориентированного программирования Visual Basic. Обучающие, контролирующие и игровые программы созданы по заказу учителей и учащихся и имеют практическое значение. («Счет до 10», «Отличник», «Химическая лаборатория»)
Есть в коллективе педагоги, которые имеют богатый опыт организации, руководства и бучения учащихся проектной и исследовательской деятельности. И сами педагоги, и их ученики имеют высокий уровень сформированности научного мышления.
Учитель химии отмечает возможности предмета по организации экспериментальной исследовательской деятельности. Высокий уровень сформированности научного мышления дает не только возможность сотрудничества с учителями других предметов по созданию совместных проектов, но и возможности наставничества, заключающийся в консультировании как учащихся, так и педагогов.
Такие педагоги владеют своей системой работы. Учитель истории считает, что очень важной мотивацией участия в исследовательской деятельности для учащихся является успешность. «Секретами» успехов в подготовке победителей олимпиад, конкурсов, конференций, представлены в виде правил. Правило1. Педагогическое сопровождение. Правило2. Создание ситуации успеха. Психологическая поддержка. Правило3. Вооружение учащихся инструментами подготовки. Правило4. Уровень эрудиции, знаний и кругозора самого учителя. Постоянное самосовершенствование. Правило5. Неформальная, доброжелательная обстановка. Правило 6.Организация подготовки в разновозрастных группах. Наставничество старшеклассников. Правило 7. Дух состязательности и соревнования. Правило 8. Мониторинг роста каждого участника. Правило 9. Систематичность работы. Правило 10. Подготовка к конкурсам и олимпиадам с использованием материалов олимпиад краевого, российскогои международного уровня.
В ходе бесед, педагоги предложили следующие пути решения проблем:
1.Самообразование.
2.Организация консультаций для педагогов.
3.Изучение опыта коллег.
4.Изучение программ по обучению учащихся исследовательской и проектной деятельности и формированию исследовательского мышления.
5.Работа с родителями.
6.Деление детей на подгруппы на занятиях по исследовательской и проектной деятельности.
7.Активизация работы методических объединений.
8.Систематизация данного вида деятельности каждым педагогом.
9.Организация работы по формированию исследовательского мышления у учащихся.
10.Разработать методические пособия с четкими критериями и клише с формулировками.
11.Приобретение необходимого оборудования.
12.Использование урочного времени для обучения и ведения данного вида деятельности.
13.Изучение и внедрение в практику опыта кураторства, наставничества и сотрудничества.
14.Стимулирование деятельности педагогов по ведению исследований и проектов с учащимися, кураторства и наставничества.
15.Проведение серии обучающих семинаров для педагогов, испытывающих трудности по вопросам организации и ведении исследовательской и проектной деятельности с учащимися.
16.Активизировать работу педагогов по привлечению учащихся к участию в рейтинговых конкурсах.
17. Активизировать работу педагогов по обучению учащихся
исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время и формированию исследовательского мышления.
18.Решить проблему отсутствия научного руководителя в лицее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы
Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Понятие о проектной деятельности. Метод проектов и его преимущества. Основные требования к использованию метода проектов....

Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.
Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...

проектная деятельность как одна из форм повышения творческой активности учащихся
Статья, рассказывающая на конкретном примере об организации проектной деятельности в школе....
Стажерская практика .Выступление на тему: «Организация и проведение конкурсных мероприятий как условие развития творческого потенциала учащихся»
Выступление по обобщени опыта работы....

«Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности»
В работе представлена система преподавания с использованием технолонии исследовательской деятельности. Считаю целесообразным применение исследовательской технологии, которая способствует б...

Учебно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий формирования УУД
Учебно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий формирования УУД...