СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
учебно-методический материал по теме
Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу компетенций, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_protsessa_obucheniya_pri_ispolzovanii_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy.docx | 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнений учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу компетенций, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.
1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения,
Основные задачи:
* Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
*Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
*Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
*Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.
2. Этап углубленного изучения.
Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
*Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
*Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
*Формировать практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.
Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углубленно познать основы здоровьесбережения.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).
Эффективность использования различных средств здоровьесберегающей педагогики достигается при четком соблюдении следующих моментов:
а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии;
б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;
в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.
3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
*Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
*Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
*Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.
В целях углубления компетенций по здоровьесбереженню используют различные методы и приемы:
практический метод,
познавательная игра,
ситуационный метод,
игровой метод,
соревновательный метод,
активные методы обучения,
воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть:
элементарные движения во время занятия;
физические упражнения;
физкультминутки и подвижные перемены;
«минутки покоя»;
различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
лечебная физкультура;
подвижные игры;
специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);
массаж;
тренинги,
элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников),
массовые оздоровительные мероприятия,
спортивно-оздоровительные праздники,
тематические праздники здоровья др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.
Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
В статье уделено внимание важности адаптационного периода школьника и необходимости использования на логопедических занятиях различных направлений здоровьесберегающей педагогики....
«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»
"Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе"...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников
Реализация здоровьесбережения в образовательном процессе невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции...
План по самообразованию на тему: «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»
laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…&raqu...
Статья "Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения начальных классах школы"
Тема здоровьесберегающих технологий в начальном образовании детей с важна и актуальна в современном начальном образовании, так как в многочисленных исследованиях ученых убедительно доказывается влияни...
Развитие познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения с использованием информационных технологий
Методические рекомендации...