Формирование УУД на уроках математики в 5 классе. Реализация ФГОС в преподавание математики.
опыты и эксперименты (5 класс) на тему
Отыт работы на уроках математики по учебнику С.М.Никольского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnykh_uchebnykh_deystviy_na_urokakh_matematiki.docx | 46.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО учителей математики «Реализация ФГОС в преподавании математики»
Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Выступление подготовила
учитель математики МОУ-СОШ №13
Бовт Людмила Васильевна
Новый мир имеет новые условия и требует
новых действий.
Н.Рерих.
Каждый из нас, кто отдал школе не один десяток лет и кто только начинает работать , задает себе вопрос: в чем суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на него по-своему.
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы. И современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельного учиться и многократно переучиваться в течении жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД.
ЦЕЛЬЮ образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
ЗАДАЧЕЙ современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способствовать к саморазвитию и самосовершенствованию.
Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник» и др.)
Регулятивные УУД – отражают способность обучающего строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты ( цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Коммуникативные УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Актуальность современного образования
В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образованном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Основные функции УУД
Каждый урок с УУД
Умение решать задачи – такое же
практическое искусство, как умение плавать и бегать.
Ему можно научиться только путем подражания и упражнения.
Д. Пойа.
Примеры заданий.
Математика 5 класс | Содержание учебной деятельности |
Л и ч н о с т н ы е У У Д Рублика ищем информацию. 1.а) Известно, что цифры 0,1,2,3,…, которые мы используем в вычислениях, называют арабскими, но придумали их не арабы. Кто придумал эти цифры? б) Почему цифры 0,1,2,3,…, называют арабскими? 2.ΧΧΙΙ Олимпийских играх в Москве (1980г.) спортсмены СССР получили 195 медалей, из них 126 золотых и бронзовых,146 золотых и серебряных. Сколько золотых, серебряных и бронзовых медалей в отдельности получили спортсмены СССР? Р е г у л я т и в н ы е У У Д 1. Из нескольких монет только одна фальшивая – она легче остальных. Как с помощью чашечных весов без гирь определить фальшивую монету: а) за одно взвешивание, если монет 3; б) за два взвешивания, если монет 9; в) за три взвешивания, если монет 27? 2. Тест «Найди ошибку» Тема « Свойства вычитания натуральных чисел»
П о з н а в а т е л ь н ы е У У Д 1. Найди выражения, значения которых равны: (128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68; (43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36. Объясни, как ты их искал? а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения; б) Запиши это свойство в виде равенства; в) Сравни свою запись с такой: ( a + b)*c = a*c +b*c. Сделай вывод. 2. Докажите, что сумма всех чисел магического квадрата 3x3 делится на 3. К о м м у н и к а т и в н ы е У У Д 1. Групповая работа- класс делится на группы по 4-5 человек. Задание- составить кроссворд по теме «Квадрат и прямоугольник». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы. 2. Ролевые игры. Например «Угадай, кто это?» Каждый из участников записывает на листе бумаги свою характеристику учебной деятельности, не указывая в ней внешние данные. Ведущий зачитывает характеристики. Все угадывают, чьи они. Затем характеристики дополняются другими учащимися. | Патриотическое воспитание, отношение к историческим ценностям; формирование интереса к истории страны, уважение к ценностям культур других народов. Составление плана и последовательности действий; волевому усилию в преодолении препятствий. Обнаружить ошибку и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы. Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей знаково-символическое моделирование. Общеучебные действия: поиск и выделение информации Логические действия: построение логической цепи рассуждений. Действия постановки и решения проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Учиться познавать себя через восприятия других. |
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Личностные УУД.
- Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
- В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
- Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
- Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Регулятивные УУД
- Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
- Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
- Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Познавательные УУД
- Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
- Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД
- Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.
- Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
- Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, ихинтересы, особенности развития.
Список использованной литературы.
- Асмолов ,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование УУД в основной школе. ― М .: Просвещение,2010.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект./ Под ред. А.М. Кондакова,А.А. Кузнецова.―М.:Просвещение,2009.
- Подготовка учителя математики: Инновационные подходы /Под ред. В.Д. Шадрикова.―М.: Гардарики,2002.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.―М.: Просвещение,2010.(Стандарты второго поколения)
- Учебник Математика 5 класс. Никольский С.М.―М.: Просвещение 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД при обучении математике как средство реализации ФГОС
Выступление на педсовете на тему "Формирование УУД"....
«Система уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Делимость чисел». 6 класс. Учебник: Н.Я.Виленкин
Материал проекта будет полезен учителям, начинающим работать по новым федеральным стандартам (ФГОС).Цель проекта: реализация ФГОС ООО при конструировании системы уроков математики учащихся основной шк...
Мастер-класс « Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».
Материал выступления на областном семинаре по теме: " Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС"....
Статья на тему "Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС"
Статья на тему "Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС"...
Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ....
Мастер-класс на тему:«Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различн...
Формирование УУД при обучении математики как средство реализации ФГОС
Формирование УУД при обучении математики как средство реализации ФГОС...