Мастер-класс
статья по теме

Сукова Елена Алексеевна

Использование проектных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование проектных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы»

                          Сукова Елена Алексеевна

      учитель русского языка и литературы

                 МБОУ СОШ № 35 г. Белгорода

Белгород

2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Проектная деятельность на уроках русского языка…………...6
1.1. Особенности проекта как метода обучения…………………………6
Глава 2. Виды учебных проектов ……………………………… ………..8
Заключение……………………………………………………..……..…..11
Список литературы………………………………………………………..12

Введение

Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Почти все так называемые «новые технологии» - это хорошо забытые старые.[1;35].
         В основном звене школы ученикам чаще всего поручаются различные виды самостоятельных работ. Начиная с 5-го класса, они всё охотнее и увереннее выполняют такие работы. Это и понятно. Кроме того, хочется проявить себя, продемонстрировать свой собственный взгляд, оригинальный подход к делу. Всё это делает самостоятельную работу привлекательной. Именно поэтому выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем ученикам 5 – 9 и 10 – х классов. [3;172].
            Проективный метод возник ещё в начале XX века в США. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект». Его последователь, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. В 1905 году в России педагог Т.С.Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем. Но в череде серьёзных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
            Было несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе:                                                                                        

  - не было учителей способных работать с проектами;
- не было разработанной методики проектной деятельности;
- «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ» и т.д.
             В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах применяли активно и весьма успешно. Он прижился в Европе и не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приёмов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остаётся прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы. И в настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов.
               Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда [1; 35].

Цели проектного обучения:
Развивать у школьников исследовательские умения.                                   Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи.                                                         Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала.                                                                                                                  Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.                                                                   Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.

Задачи:

1. Показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка, литературы на различных этапах обучения.                                                                                                                  2. Продемонстрировать последовательность действий, методов и приёмов, форм педагогической деятельности.                                                                           3. Показать особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе проектной деятельности.                                                             4. Провести рефлексию профессионального мастерства аттестуемого и участников мастер-класса по данной проблеме.
Условия применения метода проектов                                                                                  

  1. Значимость предполагаемых результатов;
  2. Применение исследовательских методов при проектировании;
  3. Структурирование этапов проекта;
  4. Самостоятельная деятельность в ситуации выбора.

Глава 1. Проектная деятельность на уроках русского языка 
1.1. Особенности проекта как метода обучения
          К основным задачам современного школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных).
         Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение.
         Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
         В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
          Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего - это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
          Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
         

 Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения.
            Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.
             Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснование, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
              Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта [3;174].
            На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования [2;3].

                                                                                                                                                     

Глава 2. Виды учебных проектов
        
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.

Особенности практико-ориентированного проекта

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта, продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы.

  1. Ориентация на результат – продукт, удовлетворяющий конкретную потребность;
  2. Организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий;
  3. Презентация результатов и способов внедрения в практику;
  4. Внешняя оценка проекта.

Особенности игрового проекта:

  1. проблемы, цели проекта;
  2. ведущий вид деятельности – ролевая игра;
  3. участники выполняют определённые роли (литературные персонажи, выдуманные герои), обусловленные содержанием проекта;
  4. результат остаётся открытым до самого окончания;
  5. соотнесение полученных результатов с поставленной целью;
  6. рефлексия  

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Результатом проектной деятельности может стать:

  1. Альманах
  2. Сборник иллюстраций
  3. Сборник собственных творческих работ
  4. Стенгазеты
  5. Киносценарий
  6. Видео-, диа- или слайд-фильм
  7. Комментарии к тексту художественного произведения
  8. Публикация
  9. Буклет
  10. Презентация
  11. Веб-сайт и др.

Функции учителя 

(рефлексивно-деятельностное обучение).
Создание условий для включения обучающихся в самостоятельную творческую деятельность
Стимулирование ситуации успеха для каждого ребёнка
Рефлексия деятельности, процесса самоизменения
Защита проекта.
Постановка проблемы, её актуальность
Высказывание гипотезы, аргументация её положений
Этапы работы над проектом, краткий анализ полученных результатов
Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.
Ответы на вопросы. [5;67]

Уроки русского языка, литературы
-
Практико-ориентированные мини-проекты по повторению изученного в начальной школе: «В стране невыученных уроков»;                                                    - Как помочь однокласснику, не знающему склонение (спряжение, части речи, члены предложения…).

- Конечный продукт - карманные словарики, рисунки, карты, таблицы, рассказы, сказки и т.д.
           Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. [3; 188].

Заключение
          Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
           Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.[4; 4].
             Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.    

Список литературы
1. Вахрушева, Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Л.М.Вахрушева // Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
2. Соколова, Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
3. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С.  

4. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов, педагогических ВУЗов / Н.Ю.Пахомова; - АРКТИ, 2008. – 101с.  

5. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., урораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...