Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
статья по биологии на тему

Исмаилова Тамара Михайловна

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ismailova_t.m.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Исмаилова Тамара Михайловна, учитель биологии ГОУ ЦО №879, г. Москва, tmi33@yandex.ru


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Самой большой ценностью каждого человека является его здоровье.

Современная жизнь, «богатая» нервными перегрузками, неблагополучная окружающая среда, вредные привычки – все это ухудшают состояние здоровья, как взрослых людей, так и детей. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Моя задача как педагога – не только передать детям знания, но и обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики «Не навреди!»

Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет мне органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время выполнения домашней работы.

При построении уроков я использую в своей работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой:

1. Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. В кабинете биологии в нашем ЦО растет большое количество растений. Кроме этого решается и воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

2. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках биологии и повышение интереса к предмету. В связи с этим важно во время урока чередовать различные виды учебной деятельности. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на комфортное состояние  и здоровье учащихся. Также большую роль играет осуществление экологического образования на уроках окружающего мира, которые проходят в 5-х классах.

3. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса.  Рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %. В содержательную часть урока я обязательно включаю вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На уроке следует использовать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Например, проектно – исследовательская деятельность. Мои учащиеся не раз участвовали в различных конкурсах со своими проектами. Темы проектов связаны непосредственно со здоровьем человека: «Влияние оценки на эмоциональное состояние учащихся», «Цвет и здоровье человека», «Влияние темперамента на успеваемость" и другие.  Применяя технологию проектного обучения, я стараюсь воспитывать ученика – исследователя, развивать в нем активную и творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия.                                                                            

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно  отнести технологии дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии (совместная подготовка ученика и учителя к проведению «недель биологии», КВН, создание презентаций к уроку и т.д.).

6.    Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. В связи с этим в структуру урока биологии необходимо активно внедрять физкультминутки, минутки релаксации, следить за правильностью осанки учеников. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. При этом учитываются требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока.

С целью стимулирования  мыслительных процессов на своих уроках применяю различные упражнения  мозговой  гимнастики:

  • Качание головой.

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

  • Ленивые восьмерки.

(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки « по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

  • Шапка для размышлений.

( улучшает внимание, ясность восприятия и речь): « наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

7. Обязательным элементом урока должна быть гимнастика для глаз.

Вот некоторые элементы данной гимнастики:

  • Зоркие глазки: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
  • Стрельба глазами: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дольше влево, затем - вправо, затем - вверх и вниз. Повторить 5-6 раз,  не спеша.
  • Письмо носом: (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

8. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности здорового образа. Практически каждый урок в 8 классе включает данные вопросы. Например, на уроке биологии в 8 классе, изучая тему «Терморегуляция», мы с учениками убеждаемся на опыте, что при испарении понижается температура тела. При изучении этой темы необходимо пояснить детям, что эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи при сильном повышении температуры тела.

Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, акцентирую внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития.

При изучении дыхательной системы осуществляю тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.

При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.

  Тематику формирования здорового образа жизни я применила на валеологических занятиях под девизом «Мы за ЗОЖ». Через валеологический самоанализ школьники оценивали отдельные особенности своего здоровья, стремились понять, что нужно изменить в своем образе жизни, чтобы укрепить свой организм, узнали о том, как можно управлять своим здоровьем.

9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. На уроках стараюсь использовать выдержки из литературных произведений, отрывки стихотворений.

11. Использование компьютерных технологий также позволяет повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество восприятия материала, а компьютерное тестирование учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. Мною разработаны и применяются на уроках презентации по разным разделам биологии.

12. Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом.

Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом оставляю повторение.

13. Необходимо  включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся. Одним из таких приемов я считаю рейтинговую систему контроля знаний учащихся,  которую я в качестве эксперимента использую на уроках биологии в 9 классах.

Наблюдая в течение  первого полугодия за работой учеников, я обратила внимание на то, что рейтинговая система создаёт условия для развития потребности у учеников в непрерывном самосовершенствовании и самообразовании. Рейтинговая система  позволила снять многие противоречия в контроле знаний учащихся, Это подтверждается тем, что при внедрении данной системы снизились стрессовые ситуации в процессе контроля знаний. Рейтинговая система исключила эту ситуацию т.к. получая 2 балла, ученик понимает, что это не та «двойка», которую тебе выставляют на уроках, а это результат работы. Исходя из этого, даже слабый ученик не боится дать ответ, вследствие чего набирает определённое количество баллов. Также благодаря уходу от традиционной системы оценивания ученик получает возможность самостоятельно выстраивать свою учебную деятельность.

В результате микроисследований,  проведенных психологической службой ЦО, уровень тревожности на уроках биологии снизился, что привело к обеспечению комфортного труда без потерь здоровья. Комфортный труд, в свою очередь, повлек повышение мотивации учащихся к обучению, а это позволило добиться повышение качества обученности и отсутствие неудовлетворительных оценок по биологии.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Данный материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках биологии:рассматривается анализ урока с позиции здоровьесбережения,предлагается комплекс упражнений для ...

использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

Использование здоровьесберегающих технологийна уроках биологии.забота о здоровье ребенка-это не просто комплекссанитарно-гигиенических норм и правил и не свод...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и экологии.

Значение здоровьесберегающх технологий на уроках биологии и экологии....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

Описание и примеры использования здоровьесберегающих технологий на уроках биологии....

Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в средней школе: авторские приёмы и нетрадиционное использование классических технологий на уроках биологии»

В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в средней школе, описываются школьные факторы риска, влияющие на здоровье школьников. Приводится ста...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии для детей с нарушением слуха

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС.Цель программы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...