План методической работы педагога
материал по теме

План методической работы педагога на 2012 - 2014 учебные года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_probl_obuch.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

Московское Суворовское военное училище

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ОДДО

_____________ Бухтуева Т.А.

Методическая работа на 2012 – 2014 учебные года:

«Метод проблемного обучения как инструмент формирования у воспитанников знаний, умений и навыков в сфере безопасности дорожного движения»

Педагог дополнительного образования: Гурьянов А.Н.

г. Москва 2012

ПЛАН

 методической работы

на 2012 – 2014 учебный год.

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Вид отчета

Изучение проблематики темы методической работы.

Сентябрь

 2012г.

Конспект

Определение направлений методической работы.

Октябрь

2012г.

Конспект

Круглый стол с педагогами дополнительного образования Московского Суворовского военного училища по теме методической работы

Ноябрь

2012г.

Доклад по общим направлениям

 методической темы

Изучение педагогической литературы по проблемному обучению.

Декабрь 2012г.  – май 2013г.

Конспект

Обобщение изученного материала.

Июнь – сентябрь

2013г.

Публикации в СМИ

Доклад обобщения педагогического опыта по методической теме на круглом столе педагогов дополнительного образования

Октябрь 2013г.

Доклад

Внедрение в процесс обучения 9-х и 10-х классов частично-поискового метода освоения материала

Октябрь 2013г. – март 2014г.

Конспекты уроков дополнительного образования

Внедрение в процесс обучения 7-х и 8-х классов исследовательского метода освоения материала

Октябрь 2013г. – март 2014г.

Конспекты уроков дополнительного образования

Внедрение в процесс обучения 5-х и 6-х классов  метода проблемного изложения материала

Октябрь 2013г. – март 2014г.

Конспекты уроков дополнительного образования

Обобщение результатов внедрения в учебный процесс приема проблемного изложения материала

Апрель 2014г.

Аналитическая справка по результатам итоговых работ суворовцев

Обобщение результатов внедрения в учебный процесс исследовательского метода освоения материала

Апрель 2014г.

Аналитическая справка по результатам итоговых работ суворовцев

Обобщение результатов внедрения в учебный процесс частично-поискового метода освоения материала

Апрель 2014г.

Аналитическая справка по результатам итоговых работ суворовцев

Доклад результатов методической работы в 2013-2014 учебном году

Июнь 2014г.

Аналитический доклад по результатам работы за учебный год

Метод проблемного обучения

как инструмент формирования у воспитанников знаний, умений и навыков

 в сфере безопасности дорожного движения

(доклад на МО ДО)

В современной общеобразовательной школе сложился традиционный, объяснительно – иллюстративный тип обучения, заключающийся в усвоении учащимися готовых знаний. Эти знания ими осмысленны, закреплены в памяти и по необходимости могут быть воспроизведены. При таком типе обучения мало внимания обращается на развитие творческого мышления ученика. Суворовские военные училища в этом не являются исключением. Но на дополнительное образование как раз и возлагается обязанность помочь учащемуся реализовать себя с творческой стороны. Таким образом, возникает вопрос: как совместить усвоение материала с творческим развитием?

В прошлом веке педагоги и психологи (Дж. Брунер – США; В. Оконь – Польша; М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский и др. – Россия) стали разрабатывать новое направление в методике обучения, получившее название проблемного. Немного об этом методе.

По мнению психологов начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.

Что же такое проблемная ситуация? Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. Проблемная ситуация содержит следующие основные компоненты:

- неизвестные знания;

- противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения;

- познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность;

- интеллектуальные возможности учащегося к «открытию» нового.

        В процессе любой работы у человека как правило возникает проблемная ситуация и возможно не одна. Но одни из них он принимает, а другие нет. И то возникшее затруднение, которое его затронет и станет проблемой.

        Проблема – это та проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: систему знаний, практический опыт поиска и др. Значит, важной задачей преподавателя является формирование ценностного отношения ученика к знанию, познавательного интереса.  

        В литературе встречаются термины «познавательная задача» и «проблемное задание».

        Познавательная задача может быть проблемной и не проблемной. Проблемная познавательная задача содержит «новые для учащегося понятия, факты, способы действия». В основе возникновения проблемы лежит противоречие между известным и искомым. Решая проблемные задачи учащийся приобретает знания, которых ему недоставало для ее решения.

        Проблемное задание – это элемент учебного процесса. Чтобы создать у учащихся состояние интеллектуального напряжения, им даются вопросы, задачи, упражнения в процессе выполнения которых и выявляются затруднения(противоречия, знания о незнаниях). У них возникает познавательный интерес и потребность в решении встретившейся проблемной задачи. Проблемное задание может быть и в виде отдельного вопроса.

        Проблемное обучение – это особый тип обучения, оно определяется не формой или методами обучения, а способом взаимодействия учащихся и преподавателя, уровнем самостоятельности учащихся. В проблемном обучении выделяют три метода:

- метод проблемного изложения;

- частично-поисковый метод;

-исследовательский метод.

        Проблемное изложение представляет собой промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к собственно проблемному обучению. При проблемном изложении даются не готовые знания, а раскрывается проблема как поиск научной истины. Таким образом проблемное изложение подразумевает, что преподаватель сам формирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает возможные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся в этом случае выступают в роли активных и заинтересованных слушателей.

        Частично-поисковый метод предполагает частичное вовлечение учащихся в процесс поиска. Проблему формирует преподаватель, но в процессе изложения темы он постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту.

        Исследовательский метод имеет в виду наивысшую самостоятельность учащихся. Осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами ее решают. Это самый трудоемкий и вместе с тем самый продуктивный метод.

        Педагогическая практика дает много вариантов и способов создания проблемных ситуаций в учебном процессе. Они помогают преподавателю выбрать не один, а несколько вариантов, чтобы создать проблемную ситуацию. Исследования эффективности проблемного обучения показали, что оно положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие подростков. Но вместе с тем проблемное обучение отнимает много времени и часто выходит за пределы одного урока, что не всегда уместно при реализации основных образовательных программ. Дополнительное образование дает большую возможность варьировать в распределении времени, отведенного на освоение учебного материала, а следовательно, является наиболее удобным для использования метода проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы педагога - организатора

План воспитательной работы педагога - организатора...

План экспериментальной работы педагога. Здоровьесбережение.

Вопросы здоровьесбережения наиболее актуальны в наши дни. В современной школе необходимо знание и введение в практическую деятельность разнообразных элементов здоровьесбережения. Степень усвоения мате...

"Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "

С целью обобщения и  распространения  педагогического опыта предлагаю познакомиться с  программой по самообразованию....

План воспитательной работы педагога дополнительного образования на 2018-2019 уч.год

Профилактическая работа в детских объединениях «Центра «Созвездие» на 2018-2019 уч.год...

План воспитательной работы педагога дополнительного образования

План восптательной работы педагога дополнительного образования заполняется на каждый учебный год...

Магистерская работа на тему "Управление методической работой педагогов в образовательном учреждении".

В данной работе рассказывается об "Управлении методической работой педагогов в образовательном учреждении"....