Сегодня школа должна решить непростые вопросы: какой должна быть новая модель образования и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу с целью выполнения социального заказа, и что очень важно, сделать привлекательной эту модель для самих учащихся. Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств будущих выпускников. Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием Целью своей работы считаю: формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной, проектной, научно-исследовательской работы по математике с применением информационных технологий. Задачи: - Обучить умениям и навыкам исследовательской, проектной работы по математике и информатике (постановка проблемы, сбор фактического материала, систематизация и анализ полученного результата).
- Научить применять информационные технологии для создания творческих проектов.
- Способствовать формированию навыков самореализации и публичных выступлений.
Прогнозируемые результаты деятельности: - Освоение учениками таких приёмов, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научится оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
- Получат умения работать в команде, опыт публичного выступления (хотя бы перед классом)
- Обучающие освоят навыки создания презентационного материала к своему проекту
Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому я стараюсь организовывать учебную деятельность так, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки. Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной деятельности. На уроке: - Применение исследовательского метода обучения.
- Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования.
- Проведение учебного эксперимента.
- Домашнее задание исследовательского характера.
Вне урока: - Исследовательская практика.
- Факультативные занятия
- Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных
- Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов.
Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности. 1-й уровень. Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном материале. Проект реализуется в рамках индивидуальной или коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях, интересных фактах. Реализованные темы проектов последних лет: 8-й класс: «История развития вычислительной техники». Цель: знакомство с развитием вычислительной техники 11 класс: «Информационная безопасность». Учащиеся изучают популярную литературу и готовят сообщение по соответствующим темам, например «Защита доступа к компьютеру». 5 класс: «Зачем нужны проценты». Проект представляет мини-исследования по социальным вопросам с использованием опросов, анкет, построением диаграмм при оформлении результатов. Цель: знакомство с методами исследований, способами оформления результатов. 2-й уровень. Учащиеся самостоятельно изучают материал. Тема проектной и исследовательской работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения, систематизации знаний. Создается презентационный продукт. Параллельно отрабатываются новые необходимые умения. Для этого проводится практикум по развитию специальных навыков работы в текстовом редакторе, редакторе формул, использование Word и Paint для построения геометрических чертежей, составление презентаций в Microsoft Power Point. 8-й класс. «Теорема Пифагора – источник великих открытий и математических идей». Разнообразие способов доказательства теоремы 5 класс: «Старинные русские меры веса » Составление и оформление задач с использованием старинных русских мер веса 6 класс: «Танграм». Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки 8 класс «График квадратичной функции». Элемент исследования взаимное расположение графиков квадратичной функции вида y=ax2, y=ax2, у=a(x-m)2 3-й уровень. Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работы по математике или в другой области знаний. Проекты представляются на конференции, фестивале или итоговом занятии курса по выбору с использованием компьютерной версии презентации. 10 класс «Расчёт биоритмов человека с использованием электронных таблиц Excel». Осуществляется моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед 10 класс база данных «Страны мира». Создание базы данных средствами MS Access по определённой тематике и обоснование выбора темы 8 класс проект информационного сайта средствами MS Publisher 11 класс исследовательская работа «Удивительный мир правильных многогранников» Исследовательская работа учителя с учеником весьма полезна в формировании умения находить, анализировать, обрабатывать информацию и использовать ее по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать общие закономерности. Сегодняшним школьникам предлагается освоить (подразумеваем «выучить») такой огромный объём знаний, знаний, накопленных веками, что рассчитывать на абсолютный успех в этом нам просто не приходится. На мой взгляд, гораздо важнее научить их работать с информацией. Освоив это, будущие специалисты (и уже не важно, в каких областях!) смогут в любой момент найти и использовать необходимую информацию. Не стоит превращать наших детей в «полуживые» энциклопедии. Гораздо полезнее и интереснее для них научиться пользоваться энциклопедиями тогда, когда возникает потребность в них. Следует отметить, что из собственного опыта можно рекомендовать: - Исследовательских проектов не должно быть много. Обилие ученических проектов ведет к снижению познавательной активности и качеству исследования.
- Необходимо планировать интегрированные проекты.
- Целесообразно предлагать учащимся выходить на различные конкурсы – это позволяет повысить их самооценку.
|