Развитие познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения с использованием информационных технологий
учебно-методический материал (9 класс)

Ажеева Ирина Александровна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения с использованием информационных технологий

Ажеева Ирина Александровна, учитель математики и информатики, МАОУ «ИСОШ №3», с. Иволгинк

В современном мире человеку необходимо уметь пользоваться тем, что уже создали до нас. Каждый из наших студентов стремиться быть в центре событий. А поэтому учащихся необходимо вооружить знаниями, которые приведут их к получению высоких жизненных результатов наименее сложными путями. Никто не желает сложностей в жизни, все хотят простых, быстрых и качественных решений. Но для этого необходимо чтобы обучающиеся получали знания с охотой. Полагаю, что строить образовательный процесс мы сможем эффективнее, если разработаем образовательную технологию, обеспечивающую заинтересованность детей  в самом учебном процессе. Таким толчком может послужить  информационная технология.

В рамках исследования методов повышения познавательной активности в образовательном процессе можно провести классификацию форм организации учебной деятельности и наиболее эффективных средств информационных технологий, позволяющих усилить процесс познания.

Фронтальная форма организации учебной деятельности предполагает одновременную работу всех обучающихся под руководством учителя. Казалось бы очень трудно активизировать познавательную деятельность обучающихся, используя информационные технологии, при фронтальной работе. Но информационная технология дает возможность всей группой обсуждать, сравнивать и обобщать результаты своей деятельности. Так какие же возможности предлагают информационные технологии:

  1. Обсуждение демонстрационных материалов, продемонстрированных с помощью компьютера.  С помощью компьютера можно заранее моделировать, а затем рассмотреть учебную ситуацию, после чего каждый обучающийся может обобщить и сделать выводы. На уроках математики можно моделировать различные  учебные задачи, такие  как: преобразование графиков функции и их построение, геометрические преобразования, исследование свойств различных функций.
  2. Выполнение фронтальной практической работы. Каждый ребенок  работая за своим и  выполняя инструкции педагога, получает определенный результат, который затем обсуждается и проверяется правильность выполнения. Например,  при выполнении расчетов в электронных таблицах при работе с базами данных.
  3. Обсуждение решения какой – либо задачи или правильности ее решения. Данная ситуация широко используется мной на уроках математики, когда обучающиеся проводят исследование решений уравнений, геометрических задач.
  4. Фронтальный диктант. С помощью интерактивных средств, обучающиеся могут заполнить пропуски в определении понятий, дополнить условия необходимые для решения задачи, завершить построения.
  5. Фронтальная тестовая работа, позволяет проверить усвоение знаний на различных этапах работы и корректировать их с помощью самих студентов.

 Кроме этого с помощью интерактивных средств, средств созданных с помощью информационных технологий возможна активизация учебной деятельности обучения. Например,  на уроках информатики учащиеся  выясняют,  какие операции были выполнены с объектом, созданным в той или иной программе. Визуализация учебных понятий, которую в полной мере дают информационные технологии, позволяет более качественно запомнить учебный материал и воспроизвести его в  дальнейшем.

Индивидуальная форма организации работы на  занятии. Эта форма организации предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него разработанное и подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Эта форма учебной деятельности просто создана для информационных технологий и телекоммуникационных средств обучения. При индивидуальной форме организации учебного процесса можно

  1. Проводить различные виды тестирования. На уроке чаще всего тестирование педагог проводит с помощью тестовых заданий созданных в электронных таблицах, с помощью тестирования в режиме on – line, также в своей практике я использую готовое программное средство создания тестовых заданий программу СМТ – тест.
  2. Лабораторно – практические работы. Конечно же, такие работы чаще всего используются на уроках информатики, на и математики позволяет компьютеризировать выполнение этого вида работ. Например, вычисление объемов и площадей тел вполне возможно производить и оформлять с помощью программного обеспечения компьютера.
  3. Поиск информации с помощью глобальной сети. Данный вид индивидуальной работы на сегодняшний день особенно широко используется в различных видах самостоятельных работ.
  4. Изучение, систематизация и обобщение учебного материала. Этот вид работ позволяет студенту самостоятельно работать различными видами интерактивных средств обучения, обучающими программами, электронными энциклопедиями. Ведь в качестве заданий может быть работы с любым электронным средством обучения. Это и информационные ресурсы Интернет, интерактивные электронные средства, информационно – справочные средства. Оформить результат своей работы с помощью таблиц, схем, презентаций и так далее.
  5. Выполнение и создание электронных дидактических заданий. На моих  уроках обучающиеся работают с электронными вариантами кроссвордов, словограмм, ребусов, диктантов.  
  6. Решение задач с помощью языков программирования. В данном случае хорошо прослеживается межпредметная связь информатики и любого другого предмета. Так как многие задачи можно реализовать с помощью информационных технологий.
  7. Разработка и создание проектов.
  8. Исследовательская работа.
  9. Работа с программами – тренажерами. Данный вид деятельности позволяет каждому учащемуся  в силу своей индивидуальности закрепить ил отработать те или иные навыки. На уроках математики программы – тренажеры используются мной для закрепления навыков решения уравнений, нахождения производных и других задач.

Информационные технологии позволяют реализовать и такую форму организации учебного процесса как дифференцированные индивидуальные задания. Используя программное обеспечение локальных сетей учитель может контролировать выполнение задания и проводить индивидуальное консультирование учащегося по ходу его работы. Индивидуальные формы организации учебной деятельности целесообразно проводить на всех этапах урока.

Главным признаком групповой формы организации учебной деятельности является деление на группы для решения конкретных учебных задач. И здесь большую помощь педагогу могут оказать информационные технологии:

  1. Создание проектов. Результатом реализации проекта может быть любой объект созданных с помощью программных средств информационных технологий. Для реализации проектов студенты предлагают работы выполненные как в офисных программах, так и в графических и веб – редакторах.
  2. Творческие задания. Наиболее интересны творческие задания, выполненные с помощью  программ трех – мерного моделирования и языков программирования.
  3. Дидактические игры. Особенно широко на своих занятиях я использую занимательные задачи и задания. Например, простую задачу «Волк, коза и капуста» ребята решают применяя язык программирования.
  4. Лабораторно – практические задания. Для данного типа заданий учащиеся выполняют конструирование электронных геометрических макетов, создают модели в графических программных средствах, занимаются разработкой решения математических задач.

Для усиления познавательной активности на занятиях можно информационные технологии комбинировать практически с любой педагогической технологией. При данной форме организации учебного процесса мною широко используются проектные, развивающие технологии, практико – ориентированные, игровые технологии.

Проникновение в образование новых информационных технологий заставляет посмотреть и на дидактический процесс по новому. Поэтому информационные технологии  следует рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств обучения, а как новый подход к организации учебного процесса. Таким образом, информационные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность студента и способствует повышению мотивации учащегося, потребности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией.  Благодаря применению информационных технологий на учебных занятиях обучающийся может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее и автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать различные проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях.

Литература

«Педагогика», под редакцией П.И. Пидкасистого, Москва, 1998г.

В.В. Гузеев, Преподавание от теории к мастерству, Москва, 2009.

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, Современный урок, издательство Учитель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ

По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...

Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"

В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии обучения. «Без здорового не может быть духовного».

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии  обучения. «Без здорового не может быть духовного»....

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...