План методической работы педагога
материал по теме
План методической работы педагога на 2012 - 2014 учебные года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_probl_obuch.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
Московское Суворовское военное училище
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ОДДО
_____________ Бухтуева Т.А.
Методическая работа на 2012 – 2014 учебные года:
«Метод проблемного обучения как инструмент формирования у воспитанников знаний, умений и навыков в сфере безопасности дорожного движения»
Педагог дополнительного образования: Гурьянов А.Н.
г. Москва 2012
ПЛАН
методической работы
на 2012 – 2014 учебный год.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Вид отчета |
Изучение проблематики темы методической работы. | Сентябрь 2012г. | Конспект | |
Определение направлений методической работы. | Октябрь 2012г. | Конспект | |
Круглый стол с педагогами дополнительного образования Московского Суворовского военного училища по теме методической работы | Ноябрь 2012г. | Доклад по общим направлениям методической темы | |
Изучение педагогической литературы по проблемному обучению. | Декабрь 2012г. – май 2013г. | Конспект | |
Обобщение изученного материала. | Июнь – сентябрь 2013г. | Публикации в СМИ | |
Доклад обобщения педагогического опыта по методической теме на круглом столе педагогов дополнительного образования | Октябрь 2013г. | Доклад | |
Внедрение в процесс обучения 9-х и 10-х классов частично-поискового метода освоения материала | Октябрь 2013г. – март 2014г. | Конспекты уроков дополнительного образования | |
Внедрение в процесс обучения 7-х и 8-х классов исследовательского метода освоения материала | Октябрь 2013г. – март 2014г. | Конспекты уроков дополнительного образования | |
Внедрение в процесс обучения 5-х и 6-х классов метода проблемного изложения материала | Октябрь 2013г. – март 2014г. | Конспекты уроков дополнительного образования | |
Обобщение результатов внедрения в учебный процесс приема проблемного изложения материала | Апрель 2014г. | Аналитическая справка по результатам итоговых работ суворовцев | |
Обобщение результатов внедрения в учебный процесс исследовательского метода освоения материала | Апрель 2014г. | Аналитическая справка по результатам итоговых работ суворовцев | |
Обобщение результатов внедрения в учебный процесс частично-поискового метода освоения материала | Апрель 2014г. | Аналитическая справка по результатам итоговых работ суворовцев | |
Доклад результатов методической работы в 2013-2014 учебном году | Июнь 2014г. | Аналитический доклад по результатам работы за учебный год |
Метод проблемного обучения
как инструмент формирования у воспитанников знаний, умений и навыков
в сфере безопасности дорожного движения
(доклад на МО ДО)
В современной общеобразовательной школе сложился традиционный, объяснительно – иллюстративный тип обучения, заключающийся в усвоении учащимися готовых знаний. Эти знания ими осмысленны, закреплены в памяти и по необходимости могут быть воспроизведены. При таком типе обучения мало внимания обращается на развитие творческого мышления ученика. Суворовские военные училища в этом не являются исключением. Но на дополнительное образование как раз и возлагается обязанность помочь учащемуся реализовать себя с творческой стороны. Таким образом, возникает вопрос: как совместить усвоение материала с творческим развитием?
В прошлом веке педагоги и психологи (Дж. Брунер – США; В. Оконь – Польша; М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский и др. – Россия) стали разрабатывать новое направление в методике обучения, получившее название проблемного. Немного об этом методе.
По мнению психологов начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.
Что же такое проблемная ситуация? Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. Проблемная ситуация содержит следующие основные компоненты:
- неизвестные знания;
- противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения;
- познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность;
- интеллектуальные возможности учащегося к «открытию» нового.
В процессе любой работы у человека как правило возникает проблемная ситуация и возможно не одна. Но одни из них он принимает, а другие нет. И то возникшее затруднение, которое его затронет и станет проблемой.
Проблема – это та проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: систему знаний, практический опыт поиска и др. Значит, важной задачей преподавателя является формирование ценностного отношения ученика к знанию, познавательного интереса.
В литературе встречаются термины «познавательная задача» и «проблемное задание».
Познавательная задача может быть проблемной и не проблемной. Проблемная познавательная задача содержит «новые для учащегося понятия, факты, способы действия». В основе возникновения проблемы лежит противоречие между известным и искомым. Решая проблемные задачи учащийся приобретает знания, которых ему недоставало для ее решения.
Проблемное задание – это элемент учебного процесса. Чтобы создать у учащихся состояние интеллектуального напряжения, им даются вопросы, задачи, упражнения в процессе выполнения которых и выявляются затруднения(противоречия, знания о незнаниях). У них возникает познавательный интерес и потребность в решении встретившейся проблемной задачи. Проблемное задание может быть и в виде отдельного вопроса.
Проблемное обучение – это особый тип обучения, оно определяется не формой или методами обучения, а способом взаимодействия учащихся и преподавателя, уровнем самостоятельности учащихся. В проблемном обучении выделяют три метода:
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый метод;
-исследовательский метод.
Проблемное изложение представляет собой промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к собственно проблемному обучению. При проблемном изложении даются не готовые знания, а раскрывается проблема как поиск научной истины. Таким образом проблемное изложение подразумевает, что преподаватель сам формирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает возможные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся в этом случае выступают в роли активных и заинтересованных слушателей.
Частично-поисковый метод предполагает частичное вовлечение учащихся в процесс поиска. Проблему формирует преподаватель, но в процессе изложения темы он постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту.
Исследовательский метод имеет в виду наивысшую самостоятельность учащихся. Осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами ее решают. Это самый трудоемкий и вместе с тем самый продуктивный метод.
Педагогическая практика дает много вариантов и способов создания проблемных ситуаций в учебном процессе. Они помогают преподавателю выбрать не один, а несколько вариантов, чтобы создать проблемную ситуацию. Исследования эффективности проблемного обучения показали, что оно положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие подростков. Но вместе с тем проблемное обучение отнимает много времени и часто выходит за пределы одного урока, что не всегда уместно при реализации основных образовательных программ. Дополнительное образование дает большую возможность варьировать в распределении времени, отведенного на освоение учебного материала, а следовательно, является наиболее удобным для использования метода проблемного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы педагога - организатора
План воспитательной работы педагога - организатора...
План экспериментальной работы педагога. Здоровьесбережение.
Вопросы здоровьесбережения наиболее актуальны в наши дни. В современной школе необходимо знание и введение в практическую деятельность разнообразных элементов здоровьесбережения. Степень усвоения мате...
"Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "
С целью обобщения и распространения педагогического опыта предлагаю познакомиться с программой по самообразованию....
План воспитательной работы педагога дополнительного образования на 2018-2019 уч.год
Профилактическая работа в детских объединениях «Центра «Созвездие» на 2018-2019 уч.год...
План воспитательной работы педагога дополнительного образования
План восптательной работы педагога дополнительного образования заполняется на каждый учебный год...
Организационно-методическая работа педагогов районного методического объединения учителей русского языка и литературы Ашинского муниципального района Челябинской области по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников 9-х, 11-х классов к госуд
Доклад из опыта работы РМО....
Магистерская работа на тему "Управление методической работой педагогов в образовательном учреждении".
В данной работе рассказывается об "Управлении методической работой педагогов в образовательном учреждении"....