Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
статья по теме
Данный материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках биологии:рассматривается анализ урока с позиции здоровьесбережения,предлагается комплекс упражнений для предупреждения зрительного утомления, снятия психического и физического напряжения на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_na_urokah_biologii.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ №3 имени В.Н.Щёголева
ЗАТО Светлый Полежаева И.А.
Использование здоровьесберегающей технологии на уроках биологии, озож.
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.
Т.Карлейль
Период онтогенеза от 6 до 18 лет, когда организм ребёнка наиболее чувствителен к действию экзогенных и эндогенных факторов и происходит формирование здоровья, совпадает с важнейшим социальным этапом детства – получением ребёнком общего среднего образования.
Годы обучения для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Влияние школы и учебной нагрузки на организм ребёнка велики именно потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематически и комплексно.
По данным исследований Госкомэпиднадзора в России:
- 15% детей практически здоровы
- 50% детей имеют функциональные отклонения
- 35% детей имеют хронические заболевания
- в 3 раза УВЕЛИЧИЛАСЬ патология органов пищеварения и мочеполовой системы
- в 5 раз – опорно-двигательной системы
- в 4 раза - нервно-психических расстройств
В последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья учащихся.
- Лишь треть учащихся могут освоить программу основной школы без ущерба для своего здоровья!
- к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 3 часов
- более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении.
Следует помнить, что на уроке на организм ребёнка воздействуют следующие виды нагрузок:
-умственная, связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний
-динамическая, как правило, организована на уроке недостаточно, то приводит к гиподинамии
- статическая, связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение во время урока, очень тяжела для растущего организма младших школьников и нередко отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьников.
Как показывают исследования, так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки. В структуре заболеваемости учеников МОУ СОШ №3 имени В.Н.Щёголева преобладают: заболевания органов дыхания, зрительного анализатора, пищеварительной системы.
В МОУ СОШ №3 первое место занимают заболевания, связанные с патологией органов дыхания, зрительного анализатора.
Анализ урока с позиции здоровьесбережения.
- количество видов учебной деятельности (норма: 4-7)
- средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
( норма: не более 10 минут)
- количество видов преподавания (не менее трёх)
- чередование видов преподавания
- место и длительность применения ТСО
Использование ИКТ в процессе обучения повышает наглядность обучения и создаёт, казалось бы, условия для сохранения оптимальной работоспособности. Но с другой стороны – увеличивают объём информации, получаемой учащимися по сравнению с обычными уроками. И хотя форма подачи информации более наглядна повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объём информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.
Длительность непрерывного применения на уроках средств ТСО
Длительность просмотра (мин) |
Классы | диафильмы | кинофильмы | телепередачи |
1-2 | 7-15 | 15-20 | 15 |
3-4 | 15-20 | 15-20 | 20 |
5-7 | 20-25 | 20-25 | 20-25 |
8-11 | 25-30 | 25-30 | 25-30 |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся 1 ступени 3-4 урока, для обучающихся 2 и 3 ступени - 4-6 уроков.
- поза учащихся, чередование позы
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни
- наличие мотивации деятельности на уроке (оценка, похвала, соревновательный момент)
- психологический климат на уроке
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного эмоционального настроя и атмосферы успеха на уроках, здорового психологического климата и повышение интереса к нашему предмету – биология. Развитие интереса к занятиям и мотивация к учениям привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. Все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.
- наличие эмоциональных разрядок: поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки
- дозировка объёма учебного материала и домашнего задания
- проведение физкультминуток, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз ( на 20 и 35 минуте урока)
Зрительная гимнастика.
Упражнения для снятия напряжения и утомления на уроках при использовании компьютера:
1.Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4,широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и обратную сторону: вверх – влево –вниз –вправо, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.Повторить 4-5 раз.
Физические упражнения на уроках в школе для предупреждения зрительного утомления и близорукости.
1.Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
2.Выполяется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут.
3.Выполяется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.(Тем, кто пользуется очками их не следует снимать).
4.Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы. Повторить 3-4 раза.
Дыхательные упражнения.
Для успокоения, снятия физического и психического напряжения на уроках проводятся дыхательные упражнения.
Одним из них является чередующееся носовое дыхание.
Упражнение проводится из положения сидя.
Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, правую зажимая пальцем. Задержите дыхание на 3.Затем, закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6.Вдыхайте правой ноздрёй и т.д
В период повышения заболеваемости учащихся на уроках биологии и основ здорового образа жизни проводится точечный массаж - эффективный способ уберечься от гриппа и других простудных заболеваний.
В основе точечного массажа - механическое воздействие пальцем на биологически активные точки, имеющие рефлекторную связь (через нервную систему) с различными внутренними органами и функциональными системами. В зависимости от метода воздействия на точки можно усиливать артериальное кровообращение, регулировать питание тканей, деятельность желез внутренней секреции, снижать мышечное напряжение.
Следует проводить массаж в течение 2–3 минут, надавливая на каждую точку не дольше 15 секунд, то есть, делая вращательные движения 7 раз в одну сторону и 7 раз в другую. С целью профилактики массаж делают 2–3 раза в день, а при заболевании – через каждый час.
Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета, санитарное состояние кабинета. Классная комната должна быть проветрена, температура в ней должна быть комфортной 18-21 градус.
Обратите внимание на:
- состояние мебели
- озеленение кабинета
- качество и эстетика наглядных пособий, дидактического материала
- цветовая гамма (мебели, отделки стен, штор)
Благотворно на здоровье и настроение влияют зёлёные растения, поэтому в классной комнате должно быть много видов различных растений. В кабинете биологии обязательно должны находиться аквариумы. Общение с аквариумом развивает школьников эстетически, помогает воспитанию хорошего вкуса. Известно, созерцание аквариума со свежей зеленью и здоровыми рыбами улучшает состояние нервной системы, снимает возбуждение, успокаивает человека. Живой уголок кабинета биологии воспитывает и развивает ребёнка, учащиеся на переменах спокойно наблюдают за обитателями аквариумом, в общении с живым отдыхает нервная система, повышается эмоциональность. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями и животными, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
Здоровьесберегающие технологии я применяю не только на уроках, но и во внеурочное время. Особое внимание уделяю проектной и исследовательской деятельности в области обучения здоровью. В последние годы мною были реализованы школьные проекты:
- Проект «Качество водопроводной воды посёлка Светлый »
- Проект «Энергетические напитки: Энергия или вред?»
Были проведены мероприятия по формированию здорового образа жизни (ролевая игра" Суд над табаком" для обучающихся 8 классов).
Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
Использование здоровьесберегающих технологийна уроках биологии.забота о здоровье ребенка-это не просто комплекссанитарно-гигиенических норм и правил и не свод...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и экологии.
Значение здоровьесберегающх технологий на уроках биологии и экологии....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
Описание и примеры использования здоровьесберегающих технологий на уроках биологии....
Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в средней школе: авторские приёмы и нетрадиционное использование классических технологий на уроках биологии»
В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в средней школе, описываются школьные факторы риска, влияющие на здоровье школьников. Приводится ста...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии для детей с нарушением слуха
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС.Цель программы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...