Психолого-педагогическая характеристика детей поступивших в группу кратковременного пребывания.
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_na_kursah_povysheniya_kvalifikatsii.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное научное учреждение
«Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ПОСТУПИВШИХ В ГРУППУ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ.
(курсовая работа)
Учитель-логопед ЦППРиК «Ясенево»
Белоусова Светлана Александровна
Москва 2008 год
ПЛАН:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
- Введение.
- 3 стр.
- Характеристика организации одной из форм коррекционной поддержки детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития группы кратковременного пребывания «Неваляшки».
- 4 стр.
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Методика психолого-педагогического обследования ребёнка поступившего в группу кратковременного пребывания «Неваляшки»
- 9 стр.
2.2. Психолого-педагогическая характеристика детей поступивших в группу кратковременного пребывания «Неваляшки».
- 12 стр.
2.3. Вывод.
- 17 стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Введение.
В данный момент я являюсь сотрудником Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево». В должности учителя-логопеда работаю пятый год. В последние годы всё чаще за помощью в дошкольные учреждения и в частности к нам в Центр обращаются родители детей младшего дошкольного возраста (четвёртый год жизни) с тяжёлой речевой патологией, имеющих лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи. Исходя из этого, было выбрано направление моей работы.
Таким образом, мною ведётся коррекционная работа с детьми 3-4 летнего возраста, проводятся индивидуальные и групповые занятия по развитию речи и коррекции звукопроизношению. Согласно разработанной программе групповые занятия проводится 2 раза в неделю с продолжительностью 25 – 30 минут.
В группу включены дети, у которых речь практически не развита, словесные средства отсутствуют; в лучшем случае они общаются с помощью лепетных слов или звукоподражаний. Другие дети общаются с помощью речевых средств, набор которых крайне ограничен. Их речь настолько изобилует аграмматизмами, что малопонятна окружающим. Все эти дети нуждаются в специально организованных занятиях, основной целью которых будет формирование речевой, языковой и коммуникативной компетенции.
Помимо логопедической работы непосредственно с детьми, второй год я принимаю участие в консультативно-диагностической работе в условиях Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В рамках ПМПК осуществляется одно из направлений работы - комплектация групп кратковременного пребывания. Таким образом, выбранная мною тема курсовой работы: «Психолого-педагогическая характеристика детей поступивших в группу кратковременного пребывания» поможет обогатить и систематизировать мои знания и представления о данной категории детей.
В своей курсовой работе я планирую охарактеризовать организацию одной из форм коррекционной поддержки детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития группы кратковременного пребывания «Неваляшки», раскрыть методику психолого-педагогического обследования ребёнка поступившего в группу кратковременного пребывания «Неваляшки», дать психолого-педагогическую характеристику детей поступающих в данную группу.
1.2. Характеристика организации одной из форм коррекционной поддержки детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития группы кратковременного пребывания «Неваляшки».
В нашем Центре одной из организационных форм коррекционной поддержки детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития являются группы кратковременного пребывания. Это группа раннего развития, ГКП «Неваляшки», «Каруселька», «Дошкольная академия». Хотелось бы особенно обратить внимание на группу кратковременного пребывания «Неваляшки», которая организована для детей раннего возраста. Ведь именно к этому возрасту для родителей становятся очевидными проблемы в развитии малыша (не говорит, труден в поведении, не играет, не проявляет интерес к сверстникам).
Многолетние исследования и опытно-экспериментальная работа ученых и практиков показали, что степень эффективности коррекции вторичных отклонений в развитии и формирования компенсаторных механизмов зависят от следующих факторов:
- раннего выявления и раннего начала целенаправленной коррекционно-педагогической работы;
- содержания и методов обучения и воспитания;
- своевременного включения родителей в коррекционно-педагогический процесс;
- реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении;
- правильных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.
На основе этих данных была создана организационная форма оказания коррекционной поддержки детям с нарушениями развития раннего возраста.
При уточнении первичного нарушения и определении специфических образовательных потребностей ребёнка (по заключению ПМПК) коррекционная поддержка организуется в группе кратковременного пребывания «Неваляшки».
Цель деятельности группы кратковременного пребывания «Неваляшки» - оказание помощи детям раннего возраста с нарушениями психофизического развития, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям.
Коррекционная работа в этой группе строится на основе единства требований к воспитательному процессу в семье и дошкольном образовательном учреждении.
В группе кратковременного пребывания «Неваляшки» создаются специальные условия для обеспечения чувства защищенности, где педагоги создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, коррекции и предупреждению вторичных отклонений в развитии малыша. К специальным условиям относятся: адекватные способы общения взрослых с ребенком; создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); материально-техническое оснащение (специальное пространство, специальное оборудование – спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аудиоаппаратура и др.); разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника.
Содержание индивидуальной программы состоит из двух частей. Первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая – работе специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, врача-невропатолога или детского психиатра) с родителями.
Разработку программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком начинается с психолого-педагогического обследования уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения - вербальные, не вербальные; способы усвоения общественного опыта - совместные действия, указательный жест, подражание, действия по образцу и словесной инструкции), физической (основные движения, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, формы мышления, представления об окружающем, развитие речи, предметно-игровая деятельность, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с ребенком, учитывающие актуальный уровень основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т.е. зону ближайшего развития. Кроме того, в программе указывается, когда и в какие виды деятельности проблемный ребенок вступает во взаимодействие сначала с одним, а затем и с группой сверстников.
Работа специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, врача) с семьей планируется после изучения характера взаимодействия матери с ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа планируется на небольшой период, на два или три месяца и разрабатывается по следующим направлениям:
- условия и правила проведения коррекционно-педагогической
работы с ребенком в семье;
- содержание работы (указываются задачи, методы и приемы)
с ребенком по основным линиям его развития;
- виды деятельности в целях формирования положительных
форм взаимодействия с другими детьми;
- формы работы с родителями: консультации, обучение матери
наблюдением за работой педагога-дефектолога с ребенком; лекции с
указанием тем, места и времени их проведения; участие в коллективном обсуждении проблем воспитания детей в семье.
Комплектование группы кратковременного пребывания «Неваляшки» осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий с учетом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка.
В группу кратковременного пребывания «Неваляшки» принимаются:
- дети раннего возраста (первых двух-трех лет жизни) с органическим поражением ЦНС;
- дети с умственной отсталостью умеренной формы;
- дети, имеющие сложную структуру нарушений;
- соматически ослабленные дети с нарушением интеллекта.
Состав группы постоянный в течение одного учебного года, но прием в группу проводиться в течение всего года по мере поступления заявлений от родителей и при наличии свободных мест. Обучение ребенка в группе кратковременного пребывания «Неваляшки» осуществляется в течение одного года.
В конце каждого года обучения психолого-медико-педагогическая комиссия по результатам обследования дают индивидуальные рекомендации о дальнейших формах обучения ребенка.
Кратковременное пребывание детей с нарушениями психофизического развития в Центре в данной группе предполагает проведение занятии с ребенком различными специалистами 3 раза в неделю. В некоторых случаях допускается сокращение времени пребывания (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и др.)
Наполняемость группы «Неваляшки» 10 детей.
Основным специалистом, проводящим коррекционно-педагогическую работу в данной группе, является учитель-дефектолог. Он изучает детей, разрабатывает индивидуальные программы обучения и воспитания детей в группе и в семье; составляет расписание занятий с воспитанниками группы; проводит коррекционные занятия с детьми; консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка в домашних условиях; обучает родителей педагогическим приемам общения со своим ребенком.
Документация учителя-дефектолога: личное дело на каждого ребенка; индивидуальные программы на каждого ребенка; результаты коррекционно-педагогической работы с каждым ребенком: итоги коррекционно-развивающего обучения в группе за учебный год; заключительные психолого-педагогические характеристики и рекомендации на каждого ребенка.
Основная форма работы учителя-дефектолога в группе кратковременного пребывания - индивидуальные занятия с детьми. По возможности занятия проводятся в небольших группах (2 ребенка), в процессе формирования у детей интереса к сотрудничеству со взрослым и с другими детьми организуется совместная деятельность детей из 3-4 детей.
Продолжительность каждого занятия с одним ребенком, как правило, один час. В это же время оказывается психолого-педагогическая помощь и родителям. Коррекционные занятия с ребенком, как правило, проводятся учителем-дефектологом два раза в неделю, но при необходимости и по желанию родителей - чаще (через день, каждый день) или реже (один раз в неделю, один раз в две недели). Кроме того, с ребенком и с родителями занимается педагог-психолог, музыкальный педагог, инструктор по физической культуре.
Содержание образовательного процесса в группе определяется программой дошкольного обучения и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура и степень нарушения, уровень психофизического развития).
II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Методика психолого-педагогического обследования ребёнка поступившего в группу кратковременного пребывания «Неваляшки»
Как уже было сказано выше - основным специалистом, проводящим коррекционно-педагогическую работу в группе кратковременного пребывания «Неваляшки» является учитель-дефектолог. Одной из основных направлений работ специалиста является проведение психолого-педагогического обследование детей, в целях разработки индивидуальной коррекционно-развивающейся программы обучения и воспитания.
В данной группе для проведения психолого-педагогического обследования используется методика, описанная в методическом пособии Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А., Выродовой И.А., Беляковой М.В., Николаевой Т.В., Прониной Л.В. «Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания». Хотелось бы остановиться на кратком раскрытии данной методики, для того, чтобы в дальнейшем перейти к характеристике детей, поступающих в группу кратковременного пребывания «Неваляшки».
Представленная методика предполагает обследование ребенка по основным линиям развития: социальное, физическое, познавательное.
Целью проведения психолого-педагогического обследования является выявление индивидуального уровня сформированности основных линий развития ребенка третьего года жизни. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий) и зоны его ближайшего развития (возможности ребенка в выполнении заданий с помощью взрослого).
Основным методом изучения в ходе индивидуального обследования является наблюдение за детьми в процессе их деятельности.
Изучение социального развития включает установление характер взаимодействия и общения ребенка со взрослыми; определение уровня сформированности навыков самообслуживания; особенностей поведения и эмоционально-волевой сферы. Социальное развитие определяется в ходе беседы с родителями ребенка.
Изучение физического развития включает установление уровня сформированности основных движений ребенка, как ходьба, бег, прыжки и т.д.
В связи с тем, что многие дети, поступающие в группу кратковременного пребывания, не владеют речью или владеют ею в недостаточном объеме, все задания даются ребенку в вербальной и невербальной форме: в ходе обследования педагогу следует использовать естественные жесты.
В процессе обследования физического развития обращаете внимание на контактность ребенка (желание сотрудничать с взрослым), его активность. Отмечается эмоциональное реагирование на поощрения или замечания, способность обнаружить ошибочность собственных действий, заинтересованность в результате деятельности.
Психолого-педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития: практической ориентировки на форму, величину, цвет; восприятия предметного изображения, целостного восприятия предметной картинки; развития наглядно-действенного мышления. Важным направлением в обследовании ребенка является изучение уровня развития у ребенка предметных действий - соотносящих и орудийных, а также предпосылок к конструированию и рисованию.
Обследование речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях, прежде всего, ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются также специальные задания.
В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребенок знает, то есть словарный запас, уровень сформированности фонематического слуха, умение выполнять словесные указания различной сложности. Отмечается, употребляет ли ребёнок предложение, состоящие из трех слов, употребляет ли прилагательные и местоимения, употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-бы) или полными, произносит правильно некоторые слова (например, машина), называет ли предметы и действия в момент сильной заинтересованности, пользуется ли облегченными словами в момент его двигательной активности, удивления, радости.
А так же для оценки умственного развитие детей в группе «Неваляшки» применяется методика представленная в книге Стребелевой Е.А. «Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития». Диагностика умственного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста можно считать:
- принятие задания;
- способы выполнения задания;
- обучаемость в процессе обследования;
- отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания, т.е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения (при этом он проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым).
Способы выполнения задания. Отмечается: самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого, т.е. возможно диагностическое обучение; самостоятельное выполнение задания после обучения.
Обучаемость. Обучение ребенка во время диагностического обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования детям предлагаются следующие виды помощи: выполнение действия по подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с речевой инструкцией.
Обучаемость, т.е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность своей деятельностью и конечным результатом характерна для нормально развивающихся детей. Безразличное отношение к тому, что он делает, и к полученному результату характерно для ребенка с нарушениями интеллекта.
Все эти параметры нашли отражение в балльной оценке умственного развития детей.
2.2. Психолого-педагогическая характеристика детей поступивших в группу кратковременного пребывания «Неваляшки».
Описанная в пункте 2.1. данной курсовой работе методика обследования детей раннего возраста поступивших в группу кратковременного пребывания «Неваляшки» включала в себя определение уровня сформированности основных линий развития: социальной, физической, познавательной. Таким образом, будет целесообразнее, дать психолого-педагогическую характеристику данной категории детей исходя из выделенных линий развития.
Социальное развитие детей поступающих в группу кратковременного пребывания «Неваляшки» происходит особым образом. Многие из них не могут назвать свое имя по просьбе взрослого, показать свои части тела и лица, не знают их назначение. У многих из них не формируются представления о себе и о своем «Я».
Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. Они, как правило, упрямы, плаксивы, часто бывают либо вялы, либо возбудимы. У них задерживается формирование навыков опрятности и навыков самообслуживания.
У этих детей отсутствует потребность к взаимодействию с новыми людьми, как следствие у них своевременно не формируется естественная потребность подражать сверстникам. Чаще всего они оказываются изолированными от детского коллектива, попадают в ситуацию так называемого "социального вывиха".
Физическое развитие детей третьего года жизни поступивших в «Неваляшки» имеет ряд особенностей по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками. Многие из них в этот возрастной период только начинают ходить. Их движения отличаются неустойчивостью, неуклюжестью походки, замедленностью или импульсивностью. Они не могут ходить целенаправленно по прямой дорожке, подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице, у них отсутствует стремление научиться бегать, прыгать.
У детей с нарушениями психофизического развития отмечается недоразвитие ручной моторики: движения обеих рук не согласованы, мелкие и точные движения кистей и пальцев рук не развиты. Они захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания и хватания щепотью.
Познавательное развитие у данной категории детей значительно отстает от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития: внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи. Многие из них не проявляют интереса к окружающему миру: не рассматривают предметы, берут самостоятельно игрушки в руки, не манипулируют ими, не действуют ими. При этом подражательная способность без коррекционной помощи не формируется. Поэтому они своевременно не научаются специфическим предметным действиям.
У них не формируется ориентировочная реакция не только типа "Что с этим можно делать?", но и более простая: "Что это?". Некоторые дети третьего года жизни с нарушением интеллекта могут манипулировать (иногда это напоминает целенаправленное использование предмета), но в действительности ребенок, производя действия, не учитывает свойства и назначение предметов. К тому же эти манипуляции сопровождаются неадекватными действиями; ребенок стучит ложкой по столу, бросает машинку, облизывает или сосет куклу, смахивает игрушки со стола и т.д.
Отсутствие целенаправленных действий, равнодушие к результату своих действий, неадекватные действия – все это отличает ребёнка с нарушениями психофизического развития от нормально развивающегося сверстника.
К сожалению, у этих детей не формируются также предпосылки для развития других видов деятельности – игры, рисования, конструирования, зачатков трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются к концу третьего года жизни.
В речевом развитии отставание начинается у таких детей с младенчества: вовремя не появляется гуление, а затем и лепет. Эти дети весьма ограниченно понимают обращенную к ним речь, не могут показать указательным жестом знакомые предметы. У них не сформирован интерес к общению с близкими взрослыми, к окружающим предметам, не развит фонематический слух и артикуляционный аппарат, которые являются предпосылками речевого развития.
Многие дети начинают говорить только после 3-х лет. Речь у них настолько слабо развита, что не может осуществлять и функцию общения. Недоразвитие же коммуникативной функции речи, к сожалению, не компенсируется другими средствами общения, в частности, невербальными (мимикой, жестами). У таких детей лишенное мимики лицо (амимичное), они плохо понимают жесты.
Результаты психолого-педагогического обследования детей раннего возраста с использованием описанных в пункте 2.1. методик, позволяет определить основные параметры (показатели) основных линий развития:
- готовность ребенка к взаимодействию и сотрудничеству со взрослым;
- сфомированность основных движений;
- принятие задания, способы выполнения (самостоятельно или с помощью взрослого), обучаемость в процессе психолого-педагогического обследования, наличие подражательной способности, интерес к результату.
В соответствии с этими параметрами детей третьего года жизни поступающих в группу «Неваляшки» можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся дети, у которых отмечается отставание от возрастной нормы в некоторых основных линиях развития. Ребенок данной группы заинтересован в сотрудничестве со взрослым; у него отмечается готовность к установлению контакта с новым взрослым, он проявляет инициативу в общении; самостоятельно ест, одевается с помощью взрослого, у него сформирован навык опрятности. Физические упражнения, в большинстве случаев, выполняет по подражанию в соответствии с возрастной нормой. Задания, связанные с познавательным развитием, выполняет после обучения. При этом он хорошо обучается, заинтересован в сотрудничестве со взрослым, проявляет интерес к результату своей деятельности; отмечается интерес к преднамеренному черканию, имеется подражательная способность. Понимает обращенную к нему элементарную инструкцию, пользуется указательным жестом, в активной речи использует отдельные слова.
Ко второй группе относятся дети, которые отстают от возрастной нормы по всем основным линиям развития. Ребенок неактивен и мало инициативен в общении с новым взрослым; при выполнении бытовых процедур нуждается в помощи взрослого, навык опрятности не сформирован. Физическое развитие ниже возрастной нормы: выполняет только ту часть заданий, которые рассчитаны для детей младшего возраста, не подражает действиям взрослого. С заданиями, связанными с познавательным развитием, самостоятельно не справляется, а после обучения выполняет только некоторые из них, как правило, вместе со взрослым. При попытках выполнить задания самостоятельно у него отмечаются хаотические движения, отсутствует подражательная способность. У ребенка нет интереса к черканию на бумаге, он не использует карандаш по назначению, не может самостоятельно построить из палочек фигурку даже после обучения. Понимание обращенной к нему речи ограничено, действует только по указанию, сделанному жестом, в активной речи отмечаются лепетные слова или отдельные звуки.
К третьей группе относятся дети, у которых отмечается значительное отставание от возрастной нормы по всем основным линиям развития. Ребенок не проявляет интереса к взрослому, не инициативен в общении с новым взрослым; при выполнении бытовых процедур всегда нуждается в помощи взрослого, навык опрятности не сформирован. Задания, направленные на физическое развитие, не выполняет, т.к. чаще всего не понимает поставленную перед ним задачу; общие движения у него неловкие, напряженные, с трудом переключается на новые движения, плохо сохраняется равновесие. Задания, направленные на познавательные способности самостоятельно не выполняет. При попытках выполнить их самостоятельно действует с предметами хаотично и неадекватно: берет игрушки в рот, стучит, кидает, т.е. ребенок не понимает, что надо делать. У него нет ориентировки на условия задачи, отсутствуют целенаправленные действия. Ребенок адекватно действует только совместно со взрослым (рука взрослого держит руку малыша), у него отсутствует подражательная способность. Интереса к продуктивным видам деятельности не проявляет (к черканию на бумаге, постройке из палочек). Понимание речи весьма ограниченно, в активной речи имеются только отдельные звуки.
Итак, дети третьего года жизни, поступающие в группу кратковременного пребывания «Неваляшки» значительно отстают по основным линиям развития от нормально развивающихся сверстников. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое воздействие.
2.3. Вывод.
В данной курсовой работе я попыталась охарактеризовать организацию одной из форм коррекционной поддержки детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития группы кратковременного пребывания «Неваляшки», раскрыть методику психолого-педагогического обследования ребёнка поступившего в группу кратковременного пребывания «Неваляшки», подробно дать психолого-педагогическую характеристику детей поступающих в данную группу.
Из изложенного материала видно, что та категория детей, которая включается в работу в группу кратковременного пребывания, значительно отличается по своему развитию от нормально развивающихся сверстников, насколько эти дети нуждаются в комплексной реабилитации, в коррекционно-педагогическом воздействии. Таким образом, современный этап развития коррекционной педагогики и специальной психологии усиливает внимание к углублённому изучению детей с ограниченными возможностями здоровья, а также организовывает им раннюю комплексную коррекционную помощь. Одной из форм коррекционной поддержки детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития являются группы кратковременного пребывания.
При этом коррекционно-педагогическая работа в этих группах начинается с психолого-педагогического обследования, которое даёт специалистам отчётливое представление с какой группой детей предстоит вести коррекционную работу и, что немало важно, даёт выявить психо-физические особенности детей. При составлении психолого-педагогической характеристики на каждого ребёнка и определение специфических образовательных потребностей, организуется коррекционная поддержка в группах кратковременного пребывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей группы кратковременного пребывания
Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 6 - 7 лет и является одним из структурных компонентов ...
Образовательная программа стажировочного курса "Группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей в учреждении дополнительного образования детей"
Представлена образовательная программа, по которой работало МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) в статусе базового учреждения Федеральной стажировочной площадки АОУ ДПО "ИРОиПК&q...
Психолого-педагогическая помощь детям, с тяжелыми множественными нарушениями развития, в группе кратковременного пребывания
Психолого-педагогическая помощь детям, через основные направления деятельности педагога-психолога, к которым относят:1. Психодиагностика.2. Психологичес...
Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в условиях Группы кратковременного пребывания
Из опыта организации Группы кратковременного пребывания в условиях коррекционной школы....
Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в условиях Группы кратковременного пребывания
Из опыта организации Группы кратковременного пребывания в условиях коррекционной школы....
Проект «Предметно-пространственная развивающая среда групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Исследования последних лет показали особую значимость для ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, игровой деятельности, развивающего влияния окружающей среды. Поэтому создание бла...
Психолого-педагогическая программа "Вместе с мамой" для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года 6 месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации"
Представлена программа для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации...