Организация игрового аппарата пианиста
методическая разработка по теме

Скидан Елена Петровна

Освоение игровых приемов, их соответствие двигательной природе человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_skidan.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игрового аппарата пианиста

на начальном этапе обучения

Скидан Елена Петровна,

преподаватель по классу фортепиано

ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа»

Цель урока: освоение игровых приёмов,  их соответствие двигательной (анатомической) природе человека.

Задачи урока:

  1. совершенствовать навык игры «nоn legato»;
  2. освоить способ звукоизвлечения «legato»;
  3. продолжить знакомство с музыкальными терминами: «штрих»  (значение и обозначение);
  4. продолжить изучение музыкальной грамоты, закрепить на практике отдельные её элементы;
  5. формировать навыки: чтения с листа, игры в ансамбле, анализа произведения;
  6. развивать двигательно-координационное мышление;
  7. воспитывать осознанное отношение к организации игрового аппарата.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Жанр урока: творческая лаборатория.

ТСО:

  1. фортепиано – 2 шт.;
  2. ноутбук,  выход в сеть Интернет;
  3. учебные пособия:

Геталова О.В., Визная И.В. В музыку с радостью. – Спб.: Композитор, 2010.-177с.

Милич Б. Маленькому пианисту. – Киев.: Музична Украiна, 1975. – 152 с.

Музыкальный словарь

Наглядный материал: «Таблица – подсказка»  для чтения нот с листа.

Раздаточный материал: ребус «Шифровщик».

Диагностический  материал:

диагностическая карта № 2 (Приложение 11 к рабочей образовательной программе по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано»)

Музыкальный материал:

  1. Детская песенка «Наконец настали стужи»;
  2. Татарская народная песня «Зима»;
  3. Хереско Л. «Две тетери»;
  4. Филиппенко А. «Цыплята».

План урока

  1. Организационный момент: сообщение темы урока, представление обучающегося.
  2. Подготовка к основному этапу урока.
  1. Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса.
  2. Организация игровых движений (мелкая моторика; супинация, пронация рук и пальцев, координация движений; постановка руки).
  3. Выработка правильной посадки за инструментом.
  1. Проверка выполнения домашнего задания.
  1. Работа над музыкальным репертуаром.
  2. Обобщение имеющихся знаний,  закрепление их в практических видах деятельности (чтение с листа, игра в ансамбле с педагогом, работа с раздаточным материалом, онлайн игра «Musical notes»).

 http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm.

  1. Основной этап урока.
  1. Разучивание нового музыкального произведения:  «Зима», татарская народная песня (чтение с листа).
  2. Освоение способа звукоизвлечения «legato» на примере пьесы «Зима».
  1. Заключительный этап урока.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее  задание.

В музыкальный словарь:

Ансамбль  - совместное исполнение произведения несколькими музыкантами.

Бемоль  - знак, обозначающий понижение звука на полтона.

Лига  - знак, обозначающий связное исполнение мелодии.

Легато – приём звукоизвлечения – играть связно.

Штрих – способ исполнения музыки.

Ход урока

Педагог:

Добрый день, Алиса! Проходи, пожалуйста, приготовь всё необходимое для урока.

учебные принадлежности: дневник, ручка, карандаши, ластик, нотная тетрадь,

словарь музыкальных терминов

Педагог:

Алиса, скажи, пожалуйста, что было задано на дом?

Ученица:

  1.  Играть пьесы:

«Наконец настали стужи» - поочерёдно каждой рукой.

«Две тетери» - двумя руками вместе.

«Цыплята» - играть первую партию.

  1. Выучить, где пишутся ноты второй октавы, уметь их

написать и находить в нотах, повторить ноты первой октавы.

  1. А ещё придумать песенку про «диез»  #.

Педагог:

Совершенно верно, молодец! Но прежде, чем приступить к исполнению музыкальных произведений, мы должны привести наш игровой аппарат в рабочее состояние.

выполнение упражнений:

  1. стоя: «Шалтай-Балтай», «Достань до солнышка», «Маятник»;  
  2. сидя: «Жираф», «Расправь крылья», «Иди ко мне», «Кулачки»,  «Прощание», «Посоли суп», «Соринки с коленки».
  3. на мелкую моторику: «Хлебные шарики», «Веер», «Барабанщик».
  4. за инструментом: «Радуга».

Педагог:

И так, наш игровой аппарат готов к работе и продолжим урок.

Алиса, ты уже знаешь, что мелодия состоит из отдельных звуков. Самое маленькое расстояние между двумя соседними звуками называется….  

Ученица:

Полутон.

Педагог:

Правильно. А два полутона составляют …

Ученица:

Один тон.

Педагог:

Знак, который повышает звук  на полтона, называется…

Ученица:

Диез.

Педагог:

Верно. На дом тебе было задано сочинить песенку про диез. Давай посмотрим, что у тебя получилось?

ученица исполняет пьесу собственного сочинения штрихом «non legato»

педагог контролирует посадку, положение корпуса, ног, движения рук

Педагог:

Какая интересная получилась песенка, молодец! Предлагаю исполнить её вместе, ансамблем.

игра в ансамбле:  ученица - основная мелодия, педагог – аккомпанирует

Педагог:

У меня для тебя тоже сюрприз. Я для тебя приготовила загадки. Пожалуйста, посмотри внимательно каждый рисунок, отгадай зашифрованные в них слова,  а затем запиши их, используя ноты второй октавы.  

работа с раздаточным материалом: ребус «Шифровщик»

Педагог:

Молодец! Задание выполнено верно. Сейчас я прошу тебя исполнить пьесы, которые были заданы на дом.

ученица исполняет пьесы: Л. Хереско «Две тетери», «Наконец настали лужи» (данная пьеса исполняется без нот, напамять)

педагог контролирует, корректирует движения рук, пальцев и  посадку ученицы

Педагог:

Спасибо, молодец! А как называется приём игры, которым были исполнены пьесы? И что он означает?

Ученица:

Приём игры называется «non legato» - это означает играть не связно, каждый звук берётся движением сверху.

Педагог:

Усложним задачу, предлагаю сыграть пьесу «Наконец настали лужи» не глядя в ноты. Просмотри глазами, определи движение мелодии: плавное, скачками или на месте?

Ученица:

Плавное, поступенное движение. Сначала спускается вниз, повторяя каждый звук два раза, а потом также плавно поднимается поступенно вверх.

ученица успешно исполняет пьесу

Педагог:

Молодец, Алиса! Ты успешно справилась со сложным заданием. А сейчас мы вместе с тобой исполним ещё одну пьесу из домашнего задания. Обратит внимание на динамический оттенок – mp - 

Ученица:

Меццо пиано – играть не очень громко.

Педагог:

Верно. Скажи, какое главное правило исполнения любого музыкального произведения ты должна всегда помнить?

Ученица:

Начало и окончание нужно исполнять мягким негромким звуком.

Педагог:

Верно, молодец!

игра в ансамбле А. Филиппенко «Цыплята»

Педагог:

Алиса, скажи, пожалуйста, какое слово в музыке означает, что музыканты играют все вместе?

Ученица:

Ансамбль.

Педагог:

Верно, молодец! Предлагаю немного поиграть.

онлайн игра «Musical notes»

Педагог:

Продолжим урок. Разбор  нового произведения - «Зима», татарская народная песня. Посмотри внимательно в ноты: определи размер, какие длительностями написана пьеса, продумай, как ты будешь считать;  какой аппликатурой нужно исполнять эту пьесу; что необычное встречается в пьесе; определи движение мелодии; есть ли повторения в мелодии? А затем исполни пьесу.

работа с наглядным материалом «Таблица-подсказка для чтения с листа»

Ученица:

Размер – 4/4, есть знак фа-диез – значит нужно сыграть на чёрной клавише, мелодия исполняется поочерёдно: из левой руки она переходит в правую и назад в левую. Первая и вторая строчки одинаковые. Все длительности – четвертные, только в конце строчек есть половинные. Ещё есть паузы.

чтение с листа  пьесы «Зима», ученица исполняет её на «non legato»

педагог контролирует, корректирует движения, посадку, постановку

Педагог:

Алиса, скажи, что-то в тексте есть незнакомое для тебя?

Ученица:

Да, вот эти линии.

Педагог:

Эти линии называются лигами. Лига – это знак, который указывает, что нужно играть связно. А приём исполнения называется «legato».

педагог показывает приём игры на «legato»,  объясняет способ его исполнения

ученица выполняет упражнение на «legato»

Педагог:

«legato» и «non legato» - это приёмы  звукоизвлечения или способы исполнения музыки, они обозначаются музыкальным термином  «штрих».  Теперь  исполни эту пьесу верным штрихом, а новое слово запишем в наш музыкальный словарик.

ученица исполняет пьесу на «legato»

педагог контролирует посадку, постановку рук, пальцев

работа с учебным пособием «Музыкальный словарь»

Педагог:

Молодец, для первого раза это довольно хорошо.

К сожалению, урок подходит к концу, и завершая урок, подведём итоги. Вспомни, что мы делали на уроке?

Ученица:

Выполняли упражнения, играли в ансамбле,  читали с листа, играли в игру, разгадывали ребус.

Педагог:

Что нового ты узнала сегодня на уроке?

Какие слова - термины повторили и выучили?

Ученица:

Новое слово – «штрих», лига – она показывает, что нужно играть, связывая звуки, на «legato».

Педагог:

Верно, молодец!  Ещё раз, покажи, как нужно играть на «legato» и «non legato»?

ученица исполняет штрихи 2-3 пальцами

Педагог:

Молодец, продолжи дома играть упражнение на легато.

Какой ещё новый музыкальный знак встретился тебе во время игры.

Ученица:

Бемоль и он понижает звук.

Педагог:

Молодец, запомнила! Как он пишется и где располагается на нотном стане, я тебе расскажу на следующем уроке.

А сейчас - задание на дом:

  1. Мне очень понравилась песенка про диез, поэтому предлагаю сочинить песенку про бемоль, а песенку про диез запиши нотами.
  2. Дома закрепи произведение «Зима», которое мы разучили сегодня, постарайся выучить его на память.
  3. Для самостоятельного разбора предлагаю тебе следующее произведение «Скок, скок, поскок», исполнять его нужно штрихом «legato».
  4. Заниматься нужно ежедневно, по 30-60 минут в день.

На этом наш урок окончен,  до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения»

Доклад  на тему - Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения....

Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...

«Основные принципы организации игрового аппарата начинающего скрипача»

Вопросы постановки рук исполнителя на протяжении истории развития инструментального исполнительства вообще и скрипичного искусства в частности были и остаются ключевыми. При этом они всегда вызывали м...

"Формирование игрового аппарата юного пианиста"

Эта работа посвящена вопросу формирования игрового аппарата пианиста. Затронуты проблемы строения руки, принципы организации рук и естественных движений пианиста. Большое внимание отведено вопросу кон...

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО АППАРАТА УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

В данной работе речь пойдет об организации игрового аппарата начинающего пианиста и освоении основных игровых приемов....

Видеоурок "Организация игрового аппарата у начинающих пианистов"

В видеоматериале показаны подготовительные гимнастические, пальчиковые и другие упражнения, способствующие полноценному развитию игрового аппарата у начинающих пианистов. Даны рекомендации к правильно...

Открытый урок. План-конспект "Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата"

Тема: «Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата».Тип урока: комбинированный.Цель: Развитие музыкальных способностей, постановка аппарата с помощью использования ...