Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
материал (5 класс) по теме

Уторова Екатерина Анатольевна

 

     Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния групп, особенностей того коллектива, в котором находится ребенок. Учащихся нужно объединять в группы согласно их характеристикам, интересам, возможностям. Только при этом условии группа будет двигаться, то есть плодотворно работать. Здесь представлен мой опыт работы в качестве классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_kl_ruk.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

     Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния групп, особенностей того коллектива, в котором находится ребенок. Учащихся нужно объединять в группы согласно их характеристикам, интересам, возможностям. Только при этом условии группа будет двигаться, то есть плодотворно работать.

Я являюсь классным руководителем 5 Б класса. Работаю с детьми этого класса в качестве наставника 1-ой год. В 2011-2012 учебном году выпустила 9-ый класс, с которым проработала 2 года.

Учащиеся 5 Б класса отличаются  высоким уровнем интеллектуального развития, работоспособности, активности, самостоятельности как в учебной деятельности, так и во внешкольной и внеклассной. Умеют высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Дети всегда готовы к урокам, выполняют разнообразные учебные задания, много читают, расширяют свой кругозор. Активные участники творческих конкурсов.

Учащиеся данного класса стремятся следовать нормам морали в системе отношений с окружающим миром. Им свойственны доброта и сострадание, стремление разрешать жизненные конфликты мирным путем. Пятиклассники бережно относятся к истории и культуре своей республики, своего города

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность.

1. Система воспитательной работы.

 Воспитательная система  класса «Формирование творческих способностей».

I.  Общие положения

Предпосылкой личностного  развития  школьника является  создание  целостной  системы  урочной и внеурочной деятельности.

Цель: формирование и развитие  творческой личности ребенка, достойного жизни в  современных условиях.

Задачи  воспитательной системы класса:

  1. поддержка и развитие  активности, инициативы,  самостоятельности.
  2. формирование культуры отношений и поведения.
  3. формирование основных социально-нравственных  качеств личности: доброта, честность, правдивость и ответственность.

Основной принцип воспитания: личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Правила  организации  коллективной жизнедеятельности:

  1. Увлекательность деятельности.
  2. Опора на личные интересы  учащихся.
  3. Участие  каждого в достижении  общей цели.
  4. Сотворчество детей, педагога, родителей.

Системный подход к организации  воспитательного  процесса позволяет  мне эффективно достигать  поставленных целей и задач в работе  с классом в целом и с каждым ребенком в отдельности.

II. Структура самоуправления.

 Основными  компонентами  внутренней среды  воспитательной системы класса являются  микро группы  обучающихся  по 5-6 человек,  формируемые по интересам, взаимным симпатиям ребят. Составы  могут  меняться в течении года, происходит чередование традиционных поручений

  1. библиотекарь
  2. физорг
  3. цветовод
  4. консультант по учебе
  5. культорганизатор

Формы  воспитательной работы  с обучающимися

индивидуальные                    

  1. беседы
  2. консультация
  3. занятие

групповые

  1. беседа
  2. тренинг
  3. консультация
  4. совет дела
  5. совет командиров

коллективные

  1. игра
  2. конкурс
  3. экскурсия
  4. творческое дело
  5. проект
  6. праздник
  7. собрание

2. Наличие системы самоуправления в классе.

Классный руководитель работает с классом первый год. На протяжении этого времени используется модель организации самоуправления через  еятельность микро групп.

Задачи структуры самоуправления:

  1. развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
  2. развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;
  3. развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива;

Структура классного самоуправления:

                                             

                                               

1

микрогруппа

2

микрогруппа

3

микрогруппа

4

микрогруппа

5

микрогруппа

         В классе обучается 25 человек, таким образом, класс делится на пять групп.

В начале учебного года  выбирается  пять ответственных учащихся, каждый из них является руководителем группы. Ребята сами формируют свою группу, в основном это группы по интересам, по общению, например, группа ребят с художественным уклоном - это те учащиеся, которые любят рисовать, оформлять. Следующая группа состоит из учащихся, которые обладают организаторскими качествами, они становятся незаменимыми помощниками при проведении праздников, конкурсов, вечеров; третья группа – любители спорта и так далее.

   Ответственные каждой группы являются  непосредственными помощниками классного руководителя. В начале каждой четверти в классе  проводятся  организационные собрания с участием актива класса, где планируется работа на всю четверть и подводятся итоги предыдущей.                     Каждой группе дается индивидуальное задание. Очень удобно использовать такую форму работы при подготовке к школьным мероприятиям.

Дежурство по классу  осуществляется  по группам. Составляется график дежурства по классу. Каждая группа дежурит по 1 дню.  Дежурство проходит в виде соревнований и оценивается следующим образом: красный квадратик – отлично, зеленый – хорошо, синий – удовлетворительно. Это способствует стремлению быть лучше, старательно относиться к работе.

 

3. Высокий уровень воспитанности обучающихся.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

  1. конкретизировать цели воспитательной работы;
  2. дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
  3. обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
  4. обосновать выбор содержания и методов воспитания;

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Уровень воспитанности моих детей изучался  в 5 классе (результаты представлены в таблице). По итогам исследования сделан следующий вывод: общий уровень воспитанности учащихся – выше среднего. Учащихся с низким и критическим уровнями воспитанности в классе нет.

Результаты изучения уровня воспитанности учащихся 5 Бкласса:




Фамилия,

имя

Честность и  скромность

Интерес к знаниям

Ответственное отношение к учёбе

Отношение к труду

Долг, ответственность

Общественная активность

Дисциплинированность

Отношение к коллективу

Культурный уровень

Доброта и отзывчивость

Эстетический вкус

Средний бал

1

Абаимова  Виктория

3

3

3

4

4

3

4

3

4

4

4

3,5

2

Абузяров Дамир

4

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

3,9

3

Андронов Никита

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4,1

4

Байбикова Регина

5

4

5

5

5

5

4

4

5

4

4

4,5

5

Баляева Регина

4

4

4

5

4

4

4

3

4

4

4

4,0

6

Бутакова Анастасия

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3,1

7

Баранов Илья

5

4

4

5

5

4

5

4

5

4

4

4,5

8

Егорова Алина

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3,1

9

Захарова Софья

4

4

4

5

4

4

4

3

4

4

4

4,0

10

Илюшкина Алина

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4,1

11

Киселева Татьяна

3

3

3

5

4

4

4

4

4

4

4

4,3

12

Кривочков Егор

4

4

4

5

4

4

4

4

5

4

4

4,2

13

Крысин Данила

3

3

3

4

4

3

4

3

4

4

4

3,5

14

Макаров Евгений

5

4

5

5

5

5

4

4

5

4

4

4,5

15

Малышева Анастасия

5

4

5

5

5

5

4

4

5

4

4

4,5

16

Малькина Анна

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3,1

17

Матюшкин  Виталий

4

4

4

5

5

5

4

4

5

5

5

4,5

18

Назарова Валерия

4

4

4

5

4

4

4

3

4

4

4

4,0

19

Находнева Надежда

5

4

5

5

5

5

4

4

5

4

4

4,5

20

Никашкин Дмитрий

4

4

4

5

5

5

4

4

5

4

4

4,4

21

Пешев Владислав

4

4

4

5

4

4

4

3

4

4

4

4,0

22

Солдатов Владислав

4

4

4

5

4

4

4

4

5

4

4

4,2

23

Феоктистов Кирилл

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4,0

24

Фомичева Ольга

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4,1

25

Шнякин Андрей

5

4

5

5

5

5

4

4

5

4

4

4,5

26

Юдкина Юлия

5

4

4

5

5

4

5

4

5

4

4

4,5

итого

4,03

3,8

3,9

4,6

4,3

4,07

3,9

3,6

4,03

4,04

3,9

Баллы: 5 – проявляется ярко

              4 – проявляется

             3 – проявляется слабо

            2 – не проявляется

Итоговая оценка:

2 – 2,8 – низкий уровень

2,9 – 3,8 – средний уровень

3,9 – 4,4 – хороший уровень

4,5 – 5 – высокий уровень

В классе  - 26 учеников

Высокий уровень -   7  уч-ся

Хороший уровень –   15  уч-ся

Средний уровень-     4  уч-ся

4. Динамика межличностных отношений.

Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки, в описание и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми.

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

· в ней учувствует небольшое число людей

· это непосредственно взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга

· это так называемое, личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает не заменимость, универсальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния самооценки, личностных характеристик

«ОТНОШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ» – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга, при взаимодействии и содержании совместной деятельности.

Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в детстве.

Для изучения взаимоотношений учащихся моего класса применялись следующие методики: методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) и социометрическая методика. Первая из методик позволяет комплексно оценить уровень социально-психологического развития системы коллективистических взаимоотношений в классе. Вторая из названных методик дает картину взаимных отношений типа симпатии и антипатий, существующих среди учащихся данного класса.

Было выявлено: в 5 Б классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. В классе существуют нормы уважительного отношения ко всем членам, хотя изредка отмечается нетерпимость к мнению остальных со стороны отдельных учащихся. Высоко ценятся ответственность, трудолюбие, умение дружить, быть верным данному слову. В отношениях между микрогруппами в 5Б классе существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество. Но тем не менее выделяются лидеры.

5. Уровень групповой сплоченности учащихся.

Уровень групповой сплоченности в 6Б классе изучался дважды. Исследования показывают, что индекс групповой сплоченности класса поднялся. Если в начале учебного года в 5-м классе среди учащихся класса были непринятые, случались конфликты, то в во второй четверти их почти  не осталось.


п/п

название мероприятия

результат

уровень

2012-

2013

Творческий номер ко дню учителя . Сценка «Опять двойка»

Шнякин А., Находнева Н., Макаров Е., Малькина А., Феоктистов К.

Школьный

Посвящениекласса в организацию «Пульсар»

Ответственные : Байбикова Р., Киселева Т. Участники – весь класс

Школьный

Тематическая линейка «День народного единства»

Весь класс

Школьный

Праздничный концерт ко дню пожилого человека, в пансионате для ветеранов

Киселева Т., Бутакова А., Никашкин Д., Юдкина Ю., Байбикова Р.

Школьный

23 февраля – смотр строя и песни

Весь класс

Школьный

6. Правонарушения.

Учащиеся 5Б класса не нарушают общественный порядок в классе, в школе. На профилактическом учете  в  инспекции ПДН по г. Саранску не состоят.

7. Пропуски занятий.  В 5 Б классе практически  отсутствуют пропуски учебных занятий обучающимися без уважительной причины.  Если и есть пропуски, то они связаны с болезнью, с посещением медицинских учреждений, по семейным обстоятельствам.

8. Участие класса в жизни  местного социума

Учащиеся 5 Б  класса принимают активное участие в жизни не только класса, но  школы и города. В таблице представлено участие класса в жизни школы за 2012-2013 учебный год:

9. Работа с родителями.

Основная забота учителя - сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело.

Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класс.

Работа с родителями ведется по двум направления – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках первого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы «Я помогаю вам, вы помогите мне».

Родительские собрания посвящены определенной теме. На родительских собраниях вопросы персонального обсуждения дисциплины и успеваемости не выносятся. Эти вопросы обсуждаются в частном порядке во время специальных консультаций, индивидуальных собеседований. В рамках второго направления привлекаю родителей к участию во внеклассных мероприятиях.

Чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт.

В работе с родителями стараюсь придерживаться следующих правил:

1. Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.

2. Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.

3. Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.

4. Почаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.

5. К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.

6. При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.

Работа с родительским комитетом. В состав родительского комитета входит 3 человека. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, но уже после того, как я познакомилась и с учащимися, и с родителями.

Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. Приглашая родителей принять участие в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им,  насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас.

10. Жалобы.

За время работы  классным руководителем не было ни одной жалобы родителей  на мои неправомерные действия.

В классе созданы все условия для проявления и развития способностей учащихся, учитываются индивидуальные особенности детей, справедливо оцениваются достижения.

11. Реализация здоровьесберегающих технологий.

 «Здоровьеформирущие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

        условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);

        рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с
возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и
гигиеническими требованиями);

        соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным
возможностям ребенка;

        необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный  двигательный режим.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из 1000 новорожденных 800-900 имеют врожденные пороки развития.

Объективную причину роста количества заболеваний, ухудшения состояния здоровья школьников усматривают в условиях организации учебно-воспитательного процесса [С.М.Громбах, О.А.Мильштейн, Н.А.Ананьева, Ю.А.Ямпольская, В.Ф.Базарный, Н.А.Целищева]. Современные образовательные учреждения характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название «школьные болезни». Кроме этого, в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, приводящих к снижению функциональных возможностей детского организма.

Школа на современном этапе должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего населения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Здоровье подрастающего человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен не только уметь сохранять свое здоровье, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Основными задачами здоровьесбережения являются: 1) формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья; 2) создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды; 3) информационное обеспечение процесса здоровьесбережения; 4) применение в учебно – воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.

Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, правонарушений, поведения в общественных местах, на дороге и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.

Учащиеся 5 Б класса активно занимаются спортом:

  1. Абузяров Дамир Маратович - дзюдо
  1. Байбикова Регина Вадимовна - теннис
  1. Баляева Регина Илдаровна - теннис
  1. Баранов Илья Антонович – спортивная ходьба
  1. Макаров Евгений Денисович – спортивная ходьба
  1. Малышева Анастасия Олеговна - плавание
  1. Малькина Анна Андреевна - волейбол
  1. Матюшкин  Виталий Павлович - дзюдо
  1. Солдатов Владислав Андреевич – спортивная ходьба
  1. Феоктистов Кирилл Дмитриевич - плавание
  1. Шнякин Андрей Николаевич - теннис
  1. Юдкина Юлия Игоревна – спортивная гимнастика

12. Духовно – нравственное воспитание и народные традиции.

В духовно-нравственном воспитании учащихся 5 класса весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане я стараюсь проводить с детьми немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной  литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, тематические классные часы.

Воспитательный процесс планирует и строит во взаимосвязи духовного и нравственного направлений. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники, посвященные «Дню победы», «Литературные вечера», «Дни духовности и культуры» предполагают встречи с интересными людьми.

Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотят и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту. Это готовит ребят к вступлению во взрослую жизнь, с её нормами требованиями, прививает им оптимистическое восприятие жизни, делает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше.

Проблема духовно-нравственного воспитания именно сейчас, как никогда раньше, остро стоит в нашем обществе. И именно в начальной школе начинает закладываться фундамент духовно-нравственных представлений о мире. Сейчас государством востребован  развитый человек, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий жить в постоянно изменяющихся условиях, самостоятельно решать возникающие нестандартные проблемы. Для того чтобы воспитать такого человека необходимо сначала сформировать определённые нравственные принципы и поведенческие навыки у ребёнка, умение отличать хорошее от плохого, полезное от вредного и адекватную мудрую реакцию на проявление всего этого в жизни. Семья психологически и физически зачастую не защищает ребёнка, не создаёт необходимые материальные, социальные, культурные условия для его личностного развития, семья не в полной мере выполняет свои традиционные функции.

Почему именно младший школьный возраст?.. В это время происходит период адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено, меняется отношение к сверстникам, родителям, происходит переоценка ценностей. Ребенок вступает в другой жизненный этап, поэтому в возрасте 10-11 лет возможно наиболее интенсивное заложение  лучшего нравственного опыта человечества, и тогда собственный процесс переоценки будет осознанным и позитивным.

Если с детства ребёнку прививать любовь к Родине, уважение к своему и другим народам, к их истории, культуре, традициям, то он усвоит нравственные ценности, обеспечивающие общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях

        Общешкольное

самоуправление

Комиссия по разрешению                                                               споров (родители, учащиеся, представитель администрации)

Классное собрание

Совет групп

совет командиров

совет дела


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

В данном выступлении представлена система воспитательной работы в классе....

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Главная задача классного руководителя – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.Цель классного руководителя: воспитание активного...

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя Ветчинниковой Л.А.

Характеристика работы в качестве классного руководителя....

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя.

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя....

Работа в качестве классного руководителя: позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и п...

Работа в качестве классного руководителя: позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценносте...