Педагогическая концепция
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Овгортская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
Шурышкарский район
Ямало-Ненецкий автономный округ
Голубева
Инна Валентиновна
учитель биологии и химии
Овгорт, 2013
Творческая тема:
«Использование современных технологий на уроках химии и биологии»
Введение
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Осуществляется интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро - и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статистической модели знаний к динамическим структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
В настоящее время понятие «педагогическая технология» имеет несколько трактовок. На мой взгляд, наиболее приемлемыми являются несколько определений. 1. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
2. Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
3. Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Любая современная педагогическая технология по Г.К.Селевко представляет собой синтез достижений педагогической
науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:
- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
- наука – педагогическая, психологическая, общественные науки;
- передовой педагогический опыт;
- опыт прошлого, отечественный и зарубежный;
- народная педагогика (этнопедагогика).
Цель данной работы: повышение качества знаний по химии через активизацию мыслительной деятельности с помощью современных педагогических технологий.
Актуальность выбранной темы в условиях нашей школы заключается в том, что на фоне общего снижения интереса обучающихся к учебной деятельности снижается и качество знаний по химии. При оснащении школы современной техникой и доступности глобальной компьютерной сети большой поток информации легче усваивается с помощью различных приемов новых технологий.
Проблемы:
1. В кабинете химии недостаточное количество химического оборудования и неполный комплект реактивов, что снижает познавательную активность школьников.
2. Кабинет информатики, где установлены тренажеры по химии и мультимедийный проектор, перегружен, поэтому проводить уроки химии с использованием компьютерных технологий удается редко.
3. В условиях эксперимента школы по предпрофильному обучению ученики с высоким уровнем знаний и способностями преимущественно выбирают физико-математический или гуманитарный профиль, в профиль биолого-химический, как правило, поступают дети, обучающиеся посредственно.
Тем не менее, для повышения качества знаний и более легкого усвоения изучаемого материала детьми, в работе использую следующие педагогические технологии:
- компьютерная технология;
- исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной работе по химии;
- проблемное обучение;
- игровые технологии.
Использование компьютерной технологии
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Эта технология на уроках химии мною используется в варианте «проникающей» технологии. Иначе говоря, компьютерное обучение применяю по отдельным темам, разделам, а также при подготовке к итоговым экзаменам.
В процессе обучения происходит формирование умений работать с информацией, развиваются коммуникативные способности. Возможности базы данных включают в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую, иллюстративную информацию в неограниченном объеме Индивидуальная работа или работа в парах позволяет обучающимся дифференцированно усваивать материал. При этом реально учитываются индивидуальные возможности детей и их тип восприятия информации (визуальный, аудиальный, кинестетический). Во время урока одновременно дети отрабатывают умения составлять уравнения химических реакций и наблюдают сами реакции, по интерактивным таблицам сопоставляют свойства элементов или веществ, наличие калькулятора в самой программе позволяет быстро решать химические задачи и сверять их с правильным решением.
Мною разработаны темы уроков «Кислородные соединения азота», 9 класс; «Сера как простое вещество», 9 класс; «Общая характеристика галогенов и их свойства», 11 класс; урок биологии «Биоценозы России», 7 класс.
Неоценимую помощь оказывает компьютерная технология во внеклассной работе по химии. Мероприятие проходит с интересными видеорядами, звуковым оформлением, анимационными эффектами с помощью мультимедийного проектора. В период проведения декады естественных наук в школе мною разработано и проведено внеклассное мероприятие «Счастливый случай в химии» для 8-х классов .
Использование компьютера помогает в работе и по другим технологиям, например, в исследовательской деятельности учащихся. В 2012-2013 году мною были подготовлены четыре ученические работы исследовательского характера. При защите доклада на научно-практической конференции школьников ученики составили слайды для презентации в программе Microsoft Power Point. Это работы Контерова Александра, 9 А класс, «Мониторинг кислотности атмосферных осадков в селе Овгорт», Лонгортовой Дианы, 5 А класс, «Лекарственные растения села Овгорт», Тыликовой Ксении, 5 А класс «Пищевые растения села Овгорт», Еприной Анастасии, Омелюсик Анастасии и Ребась Ольги, 5 А класс «Хвойные деревья села Овгорт». Все работы заняли призовые места в ученической конференции в День науки.
Доступность Всемирной компьютерной сети Internet позволила принять участие в заочном Межрегиональном конкурсе ученических презентаций, проводимым Томским государственным техническим университетом. Работу по теме «Мараловодство от истоков до современности» выполнил ученик 9 А класса Иваныш Михаил.
Исследовательская деятельность на уроках
и во внеурочной работе
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа каждой конкретной ситуации. Принципиальной особенностью организации мышления при исследовании является развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков и творчества. Применяя данную технологию, активно внедряется личностно-ориентированный подход. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – это помочь им раскрыться, развить собственные идеи», - писал еще И.Г.Песталоцци.
О направлениях и итогах работы исследований во внеурочное время я отметила в описании компьютерной технологии. Здесь же добавлю лишь то, что эта технология позволяет всесторонне развивать способности ребенка: выступление перед аудиторией, конспектирование дополнительной литературы, составление реферата, методичность в выполнении эксперимента, проявление инициативы и развитие коммуникативных качеств, аккуратность, трудолюбие. Это и многое другое сказывается на конечном результате исследований.
Совсем небольшие микроисследования ученики проводят самостоятельно уже в первой четверти, изучая химию. Это практические работы «Анализ почвы и воды», 8 класс; «Признаки химических реакций», 8 класс, «Получение и свойства соединений металлов», 9 класс.
Мною апробированы элективные курсы «Химический эксперимент» для 8 класса и «Экологическая химия» для 9 класса. На занятиях ученики 8 классов проводили простейшие опыты по изучению состава мороженого, шоколада, мыла. В 9 классе на занятиях элективного курса ребятам предлагала изучить свойства коллоидных растворов на примере водного раствора яичного белка, определение белков по методу цветных реакций.
Как правило, на таких занятиях дети активно ведут дискуссии, выдвигают гипотезы, предлагают пути решения проблемы, проводят самостоятельно эксперименты и научаются делать выводы. Исследовательская деятельность эффективна в профессиональной ориентации и профильной подготовке обучающихся. Ученики на практике ощущают межпредметную связь химии с биологией, географией, экологией, историей, русским языком, математикой. Они осознанно повышают свою эрудицию и прочность знаний, что особенно важно в конечной деятельности обучения – высоком качестве знаний учеников.
Проблемное обучение
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В 1894 г. Дьюи открыл в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Игровые технологии также опираются на концепцию школы Дьюи.
В настоящее время под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Итогом такой деятельности является то, что ученики творчески овладевают профессиональными знаниями, навыками, умениями и развивают мыслительные способности. Условиями успешности обучения являются:
- проблематизация учебного материала (знания – дети удивления и любопытства);
- активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
- связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
На уроках химии и занятиях элективных курсов применяю такой прием как проблемный эксперимент. Это одна из форм применения химического эксперимента в обучении, которая дает возможность создать и организовать проблемную ситуацию, вызывая интерес учащихся к поиску причин наблюдаемого явления. Так для 8 классов разработан урок «Путешествие иона натрия», в котором создается проблемная ситуация: нахождение генетического родства соединений щелочного металла натрия и общего итога составление генетического ряда металлов. Этот урок является обобщающим по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
Игровые технологии в среднем и старшем
школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
На элективном занятии в 9 классе предлагаю ученикам ситуативную игру «Научно-исследовательский институт». Ученики имитируют работников различных химических и экологических лабораторий, которые занимаются поиском потерянного вещества. По ходу занятия предлагаю школьникам решить задание проблемного эксперимента: как ускорить реакцию замещения меди из растворов ее солей. На этом занятии обучающиеся вспоминают свойства металлов в зависимости от положения в ряду активности металлов и положения в Периодической системе химических элементов и на практике изучают различные химические реакции по типу замещения.
Для активизации мыслительной деятельности при изучении новой темы предлагаю ученикам выполнить творческие задания, составить или отгадать ребусы, кроссворды, отгадать шарады. А к уроку обобщения знаний обучающиеся по желанию готовят сообщения или «химические сочинения». В приложении размещено сочинение Карташовой Екатерины «Художественный образ алюминия».
Литература
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М., 1994.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983.
3. Булгаков В.И. Проблемное обучение - понятие и содержание // Воспитание школьников.- 1985.- № 8.
4. Никандров Н.Д. Проблемное обучение // Воспитание школьников. – 1983.- № 12.
5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.- М.: РПА, 1996.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.
7. Сурин Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента // Химия в школе.- 2007.- № 10.
8. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая концепция
Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...
Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)
Понятие "школьное краеведение" по своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...
Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.
В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Педагогическая концепция
Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....
Моя педагогическая концепция
В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....
Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.
1.Становление философских и педагогический воззрений С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...