психолого - педагогическая характеристика детей, посещающих занятия логопеда
материал по теме

Психолого - педагогическая характеристика воспитанников, посещающих занятия логопеда (материал для аттестации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskaya_harakteristika.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад  7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей село Красное Грачевского муниципального района Ставропольского края

Психолого – педагогическая характеристика детей,
зачисленных на занятия к учителю – логопеду МКДОУ Д/с 7 с. Красное

в 2011 – 2012 учебный год.

С 1 по 15 сентября проводится обследование и полное комплектование групп и подгрупп детей, которые будут заниматься с логопедом в текущем учебном году. Для логопедического обследования используется комплексная диагностика, разработанная на основе:

*Технологии организации логопедического обследования. (Грибова О.Е.)
* Нейропсихологического изучения  детей с тяжёлыми дефектами речи. (Репина З.А.)
* Альбома для логопеда. (Иншакова О.Б.)
* Диагностики и коррекции стёртой формы дизартрии. (Киселёва В.А.)

После первичного обследования детей МКДОУ Д/с 7 с. Красное на логопедические занятия в 2011 – 2012 учебном году было зачислено 12 человек.

Из них:

ОНР 2 – 3 уровня – 3 ребенка,

ОНР 3 уровня – 2,

ОНР 2 – 3 уровня, дизартрия – 2,

Дислалия – 5 человек.

Согласно «Положению об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп»  на логопедические занятия были отобраны воспитанники старшей и подготовительной к школе групп. Остальные дети обследовались в течение года. По мере исправления недостатков речи на занятия зачисляются новые воспитанники, стоящие на очереди.

Планирование логопедической работы осуществлялось в соответствии рабочей программой учителя – логопеда. Дети посещали индивидуальные, подгрупповые и групповые логопедические занятия.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей, зачисленных на логопедические занятия, указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове. У всех детей наблюдаются трудности в анализе нарушенных в произношении звуков. 5 детей некоторые звуки по инструкции изолированно произносят правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными). У 3 детей наблюдаются отдельные недочеты в произношении звуков, не договаривают окончаний, не четкое произношение некоторых согласных, испытывают трудности в различении акустически и арткуляторно близких звуков отсюда недостаточная сформированность фонематического восприятия.

 На индивидуальных занятиях проводилась работа по коррекции звукопроизношения. На начало учебного года дефекты звукопроизношения имели все 12 воспитанников: звук «с» нарушен у  33% детей, зачисленных на занятия, звук  «сь» – 8%, звук  «з» – 42%, звук «ц» – 25%, звук «ш» – 42%, звук «ж» – 75%, звук  «щ» – 17%, звук  «л» – 75%, звук  «р» – 100%,  другие  звуки – 17%.

Для индивидуальных занятий подбирался речевой материал с учетом общей характеристики ребенка, состояния его речи, основной задачи каждого занятия. Соблюдая в работе системность и комплексный подход, работая  параллельно над развитием мелкой моторики рук и тренировкой слухового восприятия, используя массаж су - джок и самомассаж на конец учебного года звукопроизношение у детей улучшилось.

 

На подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий велась работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формировалась и развивалась словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учились составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учились правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. На фронтальных (групповых) занятиях изучались только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях. Фронтальные фонетические занятия предусматривали усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.

В результате коррекционной работы с чистой речью выпущено 3 человека, оставлено на второй год обучения 4 человека, выпущено из дошкольного учреждения с 1-2 нарушенными звуками 5 человек (сводная таблица звукопроизношения за 2011 – 2012 учебный год прилагается).

Учитель – логопед  МКДОУ Д/с 7 с. Красное

Пархомчук Светлана Сергеевна

2012-2013 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста

В данной статье описаны психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста, которые необходимо учитывать всем учителям при работе с данной возрастной категорией детей в школе....

Психолого-педагогическая характеристика детей поступивших в группу кратковременного пребывания.

Психолого-педагогическая характеристика детей поступивших в группу кратковременного пребывания. (Курсовая работа. Курсы повышения квалификации 2008 год)...

Статья. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.

Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта....

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в интеллектуальной сфере.

ОИН: определение, классификация, клинико-психолого-педагогическая характеристика, коррекционные подходы....