Самоанализ учебного занятия
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Самоанализ учебного занятия
Шипицына Наталья Васильевна, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества"
г. Покачи
План.
1.Тема занятия.
2. Место учебного занятия в учебно-тематическом плане.
3. Тип занятия.
4. Цель занятия.
5. Задачи учебного занятия.
6.Методы и приёмы.
7.Структура учебного занятия.
8.Содержательная сторона занятия.
9.Подведение итогов.
10.Литература.
1.Тема: Коллаж "Божьи коровки".
Учебное занятие для воспитанников 2 года обучения (7-8 лет) детского объединения "Мозаика".
2.Место учебного занятия в учебно-тематическом плане:
В учебно-тематическом плане образовательной программы «Мозаика» (1 год обучения) на 2012-2013 учебный год, учебное занятие по теме: «Божьи коровки» находится в разделе «Лепка из пластилина с использованием природного материала», дата проведения 07.09.2012г.
3.Тип: изучение нового материала.
4.Цель: изучить технологию выполнения коллажа «Божьи коровки».
5.Задачи:
1.Научить приёмам поэтапной работы с пластилином, природным и дополнительным материалом.
2.Развивать творческие способности, чувство объема и форму, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений и мелкой моторики детских рук.
3.Расширять кругозор детей, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к насекомым.
4.Воспитывать аккуратность, бережливость, дисциплинированность, культуру труда, эстетический вкус.
6.Методы и приемы:
-словесный (загадки, стихотворение, рассказ, вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
-наглядный (мультимедийная презентация, учебная доска, иллюстрации);
-практический (выполнение работы с использованием технологических карт);
-игровой (игра-задание "Мастерилка", физкультминутка под шумовые звуки леса);
-методы контроля (анализ выполненной творческой работы, самооценка детьми результатов деятельности).
Все эти методы позволили мне продуктивно использовать время учебного занятия. Использованный комплекс методов позволил мне удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всей деятельности, повысить результативность освоения детьми выбранной темы.
7.Структура занятия:
-водная часть: (организация детей) – 5 минут;
-основная часть: (повторение, объяснение нового материала, практическая деятельность) - 70 минут (10 минут – переменка между занятиями);
-заключительная часть (подведение итогов) - 5 минут.
Данная структура вполне оправдана, все этапы учебного занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме "Коллаж "Божьи коровки" и цели занятия, так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности.
8.Содержательная сторона занятия.
Водная часть занятия предполагала организацию детей, переключение внимания и установку на предстоящую деятельность: демонстрация фрагмента мультфильма анимационного урока по лепке из пластилина
«Приключения червячка Яши», создание эмоционального настроя, стимуляцию интереса к данному виду творчества, повторения правила поведения на учебном занятии и правила работы с пластилином, основные приёмы лепки.
Для повышения мотивации воспитанников к предстоящей деятельности и воспитания любви к природе, были подобраны загадки о насекомом - божьей коровке, небольшое стихотворение Е.Корюкина "Божья коровка", представлена презентация с рассказом о насекомом - божьей коровке. Для уточнения внешнего вида насекомого, воспитанники с увлечением и азартом выполняли игру-задание "Мастерилка", после каждого успешного ответа дети восстанавливали изображение божьей коровки на ватмане цветными деталями, дополнительно были предложены иллюстрации с изображением божьей коровки.
Основная часть учебного занятия направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. При повторении определений и обогащении словаря воспитанников были использованы слайды. В основную часть были включены вопросы с целью повторения пройденного, активизацию и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, обучению воспитанников детского объединения поэтапной работы по созданию творческой работы - коллажа.
В середине выполнения практического задания, с целью снятия статического напряжения, повышения работоспособности, снижения утомления детей была проведена физкульминутка под шумовые звуки леса.
Образовательная деятельность занятия была построена с использованием элементов современных педагогических технологий с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого воспитанника учебной группы, которые направлены на комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, обучение ребенка самостоятельно работать, общаться со сверстниками, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи детям, затрудняющимся при выполнении заданий, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темпа восприятия информации каждым ребенком.
Для достижения положительных результатов и создании "ситуации успеха", в процессе самостоятельной творческой деятельности, был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в выполнении творческого задания обучающимися - сделать вторую божью коровку, дополнить творческую работу цветочками, изобразить рельефность при помощи стеки на поверхности коллажа. При выполнении рельефов дети учатся обращаться с инструментом - стека, ножечек, а главное - красивому декоративному заполнению пространства.
Использование мультимедийной презентации «Божьи коровки», демонстрация слайдов с новым определением и уже знакомых определений, музыкального оформления "Песни про Божью коровку", игры-задания "Мастерилки" - всё это обеспечило активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию творческой деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.
В заключительной части учебного занятия подводился итог деятельности воспитанников, с использованием метода анализа успешности выполнения заданий и метода самооценки детьми своих возможностей. Ребятам в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено самостоятельно выбрать звёздочку:
-выбор красной звездочки означал - «считаю, что коллаж получился хорошо»;
-выбор синей звёздочки - «считаю, что справился с заданием хорошо, но при помощи педагога»;
-золотыми звёздочками были поощрены дети, которые справились с работой без помощи педагога и принимали активное участие в ходе учебного занятия.
Самооценка детей показала, что 8 из 12 детей оценили результаты своей деятельности красной звездочкой («считаю, что коллаж получился хорошо»). Четыре воспитанника учебной группы были отмечены золотой звездочкой, так как успешно и качественно выполнили работу, а также успели сделать вторую божью коровку; активно принимали участие в ходе учебного занятия, проявили быстроту при ответах на вопросы педагога, смекалку в игре-задании "Мастерилка". Синей звёздочкой воспитанники учебной группы не воспользовались при оценке своей деятельности.
9.Подведение итогов.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
По итогам проведенного учебного занятия можно сделать следующие выводы:
-воспитанники учебной группы успешно справились с заданием, сделали коллаж "Божьи коровки", тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;
-научились приёмам поэтапной работы с пластилином, природным и дополнительным материалом при выполнении творческого задания;
-усовершенствовали навык работы по технологической карте, по представлению, проявили творческое самовыражение;
-проявили аккуратность при выполнении практической работы, дисциплинированность в ходе занятия.
Поставленные цель и задачи были выполнены, условием эффективности освоения данной темы является увлеченность воспитанников творческой деятельностью, которую они выбрали, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось.
Логичность построения различных видов деятельности позволила провести учебное занятие, не выходя за рамки отведённого времени - 1 пара (2 занятия по 40 минут, перемена 10 минут, что соответствует нормам СанПиНа).
10.Литература.
1.Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -272 с.: ил. - (Воспитание и доп. образование детей).
2.Заёнчик В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация. -М.: Издательский центр "Академия", 2004. -256с.
3.Лыкова И.А. Мастерилка "Цветные ладошки": Учеб.-метод. пособие. Дмитров: ИД "Карапуз", 2005. -68с.
4.Чернова Е.В. Пластилиновые картины. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. -48с. - (Город мастеров).
5.http://deti-burg.ru/deti-posle-goda/uchimsya-lepit-iz-plastilina.
Педагог дополнительного образования
Наталья Васильевна Шипицына
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учебного занятия
Самоанализ учебного занятия...
Самоанализ учебного занятия
Самоанализ учебного занятия «Введение в образовательную программу по декоративно – прикладному искусству «Сувенир»»...
самоанализ учебного занятия
Памятка педагогу по самоанализу проведенного учебного занятия...
Самоанализ учебного занятия «Мы родом не из детства».
Самоанализ проведен по следующим критериям:общие сведения;тема учебного заняти;цель;содержание учебного занятия;тип учебного занятия;структура учебного занятия;методы обучения;система работы педагога...
Шаблон для проведения самоанализа учебного занятия
Не секрет, что в работе каждого учителя наступает момент, когда необходимо провести открытый урок и подготовить его самоанализ. Из опыта своей работы, я представляю вашему вниманию Шаблон для проведен...
Самоанализ учебного занятия
Самоанализ учебного занятия - это мысленное разложение проведенного занятия на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности пу...
Самоанализ учебного занятия и массового мероприятия
В документе представлена методическая разработка, которая была предложена слушателям курсов профессиональной переподготовки по специальности "Педагог дополнительного образования детей и взрослых...