Формирование УУД на уроках математики в 5 классе
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Рассмотрены теоретические и практические вопросы по формированию УУД на уроках математики в 5 классе на примере УМК Н.Я. Виленкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_matematiki_v_5_klasse.docx | 1005.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе»
Деятельность формируется в деятельности.
Л.С. Выготский.
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни человека важно не наличие у него накопленного впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать его функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна.
Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе российского образования отвечает новым социальным запросам,
отражающим переход к информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Безусловно, в формировании учебных универсальных действий (УУД) ведущую роль играет учитель. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся.
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. А современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, используя различные методики и технологии обучения.
Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Для успешного освоения обучающимися образовательных программ необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД:
- Личностные. Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и я».
В математике: смыслообразование.
- Регулятивные. Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
В математике: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий.
- Познавательные. Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
В математике:
общеучебные – моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач;
познавательно-логические – анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.
- Коммуникативные. Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
В математике: использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа.
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
• 1 этап — вводно-мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.)
• 2 этап — открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
• 3 этап — формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности обучающихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
• 4 этап — обобщение и систематизация.
На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему.
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий.
Виды заданий для формирования УУД:
личностные:
- Участие в проектах
- Подведение итогов урока
- Творческие задания
- Мысленное воспроизведение ситуации
- Самооценка событий
- Дневники достижений
регулятивные:
- Преднамеренные ошибки
- Поиск информации в предложенных источниках
- Взаимоконтроль
- «Найди ошибку»
познавательные:
- Упорядочивание
- «Цепочки»
- Составление схем-опор
- Работа с разного вида таблицами
- Составление и распознавание диаграмм
- Поиск лишнего
коммуникативные:
- Составь задание однокласснику
- Оцени работу товарища
- Работа в группах
- «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое
Именно математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции обучающихся. Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:
- математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения);
- логическое мышление (понятия и общепонятийные связи, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в памяти важных доказательств);
- понимание логического строения математической теории (на примере ознакомления в общих чертах с аксиоматическим строением евклидовой геометрии);
- пространственное мышление (пространственные абстракции, анализ и синтез геометрических образов, пространственное воображение);
- техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности (понимание сущности скалярных величин, умение определять, измерять и вычислять длины, площади, объемы геометрических фигур, умение изображать геометрические фигуры и выполнять геометрические построения, моделировать и конструировать геометрические объекты);
- комбинаторный стиль мышления (поиск решения проводится на основе целенаправленного перебора возможностей, круг которых ограничен определенным образом);
- алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
- владение символическим языком математики (понимание математических символов, умение записывать в символической форме решения и доказательства);
- математические способности школьников (способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению).
- Результаты формирования универсальных учебных действий
- Результатом формирования личностных УУД следует считать:
- уровень развития морального сознания;
- присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения;
- полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.
- Критериями сформированности у учащегося регулятивных УУД может стать способность:
- выбирать средства для своего поведения;
- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
- начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.
- Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:
- выделять тип задач и способы их решения;
- осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- обосновывать этапы решения учебной задачи;
- производить анализ и преобразование информации;
- проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- владеть общим приемом решения задач;
- создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
- Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.
Примеры заданий для формирования УУД на уроках математики в 5 классе
Решение различных текстовых задач максимально способствует развитию универсальных учебных действий всех типов на уроках математики.
Задача: мороженое содержит 7 частей воды, 2 части молочного жира и 2 части сахара (по массе) (личностные УДД: проявление внимания, интереса, желания больше узнать). Сколько потребуется сахара для приготовления 4 400кг мороженого (познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков (существенных и несущественных))
Решение.
Пусть масса одной части х кг (познавательные УУД: поиск решения проблемы учащимися).
Вода | 7 частей | 7х 2х 4 400 кг 2х |
Молочный жир | 2 части | |
Сахар | 2 части |
Составим уравнение: (познавательные УУД: создание способов решения)
7х+2х+2х=4 400
11х=4 400
х=4 400:11
х=400 (кг) в одной части
2∙400=800 (кг) сахара
Проверка: 7∙400+2∙400+2∙400=4 400 ( регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов)
Ответ: 800 кг. (коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении математических абстракций, соотношений реального и идеального и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствуют формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Проведена диагностика уровня сформированности УУД в 5 классе
Результаты диагностики показывают, что более 80% учащихся 5 класса имеют положительный уровень мотивации. Дети посещают школу охотно. На уроках не занимаются посторонними делами. Серьезных затруднений в учебной деятельности не испытывают.
Для дальнейшего формирования метапредметных результатов необходимо практиковать групповую работу школьников. В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер). Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Групповая работа учащихся 5 класса предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе, совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
- Помните - каждый ребенок индивидуален.
- Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников.
- Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете.
- Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал.
- Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике
- Научите ребенка высказывать свои мысли
- Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.
Список использованных источников и литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
3. Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
4. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в школе. 2006
5. Виленкин Н.Я.и др. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Москва: Мнемозина, 2009
6. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс. Задания для обуче-ния и развития. «Интеллект-Центр» Москва 2007г.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2011г.
Интернет- ресурсы:
1. http://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/formirovaniie-uud-na-urokakh-matiematiki-v-5-klassie-fgos
2. http:// festival1.september.ru/articles/628159
3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-matimatiki-sre
4. http://www.koipkro.kostroma.ru/chuhloma/metodika/matem/DocLib12
Приложение
Диагностика уровня сформированности УУД обучающихся 5 класса
по математике за первую четверть
Условные обозначения:
Да +
Не всегда +\-
Нет -
№ | Параметры характеристики школьника (УУД) | Фамилии | ||||||||
Регулятивные УУД | ||||||||||
1 | Способен сосредоточено работать над задачей и не отвлекаться в процессе ее решения | |||||||||
2 | Способен поставить перед собой учебную цель и последовательно добиваться ее достижения | |||||||||
3 | Понимает требования учителя и старается их выполнять | |||||||||
4 | Прилагает усилия для преодоления учебных трудностей на уроке, если они возникают | |||||||||
5 | Умеет работать по образцу, инструкции, правилу | |||||||||
6 | Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания | |||||||||
7 | Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания | |||||||||
8 | Способен осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал | |||||||||
9 | Контролирует свои эмоции | |||||||||
10 | Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, движения рук и ног) | |||||||||
Всего баллов | ||||||||||
II Познавательные УУД | ||||||||||
1 | Демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания | |||||||||
2 | Демонстрирует способность осуществлять классификацию | |||||||||
3 | Использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира | |||||||||
4 | Ориентируется в основных математических понятиях | |||||||||
5 | Устанавливает причинно-следственные связи (что сначала, что потом) | |||||||||
6 | Умеет решать задачи (создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат с исходным условием) | |||||||||
7 | Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решиния уравнений | |||||||||
8 | Умеет приводить аргументы, формулировать выводы, адекватно полученным результатам | |||||||||
9 | Может творчески, нестандартно решать задачи | |||||||||
10 | Умеет формулировать вопросы | |||||||||
Всего баллов | ||||||||||
III Коммуникативные УУД | ||||||||||
1 | Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий | |||||||||
2 | Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно взаимодействовать | |||||||||
3 | Умеет работать в паре и группе | |||||||||
4 | Понимает возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос, не совпадающих с собственными. | |||||||||
5 | Умеет учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы, умеет договариваться | |||||||||
6 | Умеет строить понятные для партнера высказывания, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. | |||||||||
7 | Умеет аргументировать, отстаивать свою точку зрения невраждебным образом. | |||||||||
8 | По-дружески относится к большинству одноклассников | |||||||||
9 | Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять | |||||||||
Всего баллов | ||||||||||
IV Личностные УУД | ||||||||||
1 | Активен на уроках, стремится проявить свои знания | |||||||||
2 | Проявляет заинтересованность в получении новых знаний | |||||||||
3 | Проявляет заинтересованность в хорошей оценке | |||||||||
4 | Сформирована учебно- познавательная мотивация | |||||||||
5 | Сформированость самооценки (- завышенная, заниженная, +\- несколько завышенная\заниженная, +адекватная,) | |||||||||
6 | Знает основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность). (Не знает и так не поступает – низ Большинство знает, но так поступает иногда – сред Знает и чаще поступает – выс.) | |||||||||
7 | Развиты этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторы морального поведения | |||||||||
8 | Демонстрирует сформированность доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, эмпатии, эмоциональной отзывчивости. | |||||||||
9 | При возникновении трудностей сетует на отсутствие: везения (низ), способностей и сложность заданий (сред), на недостаточность собственных усилий (выс) | |||||||||
Всего баллов |
Обработка результатов (по каждой сфере):
+ высокий уровень (2 балла)
+\- средний уровень (1 балла)
- низкий уровень (0 баллов)
Низкий уровень: ниже 7 баллов
Средний уровень: 8-14 баллов
Высокий уровень: 15-20 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках математики в 5 классе
Формирование УУД на уроках математики в 5 классе...
Формирование УУД на уроках математики в 5 классе. Реализация ФГОС в преподавание математики.
Отыт работы на уроках математики по учебнику С.М.Никольского....
доклад на педсовете "Организация проектной деятельности учащихся при формировании УУД на уроках математики в 5- 6 классах"
Доклад с держит презентацию опыта работы по данной теме....
Формирование рефлексии на уроках математики в 5 классе.
В статье дается описание современного термина "рефлексия" и применение данного понятия в математике....
Задания для формирования УУД на уроках математики. 5 класс
Фрагмент урока, направленный на формирование УУД на уроке в 5 классе...
Формирование УУД на уроках математики 5 класс
Фрагмент урока по теме "Свойства умножения"...