Творческий отчет по теме: «Нравственное воспитание в работе с детьми детского дома»
материал по теме

Цивилева Ольга Сергеевна

Проблема нравственного воспитания подростков – одна из самых актуальных в педагогике и не имеющая до сих пор однозначного решения.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого (Песталоцци, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский) отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное становление личности, считая, что только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных ситуациях и сочувственное отношение к людям.

Нравственное воспитание подростков в условиях детского дома – одно из приоритетных и сложных направлений нашей работы. Связано это с тем, что детям, поступившим в детский дом, часто свойственна заниженная самооценка, которая затрудняет их адаптацию к предложенным условиям жизни. Поэтому таким детям необходимо развитие санитарно-гигиенических навыков, обучение самообслуживанию, культуре поведения, жизни в коллективе; налаживание межличностного общения между взрослыми и сверстниками; восстановление коммуникативных связей; оказание помощи детям в познании самих себя; повышение их самооценки; развитие познавательных интересов, расширение кругозора воспитанников, их представлений о природной и  социальной среде; укрепление и сохранение здоровья; профилактика вредных привычек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет

Тема: «Нравственное воспитание в работе с детьми Детского дома»

Воспитателя Цивилевой О. С.

2010-2012 у.г.

«Научись сперва добрым нравам,

а затем мудрости, ибо без первой

                                                                      трудно научиться последней»

Сенека

  1. Актуальность

Проблема нравственного воспитания подростков – одна из самых актуальных в педагогике и не имеющая до сих пор однозначного решения.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого (Песталоцци, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский) отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное становление личности, считая, что только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных ситуациях и сочувственное отношение к людям.

Нравственное воспитание подростков в условиях детского дома – одно из приоритетных и сложных направлений нашей работы. Связано это с тем, что детям, поступившим в детский дом, часто свойственна заниженная самооценка, которая затрудняет их адаптацию к предложенным условиям жизни. Поэтому таким детям необходимо развитие санитарно-гигиенических навыков, обучение самообслуживанию, культуре поведения, жизни в коллективе; налаживание межличностного общения между взрослыми и сверстниками; восстановление коммуникативных связей; оказание помощи детям в познании самих себя; повышение их самооценки; развитие познавательных интересов, расширение кругозора воспитанников, их представлений о природной и  социальной среде; укрепление и сохранение здоровья; профилактика вредных привычек.

Таким образом, мы видим, что к нравственному воспитанию надо подходить как к целостному процессу, в котором все стороны морального облика личности воспитанника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

2.1. Возрастные особенности подростков. Приоритетные направления воспитательной работы с детьми данной возрастной категории.

Важным аспектом в содержании нравственного воспитания детей является их возрастной период. Необходимо определить возрастные психологические и физиологические особенности воспитанников, так как они непосредственно влияют на формы, методы и содержание нравственного воспитания.

Средний возраст детей, находящихся на сегодняшний день в детском доме, от 10 до 16 лет. Именно в этом возрасте у ребенка идет так называемый переходный период. Это переход из детства к ранней юности. Очень часто его называют сложным, кризисным, и не случайно. Подростковый возраст – время психологической неустойчивости. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к своей жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием характеризуемого возраста. Оно как бы включает специфическую социальную активность подростков: дети становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться теми убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды в процессе воспитательной работы.

В возрасте от 10 до 16 лет у детей происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется потребность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма, которое вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек, что обязательно должно учитываться в работе по нравственному воспитанию. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие мероприятия и дела. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. Теперь у ребенка появляется свое мнение. В этот период дети склонны к спорам и возражениям. Подражательное поведение может привести к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.

Таким образом, воспитатель должен строить свою деятельность, учитывая особенности подросткового возраста. Одним из главных направлений работы педагога должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

Подростковый возраст – самый благоприятный для творческого и нравственного развития. Детям нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Рекомендуемые формы нравственного воспитания – диспуты, обсуждения, аналитические беседы, ролевые игры. Важнейшим аспектом воздействия на подростков становится работа, связанная с формированием у них устойчивых мотивов учения, познания окружающего, привития им истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчания лжеценностей.

Воспитывая детей данной возрастной категории, педагог должен формировать у них нравственные личностные качества и знакомить с примерами положительных идеалов.

Итак, знание и учитывание возрастных и психических особенностей детей 10-15 лет помогают педагогу и являются неотъемлемой частью для успешного осуществления нравственного воспитания.

2.2. Нравственное воспитание в практике моей работы.

        В детском доме я работаю 10 лет. Имею высшее педагогическое образование по специальности «филология».

        В 2010-2013 годах группа детей стала не только разновозрастной, но еще и разнополой. Сложность моей работы в том, что возраст детей колеблется от 10 до 16 лет; 5 из воспитанников обучаются в школе VII вида, 2– VIII, 3 – в общеобразовательной.

        Когда я начала планировать свою воспитательную работу, то сразу же решила, что буду заниматься развитием нравственности у детей.

        Известно, что во всякой деятельности необходимо не только обстоятельное осмысление ее процессуальных основ и наличие соответствующих умений и навыков, но и глубокое знание того материала, с которым приходится работать. Без постоянного изучения и знания особенностей поведения и развития детей трудно осуществлять нравственного воспитание. Следовательно, диагностика – неотъемлемая часть воспитательной работы.

        Совместно с психологом нашего учреждения я провела анкетирование и диагностику воспитанников, с целью выявления их принятия в социуме (социометрия); понаблюдала за поведением детей на праздниках, открытых мероприятиях, в школе и в семье, чтобы определить их коммуникабельность, творчество, элементарные жизненные навыки.

        Вместе с коллегами провели диагностику уровней проявления воспитанности, что отражено в личных дневниках наблюдения детей.

        В ходе этих исследований отчетливо стали видны «западания» ребят по каким-либо показателям воспитанности». Например, бережливость, дисциплинированность, деловитость, организованность и т.д.  

        Таким образом, проведя общие диагностические исследования и наблюдения, я четко определила, что основными проблемами стали: отсутствие стремления к здоровому образу жизни, самообслуживанию; снижены культура поведения и общения. Все вышеперечисленное указывает на актуальность и нужность выбранного мною направления работы, начало которой пришлось на сентябрь 2010 года.

        Опорой в работе мне послужила книга Т.А.Берсеневой «Уроки добротолюбия», которая дает основы нравственной культуры и состоит из 4 частей: «Как устроен человек», «Наша ответственность за жизнь и здоровье», «Воспитание характера», «О браке и семье».

        За годы работы я добилась определенных успехов в осуществлении нравственного воспитания. Это подтверждается и диагностикой (это отражено в диаграммах по каждому воспитаннику), и поведением ребят. Во-первых, нравственные семейные часы вызвали у них интерес. Во-вторых, в ходе целенаправленной работы в течение года стали улучшаться санитарно-гигиенические умения и навыки, повысились культура поведения и общения, общий уровень воспитанности, благодаря вовлечению детей в творческие процессы и приобщению к общечеловеческим ценностям.

        В моей работе, наравне с успехами, возникли и трудности. И это не удивительно, потому что основной контингент – это дети группы риска, к которым нелегко найти однозначный подход. Некоторые из ребят подвержены депрессивным состояниям, частой смене настроения, отвергают общество, пытаясь замкнуться в себе, зачастую имеют завышенную самооценку.

        Итак, на основе проведенных занятий на нравственные темы, с учетом «западаний» детей по каким-либо критериям, на 2010-11 у.г. я разработала курс занятий под названием «Школа человечности» ( см. приложение «Курс занятий на тему «Школа человечности») . Здесь я четко определила общую цель и задачи всего курса, а также цели и содержание каждого из 25 предложенных занятий. Данный курс основан на принципе «исходить из потребностей и возможностей ребенка».

        Учитывая полученные результаты работы, я еще раз убедилась в актуальности выбранной мной темы, а главное, в том, что двигаюсь в правильном направлении.

3. Перспективы  нравственного воспитания на 2011-2012 у.г.

        Для дальнейшего успешного осуществления адаптации детей 10-15 лет в социуме, а также развития у них позитивных установок межличностного общения, разрабатываю и планирую внедрять в свою работу

еще одно из направлений программы «Школа человечности»: блочный курс занятий по теме «Азбука общения». Данная тема состоит из 3 основных блоков, включающих в себя 21 занятие.

        Цель темы «Азбука общения»: развитие социального интеллекта и адаптивных возможностей, гармонизация личностного развития детей.

        Задачи:

  • оказание помощи  ребенку в освоении навыков социальных норм;
  • коррекция отношения детей к себе, коррекция системы его ценностей;
  • формирование и развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия, предотвращения и разрешения конфликтов.

Каждое занятие программы структурировано: определены тема и цель; акцентированы социальные аспекты; рекомендованы типы и формы занятий; выделены коррекционные возможности.

Первый блок программы «Искусство общения» составляет 6 занятий, посвященных развитию у детей коммуникативных навыков. Цели:

  • установить в процессе общения с ребенком степень его запущенности;
  • найти в игровой или дидактической форме возможность развития у ребенка навыков общения как с детьми, так и взрослыми;
  • научить его приемлемому в обществе поведению, владению своими эмоциями;
  • развить у ребенка навыки конструктивного выхода из стрессовых или конфликтных ситуаций.

Второй блок программы «Я и социум» состоит из 8 занятий. Его цель: развитие социальной компетенции детей, расширение их социального пространства и формирование положительного опыта социального общения.

Третий блок программы «Моя индивидуальность» состоит из 7 занятий. Он посвящен развитию индивидуальности воспитанников, осознанию ими своих интересов и склонностей. В процессе его реализации содержание занятий усложняется. Цель: коррекция систем потребностей и ценностей, развитие позитивных интересов, формирование способности адекватно реагировать и внятно высказывать свое мнение и, главное, определять перспективы дальнейшего нравственного роста личности.

Примерная тематика занятий

Тема занятия

Социальная направленность

Тип занятия

Форма занятия

Коррекционные возможности

Первый блок «Искусство общения» (6 занятий)

1

Секреты речи. Тайна имени.

Культура речи. Засоренность речи. Неречевое общение (жесты, мимика, взгляд).

Комплексная игра-общение.

Состязание в разных ситуациях общения.

Самораскрытие личности.

2

Расскажите нам о себе.

Активное слушание, самоопределение личности в группе. Выработка правил группового взаимодействия.

Игра по правилам с элементами импровизации.

Общение в разных игровых ситуациях.

Раскрытие индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

3

Моя малая родина (защита своего района).

Понимание партнера по общению. Развитие коммуникативной компетенции.

Коллективное творческое дело.

Игра-состязание

Конструктивное взаимодействие со сверстниками.

4

Секрет волшебных слов.

Особенности общения и взаимодействия со сверстниками и близкими людьми.

Ролевая игра с элементами импровизации.

Отработка поведен-

ческих моделей в разных ситуациях.

Преодоление комплексов, затруднения в общении.

5

Давайте говорить друг другу комплименты.

Навыки общения. Ритуал приветствия. Ритуал прощания.

Сюжетно-ролевая игра.

Общение в разных игровых ситуациях. Выпуск газеты «Это все о нас».

Умение адекватно выражать свое мнение.

6

Если тебя обидели…

Конфликт. Причина конфликта. Способы предотвращения и выхода из конфликта. Развитие навыков конструктивного общения в стрессовой ситуации.

Пресс-конференция.

Осознание личностных ценностей, развитие коммуни-

кативных  

способнос-тей.

Умение владеть чувствами и поведением в трудной ситуации.

Второй блок «Я и социум» (8 занятий)

1

Мое интервью

Взаимодействие с окружающими людьми; детьми, воспитателями, сотрудниками центра.

Игра-диалог.

Адекватное общение в ситуациях социально-

го взаимодей-ствия.

Умение понимать других людей. Тренировка навыков конструктивного общения.

2

Мы едем-едем

Правила поведения в транспорте (электричка, трамвай, автобус, троллейбус).

Введение учебных игровых «экстремаль-

ных» ситуаций (авария, террор).

Отработка поведен-

ческих моделей.

Умение комментировать свои поступки.

3 - 6

Я познаю мир.

Наращивание социального опыта. Знакомство с городом: историческими местами, культурными центрами, социальными институтами, музеями.

Экскурсии

Отработка навыков поведения в обществен-

ных местах.

Общение с незнакомыми людьми. Культура поведения.

7

В магазине. В поликлинике. В столовой.

Преодоление барьера в общении. Развитие социальной компетенции.

Игра «Терапевтичес-кий аттракцион».

Тренинг общения.

Формирование положительного социального опыта общения.

8

Мир театра

Правила хорошего тона. Культура зрителя.

Просмотр спектакля.

Рецензия-отзыв о спектакле.

Умение высказывать личное впечатление.

Третий блок «Моя индивидуальность» (7 занятий)

1, 2

Современные Кутюрье

Современные направления моды: стиль одежды, сочетание деталей в одежде, модные аксессуары.

Ролевая игра.

Групповая дискуссия.

Коррекция систем потребностей и ценностей.

3

Чудо - визажисты

Прическа, макияж, мода и свои стили.

Ролевая познавательная игра-импровизация

Конкурс.

Развитие позитивных интересов.

4, 5

Хит-парады.

Направление современной музыки. История развития музыки. Любимые певцы  и группы.

«Музыкальный салон» (занятия по интересам).

Музыкаль-

ный фестиваль.

Формирование адекватной оценки. Умение адекватно выразить свое мнение.

6, 7

Перекресток.

Хобби. Круг увлечений. Жизненные планы и мечты.

Структури-

рование занятий.

Определение перспектив дальнейшего личностного роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность, как средство воспитания и коррекции развития воспитанников детских домов.

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им». Георг Гегель. ...

Творческий отчёт по проекту озеленения и благоустройства территории ГОАУ Детского дома №7 г. Белогорска «По тропинкам сказок»

Видеть с детства красоту и беречь её должен каждый ребёнок. Двор детского дома — это территория детства. Для ребёнка, для его формирования очень важно, в каком окружении пройдут самые важные периоды е...

Доклад на педсовете "Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию"

Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания  подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации т...

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...

1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"

1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...

Статья «Нравственно-эстетическое воспитание детей – сирот в условиях детского дома»

laquo;Нравственно-эстетическое воспитание детей – сирот в условиях детского дома»...