Обучение аудированию
методическая разработка на тему
Эффективный метод обучения аудированию и задачи учителя при обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnaya_tema-obuchenie_audirovaniyu.doc | 31 КБ |
naglyadnost_na_urokah.doc | 99.5 КБ |
kultura_uchitelya-kultura_cheloveka.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение аудированию.
Термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Он противопоставлен термину «слушание». Если «слушание» обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие аудирование включает процесс восприятия и понимания звучащей речи.
Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Поскольку речевое общение- процесс двусторонний, то недооценка аудирования, т.е. восприятия и понимания речи на слух, может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников с учащимися из англо-язычных стран. У учащихся при общении с другими учениками опыт показал, что именно несформированность аддитивных навыков часто является причиной нарушения общения. Высказывания учащихся о том, что они порой не понимают обращенных к ним вопросов, подтверждает тот факт, что пониманию речи на иностранном языке нужно учить специально. Навыки аудирования формируются лишь в процессе восприятия речи на слух. При этом есть потребность в умении понимать речь разного темпа, разного интонационного оформления и разного уровня правильности.
Несмотря на то, что процесс аудирования может протекать без внешних проявлений, это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий. В ходе аудирования слушающий выполняет сложную перцевтивно- ланевмоническую деятельность и мыслительные операции анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, конкретизации и т.д.
Успешность аудирования определяется как объективными так и субъективными факторами. Объективные факторы складываются из особенностей предъявляемого текста и условий, в которых протекает его восприятие. Субъективные факторы определяются особенностями психики слушающего и уровнем его подготовки.
При отборе текста для аудирования учитываются его языковые особенности, содержательная характеристика и композиционные особенности. При оценке психических особенностей обучаемого прежде всего учитываются его речевой слух, внимание и память, способность к речевой догадке и вероятному прогнозированию, уровень развития внутренней речи.
Важным условием при формировании аудирования является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать. Это ведёт к максимальной мобилизации его психологического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов.
Для создания мотивации к изучению иностранного языка и, в частности, потребности в аудировании как познании нового о языке и мире, важным является выбор аудиотекстов. Слишком трудные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком лёгкие аудиотексты также нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной и неправильной. Не говоря уже о том, что она уже не может быть развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку.
Важен правильный выбор темы аудиотекста с точки зрения интересов школьников той или иной возрастной группы. Для школьников младших классов доступными и интересными являются тексты, основанные на сказочных сюжетах, занимательные истории о животных. Старшеклассников интересуют темы о политике, технике, любви. С большим интересом они слушают аудиокассеты о любви и дружбе, о жизни народов других стран, о природе. Учащиеся выпускных классов проявляют интерес к текстам, связанных с выбором профессии.
Эффективным стимулом успешного аудирования является внесение в аудиотексты элементов юмора. Юмор способствует созданию атмосферы непринуждённости, релаксации. Психологическая разрядка, возникающая благодаря юмористическим средствам, определённым образом нейтрализует напряжение, связанное с декодированием трудных моментов. Например, в связи с темой "Английские писатели"можно рассказать старшеклассникам юмористическую историю О.Б. Шоу:
«A beautiful but not very clever ladu wrote a letter to Bernard Show. She wrote she dreamt to become the famous writer’s wife. “Only think”, she wrote “how wonderful it wiil be if our children are as beautiful as I am and as clever as you.” Show who was not very attractive wrote an answer to her: “ Madame, I’m flattered by your propose but what if our children are as beautiful as me as clever as you?»
На младшем этапе(5-6 класс) основное внимание уделяется развитию умения полностью понимать текст основанный на знакомом материале.
На следующем этапе(7-8 классы) отрабатываются аудирование с полным пониманием и аудирование основного содержания.
Главной задачей обучения аудированию на старшем этапе (8-11 классы) является совершенствование ранее сформированных умений, и по необходимости их коррекции.
На протяжении всех лет обучения аудирование является одним из основных и надёжных путей получения учебных сведений в классе в виде организующих учебный процесс корректирующих действий учащихся оценочных, обучающих и других высказываний учителя. Вместе с тем нетрудно заметить, что многое из прослушанного понимается неточно. Пока ещё не всем учителям удаётся достичь желаемых результатов. Основной причиной называется большой объём материала, на прочное усвоение которого не хватает времени.
Предварительный просмотр:
Наглядность на уроках иностранного языка.
Известно, что для того, чтобы научиться говорить, на иностранном языке надо не задумываться ни . над применением грамматических правил, ни в подыскивании нужных слов и оборотов. А этого можно достичь путем разнообразных упражнений, в результате длительных многократных и разнообразных приемов повторения пройденного.Работа с наглядными пособиями- одна из самых сложных систематических форм повторения материала. Ян Амос Каменский впервые выдвинул мысль о применении наглядности в своей стране. Он считал, что преподавание должно начинаться показом вещей, ибо «разум не может познать того, что ранее не познали чувства. Он считал также, что ребенок все должен сам все видеть и понять. Учащийся должен по наглядным пособиям и картинкам сам определить значение новых слов, слова он должен связать с предметами, которые они обозначают. Это делается с одной стороны, от части от того, чтобы ученики усвоили вещественные, реальные значения, с другой стороны, для того, чтобы развить речь учащихся, углубить культуру языка и развить их способности выражать мысли.
Наглядные пособия стимулируют работоспособность и интерес учащихся и являются средством, воспитывающим правильные взгляды на связь теории и практики.
Принцип наглядности осуществляется: во-первых, при выполнении учащимися технической или производственной работы, при посещении заводов сельскохозяйственных предприятий или на экскурсиях, где они знакомятся с действительностью и связывают с ней свой запас слов.
Очень интересно прошел урок-экскурсия в 9 классе, который я провела в прошлом году. Тема была «Наша школа». Ребята с интересом рассказывали о школе во время нашей экскурсии по школе. Отвечали и говорили все ученики, и эта тема была бы не так хорошо повторена на уроке. Во-вторых, преподаватель использует на уроках наглядные пособия-предметы, модели предметов, графические изображения, таблицы и так далее. В младших классах много времени отводится играм. И игры - это отдых от напряжений занятий, это формы повторения и закрепления пройденного.
- Игры для усвоения букв
У учителя имеется набор карточек с буквами английского алфавита. Каждому вызванному ученику показываю 5 карточек, выигрывает тот, кто правильно и без пауз назвал эти буквы.
1. Раздаю учащимся по 3-5 карточек с буквами и предлагаю внимательно их рассмотреть. Затем называю букву, а те, у кого есть карточка с названной буквой, быстро ее поднимают и показывают ребятам. Запоздавший не имеет права поднимать карточку. Прохожу по рядам и отбираю эти карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других остается без карточек.
2. Раздаю учащимся по 3-4 карточки с буквами прописными и строчными, а карточки с картинками оставляю все у себя. Затем показываю картинки одну за другой, он называет изображенный предмет по-английски, а учащиеся, у которых есть карточки с нужной первой буквой названного слова, поднимают их. Выигрывает тот, кто раньше всех остался без карточек. Игра усложняется, если учитель показывает картинки молча, а кто-либо из учащихся называет их вслух, либо мысленно, а затем поднимает нужную карточку с буквой.
3. Показываю букву, а ученики быстро называют предмет и любое слово по-английский, начинающиеся с этой буквы. Тот, кто дал правильный ответ, получает очко. Выигрывает тот, кто получает большее количество очков.
4. Называю два, три или четыре слова tаkе, bооk, Реte, sее, а desk . Ученик должен быстро назвать первые буквы этих слов. Выигрывает тот, кто правильно выполняет задание.
5.Показываю ученикам, а ученик должен правильно написать букву на доске.
Например: [ еi ]- А а ; [ i: ] - Е е ; [ е ] - Е е ; [ dg] – Jj или Gag and etc.
Для этой игры и вообще для игр, проводимых на звуки, я сделала 44 звука.
- Игры для усвоения правил чтения.
1. Пишется на доске несколько слов и предлагается учащимся найти среди них три, в которых буква «а» читается как [ ei ] Например: tаkе, а реn, lаkе, Zeta, Ада and Sam, table, раcк, and etc. Выигрывает тот, кто быстро это сделает.
2. Набор карточек с картинками, буквами раздается ученикам, а карточки с картинками оставляю у себя. Показываю картинки одна за другой, прошу учащихся показать карточки с первыми буквами слов, обозначающих изображенные предметы. Показав определенное количество картинок, учитель проходит между рядами, проверяет правильность составленного слова и просит ребят прочитать его. Тот, кто составит большее количество слов, выигрывает. Например, учитель раздает учащимся по 6 букв (а, е, p, t, r, m ; е, а, d, t, r, m and etc.) затем показывает картинки, называя то, что изображено на них по – английский
( tie,room , аррlе, map).
3. На доске написаны слова, в каждом из них пропущена буква
Например: c-p , m-р , sр-ll, р-ncil and etc. Учитель произносит, например звук [e] и просит учащихся мысленно вставить букву, соответствующую данному звуку, в слова, где она пропущена. Этот же список слов может быть использован для другой игры “кто быстрее вставит нужные буквы во все слова?”
4. На доске слова, среди них есть несколько рифмующихся пар.
Например:bed, has, map, pen, bad, tent, cap, tram, red, hand. .
Учащиеся получают задание прочитать все слова и найти среди них рифмующиеся пары.
5. Учащиеся предлагается найти в предложениях слова, в которых одна и та же буква читается по- разному. Тот, кто быстрее ее найдет, выигрывает. « А » Ada goes to the desk. We go to the lake. Bill, take a kite. Pete, take a pen and etc.
Эти игры очень заинтересовывают ребят, они принимают в этих играх самое активное участие, и если систематически использовать эти игры на начальном этапе обучения, особенно в 5 классе, то они помогут учащимся в интересной форме овладеть навыком чтения. Правда, для всех выше перечисленных игр нужно сделать около ста карточек.
III
С большим удовольствием дети играют в лото. Существует ботаническое лото, спортивное лото, цифровое лото и тематическое. Активное внимание учащихся при работе с лото значительно и, кроме того, само упражнения необычно для урока. Для изготовления лото можно использовать красочные картинки из старых букварей и других пособий. Число карт определяется числом учащихся в классе. На каждую парту наклеивают 4-6 карточек. Заготовить фишки, которыми участники игры накрывать картинки. Можно начинать с этой игрой во 2 и в 5 классе к концу первой четверти. Сначала это простой контроль слов, а постепенно переходят к вопросам: Класс задает вопросы вызванному ученику, а тот отвечает. И наоборот. Или составляют предложения с данными словами. В заключении рассказ.
IV.Английский алфавит.
На большом листе плотной бумаги написаны в два ряда все буквы английского алфавита. У основания каждой буквы справа закреплена металлическая скобка от тетради. Транскрипционное обозначение каждой буквы написано на отдельных карточках одинакового формата. У каждой карточки внизу есть язычок, который вставляется в металлическую скобку на таблице.
- Показываются на таблице отдельные буквы, ученики их называют( транскрипции не прикреплены к таблице). Или показываются ученикам соответствующие буквы на доске.
- Карточки с транскрипцией разделяются двум ученикам, которые должны разместить эти карточки на таблице. Класс следит, чтобы каждая карточка была поставлена на свое место. Эту работу учащиеся выполняют очень охотно в 5-6-х классах.
V. Встретив в одном из номеров журнала «Иностранные языки в школе немецкий календарь, я постаралась его переделать на английский язык. Этот календарь очень хорошо применяла при прохождении темы числительных и лексических тем «Год», «Времена года», «Времена суток». Это пособие состоит из 18 листов из альбома для черчения. Первые два листа- Таблица 1-2 объединяются темой «ГОД», «Количество дней в году».
Вопросы: How many days have a year? How many days have the high year? Is 2011 the high year?
Таблицы 3,4,5,6- повторение названий месяцев и количество дней в месяце.
Вопросы: How many month are there in a year? What are the names of the seasons? Which months have 31 days? Which months have 30 days? How many days are there in February? When does February have 29 days? (Из стихотворения о количестве дней, месяцев и года).
Таблица 7. Вопросы: How many weeks are there in a year? How many weeks are there in one month? Таблица8. Название дней в неделе.
On Monday we have the English lesson. On Tuesday we have six lessons. On Wednesday we have five lessons. On Thursday we go to the library after school. On Friday we work in the school garden.
Таблица 9,10 объединяют темы « Времена суток».
How many hours are there in a day(a night; day and night)? In the morning I go to school. On the earth day and night 24 hours. On the moon day and night lasts 2 weeks. The days on the moon are very, very hot, and the nights are very, very cold.
Вопросы с обозначением времени: How many minutes are there in a hour? How many seconds are there in a minute?
На циферблате с подвижными стрелками назвать время.
А уеаr
365 days
12 months
January
February
March
April
Мау
June
July
August
September
Оctober
November
December
30 days
April
June
September
November
The high уеаr
366 days
31 days
January
March
Мау
July
August
October
December
Аt two о'сlосk
Аt half past seven
At 3:15 after 2:30 before 12:15 and etc.
Таблицы 11,12, 13, 14 «Времена года»
What are four seasons of the year? How long does each of them last? When does winter (autumn, spring and summer) begin? Do we usually have many cold days in winter? Does it often snow in winter? How does the sun shine in spring? Which do you like better: spring or autumn? When do the leaves change colours? What’s the weather like in autumn? and etc.
Our Calendar
Day and night has 24 hours. One hour has 60 minutes. One minute has 60 seconds.
Day
24 hours and night
VI. Работа с плакатом.
Можно применять имеющиеся в продаже плакаты. Они красочны и выразительны. Плакаты отличаются броскостью, лаконичностью в нем нет лишних деталей, и крупный размер его позволяет ученикам даже с последних парт хорошо видеть. Перечень плакатов, которые использовались как наглядные пособия:
- С первым учебным «Двое детей идут с цветами в школу»
- Ученик прилежно учится «Мальчик решает у доски задачу».
- Ученик любит трудиться «Мальчик и девочка работают у верстака».
- Не будь таким! «В трамвае мальчик сидит, а старушка стоит рядом».
- Ученик - всем ребятам пример «Вокруг двух учеников ряд маленьких картин, где изображено, чем занимаются ученики».
- Любите книгу- источник знания « Два мальчика в библиотеке».
- Мы песню о родине поем «Четверо учеников поют, а один дирижирует».
При выборе плаката учитель руководствуется тематикой (соответственно со школьной программой) и художественным качеством плаката. Плакат может быть использован в целях:
- Объяснения и закрепления лексики. Например, при изучении темы «Человек»
- Закрепления грамматического правила. Например, тот же плакат дает возможность тренировать учеников в употреблении.
- Уметь составить вопросы с ответом на них.
- Развития навыка понимания устной речи со слуха.
- Повторение пройденной темы.
- Развития монологической речи ученика.
Плакат может быть ценным пособием как в решении практических, так и воспитательных задач воспитании наблюдательности, логического мышления, воображения.
- Муляжи.
Например, тема «Осень» муляжи фруктов, овощей и т. д. и для введения новой лексики и для повторения. В корзине муляжи приносятся в класс. Дети рассказывают, что собрали в саду, в огороде, или описывают каждый предмет, или игра «в магазине».
- Фильмы.
Можно использовать на уроке специальные созданные для демонстрации на уроках иностранного языка и не специальные подготовленные для демонстрации на других уроках, но используемые тоже и для уроков иностранного языка фильмы. Такие фильмы учитель сам озвучивает, тот текст, который он составляет, не должен быть дословным переводом русского языка.
Нужно описывать содержание фильма при помощи знакомых учащимся слов, оборотов, выражений, грамматических конструкций.
Учебное кино - весьма эффективное средство. Сочетая наглядность, динамику звуковое оформление, оно помогает создать ту или иную жизненную ситуацию на уроке, вызывает у учащихся естественную реакцию говорить. Звуковой фильм - ценное пособие для обучения пониманию иностранной речи на слух.
Схема урока, проведенного с кинофильмом.
- Вступительная беседа о задачах работы с данным фильмом сообщение названия фильма. Новые слова и предложения, отработанные на предыдущем уроке.
- Демонстрация учебного фильма 20-25 м.
- Вопросы учителя классу по просмотренному фильму. В отдельных случаях вопросы могут задавать специально подготовленные учащиеся. Ответы учащихся.
- Повторная демонстрация фильма с включенным звуком, во время которой наиболее подготовленные учащиеся кратко комментирует происходящее на экране. Затем привлекаются в работе средние ученики.
Примерная разработка системы уроков в 8 классе с использованием учебного звукового фильма «Лондон». 5 уроков.
- Объяснение и первичное закрепление лексическое материала по теме, чтение из учебников.
- Введение новых слов и выражений, встречающихся в дикторском тексте фильма, составлении предложений с ними. Продолжение работы над текстом.
- Дальнейшая работа над текстом и подготовка к восприятию дикторского текста фильма «Лондон» - прослушивание отдельных трудных предложений из дикторского текста с целью облегчить восприятие фонограммы текста фильма.
- Демонстрация фильма «Лондон» двукратное, ответы на вопросы.
- Пересказ учащимися содержания фильма на английском языке и беседа по теме фильма.
IX. Эпифильмы.
Эпидиаскоп- аппарат, который служит проекции на экран рисунков, открытых фотографий. Рекомендуется занятие с эпидиаскопом проводить не более 10-15 минут. Использование эпидиаскопа можно рассматривать как одну из форм работы с картинками. Использование эпидиаскопа как вид в экранной наглядности позволяет пользоваться методами и приемами, применяемыми в работе над диафильмами.
Цель работы с эпидиаскопом: научить учащихся самостоятельно пользоваться иностранным языком для описания картинок, изображения которых возникает перед ними на экране.
Одним из видов работы с использованием эпидиаскопа является демонстрация картинок и беседа по ним. Формы бесед могут быть различными.
Учитель задает учащимся вопросы, на которые они должны ответить. После этого картинки демонстрируются, вторично и учащимся предлагается переделать их содержание в виде связанного рассказа. Можно предложить учащимся передать содержание картинок без вторичной их демонстрации.
Хорошо практиковать беседу между учащимися в виде диалога, как одного из эффективных приемов развития навыков устной речи. Затем задача усложняется, учащиеся должны задавать вопросы по картинкам, что приближает их к разговорному языку.
Работа с эпидиаскопом в 5 классе. На экране красная маленькая шляпа. Она на скамейке.
What’s this? What do you see in the picture? How many hats do you see in the picture? Where is the hat? What colour is the hat? What colour is the bench?
На экране мальчик, в руке у него кепка.
Is the boy big or little? What is in the hand-bag? Who has a cap in his hand? How many caps does the boy have in his hand? What can you see in the boy’s hand? What colour is the cap? Is the cap big or little?
Когда учащиеся V класса приобретают языковую базу, можно перейти к работе с серией рисунков, объединенных единым сюжетом. При помощи фотографий можно провести интересный урок на тему Му family если диктором будет ученик или ученица, рассказывающая о своей семье:
- My family(титульный)
- My name is Vova Smirnov. I am a pupil.
- This is my family. My family is large. Look! I have a mother, a father, a brother and sisters.
- Look at my mother. Her name is Anna Petrovna. My mother doesn’t work.
- Look at my father. His name is Igor Sergeevich. My father works at the factory. He is a worker. He likes his work.
- Look at my brother. My brother’s name is Victor. He is 12. He is a pupil.
- Look at my little sister Sveta. She is a little girl. She is only four. She doesn’t go to school.
- My big sister’s name is Yulya. She is a student.
- I have a grandfather and a grandmother. Look at them. They don’t live with us in Moscow. They live in Rostov.
- And this is me in the picture too. I am thirteen.
Текст составляется заранее с помощью учителя, и ни каких трудностей для запоминания не составляет. Дикторам учащимся нравится такая работа, а товарищи по классу с удовольствием знакомятся в их семьями.
В VII классе наибольший интерес у учащихся вызывала работа с фотокадрами "We go on a hike". Использование эпидиаскопа позволяет провести работу с рассказами в картинках.
Перечисленный иллюстративный материал для работы с рассказами в картинках предполагает использование его на всех ступнях обучения.
- Презентации.
Очень хороша и полезна работа, особенно в 5-7 классах с проекторами.
В VI классе я полностью провела презентации с английским текстом. Мною были проведены следующие презентации:
- The first of September.
- Nick’s First day at school.
- Nick’s Birthday.
- Ann’s letter to her pen-friend.
- The three bears.
- The ship from the USA.
- At the school camp.
Сначала ребята смотрят кадр и читают текст по-английски, затем смотрят кадр и рассказывают, после этого отвечают на вопросы, после этой работы сильные ученики пересказывают текст. X. Фланедеграф очень удобен и необходим особенно при устном вводном курсе. Он удобен тем, что на различные темы можно подобрать материал. XI. Кроки Большую помощь учителю, желающему использовать на уроках собственные рисунки, может оказать знакомство со своеобразным способом изображения людей, животных, отдельных предметов и даже ситуаций, которые получили название кроки. Кроки рисуются на доске при помощи мелка. Кроки можно использовать при объяснении грамматического материала. Способом кроки можно изобразить не только отдельные предметы, но и ситуации. Преимущество кроки перед картинками состоит в том, что учитель может демонстрировать отдельные части ситуации, как и на фланедеграфе в определенной последовательности. XII. К наглядным пособиям относятся возможные карточки, карточки с синонимами и антонимами, карточки с фонетическими звуками.Игра синонимами, антонимами рифмующиеся слова.Ученикам раздаются карточки (каждому четное количество), на которых написаны слова - синонимы (to make, to do) , антонимы (hot, cold) , и рифмующиеся слова. Участники игры по очереди называют слова и кладут на стол карточки с этими же словами, имеющие соответствующие синонимы, антонимы, рифмующиеся слова также выкладывают свои карточки. Игра продолжается до тех пор, пока на руках у некоторых учеников не останутся слова, которые они не выложили, когда это требовалось. Данная игра способствует лучшему запоминанию слов.
К наглядным пособиям относятся, прежде всего, классная доска и цветные мелки, рекомендуется применять не более трех мелков, они хорошо при введении звуков.
На уроках при прохождении темы « Великобритания» необходима географическая карта, если нет (государственной, фабричной) то можно сделать самим.
На начальном этапе обучения в пятом классе было предложено ребятам сделать буквы и звуки, или ребята покупали разрезной алфавит. Ребята с удовольствием составляли на уроке слова из разрезной азбуки. К наглядным пособиям также относятся всевозможные таблицы, как лексические, так и грамматические. В каждой школе они имеются, и учителя их с успехом используют на уроках.
Очень необходимо при введении фонетических звуков на начальном этапе обучения зеркало. Все учителя используют зеркало на уроках.
В 5 и 6 классах я применяла домино. У меня было зоологическое домино. Прежде, чем начать играть с ними, я сначала дала названия птиц, животных, изображенных на домино. Затем ребята выучили слова, а уже после этого я проводила с ними игру.
Ранее я давала ребятам задание сделать альбомы по темам: My family, My day,Our flat, Our town.
Ребята с успехом выполнили эти задания. Эти альбомы мы применяли на уроках по этим же устным темам. Они очень хорошо помогают в работе по развитию навыков устной речи.
Предварительный просмотр:
Доклад-выступление на педагогическом совете
«Культура учителя - культура человека»
Выполнила Слыш И.Р.
Культура человека, особенно взрослого, многоаспектна, и единое, общепризнанное понятие "культура" отсутствует (число соответствующих определений в отечественных и зарубежных источниках исчисляется сотнями). Мы под культурой понимаем "определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях". В понятие "культура личности" мы включаем также степень ее развития и совершенства, в том числе, качества ума, характера, памяти и воображения, полученные человеком в процессе воспитания и образования. В совокупности аспектов общей культуры взрослого человека можно вычленить его нравственную, бытовую, профессиональную, гуманитарную и научно-техническую культуру. Оценивая общую культуру различных людей, общество, как правило, учитывает проявляющиеся в жизненной деятельности творческие способности каждого индивида, его эрудицию, понимание произведений искусства, аккуратность, вежливость, самообладание, моральную ответственность, художественный вкус, владение языками. При этом уровень владения родным языком и речевое поведение человека являются одним из важнейших показателей его внешней и внутренней культуры, а запас слов в родном языке, по свидетельству психологов (Э. Торндайка и др.), характеризует также уровень развития интеллекта.Специально проведенное сотрудниками ИОВ РАО исследование качеств личности педагога-мастера (анкетирование и тестирование учителей различных предметов) установило, что многие учителя осознают необходимость учета перечисленных выше качеств, как для дальнейшего развития собственной культуры, так и при оценке уровня культуры других преподавателей. Становится очевидным, что указанные качества каждого культурного человека профессионально значимы для любого педагога, хотя они могу непосредственно и не относиться к конкретной его специальности. Очевидно также, что, прежде всего, от уровня общей культуры педагога во многом зависит развиваемый им уровень культуры учащихся; культура педагога значима не только для него одного!
Помимо названных выше сторон культуры человека и общества, существуют особые аспекты внутренней и внешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии. В эти аспекты входит, в первую очередь, эрудиция в области педагогической теории и смежных с нею наук или отраслей знания, а также культура, руководства обучением и воспитанием учащихся, в том числе, культура профессиональной речи учителя и его педагогический такт.
Формирование профессиональной педагогической культуры — это длительный процесс, который проходит ряд этапов. Первый из них часто начинается у педагога еще на школьной скамье, а последний завершается, как правило, всем послевузовским периодом педагогического труда, протекающего под воздействием различных социокультурных и индивидуально-психологических факторов. К таким факторам можно отнести педагогический коллектив, в котором работает педагог, систему курсового повышения квалификации, самообразование педагога, его профессиональные потребности и установки.Подвергаясь постоянному воздействию окружающей макро- и микрокультурной среды и усваивая отдельные ее элементы, всякий педагог становится носителем нескольких макро- и микрокультур — культуры своей страны, определенной этнической культуры (то есть овладевает богатством национального языка, выражающего культуру данного народа, национальным воспитанием, обычаями и пр.). Педагог становится также носителем профессиональной культуры — общепрофессиональных знаний, культуры педагогического труда, поведения, речи. При этом каждый из указанных компонентов культуры имеет черты, как общие для всех педагогов, так и специфические для педагогов разных стран, национальностей, профессиональных групп (в том числе, групп учителей разных предметов).
Какие же особенности, связанные с профессиональной деятельностью, должны быть присущи внешней и внутренней культуре учителя иностранного языка? Отвечая на этот вопрос, необходимо, прежде всего, указать на следующее.
1. Преподаватель этого предмета должен быть знатоком не только в области методики преподавания иностранного языка, но и в области культуры одной или нескольких зарубежных стран, народы которых говорят на том или ином языке, изучаемом учениками.
2. Учитель этого предмета должен в учебном процессе выполнять функцию носителя не только отечественной, но и зарубежной культуры, показывать учащимся различные аспекты культуры других стран, содействовать их осмыслению и приобщению к ценным сторонам этой культуры.
3. Являясь носителем культуры страны изучаемого языка, учитель этого предмета должен, в частности, владеть принятыми в стране нормами поведения, то есть он должен не только знать иностранный язык, но и владеть культурой речи на этом языке, выражающейся в культуре речевого поведения, в богатстве, точности и выразительности речи, в соблюдении речевого этикета.
Выделяется семь групп умений, составляющих методическое мастерство. Их рассмотрение заслуживает пристального внимания науки и тщательных исследований.
1.Перцептивные умения:
а) умение понять состояние учащегося, проникнуть в его внутренний мир;
б) умение видеть всех и каждого (распределение внимания, боковое зрение);
в) умение отличать текущую информацию об ученике от устойчивых его характеристик;
г) умение воспринимать ситуацию общения в контексте деятельности (видеть статус ученика в коллективе); распознавать межличностные отношения в классе;
д) умение распределять внимание между различными компонентами процесса обучения;
е) умение подмечать и оценивать положительное и отрицательное в деятельности (в том числе и речевой) учащихся;
ж) умение видеть, в какой помощи нуждается ученик в данный момент. Все эти умения составляют основу социальной перцепции учителя.
Важность социальной перцепции для учителя осознавалась многими. "Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка", писал В.А. Сухомлинский. Если этого нет, то "наступает душевная глухота и слепота, по сути, профессиональная дисквалификация" (В.А. Иванников).Необходимо подчеркнуть, что здесь имеется в виду не воспитательный аспект работы учителя (он очевиден); отсутствие умений социальной перцепции непосредственно отражается на обучении. Дело в том, что одной из предпосылок успешности коммуникативного обучения является создание речевого коллектива, что во многом зависит от стиля отношения учителя к учащимся. Этот стиль, в свою очередь, обусловлен знанием межличностных отношений, умениями социальной перцепции: чем выше эти знания и умения, тем более устойчив и положителен стиль отношения.Установлено, что при устойчиво-положительном стиле ниже индекс изолированности учащихся, выше коэффициент взаимности и удовлетворенность в общении, шире круг желаемого общения.
2. Проектировочные умения:
а) умение планировать уроки разных видов;
б) умение предвидеть результаты планирования;
в) умение отбирать необходимый для урока материал;
г) умение предугадать поведение речевого (учебного) партнера;
д) умение анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение;
е) умение делать логические переходы в этапах урока, в этапах работы над темой и т.д.;
ж) умение распределять учебный материал;
з) умение определять необходимую дозу теории в практике обучения различным сторонам общения;
и) умение предвидеть и предупреждать утомление или спад в усвоении учебного материала;
к) умение импровизировать в неожиданных учебных ситуациях.
В связи с этой группой умений хотелось бы обратить внимание на два таких момента.
Первый — это развитие чувства ритма. Оно составляет одну из граней развития учительского мастерства. Эту грань можно шлифовать. В умении чувствовать ритм урока, владеть динамикой как аспектом логики урока много общего с умением режиссера устанавливать необходимую меру длины какого-либо эпизода. По этому поводу С. Эйзенштейн писал: "Абсолютной меры длины куска не существует. Многое зависит от содержания. Нужно развивать в себе ощущение ритма".
Второй — это развитие способности к импровизации, без чего немыслимо методическое мастерство. В процессе реализации плана урока, как правило, возникает необходимость импровизации: неожиданная ассоциация, ответ учащегося, поворот в ходе урока, мысль о возможности лучшего решения учебной ситуации и т.п. Поэтому умение импровизировать следует развивать специально и целенаправленно.
3. Адаптационные умения:
а) умение подбирать приемы обучения (упражнения, задания), адекватные той или иной цели (любого уровня);
б) умение использовать приемы работы, материал и т.п. соответственно индивидуальности учащегося (адаптация к индивидуальности);
в) умение адаптировать свою речь, в зависимости от класса и уровня его подготовленности;
г) умение подходить к решению методических вопросов, в зависимости от условий обучения (адаптация к условиям);
д) умение контролировать, не нарушая взаимоотношений речевого партнерства.
Каждое из этих пяти умений очень объемно, комплексно и требует особого рассмотрения, однако об одном хочется рассказать подробнее. Имеется в виду умение индивидуализировать учебный процесс. Коммуникативность обучения требует не только дифференциации учащихся (по способностям, уровню обученности), что обычно и называют индивидуализацией, но и такого подхода, когда учитываются: 1) индивидные свойства, 2) субъективные свойства, 3) личностные свойства ученика как индивидуальности. Ведущими являются здесь личностные свойства: контекст деятельности, личный опыт, мировоззрение, сфера интересов, эмоциональная сфера и статус личности в коллективе. Обучение школьников умению общаться совершенно немыслимо без учета индивидуализации в предложенном понимании ее.
В связи с адаптационными умениями, хочется высказать еще одну мысль. Все входящие в эту группу умения объединяет творческое начало. Поэтому творчество, как важнейший элемент методической культуры, должно стать объектом специального целенаправленного развития.
4. Коммуникативные умения:
а) умение устанавливать речевые взаимоотношения (речевую атмосферу);
б) умение быть коммуникабельным;
в) умение настроиться на урок соответственно его содержанию и характеру;
г) умение настроить соответствующим образом учащихся;
д) умение выражать все необходимое с помощью речи, мимики, пантомимы;
е) умение говорить выразительно и эмоционально;
ж) умение говорить экспромтом.
Все эти умения для учителя, обучающего умению общаться, особенно важны. Для учителя иностранного языка атмосфера общения исключительно важна. Если на уроке физики или химии ученик может рассказывать о законе Ома или Менделеева, независимо от своих взаимоотношений с учителем, то на уроке иноязычного общения мы обращаемся к нему с вопросами, которые обычно задают либо друзьям, либо добрым знакомым: "Когда ты сегодня встал?" или "Нравится ли тебе современная музыка?" Как ученик (в рамках ролевого общения), он обязан отвечать, но как человек (личностное общение) - вправе протестовать против вторжения в святая святых его личности, если, конечно, нет соответствующих взаимоотношений с учителем или другими учениками, как речевыми партнерами. И он протестует (хотя и внутренне), а речь блокируется еще на мотивационном уровне.
Будущего учителя необходимо также учить настраиваться на урок, сохранять его рабочее самочувствие. Рабочее самочувствие учителя имеет свою психическую природу и складывается из определенных элементов: поглощенности задачей урока, прицела на сверхзадачу обучения, умения видеть всех и каждого, способности к самоконтролю и, видимо, еще и соотнесенности с содержанием урока, настроенности на его тональность.
Умение создать рабочее самочувствие не приходит само собой, этому нужно учить. В работе по развитию умения настроить соответствующим образом учащихся можно, используя опыт релаксопедии; многое можно позаимствовать из арсенала метода активизации резервных возможностей личности.
Особенно следует остановиться на умениях, связанных с экспрессивностью речи. Для учителя иностранного языка (в большей степени, чем для других) владение интонацией, регистрами своего голоса, мимикой, жестами, пантомимой имеет собственно методическое значение: та или иная поза способна либо затормозить, либо стимулировать высказывание; смена регистров голоса может способствовать запоминанию школьниками речевых единиц и т.п. Этому следует учить специально.
5. Организационные умения:
а) умение организовать работу в парах;
б) умение организовать групповую работу;
в) умение организовать коллективное общение;
г) умение организовать класс, когда отвечает один ученик;
д) умение быстро распределять задания (с учетом условий, индивидуальных способностей учащихся);
е) умение организовать индивидуальную самостоятельную работу в классе;
ж) умение организовать самостоятельную работу учащихся дома;
з) умение найти помощника среди учащихся;
и) умение требовать;
к) умение организовать внеклассную воспитательную работу.
К сожалению, программа по методике предоставляет мало возможностей для развития почти всех перечисленных ниже умений, и особенно таких важных, как умение организовать различные режимы общения; умение организовать внеклассную работу по иностранному языку. Между тем вряд ли есть необходимость доказывать, как важно учителю уметь организовать и проводить все виды и формы внеклассных мероприятий в школе.
6. Познавательные умения:
а) умение анализировать деятельность коллег;
б) умение анализировать собственную деятельность;
в) умение подготовить научный доклад по проблемам обучения иностранным языкам;
г) умение воспринимать новое в методике и претворять методические рекомендации;
д) умение вести научную работу, участвовать в исследованиях;
е) умение вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.
7. Вспомогательные умения.
К ним можно причислить: умение рисовать, играть на музыкальных инструментах, хорошо стрелять, мастерить, что-то коллекционировать и т.д.
Все перечисленные семь групп умений интегрируются в методическое мастерство учителя иностранного языка. Очевидно, можно более точно определить и классифицировать эти умения, но сути дела это не меняет: представленное понимание методического мастерства требует специальной целенаправленной работы по его формированию.И еще несколько слов о воспитательной стороне подготовки учителя иностранного языка. Конечно, качество труда — это, в конечном счете, качество души человека. Но прав В.Н. Сорока-Росинский, заметивший, что каждый педагог не матрац, набитый добродетелями: 100% добродетелей — отличный педагог, 75% — хороший и т.д. Важна, так сказать, "порода", свой стиль, личность. Заметить эту "породу" в каждом, показать будущему учителю пути совершенствования его сильных сторон — еще одна из задач профессиональной подготовки учителя.Однако есть качества, непреложные для учителя. Это любовь к детям, профессиональный интерес, самоотверженность, стремление к самосовершенствованию, интеллигентность и, главное, — оптимизм.
Оптимизм для учителя — это его "гражданская позиция".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку.
Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку....
Обучение аудированию на среднем и старшем этапе обучения.
Восприятие иноязычной речи на слух – один из самых сложных видов речевой деятельности. Коммуникативные умения в аудировании с различными целями являются комплексными специфическими умениям...
«Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как средства формирования навыков устной речи на старшем этапе обучения».
статья о применении аутентичных материалов и разработка урока...
Технология обучения аудированию на разных уровнях обучения
В данном материале рассматривается технология обучения аудированию на уроках английского языка....
Обучение аудированию на коммуникативной основе в начальной школе с развивающей системой обучения
Методические основы обучения аудированию. Игры. Рекомендации....
Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку
В данной статье приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...
некоторые проблемы обучения аудированию на начальном этапе обучения
основные проблемы аудировнаия...