Роль педагога в процессе выявления и поддержки одарённых и талантливых детей в образовательной организации
учебно-методический материал
Работа с одарёнными и талантливыми детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 37.015.323
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Горелкина Алеся Андреевна ,
магистрант группа
ЗФ-309-169-2-1,
Кафедра подготовки педагогов
профессионального обучения и
предметных методик,
ФГБОУ ВО Южно-Уральский
государственный гуманитарно-педагогический
университет, г. Челябинск, Россия,
Алеся Горелкина
Аннотация.
Статья затрагивает вопросы выявления и поддержки одарённых и талантливых детей в образовательной организации. Роли педагога в этом процессе, в условиях современности.
Таким образом данная необходимость рассматривается не только как политика страны, но и как задача на уровне образовательной системы в частности, и каждого педагога в отдельности. Ведь именно педагог может и должен оказать педагогическую поддержку одаренному ребёнку, способствуя проявлению, развитию и реализации одарённости и талантливости как таковой. Всё это требует системного подхода. Смысловой и конструктивной единицей которого выступает деятельность педагога совместно с ребёнком или группой детей. При которой ни в коем случае нельзя допустить «угасания» детской одаренности.
И этому могут способствовать следующие мероприятия:
- обеспечения комфортно благоприятного образовательного климата урока.
Где каждый вовлечён в работу.
- создании ситуации успеха в школьной среде.
- внедрения практик проектно-исследовательских работ.
- а также вовлечения родителей в совместное с детьми творчество.
И тогда дети нового поколения поистине смогут развиться и реализоваться как достойные, конкурентноспособные члены современного общества, отвечающие вызовам нового времени.
Ключевые слова: одаренность, талантливость, обучение, интеллектуальный потенциал, творческий потенциал, педагогическая поддержка, системы взаимодействия с талантливыми и одарёнными учащимися.
THE ROLE OF A TEACHER IN THE PROCESS OF IDENTIFYING AND SUPPORTING GIFTED AND TALENTED CHILDREN IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION
Gorelkina Alesya Andreevna
Annotation.
The article deals with the issues of identifying and supporting gifted and talented children in an educational organization. The role of the teacher in this process, in modern conditions.
Thus, this necessity is considered not only as a policy of the country, but also as a task at the level of the educational system in particular, and each teacher individually. After all, it is the teacher who can and should provide pedagogical support to a gifted child, contributing to the manifestation, development and realization of giftedness and talent as such. All this requires a systematic approach. The semantic and constructive unit of which is the activity of a teacher together with a child or a group of children. In which, in any case, it is impossible to allow the "extinction" of children's giftedness.
And the following activities can contribute to this:
- providing a comfortably favorable educational climate of the lesson.
Where everyone is involved in the work.
- creating a situation of success in the school environment.
- implementation of design and research practices.
- as well as involving parents in joint creativity with children.
And then the children of the new generation will truly be able to develop and realize themselves as worthy, competitive members of modern society, meeting the challenges of the new time.
Keywords: giftedness, talent, learning, intellectual potential, creative potential, pedagogical support, systems of interaction with talented and gifted students.
Востребованность одарённых и творческих личностей, умеющих отвечать на вызовы современности, колоссальными темпами нарастает в современном мире. Особо значимо их раннее выявление, обучение и воспитание. Способствующее повышению качественности человеческого ресурса во всём мире. Ведь они представляют потенциал любой страны, позволяющей ей в итоге развиваться с опережением. Поэтому бесспорно, что работа с потенциалом одарённых и высоко мотивированных детей является не просто крайней необходимостью, а потребностью современности.
Выявление одарённых детей — это не одномоментный, а длительный процесс, подразумевающий анализ развития каждого ребёнка в отдельности. Ведь каждого в чём-то можно считать талантом, своего рода «самородком». И огранкой его как раз и должен заняться педагог. Человек- профессионал своего дела. От того, добьётся ли он успеха, или нет, во многом зависит и то, будет ли проявлен и замечен талант, и представится ли возможность реализоваться этому таланту и одарённости.
Разработано немало инструментов диагностического уровня, позволяющих выявлять интересы, способности таких деток. Сложилась и компетентная система исследования одарённости, представляющая из себя диагностические методики, применяемые педагогами практически везде. Это и «Карта интересов», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей, специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. В школах создаются банки данных по таковым детям, ведется аналитическая обработка успехов и достижений ученика с самого раннего возраста. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, ведётся портфолио, которое выпускник может предъявить при поступлении в ВУЗ.
Но тем ни менее не совсем корректно и качественно верно тестировать ребёнка, определяя его талантливость. Однозначно мы не получим абсолютно верного, без погрешностей результата. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей уместней направить усилия на постепенное, поэтапное выявление талантов в условиях общеобразовательных учреждений. На развитие их интеллектуального потенциала и детской одаренности с течением времени. Всё это требует системного подхода. И является приоритетной государственной задачей поддержки одарённых и талантливых детей. Это забота не просто о талантливых детях. Сегодня это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Поэтому на уровне Президента РФ существует инициатива «Наша новая школа», которая даст возможность успешно раскрыться и реализовываться таланту ребёнка с учетом возрастных и индивидуальных способностей личности.
Особо значимая роль отводится школе, как таковой и педагогу, в частности.
Ведь именно педагог может и должен оказать педагогическую поддержку ребёнку, имеющему громадный потенциал и в тот же момент испытывающему потребность в поддержке, научив адекватно относится к ожиданиям раскрытия потенциала своих способностей. И на сегодня будет правильней для педагога выявлять не уровень одарённости, а скорее его качество. Следовательно, при работе с одарёнными и талантливыми детьми руководствоваться вектором совместной продуктивной и творческой деятельности с ребёнком или группой детей.
Особую трудность вызывает поддержание вектора развития творческих способностей в дальнейшем. В силу взросления, освоения культурных норм и правил, отпечатка семейного воспитания, что может негативно отразиться на процессах раскрытие и развития таланта, проявившись в «угасание» одарённости.
Одним из перспективных направлений в решении этих задач мне видится:
- в обеспечении комфортно благоприятного образовательного климата урока. Где каждый вовлечён в работу.
- в стимулировании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях.
- внедрения практик проектно-исследовательских работ. Так как проведение различных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения.
- а также вовлечения родителей в совместное с детьми творчество.
И тогда дети нового поколения поистине смогут развиться и реализоваться как достойные, конкурентноспособные члены современного общества, отвечающие вызовам нового времени.
Библиографический список
- Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представления о самом себе у ребенка от рождения до семи лет / Воспитание, обучение и психическое развитие. В 2 – х частях. – М.,2017. – Ч.1. – С 11 – 15.
- Авдеева Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н.И. Авдеева, Н.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.
- Аксёнова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – 3 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 400 с.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. – 3 изд. – М.: МПСИ; Флинта, 2019. – 144 с.
- Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность / Ю.Д. Бабаева // Одаренные дети: теория и практика: Всерос. конф., Москва., 2018. – 265 с.
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб., 2018. – 12 с.
- Баранова Э.А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования / Э.А. Баранова // Интеграция образования. – № 3. – 2019. – c. 16.
- Баранова Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у школьников и дошкольников / Э.А. Баранова // Вестник Мининского университета. – №3. – 2017. – С. 8 – 20.
- Бим – Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2018. С. 296 – 297.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. – М.: Открытый университет, 2019. – Глава 3. – с.88 – 150.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/30/picture-374617-1388387939.jpg)
Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426850-1395942466.jpg)
"Оценка результативности внедрения "Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района Архангельской области""
Выпускная аттестационная работа в рамках обучения в областной Школе педагога-исследователя....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/13/picture-485119-1673605476.jpg)
Дипломная работа по теме"УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Дипломная работа содержит 85 страниц печатного текста, 36 использованных источников. Ключевые понятия: ОДАРЕННОСТЬ, АКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ЯВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, СКР...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/01/picture-169948-1412156998.jpg)
Методическая разработка "Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей"
В РАЗРАБОТКЕ ОПИСЫВАЕТСЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ.Необходимо решить следующие задачи:1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных и талантливых детей.2. Со...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-172317-1357761152.jpg)
Методическая разработка; Развития математического образования «Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей»
Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей – один из путей к Качеству образования как одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества обра...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/15/picture-201926-1681568146.jpg)
Создание в образовательной организации системы выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных детей
Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/07/picture-1358314-1673114370.jpg)
Выявление и поддержка одарённых детей через систему организации конкурсов, олимпиад.
Среди всех форм работы в большей степени стоит выделить конкурсы и олимпиады, так как они являются своеобразным видом развития, формирования и оценки творческой одаренности. Под олимпиадой понимается ...