Доклад на тему:"Выполнение системы требований по формированию профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Оператор ЭВ и ВМ»"
статья по информатике и икт на тему
Современные педагогические технологии при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_na_sayte.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнение системы требований по формированию профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Оператор ЭВ и ВМ»
При разработке системы профессионального образования инвалидов по профессии «Оператор ЭВ и ВМ» одной из основных проблем является разработка специальных образовательных и реабилитационных технологий. Под специальными образовательными и реабилитационными технологиями понимается особая совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, общих и частных методик, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ обучающимися инвалидами, в объеме и качестве, предусмотренными учебными программами профессиональной подготовки, формирование методов познания и деятельности на общем заданном уровне, реабилитацию личности в конкретной интегрированной среде обучения, создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма с учетом действующих в образовательной среде ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей.
Общепризнанными в педагогической практике технологиями обучения, например, инвалидов по слуху, которые назовем ординарными (ОТО), являются сурдоперевод, записывание лекций, использование надписей на экране (титров), а также демонстрация видеолекций, сопровождающихся сурдопереводом и др. Применение этих ОТО частично облегчает решение проблемы доступа к информации для лиц с дефектами слуха, но не решает ее принципиально, поскольку они не обеспечивают существенного повышения качества обучения при заданном в училище-интернате уровне и темпе подачи и освоения знаний. В этой связи существенную роль в создании безбарьерной образовательной среды призваны выполнять интенсивные технологии обучения (ИТО). К разряду ИТО, нашедших свое применение в заданной области, относятся: - компьютерные технологии; - технологии проблемной ориентации; - технологии графического, матричного и стенографического сжатия информации (опорный конспект).
Особое место в обеспечении высшего качества образовательных и реабилитационных услуг для контингента со специальными потребностями занимают высокие технологии обучения (ВТО), которые, как правило, универсальны и широко используются в ряде образовательных сред, в т.ч. и специальных. В ВТО входят такие технологии, которые оптимальным образом обеспечивают формирование у проблемных обучаемых лиц с дефектами здоровья императива генерирования и воспроизводства новых знаний, т.е. таких профессиональных качеств, которые наиболее востребованы на рынке интеллектуального труда, например мультимедиа технологии, реализуемые на основе специально структурированных баз данных, электронных пособий и учебников и адаптированного программно-аппаратного обеспечения и периферии; мультимедиа технологии в живом контакте педагога и учащегося и т.д. Применение этих технологий может иметь далеко идущие перспективы как в создании безбарьерного образовательного пространства, так и в организации эффективного дистанционного обучения инвалидов. В целом для всех создаваемых искусственных информационных сред, независимо от их конкретной архитектуры и конфигурации, обязательным условием эффективности является учет индивидуальных и групповых психофизиологических особенностей инвалидов и использование всех механизмов реабилитации.
Так как диапазон дифференциации обучающихся в группе достаточно большой для достижения положительного результата в обучении на уроках производственного обучения и выработке уверенных качественных практических навыков считаю целесообразным применение индивидуальных методик и подходов в обучении данной группы. А именно рассматривать примеры практических заданий приближенных к конкретному ученику, ориентируясь на его базовый уровень подготовленности на момент поступления в учреждение и сферу их интересов.
Полноценное получение информации позволяет применительно к процессу образования снять ограничения в общении учащихся между собой и мастера производственного обучения с учащимися, повышению эффективности и качества обучения. Создание специальных учебных информационных пространств, в частности для инвалидов по слуху, реализовано в компьютерном классе с помощью современных мультимедийных аппаратных комплексов, программных продуктов и специальных сурдотехнических средств. При создании искусственных информационных пространств и реорганизации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями, в данной группе обучающихся учтена их инвалидизирующая патология по здоровью, аспекты рабочей безопасности для их здоровья.
Современные мультимедийные средства и программные продукты их поддерживающие, специальные технические и аппаратные устройства, изменения в организации учебного процесса позволяют создать принципиально новую безбарьерную образовательную среду для обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.
В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого....
Формирование трудовых умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития обучающихся....
«Формирование социальной успешности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе непрерывного инклюзивного образования посредством культурно - досуговой деятельности».
Выступление на семинаре для классных руководителей , в рамках республиканского семинара....
Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"
Материал, представленный в программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...
Формирование профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Формирование профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Презентация...
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по программе профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии 19601 Швея
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы предназначены для выпускников по программе профессионального обучения для лиц с огр...
Формирование социально значимых навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Об эффективности метода ситуационного тренинга...