Формирование УУД на уроках математики в 5 классе
статья (5 класс) по теме
Формирование УУД на уроках математики в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanii_uud_na_urokakh_matematiki.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Батяева М.С.
учитель математики
МОУ Некрасовская СОШ
ymnica9@mail.ru
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Особенностью современного мира является то, что он находится в постоянном движении и меняется всё более быстрыми темпами. Объём информации в мире постоянно растёт, поэтому знания, полученные в школе, через достаточно короткое время устаревают и нуждаются в коррекции. На первое место теперь выходит не результат самого обучения в виде каких-то конкретных знаний по определённым предметам, а умение учиться, то есть добывание знаний. Поэтому, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики. УУД делятся на:
Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника («Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).
Регулятивные УУД способность строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты.
Познавательные УУД – самостоятельный поиск, исследование и обработка, систематизация, обобщение и использование информации.
Коммуникативные УУД – осуществление коммуникативной деятельности [2].
Примеры заданий по математике, формирующие
универсальные учебные действия
УУД/виды знаний формирующие УУД | Примеры заданий |
Личностные (творческие задания, имеющие практическое применение) | № 999. Придумайте пять дробей, у которых числитель на 3 меньше знаменателя. Запишите пять дробей, у которых числитель в три раза больше знаменателя [1, с.154]. № 886. Разделите тремя способами квадрат со стороной 4 см на 4 доли. Начертите четверть квадрата, половину квадрата [1, с. 140]. |
Регулятивные (преднамеренные «ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут) | № 1728. Сколькими способами 4 пассажира могут разместиться в четырёхместном купе поезда? [1, с. 262]. № 432. На вершину холма ведут пять тропинок. Сколько существует способов подняться на холм и спуститься с него, если подниматься и спускаться по разным тропинкам? [1, с. 70]. № 597. Саша любит решать трудные задачи. Он рассказал, что за 4 дня смог решить 23 задачи. В каждый следующий день он решал больше задач, чем в предыдущий, а в четвертый день решил вчетверо больше, чем в первый. Сколько задач решил Саша в каждый из этих четырёх дней? [1, с. 90]. (Составление алгоритма, выстраивание последовательности необходимых операций) |
Познавательные («найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями) | №1322. Во сколько раз лестница на девятый этаж длиннее лестницы на третий этаж этого дома? [1, с. 206]. № 636. При вычитании каких натуральных чисел получится 12? Сколько пар таких чисел? Ответьте на же вопросы для умножения и для деления [1, с. 96]. (Поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения общих признаков, синтез, как составление целого из частей) |
Коммуникативные (составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»; парный опрос;) | № 528. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики [1, с. 81]. (Сотрудничество в поиске и сборе информации, умение точно и грамотно выражать свои мысли). №913. Приведите примеры предметов, имеющих форму окружности, круга, дуги окружности, полукруга [1, с. 143]. |
Основными целями изучения школьного курса математики являются развитие логического и критического мышления, культуры речи, формирование умения искать и находить необходимую информацию, умение анализировать, классифицировать и применять ее в реальных ситуациях.
Математические знания и умения необходимы современному школьнику для продолжения обучения в других образовательных учреждениях, для изучения различных смежных с математикой дисциплин. Задача учителя состоит, прежде всего, в том, что бы научить ребёнка применять полученные знания в повседневной жизни и создать прочный фундамент для дальнейшего математического развития.
Список литературы
- Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.Ч. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.: ил.
- http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках математики в 5 классе. Реализация ФГОС в преподавание математики.
Отыт работы на уроках математики по учебнику С.М.Никольского....
доклад на педсовете "Организация проектной деятельности учащихся при формировании УУД на уроках математики в 5- 6 классах"
Доклад с держит презентацию опыта работы по данной теме....
Формирование рефлексии на уроках математики в 5 классе.
В статье дается описание современного термина "рефлексия" и применение данного понятия в математике....
Формирование УУД на уроках математики в 5 классе
Рассмотрены теоретические и практические вопросы по формированию УУД на уроках математики в 5 классе на примере УМК Н.Я. Виленкина....
Задания для формирования УУД на уроках математики. 5 класс
Фрагмент урока, направленный на формирование УУД на уроке в 5 классе...
Формирование УУД на уроках математики 5 класс
Фрагмент урока по теме "Свойства умножения"...