Статья «Нравственно-эстетическое воспитание детей – сирот в условиях детского дома»
статья
«Нравственно-эстетическое воспитание детей – сирот
в условиях детского дома»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-esteticheskoe_vospitanie_detey-sirot_v_usloviyah_detskogo_doma.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственно-эстетическое воспитание детей – сирот
в условиях детского дома»
«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке».
(В. А. Сухомлинский)
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. В.А.Сухомлинский писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Проблема нравственно-эстетического воспитания воспитанников детского дома является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, что способствует утрате семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.
В.А.Сухомлинскому принадлежит заслуга определения приоритетов нравственно-эстетического воспитания ребенка в семье, именно он обратил внимание на то, что дети, лишенные живого родительского общения, не только вырастают жестокими, но и заболевают такими заболеваниями как «детский госпитализм», который приводит к потере «иммунитета жить в семье». Следовательно, когда ребёнок попадает по тем или иным причинам в детский и связь с семьёй теряется. Перед педагогами нашего учреждения встаёт задача передачи детям семейно-нравственных ценностей, духовно-нравственных знаний, опыта созидательной и творческой деятельности, опыта духовной жизни. Детский дом для ребенка становится школой подготовки к жизни. Целью в работе окружающих ребёнка взрослых является способность уберечь душу ребенка, сделать ее невосприимчивой к безобразиям окружающего мира, помочь создать идеал для подражания осознанно, на основе истинных духовно – нравственных знаний и достойных исторических примерах. Поэтому задача нравственно-эстетические воспитания детей-сирот, является одной из ключевых задач в нашей работе.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Дети не всё время проводят в стенах учреждения. Они посещают школу, поэтому деятельность воспитателя должна являться логическим продолжением работы педагогов школы. Планируя свою деятельность воспитателю необходимо помнить, что воспитательный процесс должен планироваться и строиться во взаимосвязи духовного и светского направлений, учитывая при этом возраст воспитанников. Обязательно должна прослеживается последовательность в развитии личности ребенка, так как детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. Если мы опять обратимся к В.А.Сухомлинскому, то он с ребятами старшего школьного возраста советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребенка, открывает путь в его духовный мир.
Каждый ребенок, живущий в семье, а тем более в детском доме должен быть любимым независимо от того, красив он или нет, развит индивидуально или не очень. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, не готов делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости и заботы воспитателя и детей друг о друге, оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его духовно- нравственных потребностей.
Говоря о содержании нравственно-эстетическое воспитания мы говорим о формировании у воспитанников таких качеств личности как: гуманизм, милосердие, чуткость, ответственность, трудолюбие, гражданственность, умение управлять своими эмоциями. Известный писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Нравственность - граница дозволяемого совестью, а верхней границы – нет, верх - духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания».
При планировании своей работы по нравственно-эстетическому воспитанию педагогу необходимо помнить о некоторых важных моментах. Нравственный мир личности включает в себя три уровня:
- Мотивационно-побудительный;
- Эмоционально-чувственный;
- Рациональный или умственный,
Каждый из этих уровней состоит из элементов, которые составляют суть нравственного мира человека. Рассмотрим, что включает в себя каждый из этих уровней.
Мотивационно – побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые людьми, и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают отрицательными и положительными. К положительным эмоциям мы относим: радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п. Человеку свойственно проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злость, обида, ненависть. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связанны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится. Не для кого ни секрет, что именно чувства способны подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному труду, проявлению мужества, воли, героизма и бесстрашия. И мы взрослые должны помнить о том, что наши чувства по отношению к детям – сиротам могут совершить чудо и изменить то, что нельзя изменить приказом, наказанием, нотациями, бранью.
Рациональный, или умственный уровень содержит моральные знания –понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести и достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся так же принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Первейшая задача взрослых воспитать в детях глубокое надежное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира. Воспитывать в детях надо все элементы нравственного мира. Все важно. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.
К сожалению, многие дети, которые находятся казенном учреждение уже в ранние годы были лишены семейного тепла, любви, ласки, лишены доброго человеческого общения. В своей неблагополучной семье они развивались одностороннее, что привело к ущербности личности. Не секрет, что потребность, злобность, жадность, безразличие и многое другое формируют сегодня нравственную сторону наших воспитанников. Поэтому важнейшая задача педагога– научить каждого ребенка языку вежливости, правилам хорошего тона, выработать принятые манеры поведения, в основе которых «непременное соблюдение вежливости, любознательности, такта и отсутствие эгоизма». Мы должны стараться создать лучшую в нравственном и умственном отношении «породу» воспитанных людей, способных жить по кодексу человеческой чести. Поэтому задачи воспитательной работы педагога должны заключаться в воспитании нравственно-эстетических качеств личности у детей, а именно:
- развитие потенциала души ребёнка;
- развитие природного чувства красоты;
- способствовать формированию желания познать мир и приобретать знания.
На первом этапе своей работы с детьми младшего возраста приемлемо обогащать их знаниями, умениями, положительным опытом, а также донести до них понимание того, что их любят, ценят, им доверяют, надеются на них. С этой целью можно использовать в работе такие методы, как:
∙ взаимодействие
∙ убеждение
∙ доверие
∙ поощрение
∙ рассуждение
∙ личный пример
∙ коллективная работа
∙ ситуация успеха
∙ совместный анализ поступка и др.
Работу по формированию эстетических качеств в группе, как показывает практика нашего детского дома необходимо строить параллельно с такими направлениями в работе, как:
ϖ отношение воспитанников к своему здоровью;
- отношение воспитанников к собственной учебной деятельности;
- отношение воспитанников к дому, где проживает;
- отношение воспитанников к окружающим людям, старшим и младшим, сверстникам, друзьям;
- отношение воспитанников к своей малой и большой родине, исторической памяти своего народа;
- отношение воспитанников к другим народам и расам, понимание своей принадлежности мировой цивилизации;
- отношение воспитанников к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни.
Этому способствуют различные мероприятий проводимые во внеурочное время: воспитательские часы, беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, ребятам предлагается решение различных ситуаций, инсценирование небольших по содержанию сценок.
Организованные тематические мероприятия способствуют улучшению психологической и социальной комфортности ребят в группе-семье. Занятия должны проходить закономерно, соблюдая последовательность. В плане можно их разделить на разделы. Приведу примерный план такой работы.
Раздел «Азбука этики и морали». Познавательная беседа «Основные понятия этики и морали», Деловая игра «Азбука этики», Ситуативный практикум «Речевой этикет», «Школьный этикет», Деловая игра «Этикет в общественных местах», Деловая игра «Праздничный этикет», Инсценирование различных ситуации «Культура поведения».
Раздел «Красота души» Тема мероприятия Познавательная беседа «Умей чувствовать красоту», Ситуативный практикум «Красота и безобразие», Громкое чтение Тема рассказов: «Красота души», Этическая беседа «Красота жизни», Познавательная беседа «Гармония – основа красоты»
Раздел «Нравственный мир сказок». Тема мероприятия Беседа-презентация «Мир света – мир сказок», Познавательная беседа «Сказка о вежливости, о дружбе и взаимопомощи людей», Познавательная беседа «Добро и зло в сказках»
Раздел «Чем богат человек». Тема мероприятия Познавательная беседа «Красивое начало в человеке», Громкое чтение «Горячее и холодное сердце», Громкое чтение «Как красивые дела сердца исцеляют», Этическая беседа «Каждый видит мир по-своему», Познавательная беседа «О наблюдательности и внимательности», Громкое чтение «Правило человеческого счастья»
Нравственно-эстетическое воспитание в детском должно строиться не на порицании качеств личности воспитанников, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи. Воспитанию таких черт и качеств способствует участие воспитанников в тематических творческих фестивалях, конкурсах различного уровня, на которых дети могут не только показать свои таланты, но и получить дипломы и грамоты, что поднимает уровень их самосознания и значимости в обществе. Кроме этого, участие в таких мероприятиях способствует развитию положительного социального контакта. «Серость жизни для детского возраста, для подростка и юноши являются настоящим ядом, вызывающим огромную жажду ярких, острых переживаний» - говорил С.Т.Шацкий. Положительными или отрицательными станут эти переживания зависит от взрослых, которые находятся рядом с ребёнком на протяжении всего времени его нахождения в учреждении. Поэтому мы должны очень постараться, чтобы воспоминания из детства были яркими, чтобы проводимая нами работа с детьми в стенах учереждения оставила свой добрый след в душе каждого ребенка, разбудила в нем внутреннюю, позитивную энергию, способствовала их дальнейшему развитию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
#1040;моношвили Ш.А.Размышление о Гуманной педагогике. – М: Издательство Дом Шалвы Амонашвили, 2001 г.
2. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания. Т.2 – М., 1992 г.
3. Германова Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию. //Воспитание школьников - №3, 2012 г.
4. Капперев П.Ф. О детских радостях и печалях //Воспитание и обучение – 1901 г.
5. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в её отношении к среде //Русская школа, #1050;н. 1 #1052;айдер В. Личность педагога в образовательном пространстве. – М: 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа" Экологическое воспитание детей в условиях детского дома"
программа по экологии для воспитателей....
Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома
В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....
Развитие познавательных способностей у детей в условиях детского дома
Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно и...
Развитие творческих способностей детей в условиях детского дома
Образовательная область искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего...
Выступление к методической выставке «Воспитание семьянина в условиях детского дома» (Из опыта работы воспитательной группы)
Что значит семья для того, чье детство прошло вне ее? Какова роль воспитателя в формировании семейных понятий? Как в дальнейшем будут применять на практике наши воспитанники теорию семейных отношений?...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...