Конспект занятия. Методические рекомендации.
рабочая программа по теме

Павлова Екатерина Николаевна

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд требований. Данные требования освещены и реализованы в этой работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.4.3_sostavlenie_konspekta_zanyatiya.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия. Методические рекомендации.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд требований.

Как известно, изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

  • изучение нового материала;
  • применение знаний на практике, формирование практических умений;
  • контроль знаний.


         Любое занятие сопровождается постановкой 3-х основных целей:

Образовательная цель:

1. Формирование (продолжение формирования) знаний, умений, навыков на определенном уровне (репродуктивном, творческом, применение ЗУН в измененных условиях).

2. Формирование предметных умений, навыков.

3. Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся.

4. Обучение самообразованию.

5. Обучение методам научной, исследовательской, экспериментальной работы.

Развивающая цель:

  1. Развитие речи (расширение, обогащение, усложнение словаря по определенной теме).
  2. Развитие мышления с выходом на конкретную мыслительную операцию (сравнение, выделение главного, развитие анализа, синтеза).
  3. Развитие сенсорной сферы (чувств, эмоций...).

4.  Развитие двигательной сферы (умение управлять своими действиями). 

5. Развитие познавательных интересов обучающихся.

6. Развитие интеллектуальных способностей.

7. Овладение методами и приемами самостоятельной работы.

8. Развитие изобретательских и конструкторских способностей.

9. Развитие творческих способностей.

10. Овладение практическими умениями и навыками.

11. Формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания).

12. Формирование умения передавать свои знания другим.

Воспитательная цель:

1. Формирование научного мировоззрения (по определенной теме).

2. Формирование качеств личности.

щьта га

их

66-

:o> -

|м|ыф*Л-и|хИ5с-

К активен ася-Ш 1на-

ijlXlftf С

1алфос loctjn в

ТИП CJHO-

3. Формирование навыков социального общения.

4. Формирование системы отношений (к миру, к искусству, к родине, к педагогу).

5. Содействие в профессиональном самоопределении обучающихся.


Структурные элементы учебного занятия

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального

результата решения задачи

Организация занятия

Подготовка обучающихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

Подготовка к основному этапу занятия. Этап мотивации, актуализации необходимых ЗУН, постановки цели урока

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Усвоение новых знаний и способов деятельности

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов деятельности, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся

Закрепление знаний и способов действия

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Выполнение заданий, направленных на перевод знаний от отдельных фактов и понятий к их обобщению в целостную систему

Контроль и самоконтроль знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их корректировки

Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов обучения

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки обучающегося оценке педагога. Получение обучающимися информации о реальных результатах обучения

Рефлексия

Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, обобщения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

Этапы занятия педагог может  группировать по своему усмотрению.


Формы и методы подачи учебного материала

На занятиях педагог дополнительного образования может использовать различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.

Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей обучающихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности; возможностей материально-технической базы обучения.

Методы обучения, используемые на занятиях учебных групп

Словесные методы обучения

лекция

объяснение

рассказ

чтение

беседа

консультация

диалог

диалог педагога с обучающимся

диалог обучающихся друг с другом

Работа с учебником и книгой

Методы практической работы

упражнения

упражнения

тренинг

тренировка

репетиция

письменные работы

конспект

выписки

составление тезисов

реферат

письменные ответы на вопрос

составление рецензии

написание заключения (обобщения, выводов)

графические работы

составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей

составление структурно-логических схем

заполнение матриц

работа с географическими и историческими картами

Метод наблюдения

запись наблюдений, ведение дневника наблюдений

зарисовка, рисунки

запись на магнитную ленту звуков, голосов

фото-, кино-, видеосъемка

Исследовательские методы

проведение замеров

опыты

постановка, проведение и обработка результатов опытов

лабораторные занятия

работа с приборами, препаратами, техническими устройствами

эксперименты

опытническая работа на участке

Метод проблемного обучения

проблемное изложение материала

анализ истории научного изучения проблемы

выделение противоречий данной проблемы

указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия

эвристическая беседа

постановка проблемных вопросов

объяснение основных понятии, определений, терминов

создание проблемных ситуаций

постановка проблемного вопроса: задание, демонстрация опыта, использование наглядности

самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися

поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств

самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему

поиск ответов с использованием опорных алгоритмов, таблиц

Методы программного обучения

объяснение ключевых вопросов программы

остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно

самостоятельное изучение определенной части учебного материала

линейное программирование

выбор между правильным и неправильным ответом

разветвленное программирование

выбор одного ответа из нескольких ответов

Проектно-конструкторские методы

разработка проектов, программ

построение гипотез

моделирование ситуаций

создание новых способов решения задачи

создание моделей, конструкций

конструирование игр

конструирование из бумаги

создание творческих работ

сочинений

стихов

рассказов

разработка сценариев спектаклей, праздников

художественное конструирование

создание произведений декоративно-прикладного искусства

проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел

Метод игры

игры

дидактические

развивающие

познавательные

подвижные

народные

игра-конкурс

игра-путешествие

ролевая игра

деловая игра

настольные

электротехнические

компьютерные

игры-конструкторы

Наглядный метод

наглядные материалы

картины

рисунки

плакаты

фотографии

таблицы

схемы

диаграммы

чертежи

графики

демонстрационные материалы

модели

приборы

предметы

образцы изделий

муляжи

демонстрационные опыты

по химии

по физике

по астрономии и т.п.

видеоматериалы

диафильмы

диапозитивы

учебные и другие фильмы

Использование на занятиях средств искусства

изобразительное искусство

знакомство, обсуждение

создание произведений изобразительного искусства

декоративно-прикладное творчество

знакомство, изучение народных промыслов

изготовление художественных изделий

художественная обработка утилитарных изделий

художественное конструирование

при обработке материалов: резьба, роспись, литье, ковка, чеканка, гравировка, выжигание, вышивка, набойка, плетение

литература

чтение

прослушивание

обсуждение

сочинение литературных произведений

встречи с писателями, поэтами

литературные игры и конкурсы

конкурс чтецов

создание рукописного журнала, книги

музыка

прослушивание

пение

исполнение

разучивание

импровизация

сочинение музыкальных произведений

встречи с композиторами, музыкантами

музыкальные игры

хореография

просмотр балетных спектаклей

исполнение и разучивание танцев

исполнение и создание хореографических этюдов

пантомима

создание живых композиций (картин, портретов, предметов)

изображение сказочных героев

театр

драматический

музыкальный

литературный

исторический

психологический

дидактический

театр миниатюр

театр одного актера

театр балета

театр пантомимы

кино

просмотр и обсуждение

создание фильмов: рисованных, диафильмов, слайд-фильмов, мультфильмов

радио и телевидение

запись

прослушивание

просмотр

создание радио- и телепередач, студий

Использование на занятиях активных форм познавательной деятельности

семинар

диспут

обсуждение

сообщений

докладов

реферат

конференция

чтения

литературные

исторические

научные

защита

проекта

программы

реферата

олимпиада

турнир

викторина

аукцион знаний

мозговая атака

брейн-ринг

КВН

устный журнал

заочное путешествие

встреча со специалистами

учеными

изобретателями

авторами научно-популярной литературы

пресс-конференция

час вопросов и ответов

конкурс

смотр знаний и умений

эстафета

познавательные игры

интеллектуальный марафон

Использование на занятиях психологических и социальных методов и приемов

анкетирование

разработка

проведение

анализ

интервьюирование

по телефону

компьютерный опрос

психологические тесты

создание и решение различных ситуаций

психологический театр

деловая игра


Конспект занятия «Осенний букет»

объединения «Радуга»

Педагог дополнительного образования: Павлова Е.Н.

Тип занятия: учебное занятие изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний (лекция, объяснение, демонстрация).

Цели:

Обучающая - научить детей рисовать, используя новую технику – печать листьями;

Развивающая - развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, чувство композиции, цветовое восприятие;

Воспитательная - воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Оборудование: сундучок с засушенными листьями различных деревьев, бумага формата А4, гуашь, кисти, трубочки для коктейля, пластиковые ложки, вода, салфетки, газеты, магнитофон, аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского.

Методы и приемы: рассказ, чтение, объяснение основных понятий, подвижная игра, использование демонстрационных материалов: рисунки, прослушивание музыки.

Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время экскурсии. Беседа о приметах осени, рассматривание иллюстрация с изображением осенней природы, сбор листьев. Рисование в технике «кляксография трубочкой», «монотипия».

Ход занятия:

  • Этап организации занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Послушайте прекрасную музыку из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского об осени. А пока вы слушаете, я прочитаю вам стихотворение Ивана Бунина:

Лес, точно терем расписной –

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Так композитор и поэт выразили через музыку и слова красоту осени. Сейчас за окном осень, и сегодня мы с вами будем рисовать на тему, это будет осенний букет. Как вы думает, какой должен быть осенний букет? (Ответы детей).

  • Этап подготовки к основному этапу занятия

Педагог: Да, но букет может быть не только из цветов, но и из листьев. Ребята, помните нашу экскурсию в парк? Что вы можете сказать о природе осенью? (Ответы детей).

Педагог: Природа осенью очень красива. Наблюдая за деревьями в парке, мы убедились в том, что осень – великий художник. Ведь она сама придумывает наряд деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день. Ребята, а какими красками осень расписывает листья на деревьях? (Ответы детей).

Педагог: Да, листья радуют нас необычной расцветкой: красной, желтой, оранжевой, золотой. Но красота эта недолговечна. Послушайте стихотворение «Как обидно» Инны Михайловой

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья,

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!..

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой

Облетел весь лист цветной…

Да, действительно обидно, что такая красота пропадает (Педагог обращает внимание детей на сундучок).

Педагог: Интересно, что в нем? (Достает из сундучка листья).

Педагог: Ребята, да это листья, которые мы с вами собирали в парке. (Дети рассматривают листья, уточняют их форму, величину, расцветку).

Педагог: Сейчас мы будем создавать букет с помощью наших листиков, а вернуть краску листикам поможет гуашь.

Педагог: Вазу для осеннего букет рисуем способом «монотипия». С этим способом вы уже знакомы. (Дети вспоминают способ «монотипия»: лист бумаги складывается пополам. На одной стороне листа, около сгиба, рисуется половина вазы любой формы и закрашивается краской. Затем лист сворачиваются, место рисунка прижать рукой, чтобы изображение лучше отпечаталось. Если рисунок плохо отпечатался, необходимо прием повторить).

  • Этап усвоения новых занятий

Педагог: Обратите внимание на композицию букета: первый лист располагается в центре букета, остальные вокруг него. А сейчас я познакомлю вас с новой техникой – печать листьями.

Возьмите любой понравившийся листки, покрасьте его красками, не оставляя пустых мест и не забывайте окрашивать края. Делать это нужно на газете.

Взять листик за черенок и положить окрашенной стороной на лист бумаги, черенком вниз. Плотно прижмите его, старайтесь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет смазанным, нечетким. Затем осторожно снимите листок, держа за черенок с поверхности бумаги.

То же повторите с другим листком. Можно повторно использовать уже окрашенный листок, нанести на него другой цвет, тогда при смешивании красок может получиться необычный оттенок.

Когда рисунок заполнится отпечатками листьев, можно дополнить композицию ветками, выполненными способом «кляксография трубочками». С этим способом вы уже знакомы. («Кляксография трубочкой» - зачерпнуть пластиковой ложечкой краску, вылить на бумагу, раздуть трубочкой в разные стороны).

  • Этап закрепления знаний

Самостоятельная работа детей – перед работой вспомнить правила работы с краской.

Физкультминутка:

Лист кружиться сиротливо

И в мое окно влетел

(Дети кружатся)

Он от осени дождливой

Лишь случайно уцелел

(Наклоны)

Целый ворох листьев я

Впрок насобирал

(круговые движения руками)

Но кленового листа

Мне очень не хватало

(Пожимая плечами, делают повороты направо-налево)

По листам бумаги белой

Скачут кони золотые

(Прыжки на месте)

Петухи шагают смело

(ходьба на месте)

Замки выросли цветные.

Все из листьев и сучков,

Из засушенных цветов…

(Потягивание – руки вверх)

Запоздавший листик клена

(круговые движения кистями)

Будет царскою короной.

(Дети показываю корону растопыренными пальцами)

  • Этап подведения итога занятия

Педагог: Полюбуйтесь, ребята, какие букеты у вас получились! Найдите среди рисунков самые яркие, необычной расцветки листья. (дети вбирают).

Педагог: Объясните, почему вы выбрали именно эти рисунки. (Ответы детей).

Педагог: А какой способ рисования помог вам добиться таких результатов? (ответы детей).

Педагог: Молодцы, ребята! Вы хорошо работали, поэтому и рисунки получились замечательные. В своих рисунках вы запечатлели частичку яркой, теплой осени. На этом наше занятие закончено.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа

в рекомендациях подробно изложена структура написания конспекта, приведены примеры записи различных частей физкультурного занятия...

Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения", для студентов педагогического колледжа

в рекомендациях представлена специфика проведения физкультурного занятия с детьми имеющими особые образовательные потребности...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах

Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с  программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...

Методические рекомендации по построению занятий по развитию основных стратегий саморегуляции деятельности у детей подготовительной группы на занятиях по ознакомлению с окружающем миром.

Методические рекомендации по построению занятий по развитию основных стратегий саморегуляции деятельности у детей подготовительной группы на занятиях по ознакомлению с окружающем миром....

Методические рекомендации по организации аудиторных занятий с соматически ослабленными обучающимися на занятиях МДК 03.04. «Основы дирижерской техники»

Методические рекомендации по организации аудиторных занятий с соматически ослабленными обучающимися на занятиях МДК 03.04. «Основы дирижерской техники»...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...