Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
материал по теме
Главная задача классного руководителя – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.
Цель классного руководителя: воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smoljanova_kls_ruk.rar | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
Главная задача классного руководителя – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Цель классного руководителя: воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию.
С 2006 по 2013 учебный год я выполняла функции классного руководителя 11 класса. Учащиеся 11 класса, в котором я являюсь классным руководителем отличаются высоким уровнем интеллектуального развития, работоспособности, активности, самостоятельности как в учебной деятельности, так и во внешкольной и внеклассной. Умеют высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Дети всегда готовы к урокам, выполняют разнообразные учебные задания, много читают, расширяют свой кругозор. Активные участники творческих конкурсов. В классе 5 человек учатся на «отлично»; 12 человек на «4» и «5».
Учащиеся данного класса стремятся следовать нормам морали в системе отношений с окружающим миром. Им свойственны доброта и сострадание, стремление разрешать жизненные конфликты мирным путем. Подростки бережно относятся к истории и культуре своей республики, своего города.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. За 23 годак работы в качестве классного руководителя у меня выработалась определенная система воспитания:
1. Система воспитательной работы.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.
Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.
При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.
Основываясь на Программе воспитательной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», я в своей работе ставила следующие воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей
В воспитательном процессе реализую следующие направления программы:
- духовно-нравственное воспитание;
- художественно-эстетическое воспитание;
- эколого-краеведческое воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- правовое воспитание;
- спортивно-оздоровительное воспитание;
- семейное воспитание;
- профилактическое направление.
Однако педагогу-воспитателю следует помнить, что ребёнка надо только направлять, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.
2. Наличие системы самоуправления в классе.
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.
Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния групп, особенностей того коллектива, в котором находится ребенок. Учащихся нужно объединять в группы согласно их характеристикам, интересам, возможностям. Только при этом условии группа будет двигаться, то есть плодотворно работать.
Участие в самоуправлении помогает моим учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. С этой целью в классе работает система самоуправления.
Задачи структуры самоуправления:
развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;
развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива;
Модель ученического самоуправления за 23 года работы в качестве классного руководителя часто видоизменялась, но я использовала следующую структуру самоуправления:
Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года.
Главным органом самоуправления является классное собрание, принимающее решения по всем важным вопросам жизни коллектива. Общее классное собрание выбирает старосту класса, членов школьного актива.
Староста – постоянно следила за работой членов актива школы и помогала им во всём, 1 раз в неделю, совместно с советом класса и классным руководителем проводили классное собрание, где обсуждались следующие вопросы:
- вопросы текущей недели;
- обсуждение нарушителей дисциплины;
- составление планов работы;
- подведение итогов работы (отчет каждого сектора);
Управлял детским сообществом совет класса, состоящий из трех ступеней: классный руководитель, ученики, родители. Классное собрание выбирало ответственных за каждый участок работы.
Трудовой сектор – нес ответственность за выполнение в классе трудовых дел с течением времени: 1) уборка, 2) утепление окон, 3) ремонт школьного имущества и т.д.
Редколлегия – художественно – оформительская работа по каждому месячнику.
Спортивный сектор – нес ответственность за проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, участие на школьных мероприятиях.
Культмассовый сектор – оказывал помощь в проведении общешкольных культурно-массовых мероприятий, проводил классные КТД.
Учебный сектор – проводил рейды по проверке книг и тетрадей учащихся, подводил итоги успеваемости и посещаемости.
Цветоводы – отвечали за организацией в классе уютной обстановки.
Каждый ученик в классе имел и имеет своё общественное поручение, и староста класса совместно с классным руководителем следят за своевременным и должным их выполнением. Каждый ученик отвечает за своё рабочее место: за её чистоту и аккуратность.
Организация классной деятельности осуществлялась через коллективно - творческие дела, для проведения которых создавались советы дела. Они составляли план мероприятий, обсуждали его с классом, готовили материалы по его проведению.
3. Высокий уровень воспитанности обучающихся.
Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. В научно-методических журналах и отдельными изданиями публикуется множество рекомендаций и руководств по диагностике воспитанности учащихся разных возрастных групп. Так что же такое воспитанность?
Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
4. Динамика межличностных отношений.
Слово «отношение» имеет много значений в русском языке. Всем хорошо известны примеры трогательных отношений человека и домашних животных. Однако в науке понятием «отношение» обозначается особенная связь человека окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.
Из всего разнообразия отношений человека к окружающему миру, наиболее важные для формирования личности те, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, то есть межличностные отношения.
Межличностные отношения – это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения – взаимопознания и взаимопереживания.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточна сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от него. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в детстве.
Для изучения взаимоотношений учащихся моего класса применялись следующие методики: методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) и социометрическая методика. Первая из методик позволяет комплексно оценить уровень социально-психологического развития системы коллективистических взаимоотношений в классе. Вторая из названных методик дает картину взаимных отношений типа симпатии и антипатий, существующих среди учащихся данного класса.
Было выявлено: в 11 классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. В классе существуют нормы уважительного отношения ко всем членам, хотя изредка отмечается нетерпимость к мнению остальных со стороны отдельных учащихся. Высоко ценятся ответственность, трудолюбие, умение дружить, быть верным данному слову. В отношениях между микрогруппами в 11 классе существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество. Вместе с классом ездили на экскурсию в имение Пушкиных – Болдино, в Тарханы, в Наровчат, в Нижний Новгород. Эти экскурсии обогащают детей духовно и сплачивают коллектив
5. Уровень групповой сплоченности учащихся.
Уровень групповой сплоченности в 11 классе изучался дважды. Исследования показывают, что индекс групповой сплоченности класса поднялся.
6. Правонарушения.
Учащиеся 11 класса не нарушали общественный порядок в классе, в школе. На профилактическом учете в инспекции ПДН по г. Саранску не состояли.
7. Пропуски занятий.
В 11 классе практически отсутствуют пропуски учебных занятий обучающимися без уважительной причины. Если и есть пропуски, то они связаны с болезнью, с посещением медицинских учреждений, по семейным обстоятельствам.
8. Участие класса в жизни местного социума
Учащиеся 11 класса принимали активное участие в жизни не только класса, но школы и города с 2008 по 2013 учебные годы. В 2009 году заняли 1 место по сбору макулатуры. В 2008-2009 учебном году Щемерова Мария заняла III место в городском конкурсе творческих работ и сочинений «Родные языки в созвездии культур». Сасаева Елена и Урзяева Надя - призеры конкурсов рисунков. В 2011-2012 учебном году Урзяева Надя стала финалистом городского конкурса «Ученик года». В каждом школьном концерте художественной самодеятельности есть участники из моих воспитанников.
9. Работа с родителями.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я старалась сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. При работе с родителями я руководствовалась следующими правилами:
· к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;
· общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
· изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
· изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
В своей работе с родителями использовала различные формы работы. Назову основные из них:
Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.
Не секрет, что родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды.
С самого начала я ставила перед родителями задачу обязательного посещения родительского собрания любым членом семьи, свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам – через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), через родительский комитет по телефону.
К собранию надо обязательно готовиться заранее. Перед родительским собранием я обязательно обходила всех учителей - предметников, беседовала с ними о классе и учениках; выписывала текущие оценки детей по предметам; подготавливала отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, сочинений детей и т.д.
Старалась показать родителям, что судьба их детей мне не безразлична, что я заинтересована в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.
Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.
Работа с родительским комитетом. В состав родительского комитета входит 3 человека. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.
Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, но уже после того, как я познакомилась и с учащимися, и с родителями.
Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. Приглашая родителей принять участие в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им, насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас.
Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, посещения на дому помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.
Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.
10. Нареканий и жалоб в адрес классного руководителя со стороны родителей учащихся в процессе работы сучащимися не поступало.
11. Реализация здоровьесберегающих технологий.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная. В последнее время о неблагополучии здоровья школьников пишут и говорят много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся школ страдает различными заболеваниями хронического характера.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию.
Не секрет, что от правильной организации урока, уровня его рациональности, психологической атмосферы во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Поэтому на классных часах, особенно в 5 и 6 классах, старалась использовать игровые технологии, оригинальные задания, делала небольшие отступления, которые позволяли снять эмоциональное напряжение, настраивали ребят на позитивную волну.
По окончании внеклассных мероприятий ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
Отдельное внимание отвожу гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещение, в котором занимаются учащиеся, часто проветривается и имеет оптимальную температуру. Постоянно проводится влажная уборка.
Большое внимание уделялось профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, правонарушений, поведения в общественных местах, на дороге и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.
Учащиеся моего класса всегда активно занимались и занимаются спортом:
Буянова Яна – баскетбол (III место по району и городу)
Грибанова Мария – баскетбол (III место по району и городу)
Гришуков Артем – баскетбол, футбол
Елистратов Дмитрий – баскетбол, футбол
Лапшинов Влад – дзюдо (занимает призовые места)
Трунин Дмитрий – баскетбол
Федюшкина Кристина – баскетбол
Оськина Елена – баскетбол
По пятницам дети с удовольствием ездят на каток в Ледовый дворец.
12. Духовно – нравственное воспитание и народные традиции.
Как известно, в школе преподаются основы естественных и гуманитарных знаний. Однако технические науки могут не понадобиться будущему гуманитарию, а многие гуманитарные – будущему инженеру. Но есть одна наука, которая потребуется абсолютно всем выпускникам школ, независимо от выбора профессии. Это наука о принятии нравственных решений, дающая четкие ориентиры в определении критериев добра и зла в любой возможной жизненной ситуации.
Именно поэтому программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.
С целью воспитания духовно-нравственной личности проводила внеклассные мероприятия и классные часы по следующей тематике:
Классные часы: «С малой родины моей начинается Россия», «За шаг до наркотиков», «Подросток и закон», «О друзьях и о дружбе», «Прислушивайтесь к своему сердцу», «Жить без наркотиков. Просто жить…», «Чтобы все в моей жизни было не зря», «Вечные ценности (долг, совесть)», «Оккультизм и секты», «Культура речи – залог здоровья».
Викторина «Знаешь ли ты историю Саранска?».
Экскурсия в музей Эрьзи.
Посещение театра
В своей работе классного руководителя я старалась пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Воспитывая детей, я получала право, осторожно, бережно входить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством, передавая ребятам знания и опыт, полученный мной когда-то от своих уважаемых учителей.
Директор школы Г.А.Матяева
Завуч по ВР С.А.Шелудякова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
В данном выступлении представлена система воспитательной работы в классе....
Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния групп, особенностей того коллектива, в котором находится ребенок. У...
Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя Ветчинниковой Л.А.
Характеристика работы в качестве классного руководителя....
Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя.
Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя....
Работа в качестве классного руководителя: позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и п...
Работа в качестве классного руководителя: позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценносте...