Портфолио учителя математики Есиковой Л.И.
методическая разработка на тему
Порфолио содержит материалы педагогической деятельности Есиковой Любови Игоревны, учителя математики МБОУ СОШ №11 п. Раякоски. Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также позволяет проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога.
Портфолио содержит результаты педагогического мониторинга за последние пять лет (с 2008 по 2013 годы). Портфолио профессиональной деятельности состоит из пояснительной записки, инвариантной, вариативной частей, а также приложений.
В состав инвариантной части портфолио входят:
o материалы, отражающие значимость математики в школьном образовании, задачи математического образования на разных ступенях обучения,
o материалы, содержащие обоснование выбора образовательной программы, учебно-методического комплекта;
o материалы, содержащие обоснование выбора педагогических (образовательных) технологий;
o результаты диагностики учебных и внеучебных достижений обучающихся для оценки образовательных результатов.
В состав вариативной части входят материалы, содержащие конкретные результаты профессиональной деятельности:
- позитивная динамика качества образования обучающихся за последние пять лет;
- результативность участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях;
- активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения;
- обобщение и распространение опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях (результативность работы над методической темой);
- сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки;
- работа в творческих, проектных, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования на муниципальном, региональном уровнях;
- результаты участия в экспериментальной (инновационной) деятельности.
Приложения содержат копии документов (приказов,
дипломов, грамот, сертификатов), подтверждающих результативность педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_esikovoy_l.i.doc | 360 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
ПОРТФОЛИО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учителя математики Есиковой Любови Игоревны
2008-2013
п. Раякоски
2013
Сведения об аттестуемом работнике
- ФИО: Есикова Любовь Игоревна
- Дата рождения: 10 июля 1960
- Занимаемая должность, дата назначения: учитель математики с 15 августа 1981 г., приказ по РОНО от 10.09.81 № 259-к
- Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
- Сведения о профессиональном образовании: высшее профессиональное, Мурманский Государственный Педагогический институт, 1981. Присвоена квалификация учителя математики средней школы
- Общий стаж работы: 32 года
- Педагогический стаж: 32 года
- Стаж работы в занимаемой должности: 32 года, в том числе в данном учреждении: 32 года
- Наличие квалификационной категории: первая квалификационная категория, срок действия с 10.02.2010 по 09.02.2015, приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 17 февраля 2010 г. № 304
- Награды, звания:
- Благодарность за высокое качество подготовки учащихся к итоговой аттестации, администрация школы, 2006
- Благодарность за качественную подготовку Последнего звонка, администрация школы, 2008
- Диплом призера Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», г. Москва, март 2011 г.
- Диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий. Издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ», рег.№Т-252215, 2012
- Диплом участника 2 Всероссийского слета учителей. Медаль за активное участие в разработке и внедрении педагогических технологий, май 2011
- Благодарность за высокие результаты в учебно-воспитательном процессе, администрация школы, 2013
- Диплом Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества за представление своего педагогического опыта, рег. № ДИ 20/3112-4, июль 2013
- Диплом участника 5 международного педагогического форума «Педагогические технологии и инновации в образовании», серия №116, Санкт-Петербург 2013
- Благодарственное письмо Мурманской областной Думы, Распоряжение Председателя Мурманской областной Думы от 3 октября 2013 года № 313
11.Учёная степень: не имею
Оглавление
1.Пояснительная записка. .....................................................................................6
2.Инвариантная часть……………………………………………………………..7
2.1.Значимость математики в школьном образовании………………..….…….7
2.2.Обоснование выбора образовательной программы и учебно-методического комплекта............................................................................................................... 9
2.3.Педагогические (образовательные) технологии, используемые в профессиональной деятельности. ……………………………….......................12
2.4.Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки образовательных результатов………………………32
3. Вариативная часть……………………………………..……………… ……..34
3.1.Уровень достижений обучающихся………………….……………………..34
3.1.1.Позитивная динамика качества образования обучающихся за последние пять лет………………………………………...…………………………………35
3.1.3.Результативность участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах на муниципальном, всероссийском и международном уровня………………….35
3.1.5.Активное участие обучающихся в жизни ОУ …………………………..36
3.2.Уровень профессионализма…………………………………………...……38
3.2.1.Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, федеральном уровнях (результативность работы над методической темой)…………… … …………………………………………..38
3.2.2.Сведения об участии в конкурсах профессионального мастерства………………………………………………………………………..40
3.2.3.Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки………………………………………….………………………40
3.2.4.Работа в творческих, проектных, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования на муниципальном и региональном уровнях……………………………………………………………..……………41
3.2.5.Результаты участия в экспериментальной (инновационной) деятельности…………………………………………………….………………45
Приложение № 1. Документы о прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки.............................................................47
Приложение № 2. Документы, подтверждающие обобщение и распространение опыта работы.........................................................................................................49
Приложение № 3. Участие в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.................................................................53
Приложение № 4. Документы, подтверждающие результативность участия обучающихся в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней………………..........................................................................................55
- Пояснительная записка
Порфолио содержит материалы педагогической деятельности Есиковой Любови Игоревны, учителя математики МБОУ СОШ №11 п. Раякоски. Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также позволяет проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога.
Портфолио содержит результаты педагогического мониторинга за последние пять лет (с 2008 по 2013 годы). Портфолио профессиональной деятельности состоит из пояснительной записки, инвариантной, вариативной частей, а также приложений.
В состав инвариантной части портфолио входят:
- материалы, отражающие значимость математики в школьном образовании, задачи математического образования на разных ступенях обучения,
- материалы, содержащие обоснование выбора образовательной программы, учебно-методического комплекта;
- материалы, содержащие обоснование выбора педагогических (образовательных) технологий;
- результаты диагностики учебных и внеучебных достижений обучающихся для оценки образовательных результатов.
В состав вариативной части входят материалы, содержащие конкретные результаты профессиональной деятельности:
- позитивная динамика качества образования обучающихся за последние пять лет;
- результативность участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях;
- активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения;
- обобщение и распространение опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях (результативность работы над методической темой);
- сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки;
- работа в творческих, проектных, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования на муниципальном, региональном уровнях;
- результаты участия в экспериментальной (инновационной) деятельности.
Приложения содержат копии документов (приказов,
дипломов, грамот, сертификатов), подтверждающих результативность педагогической деятельности.
2.Инвариантная часть
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь.
Древнекитайская мудрость.
Согласно Концепции развития российского математического образования: «Математика – жизненно необходимый элемент будущего России, продолжение ее славного прошлого, основа ее конкурентоспособности в XXI веке, необходимый элемент безопасности страны. Любое высокотехнологичное направление развития страны будет опираться на математическую базу. Математика может стать элементом национальной идеи России XXI века».
Математика - часть общего образования, и оно содействует тому, чтобы личность приобрела важнейшие навыки и знания, необходимые ей в дальнейшей жизни и работе. Оно призвано содействовать гармоническому развитию личности, формировать ее интеллект и должно дать опору в будущей профессиональной деятельности. Среди предметов, формирующих интеллект, вне всякого сомнения, на первом месте находится математика.
Математика является одним из опорных предметов школы. Она обеспечивает изучение других дисциплин.
Целью своей педагогической деятельности считаю:
создать условия для формирования у обучающихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
Таким образом, моя педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие целостного восприятия мира обучающимися, формирование опыта творческой деятельности и творческого мышления, воспитание компетентной личности, адаптированной к современным социальным условиям.
Исходя из поставленной цели, мною определены следующие задачи:
- научить обучающихся методам математического моделирования для построения и исследования математических моделей при решении задач всех разделов математики, прикладных задач, задач из смежных дисциплин, а также процессов и явлений в природе и обществе с использованием математического аппарата;
- сформировать средствами математики культуру личности обучающегося: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать средствами математики качества личности, необходимые для социализации: уметь работать в коллективе, толерантность, нравственность;
- развить у обучающихся алгоритмическую культуру, творческие способности на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- развить у обучающихся психофизиологические качества личности: память, внимание, логическое мышление, пространственное воображение, интуицию.
Обоснование выбора образовательной программы и учебно-методического комплекта
Образовательный процесс выстраиваю в соответствии с Примерными программами основного и среднего (полного) общего образования по математике. Созданные на основе федерального компонента государственного стандарта, они определяют общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебных предметов и служат ориентиром для распределения учебных часов и содержания учебного материала.
В основу обучения математике должна быть положена формула «усвоение + применение на практике», которая в полном объёме реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.
Для эффективной реализации принципа «учить каждого» очень важен правильный выбор учебника.
В работе использую следующие учебно-методические комплекты:
- УМК по математике Н.Я.Виленкина и др. для 5 и 6 классов
- УМК по алгебре Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк и др. для 7, 8 и 9 классов
- УМК по алгебре и началам математического анализа под редакцией А.Н. Колмогорова для 10-11 классов
- УМК по геометрии Л.С. Атанасяна и др. для 7-9 и 10-11 классов.
Содержание учебника «Математика» для 5 и 6 классов соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по математике.
В данном УМК реализуется идея дифференцированного подхода к обучению: наличие разноуровневого дополнительного материала, упражнения для повторения ранее пройденного материала, выделенные более трудные упражнения. Это дает возможность на уроке найти задания для учащихся с разным уровнем мотивации. Учебник самодостаточный, с доступным изложением учебного материала, объяснением решения опорных примеров и задач, с достаточным количеством заданий для устного счёта, повторения, разнообразием домашнего задания.
В учебнике можно найти рассказы об истории возникновения и развития математики, задачи по комбинаторике, задачи для развития смекалки и логики, рубрику «Говори правильно».
Тексты задач достаточно современны. Поэтому школьники с интересом анализируют предлагаемые материалы, выполняя не всегда простые задания, требующие не репродуктивного воспроизведения знаний, а творческого подхода.
Учебник математики 5-6 классов объединяет много разноплановых понятий
(числа, сравнения чисел, действия над числами и законы этих действий, переменная, неравенство, пропорция, процент, геометрические фигуры и их свойства и др.). Объединяющими средствами при построении учебного предмета являются единые методические подходы в изложении родственных понятий, использование которых позволяет добиться сознательного понимания сущности математических действий и понятий учащимися.
В 7-9 классах я использую УМК «Алгебра» Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк и др., достоинствами которого считаю следующие моменты:
- хорошо систематизирован весь материал с учетом повторения;
- полностью охватывает все темы, позволяет формировать у школьников умение обобщать, анализировать;
- новые переиздания (уточненные и дополненные) позволяют минимизировать несоответствия между содержательной частью данных учебников и современными изменениями в системе образования;
- учебники содержат теоретический материал, изложенный коротко и доступно с широкой системой упражнений, органически связанной с предлагаемой теорией;
- в каждом пункте учебников содержатся задания, способствующие достижению уровня обязательной подготовки
- в учебники включены дополнительные упражнения к отдельным пунктам и главам, имеются задачи повышенной трудности, что дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению.
Все учебники алгебры соответствуют федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, в частности, вероятностно-статистическая линия становится неотъемлемой частью школьного курса математики (ее изучение предполагается даже в рамках базового курса).
Особенностями УМК Ю.Н. Макарычева являются:
- учёт особенностей возрастной психологии;
- адаптированность для самостоятельной и дифференцированной работы учащихся; «самодостаточность»: система упражнений на базовом и повышенном уровнях полностью обеспечивает учебный процесс;
- каждый раздел учебников завершается вопросами и заданиями, которые помогут ученикам проверить усвоение основных положений теории.
В учебнике «Геометрия» Л.С. Атанасяна, на мой взгляд, удачная практическая часть. Кроме того предлагается теоретический материал, не встречающийся в других учебниках, теория изложена достаточно доступно и кратко. УМК, помимо самого учебника, содержит и методическое пособие для учителя, и рабочую тетрадь, и широкий спектр дидактических материалов.
УМК под редакцией А.Н. Колмогорова не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам содержания образования. Основными принципами построения материала являются: строгая научность, обширная разноуровневая система упражнений, включающая в себя как упражнения, направленные на отработку базовых навыков, так и большое количество нестандартных заданий, доступных учащимся с различным уровнем подготовки. Уделяется особое внимание межпредметным и внутрипредметным связям курса.
В этой линии УМК: Н.Я. Виленкин, Ю.Н.Макарычев, А.Н. Колмогоров - меня привлекает отшлифованная методика работы по данным учебникам, огромный дидактический материал, накопленный мной; мощное методическое сопровождение.
Педагогические (образовательные) технологии, используемые в профессиональной деятельности
Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.
В моём понимании технология – это символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств – основа педагогических действий, направленных на гармоничное развитие личности учащегося.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
Название технологии | Реализуемые цели | Результаты |
Технология личностно-ориентированного обучения | Организовать обучение в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, обеспечить поддержку способностей и наиболее полное усвоение учебного материала | Применение элементов личностно-ориентированной технологии и технологии уровневой дифференциации привело к высокому уровню качества знаний в 2012-2013 уч. году:78 %. Качество знаний по результатам ЕГЭ, ГИА – 100%. Повышение интереса к предмету, активизация познавательной деятельности, участие в конкурсных мероприятиях разного уровня. |
Метод проектов | Непосредственным образом включать обучающихся в активный познавательный процесс. Формировать навыки информационно-поисковой культуры учащихся, коллективной и групповой работы, познавательной деятельности | Участие обучающихся в коллективных (Задачник о реке Паз) и индивидуальных проектах, которые применяются на уроках и во внеклассной работе. |
Игровые технологии | Создать условия для познавательной активности обучающихся | Повышение интереса к предмету, активизация познавательной деятельности на нетрадиционных уроках (путешествие, аукцион, ролевая игра). |
Информационно-коммуникационные технологии | Повысить качество образования и уровня активности учащихся, включение их в творческую, исследовательскую и проектную деятельность; повышение квалификации учителя. | Использование различных педагогических программных средств: электронные приложения к учебникам; программы-тренажеры; контролирующие, информационно-справочные, демонстрационные программные продукты. Использование ресурсов сети интернет для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. |
Основополагающими технологиями моей педагогической деятельности являются технологии личностно-ориентированного обучения, так как,
во-первых, личностно-ориентированное обучение – это главная задача, над которой работает педагогический коллектив нашей школы,
во-вторых, считаю их наиболее значимыми для развития и воспитания в ребенке активной, самостоятельной личности, которая умеет добывать знания и применять их в реальной жизни.
Малая наполняемость классов стала особенностью многих сельских школ. Не исключение и наша малокомплектная школа в поселке Раякоски.
Малочисленность классов предъявляет свои требования к построению учебного процесса.
Формы и методы обучения, пригодные для ученического коллектива в 30 человек, малоэффективны в работе с 1-4 учениками. В этих условиях есть опасность эмоционально перегрузить детей, если использовать только традиционные формы контроля. Малочисленность классов имеет свои преимущества, в то же время создает некоторые проблемы:
- ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки реальных успехов;
- постоянное давление учителя на ученика, психологическая напряженность школьника от ожидания: на каждом уроке обязательно спросят;
- отсутствие духа соревнования, ограниченный круг общения и др.
Эпизодически провожу занятия в разновозрастном коллективе, объединяя от двух до четырех классов (в качестве открытых уроков). Для открытых мероприятий выбираю следующие темы, соответствующие основным содержательным линиям школьного курса математики и предполагающие возможность интеграции классов: функции, уравнения, неравенства, преобразования геометрических фигур.
Коротко опишу один из разновозрастных уроков «Решение уравнений» (для 6-9 классов) – пример использования «обучения в сотрудничестве» - одной из технологий личностно-ориентированного обучения.
Для учащихся 8-9 классов это был урок обобщения и систематизации знаний по теме «Уравнения», для учащихся 6-7 классов – урок открытия нового знания. Шестиклассники уже знакомы с понятием линейного уравнения, правилами равносильных преобразований и могут расширить знания о линейных уравнениях. Учащиеся 7 класса закончили изучение темы «Разложение на множители различными способами» и готовы к изучению способов решений неполных квадратных уравнений. Особенностью организации работы в разновозрастном классе является отказ от традиционной структуры урока.
На уроке использовались различные формы организации учебной работы: групповая, фронтальная, индивидуальная; различные методы и приемы: информационные проекты учащихся, электронная презентация, созданная учителя, дидактические игры.
Были созданы ситуации межгруппового и внутригруппового общения, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.
На уроке реализовывались идеи
- интегрированного обучения: привлечен региональный материал по географии Мурманской области;
- взаимообучения в разновозрастном классе: ученики старших классов объясняли младшим новые способы решения уравнений.
Реализуя творческий подход, я выбрала форму проведения занятия – урок-путешествие по рекам Мурманской области, на которых построены гидростанции. Ведь Раякоски – поселок энергетиков. Задачи к уроку были составлены с использованием регионального материала. Привлечение большого и разнообразного географического и исторического материала, решение прикладных задач повышает интерес к предмету. Ученикам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей. Опора на жизненный опыт является мотивацией познавательной деятельности ученика на уроке.
В качестве домашнего задания старшеклассники должны были создать информационные проекты: сообщение об одном из способов решения квадратного уравнения, сопровождаемое слайдами; а также подготовить объяснение нового материала младшим школьникам.
Использование ИКТ на уроке сочеталось с другими видами деятельности (групповая работа, индивидуальная работа по карточкам, парная работа: консультант—ученик, дидактическая игра, работа с географической картой Кольского полуострова и др.).
Подготовленная презентация позволила решать поставленные цели более эффективно. Представленные фотографии служили эмоциональным фоном при проведении урока.
Использование ИКТ способствовало активизации познавательной деятельности учащихся, своевременному самоконтролю, эффективному повторению и систематизации материала.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке. Свою роль учителя вижу как организатора самостоятельной, активной познавательной деятельности учащихся, консультанта и помощника. Эти технологии вписываются в традиционную систему обучения, предусматривают дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.
Введение личностно-ориентированного обучения в учебный процесс подразумевает работу учителя по проектированию учебной деятельности и ее практической организации на уроках математики с учетом личностных возможностей учащихся. Для осознанного управления учителем процессом роста учебно-познавательных ресурсов школьника нужен определенный объём знаний учителя об ученике как субъекте обучения. Память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий, наряду с мотивацией и волей - практически основные «инструменты», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ученика.
Урок зачастую начинается с проверки домашнего задания. Но если на традиционном уроке основная задача - проконтролировать, кто и как выполнил домашнее задание, то при обучении в сотрудничестве основная задача учителя – добиться полного осмысления ранее пройденного материала. Поэтому прежде чем проверить, необходимо представить ученикам еще одну возможность прояснить непонятные в ходе выполнения домашнего задания детали. С малым числом детей невозможно провести математическую эстафету или учебную викторину, поэтому я провожу проверку домашнего задания дифференцировано. Использую тесты, задания «найди ошибку в решении», математическое лото, задания с зашифрованными ответами, устные геометрические задачи по готовым чертежам, карточки-консультанты; перемежаю устные задания с письменными, вычислительные с логическими. Такое сочетание видов деятельности позволяет уменьшить психологические нагрузки. Для закрепления и повторения подбираю задания с учетом интересов школьника. Для активизации умственной деятельности школьников, развития их творческой инициативы использую задачи исследовательского характера, практико-ориентированные задания.
Мой предмет имеет широкое практическое применение в различных сферах жизнедеятельности. Но часто получается, что ученик, имея знания, не владеет ими. А, как известно, первый компонент развития - умение применять полученные знания на практике. Это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Поэтому очень важный компонент личностно ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности.
По З.Фрейду: “Личность - это звено между мотивацией и её реализацией”. Дети часто говорят, что им тогда всё понятно, когда интересно. Интерес - это синоним учебной мотивации. По И.С.Якиманской цепочка обучения выглядит так: хочу - могу - выполняю с интересом - личностно значим каждому. Интерес стоит в центре этого построения. Как его сформировать?
Я пытаюсь повышать интерес учащихся через самостоятельность и активность. Самостоятельные работы при повторении организовываю так, чтобы они не только обеспечивали восприятие программного материала, но и способствовали бы развитию творческой активности учащихся. Для этого провожу самостоятельные работы таких видов: лабораторные работы, практические работы, работы с логическими заданиями, с кодированными ответами, самостоятельные работы в форме математических диктантов, устные самостоятельные и домашние работы.
Начиная с 5 класса, мы с моими учениками составляем задачи. Принцип прост: в конце изучения темы - творческое задание на дом. Придумывая задачу, ученик глубже вникнет в теорию, выучит назубок правило, смоделирует конкретную ситуацию, решаемую математически.
При личностно ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент. На своих уроках стараюсь организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Организовать личностно ориентированные педагогические ситуации помогают грамотно поставленные вопросы:
Кто может сказать, какую из проблем мы решаем на занятии?
Назовите цель работы.
Сформулируй вопрос, ответ на который мы ищем (цель, которую ты стремишься достичь).
Какая из данных целей соответствует твоим ожиданиям? Почему?
Какие из данных заданий ты уже умеешь выполнять (составь перечень), а какие нет?
Как будем проверять, достигли ли цели?
При таком подходе к обучению важно стимулировать учащихся к высказываниям. Роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он, в данном случае, равноправный партнёр по учебному общению. Под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания. Очень важно, что у учителя исчезает необходимость говорить слова: неверно. Они заменяются личностно значимыми: ты так думаешь, это твоё мнение, ты молодец, как много ты сделал, это правильный путь и так далее.
Особую роль отвожу решению задач различными способами. Дети имеют право обосновать целесообразность или правильность любого решения и выбрать то, которое ближе ему. Например, при изучении темы «Квадратные уравнения» в 8 классе показываю разные способы решения уравнений, при изучении темы “Построение графика квадратичной функции” в 9 классе, разбираем несколько способов построения. Далее ученик выбирает для себя тот способ, который понятен и близок ему, а не навязан учителем или автором учебника. Задача учителя при личностно ориентированном подходе к обучению - научить детей делать правильный выбор, отвечающий их психологическому статусу.
Планирование достижения цели - это выбор и определение последовательности действий, ведущих к цели, необходимых для этого средств и этапов.
Особо хочется сказать о таких компонентах урока как контрольно-оценочный и аналитический. При обсуждении этого вопроса с детьми можно воспользоваться памяткой.
Подведение итогов.
1) Начните ваш ответ словами: Мне удалось
узнать...понять....вычислить...применить...объяснить...
2) Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями.
Вопросы в помощь:
Достигли вы поставленной цели?
Если да, что способствовало этому? Если нет, что мешало?
Какого рода трудности испытываете?
При оценке деятельности ученика, для стимулирования его активности и развития познавательного интереса можно использовать оценочный лист, в котором отражены все этапы урока. Проанализировав оценочный лист, можно увидеть пробелы в знаниях. Приведу в пример один из вариантов оценочного листа.
Фамилия, имя, класс:
Этапы работы | Проверка домашней работы | Проверка теории | Проверка формул | Тест | Самостоятельная работа | Работа у доски |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
Чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Положительный результат работы в том, что дети стали увереннее в себе, своих силах. Они привыкают сами добывать знания, а не пользуются готовыми выводами учебника.
Задача учителя - дать детям качественное образование.
Тот факт, что образование не дается, а приобретается человеком в ходе его самостоятельной деятельности, является общепризнанным. Современный человек должен быть инициативен, самостоятелен, уметь находить и анализировать информацию, использовать полученные сведения и умения. Помогает решать эти проблемы использование одной из личностно-ориентированных технологий - метода проектов в обучении.
Метод проектов дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что необходимо при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.
На уроках и во внеклассных мероприятиях часто использую информационные проекты:
-информационные проекты создаются школьниками на основе самостоятельного поиска информации в учебной и внеучебной литературе, Интернете;
-в ходе работы ребята учатся обобщать материал и оформлять в виде презентации;
-в процессе подготовки ребята активны и деятельны;
-привлекаются знания из разных областей знаний, примеры из окружающей жизни (межпредметные связи, практико-ориентированные задачи, связь с жизнью);
- подготовка и презентация проекта способствует развитию и формированию информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
В ходе подготовки открытого урока по теме «Функции» родилась идея проекта «Линейная функция как математическая модель». Математическое моделирование — достаточно актуальная тема. Построение математических моделей применяется в современной экономике, бизнесе, психологии, дает возможность прогнозировать результат наблюдений.
Над проектом работали 2 ученика 7 и 8 классов: Жарников Л. и Ушакова А. Сначала были изучены сведения из истории функций, определение, свойства функции, построение графика; примеры из смежных дисциплин. Линейная функция позволяет описать широкий круг процессов, явлений.
В исследовательской части работы ребята находили реальные ситуации, которые описываются такой математической моделью, как линейная функция, выясняли, что можно рассчитать с помощью линейной функции.
Ребята связались с работниками почты Раякоски и на основе полученных данных установили зависимость между стоимостью посылки и ее массой. Используя данные инженера-эколога ГЭС, с помощью линейной функции установили оптимальность утилизации отходов на свалке п. Раякоски (функция позволила прогнозировать результат). Следующая часть исследования проводилась с помощью летописи заповедника Пасвик. Изучив результаты учета тетеревиных птиц, ребята построили линейный тренд, отражающий изменение численности птиц, составили формулу соответствующей убывающей линейной функции.
Сделан соответствующий вывод: линейная функция является моделью реальных ситуаций окружающей жизни и применяется для практических расчетов. С этим проектом ребята успешно участвовали в районном конкурсе учебно-исследовательских работ.
Второй пример учебно-исследовательской работы - проект ученицы 7 класса Чадромцевой-Скрага А. «Вот такая я и мои друзья, или Математическая статистика в жизни школы». С этой работой девочка участвовала в районном фестивале «Шаг в будущее». В курсе математики 7 класса начинается изучение нового раздела – статистики. Ученики знакомятся с первыми статистическими характеристиками: средним арифметическим, медианой ряда, размахом, модой. Автора работы заинтересовал вопрос: можно ли с помощью этих характеристик изучить друзей, проследить, как меняются их интересы, увлечения, отношение к учебе и т.д. за время обучения.
Исследования проводились среди всех учеников школы № 11.
Цель работы: создание среднестатистического портрета школьника поселка Раякоски.
Исходя из цели исследования, была выдвинута гипотеза, что создание среднестатистического портрета позволит проследить развитие ученика и изменения личности школьника за время обучения.
Для достижения цели исследования были поставлены задачи исследования:
-Выполнить необходимые антропометрические измерения -Провести опрос и анкетирование школьников -Обработать, проанализировать полученные данные, представить их в виде таблиц и диаграмм -Сопоставить полученные данные с медицинскими нормами для каждого возрастного этапа -Провести сравнительный анализ интересов и увлечений школьников в процессе развития.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: наблюдение, метод социологического опроса, анкетирование, сравнительный анализ данных по успеваемости, практическая работа по определению гармоничности физического развития (расчет коэффициента МРП по антропометрическим данным).
Работа над проектом началась в начале учебного года с измерения роста и массы школьников. Обработка полученных данных велась с помощью программы Excel: для каждой группы школьников составлены таблицы, вычислены средние значения, размах и мода ряда. По этим результатам были составлены интервальные таблицы роста и массы, построены гистограммы, проиллюстрировавшие типичный рост и массу. Получив консультацию врача местного медицинского пункта, изучив предоставленную литературу, определили гармоничность развития школьников. Для этого был рассчитан МРП (массо-ростовой показатель) для каждого ученика и проведено сравнение с медицинскими нормами. Результаты исследований показали, что у младших школьников и старшеклассников есть небольшие отклонения, у подростков коэффициент соответствует норме.
Для сравнения результатов успеваемости по группам в конце первой четверти была составлена сводная таблица итоговых оценок. После вычисления средних оценок получен вывод, что успеваемость к старшим классам понижается. Построенная диаграмма показала типичные оценки. На следующем этапе исследования с помощью анкетирования были выявлены увлечения, интересы, мечты. С помощью опроса для создания более полного портрета, были выявлены музыкальные предпочтения ребят, отношение к домашним животным, планы на будущее.
Итоги работы:
Среднестатистический портрет младшего школьника | Подросток | Старшеклассник |
средний рост-133см средняя масса- 28 кг средняя оценка—4,6 баллов посещает экологический кружок любит подвижные игры слушает группу «Ранетки» заботится о кошке мечтает быть учителем или водителем | рост-154 см масса – 40 кг оценка – 4,0 балла посещает кино-фото кружок сидит в Интернете слушает РЭП любит собак мечтает стать кондитером или президентом | рост- 179 см масса –63 кг оценка -3,9 балла любит спорт, особенно стрельбу в тире слушает группы «Баста» и «Триада» мечтает стать военным или энергетиком |
В результате выполнения работы был создан среднестатистический портрет школьника п. Раякоски (для 3 возрастных периодов) и сделаны следующие выводы:
1) В-основном, по гармоничности физического развития школьники соответствуют медицинским нормам.
2) Самый интенсивный рост происходит в подростковом возрасте.
3) Интерес к учебе к старшему возрасту ослабевает.
4) У старшеклассников появляется больше интересов, не связанных с учебой.
В ходе работы над проектом родилась идея создать базу данных учащихся нашей школы и проследить их развитие в течение ряда лет.
Каждый год в школе я с коллегами планирую и провожу неделю или декаду естественно-математических наук. В условиях нашей малокомплектной школы (1-4 ученика в классе) предметные недели, декады – это возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, даже слабоуспевающего. Для всех классов предлагаются внеклассные мероприятия, чаще всего интегрированного характера, повышающие интерес к точным наукам на основе связи с жизнью и практикой.
Я предложила одну из форм работы, связавшую географический, исторический, краеведческий материал с математическим, – создание коллективного проекта « Паспорт реки Паз с задачником».
Цель этой работы:
-изучить физико-географическое положение нашей родной реки Паз, её климатические особенности, флору и фауну долины реки, результаты некоторых орнитологических и фенологических исследований и на основе реальных сведений составить математический задачник.
Одни учащиеся работали над созданием информационного паспорта реки Паз, искали сведения о географическом положении реки, климате, растительном и животном мире долины реки Паз. Другие готовили иллюстративный материал. Ученик 8 класса Кротов М. занимался созданием презентации паспорта реки Паз. Остальные ребята с 1 по 10 классы участвовали в составлении задач. На презентации проекта были определены самые интересные задачи.
На мой взгляд, такая форма работы способствует формированию у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира, активизирует их деятельность, способствует расширению кругозора. В результате ребята узнали много нового о своем крае, повторили и закрепили умения и знания по математике.
В 2008 – 2010 г. работала над методической темой «Использование метода проектов в малочисленном классе».
Результативность работы над темой:
Итогом изучения проектных технологий стало обобщение опыта работы на заседании РМО учителей математики по теме «Метод проектов в обучении», а также выступление на круглом столе, проводимом Высшей школой экономики (г. Москва), по теме «Проектная деятельность учащихся» в рамках программы повышения квалификации для учителей математики.
За период работы над темой были проведены мероприятия:
год | Уровень | Название мероприятия |
2008-09 | школьный муниципальный | -Открытый урок в разновозрастной группе «Решение уравнений» в форме путешествия по рекам Мурманской области (6-10 кл.). -Разработка и проведение школьного семинара «Проектная деятельность: мода или всерьез и надолго». -Выступление на семинаре «Малокомплектная школа в условиях модернизации образования: проблемы и перспективы» по теме «Опыт разновозрастного обучения в условиях малокомплектной школы». -Участие в фестивале исследовательских проектов с работой «Линейная функция как математическая модель» |
2009-10 | Школьный | -Выступление на заседании школьного МО по теме «Система подготовки к ГИА и ЕГЭ» -Разработка и проведение семинара по теме «Детская одаренность и проблема ее развития» -Выступление по теме «Общие подходы к обучению одаренных детей, особенности педагогического сопровождения» |
Муниципальный Международный | - Участие в районном конкурсе «Мой лучший ИКТ-урок» -Выступление на районном семинаре по теме «Использование современных технологий на уроках математики в разновозрастных классах». -Участие в районном конкурсе «Шаг в будущее» с научно-исследовательской работой «Вот такая я и мои друзья» или «Статистика в жизни школы» -Публикация в газете «Пасвик Times», статья «Зеленые традиции», № 6, 2010г. | |
2010-11 | Школьный Муниципальный Региональный Федеральный Международный | -Открытый урок-проект в разновозрастном классе по теме «Пирамиды вокруг нас» (9-11кл) -Разработка и проведение заседания педсовета по теме «Современный урок в условиях интеграции традиционного и личностно ориентированного обучения» -Выступление на педагогическом совете «Методические требования к современному уроку» на базе методических пособий М.М.Поташника -Разработка и проведение школьного семинара «Технология деятельностного подхода в обучении» -Выступление на семинаре по теме «Технология деятельностного метода как средства реализации современных целей образования», разработка памятки для учителей «Опорная схема-конспект урока открытия нового знания» -Выступление на педагогическом совете «Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся по темпераменту, каналам восприятия информации, обработке информации» -Обобщение опыта работы на заседании РМО математиков по теме «Метод проектов в обучении» -Выступление на курсах повышения квалификации заместителей директоров в МОИПКРОиК по теме «Социокультурное пространство сельской школы» -Выступление и презентация сценария урока с использованием ИКТ на всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» г. Москва, диплом 2 степени -Участие в семинаре, проведенного на базе школы совместно с администрацией заповедника Пасвик «Исследователи водоемов» (в рамках международного проекта) |
Цели формирования положительной мотивации учения и повышение интереса к предмету служат Игровые технологии.
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении, делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении.
Использую игры на разных этапах урока. В начале урока включаю игровой момент при устном счете: математический лабиринт, магические квадраты, кроссворды, ребусы.
При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, дидактические игры, уроки-путешествия, аукционы (например, уроки в разновозрастных классах по темам «Взятие крепости Функция», «Путешествие по рекам Мурманской области или Решение уравнений», аукцион по теме «Треугольник», деловая игра «Прогрессии» и др.). Эти формы и приемы направлены на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной активности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Игровые технологии находят также широкое применение во внеклассной работе.
Внеклассная работа
Основные задачи внеклассной работы по математике:
- повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
- способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики».
Используемые мной формы проведения внеклассной работы по математике разнообразны:
- факультативы и элективные курсы (факультатив «За страницами учебника алгебры», электив «Решение задач с параметром»);
- интеллектуальные марафоны; конкурсы (викторина «Задача дня», конкурс «Стомахион», «Оригами» и др.);
- театрализованный школьный математический вечер;
- общешкольная математическая игра;
- математическая олимпиада;
- конкурсы разного уровня (районный конкурс «Карусель», Всероссийские олимпиады Эйдос, Олимпус, Кенгуру и др.)
Введение игровых элементов разрушает интеллектуальную пассивность учащихся, которая возникает после длительного умственного труда на уроках.
В рамках недель и декад были проведены следующие игры по математике:
- внеклассное занятие по математике «Удивительный лист Мебиуса»,
- общешкольная игра «Фортуна»,
- клуб «Математическое казино»,
- интеллектуальный марафон «Эрудиты» или «Мозголомы» для школьников и родителей,
- викторина «Что? Где? Когда?» и др.
В условиях малочисленной школы игры проводятся в разновозрастных коллективах, поэтому при их разработке важно учитывать возрастные особенности детей, интересы и имеющиеся знания.
Современный образовательный процесс предполагает деятельность и взаимодействие преподавателя и учащихся в цифровой среде.
Информационно-коммуникативные технологии
Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.
Использую в своей работе
- готовые мультимедийные пособия,
- собственные мультимедийные продукты,
- детские презентации,
- интернет-ресурсы.
Готовые мультимедийные пособия рассчитаны на самостоятельную работу с компьютером в интерактивном режиме. Диалоговое взаимодействие моделирует совместную деятельность учителя и учеников на всех этапах урока.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся, что особенно актуально при работе в классах-комплектах.
Использование ЦОР дает возможность углубления межпредметных связей, актуализации выбора образовательной траектории обучающимися, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения.
Я использую компьютер в разных целях:
- при объяснении нового материала;
- для оптимального закрепления изученного материала;
- для контроля знаний учащихся;
- для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.
Накопленный опыт работы оказал позитивное влияние на мотивацию учащихся к изучению математики и на мой личный профессиональный рост.
Достигнут высокий уровень качества знаний учащихся (78%).
Владею компьютером на оптимальном уровне. Активно применяю ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Свободно владею работой с техническими средствами ИКТ: компьютером, мультимедийным проектором, принтером, сканером, цифровым фотоаппаратом, интерактивной доской.
Для разработки уроков с компьютерной поддержкой использую:
- различные педагогические программные средства: электронные приложения к учебникам; программы-тренажеры; контролирующие, информационно-справочные, демонстрационные программные продукты (ресурсы Единой образовательной коллекции ЦОР и ФЦИОР, электронные учебные пособия: «Алгебра не для отличников», «Математика абитуриенту», «Все задачи школьной математики. Алгебра 7-9», «Итоговая аттестация выпускников», «Открытая математика. Планиметрия», «Открытая математика. Стереометрия», «Открытая математика. Функции и графики», «Репетитор по математике Кирилла и Мефодия», электронное приложение к УМК по алгебре и началам математического анализа А.Н.Колмогорова; систему программ «1С: Образование» и др.)
- пакет Microsoft Office 2007: Microsoft Word (работа с текстовыми документами), Microsoft PowerPoint (создание электронных презентаций), Microsoft Excel (работа с электронными таблицами), Microsoft Office Picture Manager (для обработки фотографий).
В своей работе использую материалы сайтов school.еdu.ru , zadachi.mccme.ru, www.1september..ru, www.uroki.net, http://educontest.net/, http://www.numi.ru/, http://nsportal.ru/ .Применяю в качестве наглядного материала мультимедийные презентации, видеоуроки, тесты И. Жаборовского (разработаны презентации ко всем темам для 5-11классов). Пользуюсь материалами фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
Привлекаю учащихся к созданию презентаций по отдельным темам, практикую такие формы внеклассной работы по предмету, как защита проекта с использованием мультимедийной техники. Учащимися созданы такие информационные проекты, как « Прямая пропорциональность», «Обратная пропорциональность», «Преобразования фигур в пространстве» «Симметрия правильных многогранников», «Пирамида», «Способы решения квадратных уравнений».
Использую ресурсы сети интернет для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Создала мини-сайт на портале «Социальная сеть работников образования», где размещены мои разработки и методические материалы.
Участвую в проекте «Школа цифрового века» Издательского дома «Первое сентября».
С 2011 года работаю над методической темой «Использование элементов информационных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Обобщала и распространяла свой опыт работы по применению информационных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности на мероприятиях разного уровня:
год | уровень | Название мероприятия |
2011-2012 | Школьный Муниципальный Федеральный | -Разработка и проведение педсовета «О введении ФГОС второго поколения в начальную школу», выступление на педсовете по теме «Активные методы обучения на уроках математики» -Коллективный проект «Паспорт реки Паз. Задачник» (в рамках международного проекта «Исследователи водоемов») -Открытое общешкольное мероприятие - математическая игра «Фортуна» для 3-10 классов (с использованием ИКТ) -Выступление на межшкольном семинаре в п. Лиинахамари «Современный урок в малокомплектной сельской школе» с презентацией работы школы -Участие во Втором Всероссийском Слете учителей, г. Сочи. Выступление на слете по теме «Влияние социума на обучение и воспитание в сельской школе» |
2012-2013 | Школьный Муниципальный Региональный Федеральный | -Открытый урок по теме «Треугольник» (7-9 классы, школа) -Театрализованная игра «И прекрасна, и сильна Математики страна» в рамках недели естественно-математических наук для 1-11 классов -Выступление на районном семинаре учителей математики «Итоговая аттестация обучающихся 9-ых и 11-ых классов» по теме «Площадь. Периметр» -Создание справочника по геометрии. Публикация на сайте «Цифровые образовательные ресурсы. Региональное хранилище Мурманской области». http://cor51.ru/ -Создание минисайта (nsportal.ru) -Выступление на круглом столе по теме «Проектная деятельность учащихся» в рамках программы повышения квалификации для |
Международный | учителей математики, Высшая школа экономики, Москва -Участие в 5 международном педагогического форуме «Педагогические технологии в образовании – российский и международный опыт» -Выступление с опытом работы на секции «Математика, информатика, физика» по теме «Региональный компонент в преподавании математики» |
Участвовала в работе проблемной группы по разработке критериев оценивания современного урока с применением ИКТ в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».
Награждена
-дипломом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, рег.№Т-252215, 2012;
-дипломом Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества за представление своего педагогического опыта, рег. № ДИ 20/3112-4, 2013
-дипломом Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» с использованием ИКТ, г. Москва, март 2011г.
Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки образовательных результатов
Одной из главных задач в моей работе является планирование контроля качества знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Мониторинг сформированности компетенций осуществляется через систему диагностирования результатов обучения по каждой теме, предполагает подтверждение или демонстрацию обучающимися освоения требуемых компетенций. Критериями успешности в процессе продвижения к формированию компетенций служат: структура знаний; гностические умения (аналитические и проектировочные); рефлексивные умения; ценностно-мотивационные позиции.
Обязательным для себя считаю начинать работу с классом с диагностики знаний по сформированности общеучебных умений и навыков каждого ученика, причем диагностические обследования провожу на различных этапах учебного процесса, что позволяет на определенном этапе обучения предъявлять ученику посильные требования. Тем самым создавать «ситуацию успеха», условия для повышения чувства ответственности, развития самостоятельности. В диагностическом инструментарии определены уровневые показатели, позволяющие определить уровень владения учащимися компетенциями в начале обучения, в процессе овладения учебными модулями и после обучения.
Мною выделены следующие уровни сформированности компетенций: репродуктивный, продуктивный и креативный. При проведении анализа контроля особенно важным считаю накапливание информации о динамике качества знаний, выработку мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Система тематического учета знаний и умений позволяет мне подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы; учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения задания разного уровня сложности. Обобщение и оценку знаний учащихся провожу через 3-5 уроков. Если на изучение темы требуется большее количество часов, провожу промежуточный контроль. В этом случае использую тестирование, на выполнение которого отводится не более 10—15 минут. Тесты использую как одну из форм контроля объективной и технологичной проверки результатов, хотя при тестировании отсутствует информация о ходе размышлений ученика и возможна прямая подстановка вариантов ответов без решения задания.
Избрав определенный диагностический инструментарий, провожу
мониторинг деятельности обучающихся по следующим критериям и показателям:
Критерии | Показатели | Диагностический инструментарий |
1.Мотивация к изучению предмета обучающихся | 1.1.Уровень мотивации | Методика диагностики эмоционального отношения к учению, цветовой тест отношений (методика М. Люшера) |
2.Качество обучения по предмету | 2.1.Число школьников, обучающихся на «4» и «5» 2.2.Число выпускников, награжденных медалями 2.3.Результаты Единого государственного экзамена 2.4.Участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах | Анализ статистики Анализ статистики Анализ статистики Анализ результатов |
3. Сформированность предметных компетенций | 3.1. Уровень овладения 3.2. Сформированность самостоятельности обучающихся в овладении учебным материалом. | Результаты тестирования Анкетирование (опрос обучающихся, родителей, учителей) |
3.Вариативная часть
Уровень достижений обучающихся
Динамика качества образования обучающихся за последние пять лет по математике (по школе в целом)
Учебный год | Кол-во учащихся | Успеваемость | Качество |
2008 – 2009 | 8 | 100 % | 63 % |
2009 – 2010 | 9 | 100 % | 78 % |
2010 – 2011 | 9 | 100 % | 67 % |
2011 - 2012 | 8 | 100% | 63% |
2012-2013 | 9 | 100% | 78% |
Позитивная динамика качества образования обучающихся по математике (по классам)
Класс | Качество знаний обучающихся по предмету в % / кол-во уч-ся в классе) | ||||
2008– 2009 | 2009 – 2010 | 2010 – 2011 | 2011 – 2012 | 2012 - 2013 | |
5 | 100 / 2 | 100 / 2 | 100 / 2 | 100 / 2 | |
6 | 50 / 2 | 50 / 2 | 100 / 1 | ||
7 | 50 / 2 | 50 / 2 | 100 / 2 | 100 / 1 | |
8 | 50 / 2 | 33 /3 | 50 / 2 | 100 / 1 | |
9 | 100 / 1 | 100 / 1 | 33 / 3 | 50 / 2 | |
10 | 100 / 1 | 100 / 1 | 100 / 1 | 50 / 2 | |
11 | 100 / 1 | 100 / 1 | 100 / 1 |
В восьмом классе наблюдается снижение качества знаний в 2010/11 г., по причине прихода в класс в конце учебного года нового ученика с низким уровнем мотивации. В течение 2011/12 г. проводилась коррекция знаний. В результате проведенной работы идет повышение качества знаний в 2012-2013 уч.году.
Показатели годового значения среднего балла по математике за пять лет
Класс | Средний балл по предмету | ||||
2008 – 2009 | 2009 – 2010 | 2010 – 2011 | 2011 – 2012 | 2012 - 2013 | |
5 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
6 | 3,5 | 4 | 4 | ||
7 | 3,5 | 4 | 4 | 4 | |
8 | 4 | 3,3 | 3,5 | 4 | |
9 | 5 | 4 | 3,3 | 4 | |
10 | 4 | 5 | 4 | 3,5 | |
11 | 4 | 5 | 4 |
Результаты итоговой аттестации по математике
год | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | |
Качество /средний балл или оценка | ||||||
9 класс (ГИА) | 100% 1уч.- оценка «5» | 100% 1уч.- оценка «5» | 33% 3уч.- оценки «4» ,«3», «3» | 100% 2уч.- оценки «4» и«5» | ||
11 класс (ЕГЭ) | 100% 1уч.- 63 балла | 100% 1уч.-75 баллов | 100% 1уч.- 63 балла |
Участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях научно-исследовательских работ
Становление творческой личности является одной из основных педагогических проблем. Подготовка к математическим конкурсам, олимпиадам, к участию в проектах - все эти виды деятельности направлены на формирование у обучающихся исследовательских компетентностей, развитие познавательного интереса.
Результаты участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, фестивалях:
год | название | уровень | результат |
2008-09 | Конкурс «Математическая карусель» | муниципальный | Дипломы участников Жарников Л. - 2 место |
Районный фестиваль учебно-исследовательских и творческих проектов в рамках программы «Шаг в будущее» | муниципальный | Ушакова А. - 1 место на секции естественно-математических наук диплом | |
Всероссийская олимпиада «Эйдос» по математике | федеральный | Дипломы участников, 6 и 7 место, Суворова А., Жарников Л.- лауреат номинации «Исследования» | |
2009-10 | Международный математический конкурс-игра «Кенгуру – математика для всех» | международный | Сертификаты участников |
Районный фестиваль учебно-исследовательских и творческих проектов в рамках программы «Шаг в будущее» | муниципальный | Скрага А. - сертификат | |
2010-11 | Районный конкурс «Математическая карусель» | муниципальный | Сертификаты участников |
2011-12 | Международный математический конкурс-игра «Кенгуру - математика для всех» | международный | Сертификаты участников |
Районный конкурс «Математическая карусель» | муниципальный | Суворова А. - 2 место сертификаты участников | |
2012-13 | Всероссийская олимпиада школьников по математике | муниципальный | Кротов М. - призер олимпиады, диплом |
Районный конкурс «Математическая карусель» | муниципальный | Черанева М. и Кротов М. - 1 и 2 места, дипломы | |
Международный математический конкурс-игра «Кенгуру - математика для всех» | международный | Сертификаты участников | |
Международный математический конкурс-игра «Кенгуру выпускникам» | региональный | Сертификаты участников |
Активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения
2008-2009
- Школьный этап олимпиады поматематике, 1 место- Жарников Л. (участие обучающихся – 75%)
- Школьный этап конкурса исследовательских работ в рамках программы «Шаг в будущее», лауреат Ушакова А. (участие обучающихся – 5 чел.)
- Викторина «Задача дня», победитель-Дроздов Д. (участие обучающихся – 100%)
- Театрализованное представление «Математические забавы для эрудитов» в рамках предметной недели математики для 3-11 классов – командная игра (участие обучающихся 3-11 кл.-90% )
2009-2010
- - «Математическое казино» в рамках недели естественно-математических наук для 8-11 классов, победитель Степашкин В. (участие учеников 8-11кл.-- 100%)
- - Урок-экскурсия по задачам международной игры «Кенгуру» для 5-7 классов – победитель Кротов М.(участие учеников 5-7 кл. -100%)
- -Школьный этап олимпиады по математике, 1 место- Ушакова А. (участие обучающихся – 89%)
- -Школьный этап конкурса исследовательских работ в рамках программы «Шаг в будущее», призер - Чадромцева-Скрага А. (участие обучающихся – 6чел.)
2010 – 2011
- -Интеллектуальная игра «Эрудиты», победитель Кострикин Н.(участие обучающихся 3-10 кл.– 100%)
- -Школьный этап олимпиады по математике, 1 место-Тарабарина М., 2 место-Ушакова А. (участие обучающихся – 89%)
2011 – 2012
- -Победитель в общешкольной математической игре «Фортуна» - Черанева М. (участие обучающихся – 100%)
- -Конкурс «Задача о реке Паз» (в рамках международного проекта «Исследование водоемов»)- победитель Петрова В. (участие обучающихся – 100%)
- -Школьный этап олимпиады по математике, призер Кротов М. (участие обучающихся – 75%)
2012 – 2013
- -Школьный этап олимпиады по математике , призер Кротов М. (участие обучающихся – 89%)
- -Конкурс «Задача дня», 1 место Палтышева Е., 2 место Романова С. (участие обучающихся – 100%)
- -Театрализованная игра «И прекрасна, и сильна Математики страна» в рамках недели естественно-математических наук для 1-11 классов – командная конкурсная программа (участие обучающихся – 100%)
Уровень профессионализма учителя
Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, федеральном уровнях
год | Тема, форма представления | Методическое мероприятие | Уровень |
2008 -09 | Выступление по теме «Опыт разновозрастного обучения в условиях малокомплектной школы» | Семинар - встреча с учителями гимназии г. Мурманска. Приказ ОУ от 23.10.2008 №31 | региональный |
2008 -09 | Презентация урока по теме «Пропорция» и дидактических материалов в программе Excel | В рамках проведения курсов для учителей математики МОИПКРОиК | региональный |
2009 -10 | Публикация статьи «Зеленые традиции школы», газета Пасвик Таймс, №6, 2010 | Семинар для работников образования и культуры в рамках международного проекта «Зимняя природа» на базе заповедника «Пасвик» при поддержке офиса губернатора Финнмарк, Норвегия (сертификат) | региональный и международный |
2009-10 | Выступление по теме «Использование современных технологий на уроках математики в разновозрастных классах» | Районный семинар на базе школы №11, приказ ОУ от 23 ноября 2009 № 28 | муниципальный |
2010 -11 | Обобщение опыта по теме «Метод проектов в обучении» протокол РМО от 11ноября № 2 | Заседание РМО учителей математики | муниципальный |
2010 -11 | Выступление по теме «Социокультурное пространство сельской школы» | В рамках курсов повышения квалификации заместителей директоров в МОИПКРОиК | региональный |
2010 -11 | Выступление и презентация сценария урока «Решение уравнений» с использованием ИКТ | Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок» г. Москва | федеральный |
2011 -12 | Выступление «Презентация работы школы» | Семинар «Современный урок в малокомплектной сельской школе», приказ отдела образования от 23 декабря 2011 № 518 | муниципальный |
2011-12 | Выступление по теме «Влияние социума на обучение и воспитание в сельской школе» (сертификат) Публикация выступления в электронном сборнике «Второй Всероссийский слет учителей» | Второй Всероссийский Слет учителей, г. Сочи. | федеральный |
2012-13 | Выступление по теме «Модуль «Геометрия»: Площадь. Периметр», сертификат ММЦ | Районный семинар учителей математики «Итоговая аттестация обучающихся 9-ых и 11-ых классов» | муниципальный |
2012 -13 | Выступление «Презентация справочника по геометрии», протокол от 18. 12.2012 № 2 | Заседание РМО учителей математики 18. 12.2012 | муниципальный |
2012 -13 | Публикация на сайте «Цифровые образовательные ресурсы. Региональное хранилище Мурманской области» http://cor51.ru/ (свидетельство №339, выдано авторскому коллективу, от 16.04.2013) | Работа в творческой группе учителей математики района «Подготовка ГИА: дидактические материалы по геометрии», Создание сборника «ГИА. Задачи по геометрии для 7-9 классов» | муниципальный и региональный |
2012 -13 | Выступление на секции «Математика, информатика, физика» по теме «Региональный компонент в преподавании математики» Публикация выступления в электронном сборнике «5 международный педагогический форум 2013» | 5 международный педагогический форум «Педагогические технологии в образовании – российский и международный опыт» г. Санкт-Петербург | международный |
2012 -13 | Выступление по теме «Проектная деятельность учащихся» (сертификат) | Круглый стол в рамках программы повышения квалификации для учителей математики, Высшая школа экономики, Москва | федеральный |
2012-13 | Публикация методической разработки «Справочник по геометрии для подготовки ГИА» на сайте educontest.net | Разработка и презентация «Справочник по геометрии для подготовки ГИА» | федеральный |
2012-13 | Публикация разработки «Проект: Паспорт реки Паз с задачником» на веб-сайте educontest.net, | Разработка и презентация «Проект: Паспорт реки Паз с задачником» | федеральный |
2012-13 | Публикация материала «Решение уравнений. Путешествие по рекам Мурманской области» на страницах СМИ «НУМИ» | Разработка и презентация методической разработки урока «Решение уравнений. Путешествие по рекам Мурманской области» | федеральный |
2012 -13 | Публикация методических материалов и разработок на личном сайте | Создание мини-сайта на портале nsportal.ru (социальная сеть работников образования) | федеральный |
Участие в профессиональных конкурсах
Учебный год | Название конкурса | Уровень | Результат |
2009 | Районный конкурс «Мой лучший ИКТ-урок» | муниципальный | Участник |
2010 | Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» | федеральный | Диплом, 2 место |
2010 | Педагогическая ассамблея, приказ отдела образования от11.02.2010 № 57 | муниципальный | Участник в номинации «Педагогический успех» |
2012 | Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества | муниципальный | Диплом участника, свидетельство о публикации |
2013 | Конкурс электронных презентаций к уроку, в рамках заседаний РМО учителей математики | муниципальный | Результаты ожидаются |
2013 | Конкурс «Фестиваль IT –уроков», сайт «Педагогическая планета» | федеральный | Результаты ожидаются |
Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки
Год | Место прохождения | Название | Кол-во часов | Удостоверение |
2009 | МОИПКРОиК | «Развитие качества преподавания математики» | 180 | № 692 |
2009 | МОИПКРОиК | «Использование ИКТ в преподавании естественнонаучного цикла» | 72 | № 671 |
2011 | Московский институт открытого образования | «Современный урок в условиях развивающегося открытого образовательного пространства» | 72 | МФ 9/27 |
2011 | МОИПКРОиК | «Развитие управления образованием» с модулем «Управление инновационными процессами в образовательном учреждении» | 180 | № 12028 |
2013 | ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | «Преподавание математики в школе. Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам» | 72 | № 6.6-05/332 |
2013 | Педагогический университет «Первое сентября» | Модульные курсы «Навыки профессиональной и личной эффективности» | 6 | Сертификат |
2013 | МОИПКРОиК | «Развитие качества преподавания» (с модулем ФГОС ООО) | 108 | № 3639 |
Работа в творческих, проектных, проблемных группах по актуальным вопросам совершенствования образования на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях
Являюсь участником и руководителем рабочих и творческих групп учителей.
Год | Группа | Основание | Уровень | Результативность |
2008-09 | Работа в творческой группе по разработке урока по теме «Пропорция» | Организация группы на курсах МОИПКРОиК | Региональный | Создание презентации и дидактических материалов в программе Excel по теме «Пропорция» |
2008-09 | Работа в творческой группе по составлению рабочих программ по алгебре 7-9 кл. | Организация группы на курсах МОИПКРОиК | Региональный | Создание рабочей программы по алгебре по учебнику Ю.Н. Макарычева |
2008-09 | Участие в проектной группе по подготовке районного семинара- встречи с учителями гимназии г. Мурманска. | Приказ ОУ от 23.10.2008 №31 | Региональный | Выступление на семинаре по теме «Опыт разновозрастного обучения в условиях малокомплектной школы» |
2008-09 | Руководитель проблемной группы «Проектно-исследовательская деятельность учащихся», ОУ | Приказ ОУ от 23.10.2008 № 27 | Муниципальный | Участие в районном фестивале учебно-исследовательских и творческих проектов в рамках программы «Шаг в будущее», диплом, 1 место на секции естественно-математических предметов |
2009-10 | Участие в работе проектной группы по подготовке районного семинара по обмену опытом на базе школы. | Приказ ОУ от 29.11.2009 № 36 | Муниципальный | Выступление на районном семинаре по теме «Использование современных технологий на уроках математики в разновозрастных классах» |
2009-10 | Участие в международном проекте «Зимняя природа» | Заповедник «Пасвик» при поддержке офиса губернатора Финнмарк, Норвегия (сертификат) | Международный | Публикация в газете «Пасвик Таймс», 2010, № 6, статья «Зеленые традиции школы» |
2010-11 | Участие в работе проблемной группы по разработке критериев оценивания современного урока с применением ИКТ в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» | Организация группы по разработке критериев оценивания на конкурсе | Федеральный | Участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Составление карты критериев. |
2011-12 | Участник международного проекта «Исследователи водоемов», работа в творческой группе по реализации комплексного проекта «Мы живем у речки Паз» | Заповедник «Пасвик» приказ № 37 от 02.10.2010 | Международный | Создание паспорта реки Паз и задачника на региональном материале, выпуск совместно с ГПЗ «Пасвик» и школой Скугфосса книги, проведение совместных мероприятий. |
2011-12 | Участие в работе творческой группы учителей по подготовке межшкольного районного семинара «Современный урок в малокомплектной сельской школе», | Приказ отдела образования № 518 от 23.12.2011 | Муниципальный | Участие в выездном семинаре «Современный урок в малокомплектной сельской школе». Презентация работы школы. |
2011-12 | Участие в работе творческой группы по разработке и внедрению педагогических технологий на Втором Всероссийском Слете учителей - Сочи -2011 | Организация группы по оцениванию выступлений коллег на слете | Федеральный | Оценивание выступлений коллег. Выступление на Слете по теме «Влияние социума на обучение и воспитание в сельской школе» |
2011-12 | Творческая группа «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа», участник | Приказ ОУ от 24.01.2012 №5 Приказ Министерства образования и науки МО от 13.01.2012 № 43 об участии в эксперименте | Школьный Региональный | |
2012-13 | Участие в работе творческой группы учителей математики района «Подготовка ГИА: дидактические материалы по геометрии» | Приказ отдела образования от 17.12.2012 № 523 | Муниципальный Региональный | Выступление на районном семинаре учителей математики «Итоговая аттестация обучающихся 9-ых и 11-ых классов» по теме «Площадь. Периметр» Создание справочника по геометрии. Публикация на сайте http://cor51.ru/ |
2012-13 | Участие в рабочей группе по организации районного конкурса «Математическая карусель» | Приказ отдела образования от 25.03.2013 № 171 | Муниципальный | Работа в жюри конкурса в течение 3 лет. Создание банка задач. |
2012-13 | Участие в проекте «Школа цифрового века» Издательского дома «Первое сентября» | Федеральный | Модульные курсы «Навыки личной и профессиональной эффективности» | |
2012-13 | Участник 5 международного педагогического форума «Педагогические технологии в образовании – российский и международный опыт» | Международный | Выступление по теме «Региональный компонент в преподавании математики» (диплом, сертификат) | |
2012-13 | Участие в рабочей группе учителей по изучению «Концепции развития математического образования» и сравнительному анализу федеральных государственных стандартов 2004 и 2010 г. по математике | Организация группы на курсах МОИПКРОиК | Региональный | Разработка информационных карт для уроков открытия нового знания и рефлексии в соответствии с требованиями ФГОС, |
Результаты участия в экспериментальной (инновационной) деятельности
Другое
Как заместитель директора по УВР разрабатываю школьные методические и психологические семинары, участвую в разработке и проведении педагогических советов. Являюсь председателем методического совета, в связи с этим занимаюсь организацией заседаний МС.
В течение практически всей педагогической работы являюсь классным руководителем. Ученики моего класса принимают активное участие во всех общешкольных мероприятиях, посещают спортивные секции и кружки, участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах учебно-исследовательских работ, фестивалях, концертах, проектах различного уровня. Отношения между классным руководителем и воспитанниками основаны на коллективной, партнерской, равноправной деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих. Такие отношения создают условия для успешных результатов воспитательной работы.
Использую активные формы работы с родителями: индивидуальные консультации, тематические родительские собрания. Провела общешкольные родительские собрания по темам «Подростковый возраст – период становления личности» и «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу».
Провожу или оказываю помощь в проведении общепоселковых мероприятий: День пожилых людей, праздник Масленицы, спартакиада, вечер романса и др. Являюсь членом общественного совета школы.
С 2010 по 2013 работала в жюри районного конкурса «Математическая карусель».
Являюсь локальным координатором Всероссийских игровых конкурсов по математике «Кенгуру - выпускникам» и «Кенгуру – математика для всех»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя математики МОУ "Селиховская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области
Некоторые личные профессиональные данные. Материалы по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной работе с обучающимися, повышению квалификации, моим достжениям и достижениям моих учеников....
Выдержки из портфолио учителя математики
Выдержки из портфолио учителя математики...
Портфолио учителя математики Денисюк Галины Михайловны
ПОРТФОЛИОДенисюк Галины Михайловны ...
портфолио учителя математики Глазковой Т.В. на 1 категорию
Портфолио учителя математики для аттестации на 1 квалификационную категорию...
Портфолио учителя математики Панченко Г.К.
Самоанализпрофессиональной деятельности учителя математики МОУ «Таксимовской средней общеобразовательной школы №3»Панченко Галины Константиновны....
Портфолио учителя математики
Портфолио для аттестации...
Портфолио учителя математики
Данное портфолио было разработано мною для участия в конкурсе. В нём я представила общие сведения о себе, результаты педагогической деятельности, научно-методическую деятельность, ...