Творческий отчет по теме: «Нравственное воспитание в работе с детьми детского дома»
материал по теме
Проблема нравственного воспитания подростков – одна из самых актуальных в педагогике и не имеющая до сих пор однозначного решения.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого (Песталоцци, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский) отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное становление личности, считая, что только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных ситуациях и сочувственное отношение к людям.
Нравственное воспитание подростков в условиях детского дома – одно из приоритетных и сложных направлений нашей работы. Связано это с тем, что детям, поступившим в детский дом, часто свойственна заниженная самооценка, которая затрудняет их адаптацию к предложенным условиям жизни. Поэтому таким детям необходимо развитие санитарно-гигиенических навыков, обучение самообслуживанию, культуре поведения, жизни в коллективе; налаживание межличностного общения между взрослыми и сверстниками; восстановление коммуникативных связей; оказание помощи детям в познании самих себя; повышение их самооценки; развитие познавательных интересов, расширение кругозора воспитанников, их представлений о природной и социальной среде; укрепление и сохранение здоровья; профилактика вредных привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчет
Тема: «Нравственное воспитание в работе с детьми Детского дома»
Воспитателя Цивилевой О. С.
2010-2012 у.г.
«Научись сперва добрым нравам,
а затем мудрости, ибо без первой
трудно научиться последней»
Сенека
- Актуальность
Проблема нравственного воспитания подростков – одна из самых актуальных в педагогике и не имеющая до сих пор однозначного решения.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого (Песталоцци, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский) отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное становление личности, считая, что только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных ситуациях и сочувственное отношение к людям.
Нравственное воспитание подростков в условиях детского дома – одно из приоритетных и сложных направлений нашей работы. Связано это с тем, что детям, поступившим в детский дом, часто свойственна заниженная самооценка, которая затрудняет их адаптацию к предложенным условиям жизни. Поэтому таким детям необходимо развитие санитарно-гигиенических навыков, обучение самообслуживанию, культуре поведения, жизни в коллективе; налаживание межличностного общения между взрослыми и сверстниками; восстановление коммуникативных связей; оказание помощи детям в познании самих себя; повышение их самооценки; развитие познавательных интересов, расширение кругозора воспитанников, их представлений о природной и социальной среде; укрепление и сохранение здоровья; профилактика вредных привычек.
Таким образом, мы видим, что к нравственному воспитанию надо подходить как к целостному процессу, в котором все стороны морального облика личности воспитанника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
2.1. Возрастные особенности подростков. Приоритетные направления воспитательной работы с детьми данной возрастной категории.
Важным аспектом в содержании нравственного воспитания детей является их возрастной период. Необходимо определить возрастные психологические и физиологические особенности воспитанников, так как они непосредственно влияют на формы, методы и содержание нравственного воспитания.
Средний возраст детей, находящихся на сегодняшний день в детском доме, от 10 до 16 лет. Именно в этом возрасте у ребенка идет так называемый переходный период. Это переход из детства к ранней юности. Очень часто его называют сложным, кризисным, и не случайно. Подростковый возраст – время психологической неустойчивости. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к своей жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.
Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием характеризуемого возраста. Оно как бы включает специфическую социальную активность подростков: дети становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.
В нравственном плане подросток начинает руководствоваться теми убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды в процессе воспитательной работы.
В возрасте от 10 до 16 лет у детей происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется потребность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма, которое вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек, что обязательно должно учитываться в работе по нравственному воспитанию. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие мероприятия и дела. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. Теперь у ребенка появляется свое мнение. В этот период дети склонны к спорам и возражениям. Подражательное поведение может привести к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Таким образом, воспитатель должен строить свою деятельность, учитывая особенности подросткового возраста. Одним из главных направлений работы педагога должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
Подростковый возраст – самый благоприятный для творческого и нравственного развития. Детям нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Рекомендуемые формы нравственного воспитания – диспуты, обсуждения, аналитические беседы, ролевые игры. Важнейшим аспектом воздействия на подростков становится работа, связанная с формированием у них устойчивых мотивов учения, познания окружающего, привития им истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчания лжеценностей.
Воспитывая детей данной возрастной категории, педагог должен формировать у них нравственные личностные качества и знакомить с примерами положительных идеалов.
Итак, знание и учитывание возрастных и психических особенностей детей 10-15 лет помогают педагогу и являются неотъемлемой частью для успешного осуществления нравственного воспитания.
2.2. Нравственное воспитание в практике моей работы.
В детском доме я работаю 10 лет. Имею высшее педагогическое образование по специальности «филология».
В 2010-2013 годах группа детей стала не только разновозрастной, но еще и разнополой. Сложность моей работы в том, что возраст детей колеблется от 10 до 16 лет; 5 из воспитанников обучаются в школе VII вида, 2– VIII, 3 – в общеобразовательной.
Когда я начала планировать свою воспитательную работу, то сразу же решила, что буду заниматься развитием нравственности у детей.
Известно, что во всякой деятельности необходимо не только обстоятельное осмысление ее процессуальных основ и наличие соответствующих умений и навыков, но и глубокое знание того материала, с которым приходится работать. Без постоянного изучения и знания особенностей поведения и развития детей трудно осуществлять нравственного воспитание. Следовательно, диагностика – неотъемлемая часть воспитательной работы.
Совместно с психологом нашего учреждения я провела анкетирование и диагностику воспитанников, с целью выявления их принятия в социуме (социометрия); понаблюдала за поведением детей на праздниках, открытых мероприятиях, в школе и в семье, чтобы определить их коммуникабельность, творчество, элементарные жизненные навыки.
Вместе с коллегами провели диагностику уровней проявления воспитанности, что отражено в личных дневниках наблюдения детей.
В ходе этих исследований отчетливо стали видны «западания» ребят по каким-либо показателям воспитанности». Например, бережливость, дисциплинированность, деловитость, организованность и т.д.
Таким образом, проведя общие диагностические исследования и наблюдения, я четко определила, что основными проблемами стали: отсутствие стремления к здоровому образу жизни, самообслуживанию; снижены культура поведения и общения. Все вышеперечисленное указывает на актуальность и нужность выбранного мною направления работы, начало которой пришлось на сентябрь 2010 года.
Опорой в работе мне послужила книга Т.А.Берсеневой «Уроки добротолюбия», которая дает основы нравственной культуры и состоит из 4 частей: «Как устроен человек», «Наша ответственность за жизнь и здоровье», «Воспитание характера», «О браке и семье».
За годы работы я добилась определенных успехов в осуществлении нравственного воспитания. Это подтверждается и диагностикой (это отражено в диаграммах по каждому воспитаннику), и поведением ребят. Во-первых, нравственные семейные часы вызвали у них интерес. Во-вторых, в ходе целенаправленной работы в течение года стали улучшаться санитарно-гигиенические умения и навыки, повысились культура поведения и общения, общий уровень воспитанности, благодаря вовлечению детей в творческие процессы и приобщению к общечеловеческим ценностям.
В моей работе, наравне с успехами, возникли и трудности. И это не удивительно, потому что основной контингент – это дети группы риска, к которым нелегко найти однозначный подход. Некоторые из ребят подвержены депрессивным состояниям, частой смене настроения, отвергают общество, пытаясь замкнуться в себе, зачастую имеют завышенную самооценку.
Итак, на основе проведенных занятий на нравственные темы, с учетом «западаний» детей по каким-либо критериям, на 2010-11 у.г. я разработала курс занятий под названием «Школа человечности» ( см. приложение «Курс занятий на тему «Школа человечности») . Здесь я четко определила общую цель и задачи всего курса, а также цели и содержание каждого из 25 предложенных занятий. Данный курс основан на принципе «исходить из потребностей и возможностей ребенка».
Учитывая полученные результаты работы, я еще раз убедилась в актуальности выбранной мной темы, а главное, в том, что двигаюсь в правильном направлении.
3. Перспективы нравственного воспитания на 2011-2012 у.г.
Для дальнейшего успешного осуществления адаптации детей 10-15 лет в социуме, а также развития у них позитивных установок межличностного общения, разрабатываю и планирую внедрять в свою работу
еще одно из направлений программы «Школа человечности»: блочный курс занятий по теме «Азбука общения». Данная тема состоит из 3 основных блоков, включающих в себя 21 занятие.
Цель темы «Азбука общения»: развитие социального интеллекта и адаптивных возможностей, гармонизация личностного развития детей.
Задачи:
- оказание помощи ребенку в освоении навыков социальных норм;
- коррекция отношения детей к себе, коррекция системы его ценностей;
- формирование и развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия, предотвращения и разрешения конфликтов.
Каждое занятие программы структурировано: определены тема и цель; акцентированы социальные аспекты; рекомендованы типы и формы занятий; выделены коррекционные возможности.
Первый блок программы «Искусство общения» составляет 6 занятий, посвященных развитию у детей коммуникативных навыков. Цели:
- установить в процессе общения с ребенком степень его запущенности;
- найти в игровой или дидактической форме возможность развития у ребенка навыков общения как с детьми, так и взрослыми;
- научить его приемлемому в обществе поведению, владению своими эмоциями;
- развить у ребенка навыки конструктивного выхода из стрессовых или конфликтных ситуаций.
Второй блок программы «Я и социум» состоит из 8 занятий. Его цель: развитие социальной компетенции детей, расширение их социального пространства и формирование положительного опыта социального общения.
Третий блок программы «Моя индивидуальность» состоит из 7 занятий. Он посвящен развитию индивидуальности воспитанников, осознанию ими своих интересов и склонностей. В процессе его реализации содержание занятий усложняется. Цель: коррекция систем потребностей и ценностей, развитие позитивных интересов, формирование способности адекватно реагировать и внятно высказывать свое мнение и, главное, определять перспективы дальнейшего нравственного роста личности.
Примерная тематика занятий
№ | Тема занятия | Социальная направленность | Тип занятия | Форма занятия | Коррекционные возможности |
Первый блок «Искусство общения» (6 занятий) | |||||
1 | Секреты речи. Тайна имени. | Культура речи. Засоренность речи. Неречевое общение (жесты, мимика, взгляд). | Комплексная игра-общение. | Состязание в разных ситуациях общения. | Самораскрытие личности. |
2 | Расскажите нам о себе. | Активное слушание, самоопределение личности в группе. Выработка правил группового взаимодействия. | Игра по правилам с элементами импровизации. | Общение в разных игровых ситуациях. | Раскрытие индивидуальных особенностей, интересов и способностей. |
3 | Моя малая родина (защита своего района). | Понимание партнера по общению. Развитие коммуникативной компетенции. | Коллективное творческое дело. | Игра-состязание | Конструктивное взаимодействие со сверстниками. |
4 | Секрет волшебных слов. | Особенности общения и взаимодействия со сверстниками и близкими людьми. | Ролевая игра с элементами импровизации. | Отработка поведен- ческих моделей в разных ситуациях. | Преодоление комплексов, затруднения в общении. |
5 | Давайте говорить друг другу комплименты. | Навыки общения. Ритуал приветствия. Ритуал прощания. | Сюжетно-ролевая игра. | Общение в разных игровых ситуациях. Выпуск газеты «Это все о нас». | Умение адекватно выражать свое мнение. |
6 | Если тебя обидели… | Конфликт. Причина конфликта. Способы предотвращения и выхода из конфликта. Развитие навыков конструктивного общения в стрессовой ситуации. | Пресс-конференция. | Осознание личностных ценностей, развитие коммуни- кативных способнос-тей. | Умение владеть чувствами и поведением в трудной ситуации. |
Второй блок «Я и социум» (8 занятий) | |||||
1 | Мое интервью | Взаимодействие с окружающими людьми; детьми, воспитателями, сотрудниками центра. | Игра-диалог. | Адекватное общение в ситуациях социально- го взаимодей-ствия. | Умение понимать других людей. Тренировка навыков конструктивного общения. |
2 | Мы едем-едем | Правила поведения в транспорте (электричка, трамвай, автобус, троллейбус). | Введение учебных игровых «экстремаль- ных» ситуаций (авария, террор). | Отработка поведен- ческих моделей. | Умение комментировать свои поступки. |
3 - 6 | Я познаю мир. | Наращивание социального опыта. Знакомство с городом: историческими местами, культурными центрами, социальными институтами, музеями. | Экскурсии | Отработка навыков поведения в обществен- ных местах. | Общение с незнакомыми людьми. Культура поведения. |
7 | В магазине. В поликлинике. В столовой. | Преодоление барьера в общении. Развитие социальной компетенции. | Игра «Терапевтичес-кий аттракцион». | Тренинг общения. | Формирование положительного социального опыта общения. |
8 | Мир театра | Правила хорошего тона. Культура зрителя. | Просмотр спектакля. | Рецензия-отзыв о спектакле. | Умение высказывать личное впечатление. |
Третий блок «Моя индивидуальность» (7 занятий) | |||||
1, 2 | Современные Кутюрье | Современные направления моды: стиль одежды, сочетание деталей в одежде, модные аксессуары. | Ролевая игра. | Групповая дискуссия. | Коррекция систем потребностей и ценностей. |
3 | Чудо - визажисты | Прическа, макияж, мода и свои стили. | Ролевая познавательная игра-импровизация | Конкурс. | Развитие позитивных интересов. |
4, 5 | Хит-парады. | Направление современной музыки. История развития музыки. Любимые певцы и группы. | «Музыкальный салон» (занятия по интересам). | Музыкаль- ный фестиваль. | Формирование адекватной оценки. Умение адекватно выразить свое мнение. |
6, 7 | Перекресток. | Хобби. Круг увлечений. Жизненные планы и мечты. | Структури- рование занятий. | Определение перспектив дальнейшего личностного роста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие с детьми детского дома
занятие по обж...
Театральная деятельность, как средство воспитания и коррекции развития воспитанников детских домов.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им». Георг Гегель. ...
Творческий отчёт по проекту озеленения и благоустройства территории ГОАУ Детского дома №7 г. Белогорска «По тропинкам сказок»
Видеть с детства красоту и беречь её должен каждый ребёнок. Двор детского дома — это территория детства. Для ребёнка, для его формирования очень важно, в каком окружении пройдут самые важные периоды е...
Доклад на педсовете "Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию"
Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации т...
Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".
Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...
1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"
1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...
Статья «Нравственно-эстетическое воспитание детей – сирот в условиях детского дома»
laquo;Нравственно-эстетическое воспитание детей – сирот в условиях детского дома»...