Инновационные технологии на уроках русского языка
учебно-методический материал по теме
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka_.docx | 40.32 КБ |
innovacionnye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.pptx | 636.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии на уроках русского языка
Соколенко Ольга Илларионовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 35 г. Краснодара
Краснодар – 2013
Слайд 1. Инновационные технологии на уроках русского языка. Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Слайд 2. Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Слайд 3. Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Слайд 4. Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления;
- формирование качественных знаний, умений и навыков.
Слайд 5. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
- включение учащихся в креативную деятельность;
- тщательный отбор материала и способов его подачи.
Слайд 6. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитее критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Слайд 7. Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
Слайд 8 – 9 . А теперь стоит перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
- мозговая атака;
- синквейн;
- эссе;
- ключевые термины;
- перепутанные логические цепочки;
- медиапроектроекты;
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- лингвистическая аллюзия (намек);
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Остановимся на некоторых из них.
Слайд 10 – 11. Метод «ИНСЕРТ»
«ИНСЕРТ» (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) – прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.
- Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
- Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
- Знак «минус» (–) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
- Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.
- Знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес и желание узнать об этом больше.
При чтении удобно заполнять таблицу:
V (уже знал) | – (новое или противоречащее прежним знаниям) | + (интересно) | ? (неясно, есть вопросы) | ! (хочу узнать больше) |
Слайд 12 – 17. Синквейн
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) –пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Правила составления:
1 строчка (одно слово) – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка (два слова - прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка (три слова - глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка (четыре слова) – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в первой строчке.
5 строчка (одно слово) – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке, обычно существительное.
Примеры синквейна
Учитель.
Справедливый, требовательный
Учит, воспитывает, любит
Человек, любящий свое дело
Друг.
Учитель.
Творческий, добрый.
Учит, воспитывает, опекает.
Мне нравится работа учителя.
Наставник.
Ландыш
Белый, пахучий.
Расцветает, благоухает, зеленеет.
Очень похож на снежок.
Красота…
Солнце.
Яркое, блестящее.
Сверкает, горит, светится.
Какой яркий горячий шар!
Красота!!!
Радуга.
Цветная, прозрачная.
Радует, блистает, летит.
Сочетание дождя и солнца.
Прекрасно.
Слайд 18 – 19. «Мозговая атака», «мозговой штурм» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос.
Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
Применяется «Мозговая атака», когда нужно выяснить информированность или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.
Алгоритм проведения:
- Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
- Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
- Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
- Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
- Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой урока.
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.
«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:
- обсуждения спорных вопросов;
- стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
- сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;
- выяснения информированности или подготовленности аудитории.
Слайд 20. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:
- урок-семинар
- урок-лекция
- урок-беседа
- урок-практикум
- урок-экскурсия
- урок-исследование
- урок-игра
- урок-КВН
- урок-защита проекта
- урок-диспут
- урок-конференция
- урок-маскарад
- урок-путешествие
- урок-зачет
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Слайд 21 – 22. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
- подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;
- рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
- художественное чтение;
- инсценировка художественного произведения;
- исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу);
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой (фото и видеосъемка);
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
- письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое «инновация»? Инновация – (от латинского « innovation » – нововведение, изменение, обновление ) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. ( Современный словарь иностранных языков )
Актуальность: соответствие концепции гуманиза-ции образования; поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой дея-тельности .
Цели : развитие интеллектуальных, коммуни-кативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков.
Задачи : создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.
Технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке .
Принципы: креативность (ориентация на творчество); усвоение знаний в системе; нетрадиционные формы уроков; использование наглядности.
Приёмы: ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); мозговая атака; синквейн; эссе; ключевые термины ;
перепутанные логические цепочки; дидактическая игра; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания
Метод «ИНСЕРТ» « ИНСЕРТ» – прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.
При чтении удобно заполнять таблицу: V - + ? ! уже знал новое или противоре - чащее прежним знания интересно неясно, есть вопросы хочу узнать больше
СИНКВЕЙН СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Цели проведения: Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.
Правила написания синквейна: 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
ЦВЕТОК Замечательный, красивый. Растёт , развивается, гибнет. Любит, чтобы его поливали. Роза .
«Мозговой штурм» «Мозговая атака», «мозговой штурм» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос.
Цели : обсуждение спорных вопросов; стимулирование неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении; сбор большого количества идей в течение короткого периода времени; выяснение информированности или подготовленности аудитории.
Нетрадиционные уроки урок-семинар урок-лекция урок-беседа урок-практикум урок-экскурсия урок-исследование урок-игра урок-диспут урок-конференция урок-маскарад урок-путешествие урок-зачет урок-КВН урок-защита проекта
Типы домашнего задания: творческая работа; лингвистическое исследование текста ; наблюдение за природой (фото и видеосъемка); подготовка словарных диктантов; составление вопросника к зачету по теме; составление конспекта, опорных таблиц ; письмо по памяти.
Заключение Успешность любой педагоги-ческой технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педаго-гической деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
доклад на общешкольной родительской конференции...
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
Фрагмент аналитического отчета на "Конкурс на денежное поощрение лучших учителей"...
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".
Статья посвящена использованию модульно-блочной технологии на уроке русского языка....
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
Описание опыта использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы....