Портфолио учителя как объективная оценка его профессиональной деятельности
материал по теме
В современных условиях у учителя должно быть некое «досье успехов», где отражается все интересное и достойное, что происходит в его жизни. Главное его назначение – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции: реализованные проекты, участие в олимпиадах и конкурсах, результаты проведенных исследований. Портфолио помогает проанализировать, систематизировать и обобщить результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_uchitelya_kak_obektivnaya_ocenka_ego_professionalnoy_deyatelnosti.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио учителя как объективная оценка его профессиональной деятельности
„Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”.
А. Дистервег
Что такое портфолио учителя?
В переводе с английского оно означает «папка, дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста». Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов.
«Портфолио учителя» в профессиональной среде трактуется как собрание значимых для педагога-предметника профессиональных достижений, опыта творчества и личностной самореализации.
В современных условиях у учителя должно быть некое «досье успехов», где отражается все интересное и достойное, что происходит в его жизни. Главное его назначение – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции: реализованные проекты, участие в олимпиадах и конкурсах, результаты проведенных исследований. Портфолио помогает проанализировать, систематизировать и обобщить результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Иными словами, портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
Цель создания портфолио учителя:
продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции.
Какие виды портфолио бывают?
- Электронный вид портфолио педагога – это ресурс, размещенный в сети интернет или сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения.
Учитель должен иметь некоторое “досье”, в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его профессиональной жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.
2. «Бумажный» вид портфолио. Безусловно, у заинтересованного педагога должен иметься и бумажный эквивалент электронного портфолио – папка с документами, содержащая основные моменты и утверждения о вас и вашей деятельности. Такой вариант портфолио обязательно должен содержать упоминание о вашем личном сайте и ссылке на него.
Отсутствие регламентированной жесткой структуры портфолио учителя, предоставляет свободу моделирования структуры и содержания индивидуальных «папок достижений». Однако практический опыт учителей, представленные в Интернете отдельные разработки, рекомендации Департамента образования Москвы и окружных НМЦ позволяют смоделировать вариант портфолио педагога.
Портфолио, полагаю, лучше начать с краткой Пояснительной записки, в которой необходимо отразить цели и задачи накопления материала, структуру содержания портфолио. Оглавление дает общее представление о содержании «папки достижений» и позволяет легко ориентироваться в материале.
Классический вариант структуры портфолио учителя содержит 5 разделов.
Раздел «Общие сведения об учителе»
(Ф.И.О., год рождения, образование, общий трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении) традиционны для каждого потрфолио и являются своеобразной информативной визиткой педагога.
Считаю необходимым вынести в отдельный раздел все документы, которые важны для учителя с точки зрения развития его профессионального мастерства: копии документов об ученых званиях и степенях, копии дипломов об образовании и повышении квалификации, копии наград и поощрений по результатам участия в профессиональных конкурсах районного, окружного, городского уровня, копии благодарностей, поощрений и наград, отмеченных администрацией ОУ в трудовой книжке педагога.
Раздел 2. «Профессиональное кредо педагога».
Учитель может в свободной форме (чаще всего это эссе) объяснить свою профессиональную позицию по вопросам образования, развития, воспитания и личного самосовершенствования в контексте современной образовательной ситуации и с учетом новейших государственных документов в области образования.
Раздел 3. Результаты педагогической деятельности.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя. - материалы, показывающие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету (диагностические таблицы, графики, схемы и т.д.); - сравнительный анализ деятельности учителя за последние годы (обычно за три – пять лет) на основе контрольных срезов, участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах, конференциях; - результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; - сведения о наличии медалистов; - сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.
Раздел 4. Научно-методическая деятельность.
Этот раздел включает в себя:
- обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно-методической литературы, используемых образовательных технологий и средств диагностики;
- использование современных информационных технологий обучения детей с проблемами развития;
- участие в работе методического объединения, сотрудничество с научно-методическим центром, вузами и другими учреждениями;
- участие в творческих и профессиональных конкурсах;
- организация и проведение семинаров, мастер-классов и т.п.;
- проведение научных исследований, педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
- разработка авторских программ;
- написание кандидатской или докторской диссертации;
- подготовка и публикация статьи, доклада, творческого отчета.
Раздел 5. Внеурочная деятельность по предмету.
На мой взгляд, в этот раздел необходимо включить:
- творческие и исследовательские работы, выполненные учащимися;
- список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий;
- программы работы кружков и факультативов.
Работа учителя тогда успешна, если она обеспечивается хорошей материально-технической базой. Описать ее можно, например, в разделе «Паспорт кабинета».
По мнению специалистов, портфолио позволяет адекватно и объективно оценить профессиональную деятельность учителя и его способность к самоанализу, к педагогической рефлексии. Сам процесс собирания портфолио – средство самовоспитания и саморазвития педагога, один из способов педагогического проектирования личностного роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ."
ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
Портфолио как результат профессиональной деятельности учителя
В презентации представлен опыт подготовки портфолио на бумажном или электронном носителе к аттестации. Содержание:Структура портфолио Титульный лист Визитная карточка ...
Портфолио профессиональной деятельности учителя английского языка
Портфолио профессиональной деятельности Лейман Ольги Владимировны, учителя английского языка...
Портфолио профессиональной деятельности учителя трудового обучения
Представляю свой вариант портфолио в помощь молодым педагогам...
Деформация личности учителя в процессе профессиональной деятельности
У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на 4-х уровнях: а) общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех...
Совершенствование методической культуры учителя как субъект профессиональной деятельности
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать вс...
Эссе "Портфолио учителя как показатель профессиональной компетентности". Публикация.
Данный материал был опубликован в рамках участия в VII Международном педагогическом форуме "Формирование профессиональной компетентности современного педагога", г Санкт-Петербург. 2015 год....