АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по элективному учебному курсу "Подготовка к ЕГЭ по математике" 10-11 класс
рабочая программа (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОГРЕССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ХВОРОСТЯНСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
по элективному учебному курсу
"Подготовка к ЕГЭ по математике»
10-11 класс
Автор – С.В.Сукманова, учитель математики высшей квалификационной категории
2010г.
Пояснительная записка
Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу математики для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Поскольку курс предназначен для тех, кто определил математику как сферу своих будущих профессиональных интересов либо в качестве основного направления, либо в качестве использования прикладного назначения курса, то его содержание представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в определенное время учебного года (лучше в режиме интенсива).
Цель курса: подготовка к сдаче единого государственного экзамена.
Задачи курса:
для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать:
положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с кратким ответом, с развернутым ответом);
сформировать умения:
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течение двух лет, всего 70 учебных часов.
Проверка знаний: тестирование по каждому разделу курса.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ЕГЭ по математике.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
- решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ (части В и части С)
Владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:
- «Решение рациональных уравнений и неравенств",
- «Основные задачи тригонометрии»,
- «Производная и ее применение»,
- «Решение уравнений и неравенств с параметром»,
- «Решение задач».
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- применять рациональные приемы вычислений и преобразований;
- решать уравнения и неравенства;
- выполнять действия с функциями, производными, первообразными;
- выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами;
- строить и исследовать математические модели;
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков функций;
- применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций;
- Решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
- Пользоваться математической символикой;
- Самостоятельно работать с методической и справочной литературой
иметь опыт (в терминах компетентностей):
· работы в группе, как на занятиях, так и вне,
· работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.
Тематика занятий разработана по основным темам курса математики, объединенных в следующие тематические блоки: «Решение рациональных уравнений и неравенств", «Основные задачи тригонометрии», «Производная и ее применение», «Решение уравнений и неравенств с параметром», «Решение задач». Курс предусматривает отработку теоретических знаний, умений и навыков учащихся. Наибольшее внимание необходимо уделить отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ занят | Тема | Кол часов | Примечание |
1 | Знакомство со структурой проведения ЕГЭ и содержанием КИМов | 1 | |
Решение рациональных уравнений и неравенств (21 ч.) | |||
2-3 | Рациональные уравнения | 2 | |
4-5 | Системы рациональных уравнений | 2 | |
6-7 | Рациональные неравенства | 2 | |
8 | Понятие модуля. Раскрытие модуля | 1 | |
9-11 | Уравнения и неравенства, содержащие модуль | 3 | |
12 | Тренинг №1 | 1 | |
13-15 | Рациональные алгебраические уравнения с параметром | 3 | |
16-18 | Рациональные алгебраические неравенства с параметром | 3 | |
19-20 | Тренинг №2 | 2 | |
21-22 | Тренинг №3 | 2 | |
Основные задачи тригонометрии (13 ч.) | |||
23 | Тригонометрические функции и их свойства | 1 | |
24 | Свойства обратных тригонометрических функций | 1 | |
25-27 | Тригонометрические уравнения | 3 | |
28-30 | Тригонометрические неравенства | 3 | |
31-32 | Тренинг №3 часть В | 2 | |
33-34 | Тренинг №4 часть С | 2 | |
35 | Тренинг №5 Итоговый | 1 |
11 класс
№ занят | Тема | Кол часов | Примечание |
Производная и ее применение (10 ч.) | |||
1-2 | Технология вычисления производных сложных функций | 2 | |
3-5 | Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции | 3 | |
6-8 | Применение производной в прикладных задачах | 3 | |
9-10 | Тренинг №6 | 2 | |
Решение уравнений и неравенств с параметром (15 ч.) | |||
11-13 | Решение иррациональных уравнений и неравенств с параметром | 3 | |
14-16 | Решение показательных и логарифмических уравнений с параметром | 3 | |
17-19 | Решение показательных и логарифмических неравенств с параметром | 3 | |
20-21 | Решение тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами | 3 | |
22-23 | Тренинг №7 | 2 | |
24-25 | Тренинг №8 | 2 | |
Решение задач (10 ч.) | |||
26-27 | Решение задач на проценты | 2 | |
28-29 | Решение текстовых задач | 2 | |
30-35 | Тренинг № 9-11 | 6 | |
Итого | 10 класс | 35 | |
11 класс | 35 | ||
Всего | 70 |
Содержание курса и методические рекомендации
Решение рациональных уравнений и неравенств (21 час)
Дробно-рациональные уравнения. Подбор корней. Метод неопределённых коэффициентов. Разложение на множители. Замена переменной. Выделение полных квадратов. Однородные уравнения. Симметрические и возвратные уравнения. Параметризация задач.
Преобразование одного из уравнений системы. Получение дополнительного уравнения. Симметричные системы. Обобщённая теорема Виета. Однородные системы. Разные приёмы решения систем. Доказательства важных неравенств. Доказательство неравенств с помощью метода математической индукции. Решение рациональных неравенств. Решение систем рациональных неравенств.
Методические рекомендации. В ходе изучения этой темы учащиеся должны усвоить основные способы решения рациональных уравнений и неравенств высших степеней. Решение каждой задачи, разобранной на занятиях, представляет собой метод решения большого класса задач. Эти методы повторяются и углубляются при решении последующих задач. В каждой лекции разбираются задачи разного уровня сложности. От простых, повторяющих школьную программу задач (таких немного), до сложных задач, решение которых обеспечивает хорошую и отличную оценку на экзаменах.
Основные задачи тригонометрии (13 часов)
Тригонометрические функции и их свойства. Преобразование тригонометрических выражений. Обратные тригонометрические функции и их свойства. Решение тригонометрических уравнений. Решение систем тригонометрических уравнений. Комбинированные задачи.
Методические рекомендации. Изучение этой темы предполагает систематизацию полученных знаний по теме и углубление школьного курса. Систематизируются способы решения тригонометрических уравнений и систем тригонометрических уравнений. Особое внимание уделяется преобразованиям выражений, решению уравнений, систем уравнений и комбинированным заданиям, которые предлагаются на итоговой аттестации.
Материал излагается в форме беседы с учащимися при повторении, в форме лекции при рассмотрении сложных тригонометрических уравнений. При решении уравнений используются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы с учащимися. Качество усвоения темы проверяется выполнением самостоятельной работы в тестовой форме на последнем занятии.
Производная и её применение (10 часов)
Применение физического и геометрического смысла производной к решению прикладных задач. Касательная. Нормаль. Монотонность. Экстремум. Наибольшее и наименьшее значение функции. Задачи на оптимизацию. Применение производной при решении некоторых задач с параметрами.
Методические рекомендации. Материал излагается при рассмотрении конкретных задач на оптимизацию с привлечением учащихся, при этом выделяются основные методы и приемы их решения. Учитывая сложность таких заданий, на этих занятиях преобладают фронтальные и групповые формы работы. Так как при решении заданий на применение производной требуется время, то качество ее усвоения проверяется при выполнении домашней самостоятельной работы.
Решение уравнений и неравенств с параметрами
(15 часов)
Основы графического метода. Метод частичных областей при решении неравенств и систем неравенств, содержащих параметры. Логарифмические уравнения и неравенства. Показательные уравнения и неравенства. Решение уравнений и неравенств, при некоторых начальных условиях. Основная цель - совершенствовать умения и навыки решения уравнений и неравенств, используя определения, учитывая область определения рассматриваемого уравнения (неравенства); познакомить с методами решения уравнений (неравенств), комбинированных заданий при некоторых начальных условиях с помощью графо-аналитического метода.
Методические рекомендации. Материал излагается при рассмотрении конкретных уравнений, неравенств и заданий с привлечением учащихся, при этом выделяются основные методы и приемы их решения. Учитывая сложность таких заданий, на этих занятиях преобладают фронтальные и групповые формы работы. Решая уравнения и неравенства с параметрами, целесообразно выполнять равносильные преобразования, так как проверка может оказаться весьма затруднительной.
Решение задач (10 часов)
Применение пропорции при решении задач с процентами. Решение задач на избыток и недостаток.
В разделах «Тренинги» предполагается проведение контрольную работу по материалам и в форме ЕГЭ, содержащую задания, аналогичные демонстрационному варианту (предполагается использование электронных средств обучения).
Методическое обеспечение
В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие, тренинг. Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся.
Предполагаются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, взаимное обучение, самообучение.
Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная литература.
Технологии обучения: информационные, проектные, исследовательские. Занятия носят проблемный характер. Предполагаются ответы на вопросы в процессе дискуссии, поиск информации по смежным областям знаний.
Литература для учителя:
- Алгебра и начала математического анализа, 10—11 класс. Часть 1 из 2. Учебник (А. Г. Мордкович) 2009
- Алгебра и начала математического анализа, 10—11 класс. Часть 2 из 2. Задачник (А. Г. Мордкович и др.) 2009
- Математика. ЕГЭ. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. М.: Экзамен, 2010 - 544 с.
- Математика. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. Высоцкий В.С. М.: Экзамен, 2009 - 316 с.
- Математика. 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С. Сергеев И.Н., Панферов В.С. М.: Экзамен, 2010 - 304 с.
- Математика. Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач. Панферов B.C., Сергеев И.Н. М.: Интеллект-Центр, 2010. — 92 с.
- Репетитор. Математика. Эффективная методика. Лаппо Л.Д., Попов М.А. М.: Экзамен, 2009 - 384 с.
- Математика. Учимся решать задачи с параметром. Подготовка к ЕГЭ: задание С5. Иванов С.О. и др. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Ростов н/Д: Легион-М, 2010 - 48 с.
- Математика. Решение заданий типа С1. Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Тригонометрические уравнения: методы решений и отбор корней.
http://down.ctege.info/ege/2012/book/matem/matem2012reshenieC1koryanov.zip
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного учебного предмета "Трудные вопросы математики" (10 класс)
Программа элективного учебного предмета по математике в 10 классе организуется в целях подготовки выпускников школы к сдаче единого государственного экзамена по мат...
Рабочая программа по элективному курсу "Математике для любознательных" для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа сосотавлена на основе Федерального компонента государственного стандарта ООО и примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике к УМК для 5-6 кл...
Авторская программа к элективному курсу для учащихся 9 класса по технологии "Профориентация"
Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. 9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей дал...
Образец рецензии на авторскую программу или элективный курс
Образец рецензии на авторскую программу или элективный курс...
Программа по элективному учебному предмету «ОЗОЖ» 11 класс
Цель программы:- формирование у учащихся ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;- обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий...
Рабочая учебная программа по элективному курсу: Избранные вопросы математики 6-б класс
Программа рассчитана на 34 часа и составлена с учетом специфических целей и в целом, расширить полученные знания на уроках, развить ведущие ...