Теоретические аспекты внеурочной деятельности в 5 классе
статья по теме
Одной из наиболее эффективных форм привлечения детей к изучению математики являются внеклассные занятия для учащихся средней общеобразовательной школы, поэтому внеурочная деятельность в школе занимает важное место в системе общего воспитания и образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_aspekty_vneurochnoy_deyatelnosti_v_5_klasse.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Смыслом и целью российского образования на современном этапе развития стали развитие личности школьника, а основной задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время, для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Школа, как и учреждения дополнительного образования, обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Исходя из содержания стандартов следует отметить, что:
- внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
В процессе внеурочной деятельности чаще возникает ситуация успеха для разных детей, что скорее позволит получить желаемый образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.
Принципами организации внеурочной деятельности в школе являются:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности. Однако, в процессе подготовки к реализации программ ФГОС второго поколения в основной школе мы столкнулись с проблемой нехватки программ курсов внеурочной деятельности. Единственный выход из сложившейся ситуации мы видим в разработке собственной программы.
Отсюда цель данной работы – разработка программы курса общеинтеллектуальной направленности для 5 класса «Планета знаний».
Задачи работы:
- Ознакомиться с научно-методической литературой по данной теме.
- Разработать курс внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 5 класса.
Теоретический аспект организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность (ВД) является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Это образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Данная образовательная деятельность, осуществляется в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, для формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, для создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге. Внеурочная деятельность – это возможность для организации межличностных отношений в классе, возможность создания ученического коллектива и органов самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую.
В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства. При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока. Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ, методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности разных видов деятельности – урочной и внеурочной – необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения был фактом психологической и физической разгрузки ребенка, формирования личностных и метапредметных результатов ФГОС.
Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов. При этом, если результатами урочной деятельности являются: -когнитивный компонент;
-ценностно-эмоциональный компонент;
-деятельностный компонент;
то в случае внеурочной деятельности это 3 уровня результатов:
1 уровень — приобретение социальных знаний;
2 уровень — получение опыта переживания эмоций и чувств;
3 уровень - получение опыта самостоятельного общественного действия.
Направлениями внеурочной деятельности являются:
-духовно-нравственное;
-физкультурно-спортивное и оздоровительное;
-социальное;
-общеинтеллектуальное;
-общекультурное.
Видами внеурочной деятельности являются: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество (социальнопреобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество; трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность;
Выделяют следующие формы внеурочной деятельности: познавательные беседы, предметные олимпиады, факультативы, нравственные и этические беседы, викторины, культпоходы в музеи, театры, на выставки, игры с ролевым акцентом, дидактические игры, спортивные соревнования, беседы о здоровом образе жизни, детские исследовательские, участие детей в социальных акциях, творческие мастерские, образовательные экскурсии и туристические поездки.
Внеурочная деятельность может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. При этом, групповыми формами внеурочной деятельности могут быть различные объединения детей и подростков, а индивидуальные формы внеурочной деятельности – это творческие проекты по различным направлениям: художественным, общекультурным, научным, техническим и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
внеурочная деятельность 2 класс шахматы
внеурочная деятельность. шахматы. курс 2 класса является продолжением курса 1 класса....
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
Методическая работа «Теоретические аспекты методики работы в классе фортепиано»
ВведениеВыбор темы был обусловлен желанием узнать основные педагогические законы и принципы обучения, а также психологические и физиологические особенности детей и подростков которые наряду с методико...
«Научно-исследовательская деятельность школьников по биоэкологии» (внеурочная деятельность) 5 класс
Программа «Исследовательская деятельность» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, ...
Презентация выступления "Теоретические аспекты проектной деятельности"
В презентации представлены теоретические аспекты проектной деятельности: определение понятия проект, субъекты, этапы проекта, структура и др....