ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПРОЕКТНОЙ, НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮ-ЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ
статья по теме

Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.rar2.67 МБ
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_innovatsionnogo.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Ф.И.О. автора

Анайкина Галина Геннадьевна

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail)

Название учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 п. Ноглики

Почтовый адрес образовательного учреждения: Сахалинская область пгт. Ноглики улица Советская дом 16

Телефон: 8(42444)9****,  8(42444)9****

E-mail:**************@mail.ru

Должность

учитель математики и информатики

Стаж работы в должности

11 лет

1. Тема инновационного (передового) опыта

Формирование опыта проектной,  научно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках информатики и математики

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности)

Противоречия:

  • между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий;
  • между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.

3. Идея изменений (в чём сущность инновационного (передового) опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса)

Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский,  поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я  адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.

Также новизна моего опыта  выражается в составлении мной системы  уроков по темам, с использованием коммуникационно-информационных технологий

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски)

Планирование всей деятельности подчинено одной цели: формированию творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной, проектной, научно-исследовательской работы по математике  с применением информационных технологий

1. Обучить умениям и навыкам исследовательской, проектной работы по математике и информатике (постановка проблемы, сбор фактического материала, систематизация и анализ полученного результата).

2. Научить применять информационные технологии для создания творческих проектов.

  1. Способствовать формированию навыков самореализации и публичных выступлений.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Работая в данном направлении, постепенно подвожу обучающихся к пониманию, а затем к созданию и разработке исследовательских работ и проектов:

  • в 5-6 классах предлагаю учащимся небольшие информационные проекты, в которых они рассказывают об истории математики, о математиках, геометрических телах, об истории вычислительной техники, способах кодирования информации. Практически по любой теме математики или информатики можно дать задание ученику оформить небольшой информационный проект.
  • в 7-8 классах выполняются исполнительские проекты. Учащиеся работают над проектом при непосредственном руководстве, последовательно осуществляя мои рекомендации о порядке действий.
  • Учащимися 9-11 классов оформляются исследовательские проекты. В каком-то смысле, это игра «в исследование» с целью приобщения учащихся к исследовательской деятельности, выявлению способностей и интереса.

6. Результат изменений

1.1. Уровень обученности учащихся  за последние три года (в процентах)

Процент учащихся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету или предметам (от количества учащихся, обучаемых данным учителем).

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Математика

100%

100%

100%

Информатика и ИКТ

100%

100%

100%

1.2. Позитивная динамика качества знаний учащихся за последние три года (в процентах)

Процент учащихся, получивших итоговую  оценку «4» и «5» (от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету) с указанием среднего процента по школе

2010-2011

2011-2012

2012-2013 

 Средний по школе

У учителя

Средний по школе 

У учителя

 Средний по школе

У учителя

Математика

42,5 %

49%

41,3%

43%

44,3%

44,6%

Информатика и ИКТ

59%

63%

58,5%

64%

59,3%

61%

1.3. Результаты итоговой аттестации учащихся за последние три года (в процентах):

Форма итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ, при их отсутствии - муниципальное тестирование, муниципальные срезы знаний, годовые отметки по предметам)

2010-2011

2011-2012

2012-2013  

Количество сдававших

 

Математика

100% (46 чел)

нет

нет

Информатика

15% (5 чел)

нет

нет

Уровень обученности (порог)

Математика

100%

нет

нет

Информатика

100%

нет

нет

Качество знаний

 

Математика

42

нет

нет

Информатика

55

нет

нет

 1.4. Процент учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах (в том числе дистанционных) и призёров (от количества обучающихся у данного преподавателя). 

Уровень олимпиады

2010-1011

2011-2012

2012-2013 

участники

призёры

участники

призёры

участники

призёры

Школьный

Математика

28%

8,6%

28,8%

9,3%

30%

10,2%

Информатика и ИКТ

25,8%

6,5%

27,8%

7,6%

24%

8%

Муниципальный

Математика

8,6%

нет

Нет (т.к. обучала 5 классы)

нет

Нет (т.к. обучала 6 классы)

нет

Информатика и ИКТ

6,5%

нет

3%

нет

нет

нет

Региональный

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Федеральный (дистанционная)

нет

нет

41

нет

нет

нет

Международный (дистанционная)

нет

нет

5

3

9

5

7. Публикации

Выступление на районных  педагогических чтениях февраль 2013 года (III место)

Описание педагогического опыта

Сегодня школа должна решить непростые вопросы: какой должна быть новая модель образования и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу с целью выполнения социального заказа, и что очень важно, сделать привлекательной эту модель для самих учащихся.

Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств будущих выпускников.

Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы.

Об актуальности использования  метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе  он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием

Целью своей работы считаю: формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной, проектной, научно-исследовательской работы по математике  с применением информационных технологий.

Задачи:

  • Обучить умениям и навыкам исследовательской, проектной работы по математике и информатике (постановка проблемы, сбор фактического материала, систематизация и анализ полученного результата).
  • Научить применять информационные технологии для создания творческих проектов.
  • Способствовать формированию навыков самореализации и публичных выступлений.

Прогнозируемые результаты деятельности:

  • Освоение учениками  таких приёмов, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научится оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  • Получат умения работать в команде, опыт публичного выступления (хотя бы перед классом)
  • Обучающие освоят навыки создания презентационного материала к своему проекту  

Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому я стараюсь организовывать учебную деятельность так, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки.

Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной деятельности.

На уроке:

  • Применение исследовательского метода обучения.
  •  Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования.
  • Проведение учебного эксперимента.
  •  Домашнее задание исследовательского характера.

Вне урока:

  • Исследовательская практика.
  • Факультативные занятия
  •  Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных
  • Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов.

        Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности.

1-й уровень. Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном материале. Проект реализуется в рамках индивидуальной или коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер.

Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях, интересных фактах.

Реализованные темы проектов последних лет: 8-й класс: «История развития вычислительной техники». Цель: знакомство с развитием вычислительной техники

11 класс: «Информационная безопасность». Учащиеся изучают популярную литературу и готовят сообщение по соответствующим темам, например «Защита доступа к компьютеру».

5 класс: «Зачем нужны проценты». Проект представляет мини-исследования по социальным вопросам с использованием опросов, анкет, построением диаграмм при оформлении результатов. Цель: знакомство с методами исследований, способами оформления результатов.

2-й уровень. Учащиеся самостоятельно изучают материал. Тема проектной и исследовательской  работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения, систематизации знаний. Создается презентационный продукт.

Параллельно отрабатываются новые необходимые умения. Для этого проводится практикум по развитию специальных навыков работы в текстовом редакторе, редакторе формул, использование Word и Paint для построения геометрических чертежей, составление презентаций в Microsoft Power Point.

8-й класс. «Теорема Пифагора – источник великих открытий и математических идей». Разнообразие способов доказательства теоремы

5 класс: «Старинные русские меры веса » Составление и оформление задач с использованием старинных русских мер веса

6 класс: «Танграм».  Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки

8 класс «График квадратичной функции». Элемент исследования взаимное расположение графиков квадратичной функции вида y=ax2, y=ax2, у=a(x-m)2

3-й уровень. Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работы по математике или в другой области знаний. Проекты представляются на конференции, фестивале или итоговом занятии курса по выбору с использованием компьютерной версии презентации.

10 класс «Расчёт биоритмов человека с использованием электронных таблиц Excel». Осуществляется моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед

10 класс база данных «Страны мира». Создание базы данных средствами MS Access по определённой тематике и обоснование выбора темы

8 класс проект информационного сайта средствами MS Publisher

11 класс исследовательская работа «Удивительный мир  правильных многогранников»

Исследовательская работа учителя с учеником весьма полезна в формировании умения находить, анализировать, обрабатывать информацию и использовать ее по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать общие закономерности. Сегодняшним школьникам предлагается освоить (подразумеваем «выучить») такой огромный объём знаний, знаний, накопленных веками, что рассчитывать на абсолютный успех в этом нам просто не приходится. На мой взгляд, гораздо важнее научить их работать с информацией. Освоив это, будущие специалисты (и уже не важно, в каких областях!) смогут в любой момент найти и использовать необходимую информацию. Не стоит превращать наших детей в  «полуживые» энциклопедии. Гораздо полезнее и интереснее для них научиться пользоваться энциклопедиями тогда, когда возникает потребность в них.

Следует отметить, что из собственного опыта можно рекомендовать:

  • Исследовательских проектов не должно быть много. Обилие ученических проектов ведет к снижению познавательной активности и качеству исследования.
  • Необходимо планировать интегрированные проекты.
  • Целесообразно предлагать учащимся выходить на различные конкурсы – это позволяет повысить их самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

Из опыта работы "Учебно-исследовательская деятельность на уроках русского языка" (на основе краеведческого материала)

Вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я ста...

Из опыта работы «Проектно – исследовательская деятельность на уроках биологии»

Презентация опыта работы "Проектно - исследовательская деятельность на уроках биологии"...

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

  В статье отражены особенности формирования у учащихся общеобразовательных учреждений готовности к исследовательской деятельности на уроках математики....

Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...

Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...