Доклад на тему:"Выполнение системы требований по формированию профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Оператор ЭВ и ВМ»"
статья по информатике и икт на тему

Современные педагогические технологии при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_na_sayte.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнение системы требований по формированию профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Оператор ЭВ и ВМ»

  При разработке системы профессионального образования инвалидов по профессии «Оператор ЭВ и ВМ» одной из основных проблем является разработка специальных образовательных и реабилитационных технологий. Под специальными образовательными и реабилитационными технологиями понимается особая совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, общих и частных методик, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ обучающимися инвалидами, в объеме и качестве, предусмотренными учебными программами профессиональной  подготовки, формирование методов познания и деятельности на общем заданном уровне, реабилитацию личности в конкретной интегрированной среде обучения, создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма с учетом действующих в образовательной среде ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей.    

      Общепризнанными в педагогической практике технологиями обучения, например, инвалидов по слуху, которые назовем ординарными (ОТО), являются сурдоперевод, записывание лекций, использование надписей на экране (титров), а также демонстрация видеолекций, сопровождающихся сурдопереводом  и др. Применение этих ОТО частично облегчает решение проблемы доступа к информации для лиц с дефектами слуха, но не решает ее принципиально, поскольку они не обеспечивают существенного повышения качества обучения при заданном в училище-интернате уровне и темпе подачи и освоения знаний. В этой связи существенную роль в создании безбарьерной образовательной среды призваны выполнять интенсивные технологии обучения (ИТО).  К разряду ИТО, нашедших свое применение в заданной области, относятся: - компьютерные технологии; - технологии проблемной ориентации; - технологии графического, матричного и стенографического сжатия информации (опорный конспект).

     Особое место в обеспечении высшего качества образовательных и реабилитационных услуг для контингента со специальными потребностями занимают высокие технологии обучения (ВТО), которые, как правило, универсальны  и широко используются в ряде образовательных сред, в т.ч. и специальных. В  ВТО входят такие технологии, которые оптимальным образом обеспечивают формирование у проблемных обучаемых лиц с дефектами здоровья императива генерирования и воспроизводства новых знаний, т.е. таких профессиональных качеств, которые наиболее востребованы на рынке интеллектуального труда, например мультимедиа технологии, реализуемые на основе специально структурированных баз данных, электронных пособий и учебников и адаптированного программно-аппаратного обеспечения и периферии; мультимедиа технологии в живом контакте педагога и учащегося и т.д. Применение этих технологий может иметь далеко идущие перспективы  как в создании безбарьерного образовательного пространства, так и в организации эффективного дистанционного обучения инвалидов. В целом для всех создаваемых искусственных информационных сред, независимо от их конкретной архитектуры и конфигурации, обязательным условием эффективности является учет индивидуальных и групповых психофизиологических особенностей инвалидов и использование всех механизмов реабилитации.

Так как диапазон дифференциации обучающихся в группе достаточно большой для достижения положительного результата в обучении на уроках производственного обучения и выработке уверенных качественных практических навыков считаю целесообразным применение индивидуальных методик и подходов в обучении данной группы. А именно рассматривать примеры практических заданий приближенных к конкретному ученику, ориентируясь на его базовый уровень подготовленности на момент поступления в учреждение  и сферу их интересов.

        Полноценное получение информации позволяет применительно к процессу образования  снять ограничения в общении учащихся между собой и мастера производственного обучения  с учащимися, повышению эффективности  и качества обучения. Создание специальных учебных информационных пространств, в частности для инвалидов по слуху, реализовано в компьютерном классе с помощью современных мультимедийных аппаратных комплексов, программных продуктов и специальных сурдотехнических средств.  При создании искусственных  информационных пространств и реорганизации учебного процесса  для лиц с ограниченными возможностями, в данной группе обучающихся учтена  их инвалидизирующая патология по здоровью,  аспекты рабочей безопасности для их здоровья.      

     Современные мультимедийные средства и программные продукты их поддерживающие, специальные технические и аппаратные устройства, изменения в организации учебного процесса позволяют создать принципиально новую  безбарьерную образовательную среду для обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих  умственную отсталость   в зависимости от индивидуальных способностей каждого....

Формирование трудовых умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития обучающихся....

Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"

Материал, представленный в  программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно  к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...

Формирование профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Формирование профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Презентация...

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по программе профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии 19601 Швея

Методические рекомендации по выполнению выпускной  квалификационной работы предназначены для выпускников по программе профессионального обучения для лиц с огр...