Творческая работа на высшую квалификационную категорию «Реализация компетентностного подхода в исследовательской и проектной деятельности объединения «Волшебный краснотал»
материал на тему

Надежда Владимировна Бородина

Ведущая идея моей работы: Процесс активизации познавательной и учебной деятельности, базирующейся на практическом  опыте и  знаниях об окружающей жизни, является залогом формирования ключевых компетенций обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestacionnaya_rabota_borodina_n.v.doc547 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ШОЛОХОВСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

г. Белая Калитва Ростовской области

Творческая  работа

на высшую квалификационную категорию

«Реализация компетентностного подхода в  исследовательской и проектной  деятельности объединения «Волшебный краснотал»

Автор: педагог дополнительного образования

  Бородина Надежда Владимировна

п. Шолоховский – 2010г.

 

Оглавление:

Введение……………………………………………………3

1. Основное содержание работы, механизмы реализации

 принципов технологии …………………………………….7

1.1 Теоретическое обоснование………………………… ...7  

1.2 Технология организации занятий …………………….10

§1. Подготовка  к организации проектной

 деятельности учащихся…………………………10

§2. Этапы организации занятий………………….12

§3.Содержание проектов……………………………14

§4.Практическая разработка  проектов...................15

 Проектная деятельность в реализации

компетентностного подхода ………………………………18

2.  Диагностика и результаты………………………………24

3.  Заключение……………………………………………….28

5. Литература………………………………………………..31

6. Приложение……………………………………………….32

Вот тебе два дела, - сделай хоть одно из них,

Коль прославиться делами хочешь пред людьми,

Или то, что сам ты знаешь, передай другим,

Или то, чего не знаешь, от других возьми!

Анвари Авхадиддин, таджикский поэт, XII век

Введение

        Концепция «Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» предполагает, что «важнейшим компонентом новой модели образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты».

Содержание и технологии образования должны обеспечивать баланс фундаментальности и компетентностный подход. Образование становится функцией меняющейся жизни, а его содержание — средством воспитания личности, подготовки ее к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе.

Мы  знаем, что именно образование является фундаментом новаторства и развития. «Учение подобно гребле против течения. Как только перестанешь грести, тебя относит назад», - очень верное и всегда актуальное утверждение Бенджамина Бриттена.

Однако  сам по себе высокий уровень Знаний Умений Навыков не может сделать человека  успешным, т.к. важен еще и личностный компонент, наличие мотивации, ценностных ориентиров, умения использовать вариативные подходы к проблеме, творчески мыслить, умение ставить цели и т.д.

Ключевые компетенции современного человека (в трактовке Совета Европы)

политические и социальные компетенции;

межкультурные компетенции;

коммуникативные компетенции;

социально-информационные компетенции;

персональные компетенции,

которые необходимо формировать у современного школьника, реализуя компетентностный подход.

Российской классификацией представлены компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.

Введение «компетентностностного подхода» в дополнительное образование не отменяет того, что уже наработано в российском образовании. Можно считать, что  "компетентностный подход» понятие более широкое и включает в себя ориентацию на развитие знаний, умений и навыков. Кроме того,  у обучающихся кроме ЗУНов необходимо формировать умения эффективно использовать свои знания и приобретенный опыт, исходя из сложившейся ситуации, способность  действовать самостоятельно и уметь оценивать результат своих действий, делать определенные выводы по результатам своих действий и т.д.

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание социально и профессионально активной личности требует от меня, как педагога, применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Более 4 миллионов работников образования всего мира уверены, что применение информационных технологий в обучении и воспитании  все более отвечает требованиям времени. В работе этих людей есть и частичка моего труда.

С 2003 года работаю по Авторской образовательной программе, которая участвовала в VIII Всероссийском конкурсе  авторских образовательных программ в 2008году и отмечена  Дипломом III степени Областного этапа. В  содержании программы отражены следующие проблемы:

- взаимосвязь федерального, регионального и дополнительного компонентов образования и воспитания;

– воспитание осуществляется с опорой на традиции казаков, их культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки, стереотипы поведения;

– включение учащихся в творческую деятельность по освоению основ ремесла, фольклора, народных игр.

Я - Участник VIII межрегиональной научно – практической конференции – выставки «Информационные технологии в образовании – 2008»

Имею  Диплом за победу в I этапе конкурса «Лучший методический комплекс урока, темы» Донского образовательного фестиваля «Образование. Карьера. Бизнес», 2008

 В нынешнем, 2010 году,  участвовала  во Всероссийской детской ярмарке ремёсел (региональный этап) «Содружества детей и молодёжи Дона.

Творческие работы обучающихся и мои успехи в работе педагога отмечены  Грамотами ОО Белокалитвинского района.

Я сотрудничаю в «Сети творческих учителей в  творческой группе «Педагоги дополнительного образования», на сайте «Открытый класс»; размещаю свои методические разработки, презентации детей, сделанные под моим руководством на «Учительском портале» в рубрике Воспитательная работа, Внеклассная работа.  Получила подтверждение о публикации в текущем году. Ищу новые идеи на сайте «Ручная работа» и др.

Разрабатываю презентационное сопровождение к  мероприятиям Центра внешкольной работы (Юбилей ЦВР, Летопись детского оздоровительного лагеря «Солнышко»), провожу обучающие занятия с показом презентаций - «Легенда о бессмертнике».

Ведущая идея моей работы: Процесс активизации познавательной и учебной деятельности, базирующейся на практическом  опыте и  знаниях об окружающей жизни, является залогом формирования ключевых компетенций обучающихся.

Основное содержание работы, механизмы реализации принципов технологии.

1.1 Теоретическое обоснование.

Когда мой сын был маленьким, он  задавал мне удивительные вопросы: «Мама, что за рыбки водятся в лужах?», «Зачем нужны ночные бабочки?», «Почему тутовник называют шелковицей?», «Почему птица машет крыльями, а самолёт нет?», «Почему человек не умеет летать?», «Почему муравьи такие маленькие, это чтобы мы не раздавили их?» и т.д.

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность, стремление к познанию мира. Они постоянно задают вопросы и хотят получить ответы.  И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант поддержания любознательности детей – научиться отвечать на любые вопросы ребят.

Сегодня, «путешествуя» в Интернете, можно найти ответ на любой вопрос. Но как, каким образом и в доступной форме донести до ребёнка нужную информацию? Как разбудить в нём стремление к самообразованию?  Какие ключевые термины педагог может использовать для побуждения? Как правильно поставить вопрос, чтобы заинтересовать ребёнка в поиске новых знаний?

Вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем еще немецкий педагог Дистервег, последователь  Песталоцци, писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.

Разумеется, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей обучающихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, приобретению умений, но и к самому процессу поиска.

При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения. Но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определяли бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будут творчески реализованы. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, что проявляется уже у новорожденных. Но оформиться окончательно, реализоваться это качество может только в процессе индивидуального развития и обучения. Потребность в поисковой активности – одно из условий, которое заставит ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, к активному умственному труду. Это требует организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, «добывания знаний».

Когда обучающийся  говорит: «Я никогда не осилю», это гораздо больше говорит о нем самом, чем об изучаемом  предмете. Такой ребенок действительно потерпит неудачу, главным образом потому, что не чувствует уверенности в своих силах.

Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе. Организуя учебный процесс, мы должны обязательно учитывать все те условия, при которых формируются поисковая активность и познавательный интерес. Тогда можно гарантировать, что в школьнике развивается уверенность в себе, а значит, сформируется личность, обладающая необходимыми качествами. Но, чтобы формирование личности было завершенным, необходимо еще, чтобы у нее были сформированные определенные способности.

Компетентностный подход заложен в ряде педагогических технологий, но на занятиях творческого объединения с учетом специфики наиболее перспективными технологиями можно считать проектную и информационно-коммуникационные технологии.

Методика изложения материала, размещенного на сайтах, отличается от методики изложения нового материала на занятиях дополнительным образованием   в разноуровневых и разновозрастных группах. Данную проблему я решаю так – совместно с детьми разрабатываю электронный УМП.  Можно выделить на сегодняшний день несколько направлений.

Рис. 1. Виды разработок электронного УМП

Причём, обучающимся дается возможность выбора уровня сложности, идти от простого к  - сложному. Критерии оценивания[1] проектов, презентаций и публикаций обучающихся разрабатываю с учетом их творческого уровня.

1.2 Технология организации занятий.

§1. Подготовка  к организации проектной деятельности учащихся.

Реализуя компетентностный подход, я стараюсь проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, связывать изучаемый материал с опорой на повседневную жизнь, с интересами обучающихся. На занятиях мы  постоянно закрепляем знания и умения на практике, используем прошлый опыт обучающихся и создаем новый опыт. В своей деятельности я  поняла, для формирования компетентностей у обучающихся достаточно проводить хотя бы часть занятий в логике компетентностного подхода.

Вместе с ребятами мы обсуждаем, как найти источники информации по теме исследования: в школьной (поселковой, городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги -какие?, интервью -с кем?, опросы - кого?, веб-сайты - какие?,  мультимедиа-издания - какие?, видеофрагменты - где взять и как соблюсти авторские права?). Такую работу провожу фронтально со всеми группами, основной целью которой является задание направления поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

Следующий шаг – самостоятельная работа обучающихся в группах, При работе над проектом можно выделить несколько этапов совместной деятельности учащихся:

• информационный (знакомство с предложенными информационными материалами);

• поисковый (поиск форм представления информации и выбор инструментальных средств реализации);

  проектировочный (разработка сценария презентационного ролика);

• деятельностный (реализация сценария);

• рефлексивный (анализ полученных результатов, защита проекта).

Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, представление публикации, веб-сайта с результатами исследований. Присутствуют все участники проекта. Организуем дискуссию по решению выдвинутых в начале проектной деятельности проблем. Оценивание результатов проекта школьниками и педагогом обязательно. Группы оценивают работу каждого участника. Педагог оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Проектная технология способствует формированию ключевых компетенций обучающихся. Определяя проблему, пути ее решения, воспитанники формируют проблемную компетенцию, поиск информации в различных источниках.  Её переработка  развивают у них  информационную компетенцию. Работая в паре или в группе в ходе группового проекта, дети совершенствуют коммуникативную и корпоративную компетенции. Учебно-познавательная компетенция проявляется в умении организовать работу, спланировать, осуществлять самооценку деятельности и конечного результата — готового изделия. В ходе работы над проектированием и воплощением изделия у моих воспитанников формируются начальные базовые профессиональные компетенции (технологическая, предметная), означающая владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения, и компетенция личного самосовершенствования, направленная на освоение обучающимся способов саморазвития, саморегуляции. Вовлечение обучающихся в проектную деятельность способствует  развитию творчества детей и их информационной культуры — презентацию работы они оформляют в программе Power Point. При применении проектной технологии дети чаще оказываются в ситуации успеха, получают положительные эмоции, испытывают радость от общения, собственной компетентности, полученного результата — изготовленного изделия.

Проектное обучение, как отмечают многие ученые, практики, способствует повышению уровня активности и качества знаний обучающихся. В связи с этим напрашивается вопрос: «Всякую ли тему можно изучать в проектном ключе?». Ответ однозначно - нет. Действительно, далеко не каждая тема может изучаться с использованием метода проектов, да этого и не требуется.

Я перед изучением той или иной новой темы, часто для конкретной группы, анализирую педагогическую ситуацию на предмет существования проблем (отсутствие интереса, большой объем материала и т.д.) и определяю способы, методы и технологии для достижения результата.

§ 2. Этапы организации занятий.

Первый этап в технологии организации занятий в проектной методике - постановка задачи на использование метода проекта при изучении той или иной темы: определение возможности использования метода проекта с целью оптимизации учебной деятельности; прогнозирование результатов деятельности обучающихся, организованной в проектном ключе.

Второй этап связан с формулировкой творческого названия (темы) проекта и основополагающего вопроса. Этот этап является самым сложным, поскольку именно он во многом определяет стратегию развития проекта и его результативность. Почему такое большое значение я придаю данному этапу?

Во-первых, постоянно следует помнить, что проектное обучение относится к личностно-ориентированному обучению. Следовательно, оно, прежде всего, строится на интересе личности. Как заинтересовать ребенка? Какие формы, методы необходимо выбрать для активизации его учебно-познавательной деятельности? Как удовлетворить его образовательные потребности? Эти и ряд других вопросов ставлю перед собой, как педагогом. Основополагающий вопрос — это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа[2].

Основополагающий вопрос должен быть интересным, увлекательным, затрагивать воображение и творческие способности личности. В таблице приведены некоторые примеры основополагающих вопросов учебных проектов.
Таблица 1

Учебная тема

Ф.И.О

Творческая тема проекта

Основополагающий вопрос

Вводное занятие «Виртуальное путешествие в осенний лес»

Обучающиеся 2 года  

 Природа – неисчерпаемый источник вдохновения!

Природа: бедность или богатство?

Во-вторых, основополагающий вопрос определяет основное направление развития проекта и часто служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем.

Интересная постановка педагогом основополагающего вопроса заставляет обучающихся осознать свою некомпетентность в данной области, обнаружить недостаточность своих знаний, умений; у них появляется установка на получение новых знаний, определяется цель, порождающая дальнейшую активность к деятельности по овладению новыми знаниями. 

Ключевые  вопросы, на которые в процессе деятельности должен ответить ребёнок:

«Из каких этапов состоит моя деятельность?»,

«Какие задачи каждого этапа?»,

«Что, в каком случае, как делать?»,

«Как это все устроено?»,

«Как я отношусь к этой деятельности?»,

«Что она мне дает?», «Чего я хочу добиться в результате?»,

 «Что (и насколько качественно и автоматизировано) мне необходимо уметь делать для того, чтобы реализовывать алгоритм эффективной деятельности во всех необходимых мне вариациях?»,

«Каким мне нужно быть, чтобы успешно применять все необходимые мне навыки и умения?»

В начале учебного года при планировании я ставлю перед учащимися проблемы, предлагаю банк проектов, раскрываю требования к проектам, технологию их выполнения, и критерии оценивания.

§ 3. Содержание проекта.

Каждый проект имеет сквозную схему, которая состоит из нескольких обязательных пунктов.  

1 Авторы проекта.

2 Учебная тема проекта.

3 Дидактические цели.

4 Какие компетентности формирует проект?

5 Методические задачи.

6 Триада вопросов. 

7 Творческое название.

8 Перечень самостоятельных исследований учащихся.

9 Пункты тематического учебного плана.

10 Предметные области.

11 Возрастная категория участников.

12 Оформление результатов проекта.

13 Краткая аннотация проекта.

14 Сроки реализации.

15 Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта.

16.  Ресурсы.

17. Как будет оцениваться деятельность учащихся?

§ 4. Практическая разработка проекта.

Вводное занятие я провожу с показом презентации «Виртуальное путешествие в осенний лес», подготовленной группой третьего года обучения.

Занятие входит в систему «лозоплетение». Образовательная цель педагога: «Введение обучающихся в мир волшебного краснотала, приобщение к истокам древнего ремесла». На занятии деятельность педагога направлена на создание условий, способствующих:

формированию целостного представления о единстве Природы и Человека.

получению и применению обучающимися информации о разнообразных способах и средствах отражения мира;

стимулированию появления у обучающихся желания овладеть секретами мастерства.

Проект  проходил в несколько этапов.

Подготовительная работа. 

Знакомство с сайтами  по народному декоративно-прикладному творчеству,  сообщения ребят по итогам творческого поиска, подбор иллюстраций с изображением природы, выполнение эскизов в качестве домашнего задания.

Работа с наглядным материалом. Подготовка экспозиции.

Поиск репродукций подлинных плетеных изделий, работ мастеров, отбор лучших работ учеников.

Работа с текстами, подбор стихов.

Оформление слайдов.

Подготовка обучающихся 1 года к этой работе требует особого внимания. Они должны понять практический смысл процесса проектирования, что повысит мотивацию их дальнейшей работы над проектом.  

Первый проект мы делаем вместе, по одной теме: Технологическая карта изделия.

Прежде чем приступить к заданию, формулировалась цель и задача работы. Мыслительную деятельность учащихся нужно направлять на процесс поиска оптимального оригинального решения учебной задачи. Это активизирует мышление учащихся, повышает внимание.

Объяснение нового материала с целью знакомства с историей и традициями народных ремесел, а также с перечнем материалов и их свойствами. Совместно с учащимися определялась последовательность ведения работы.

Выполнение эскиза.

Эскиз необходим для того, чтобы определить пропорции изделия и деталей, конструкцию, украшения и отделку.

Работа в материале.

Подбор лозы, соломки или других природных материалов для изготовления основы выбранного изделия.

Оформление изделия.

Дети знакомятся с алгоритмом выполнения проекта, в помощь им я составила схему - последовательность выполнения Технологической карты.[3] 

Самая первая ступень в выполнении проекта - выбор проблемы. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что - либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникшие проблемы. Перед обучающимися ее ставлю я, а могут определить ее они сами. Предлагаю по рассуждать, посмотреть на близких, друзей, с какими трудностями они сталкиваются. Чем помочь себе и им? Какие умения и навыки они хотят развить в себе? Отвечая на эти и подобные вопросы, можно понять, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.

Главная задача на этой ступени - выявить из множества проблем наиболее существенную. Предлагаю детям составить «звездочку обдумывания».  Для этого надо взять чистый лист и записать все возникшие идеи по данной проблеме. Они могут быть записаны в виде фраз, отдельных слов, нарисованы в картинках или эскизах. Выбранную идею можно выделить цветом.

                                           

Рис. 2. Звёздочка обдумывания

В начале занятия я делю детей на группы по 5-6 человек и над такими разделами проекта как «Выбор изделия», «Выбор материалов», «Выбор оборудования, инструментов и приспособлений» они работают совместно. Эти этапы мы тоже представляем «звездочками обдумывания». Для этого нужен  еще один чистый лист. В центре листа необходимо написать название изделия, а дальше по сторонам (как лучики солнца) зарисовать модели или записать материалы. Всем идеям нужно вынести вердикт «да» или «нет». Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: доступность, себестоимость, обеспеченность материалами, трудоемкость. Когда оценена с этих сторон каждая из выбранных идей, легко найти и остановиться на самой лучшей.

Технологический этап требует повышенного внимания и усидчивости. Здесь мы вместе обсуждаем последовательность изготовления изделия, а практическую работу каждый выполняет свою. При изготовлении изделия, я обращаю внимание детей на организацию рабочего места, на соблюдение правил техники безопасности.

Расчет себестоимости изделия обучающиеся первого года проводят по упрощенной схеме, учитываем только стоимость приобретенных материалов. При подведении итогов дети проводят самоанализ достоинств и недостатков проекта; отвечают на вопросы: сделано ли то, что планировалось, получился ли проект, доволен ли автор.

При применении метода проектов я учитываю один из важнейших принципов обучения — постепенный переход от простого, к  сложному, поэтому проекты классифицируются не только по сферам деятельности, а по степени сложности их решения.

Задания уровня «изучение и исследования» предназначены для школьников 11-13 лет. В этот период сохраняется высокий темп развития интеллекта, происходит активный поиск себя и экспериментирование в различных социальных ролях. Развивается словесно-логическое мышление, поэтому большая часть заданий для них имеет характер самостоятельной работы с источниками информации, объектами и явлениями. Задания этого уровня сложности с удовольствием выполняют обучающиеся из группы, работающей по Индивидуальному Образовательному Маршруту (ИОМ).

Организуем дискуссию по решению выдвинутых в начале проектной деятельности проблем. Оценивание результатов проекта школьниками и педагогом обязательно. Группы оценивают работу каждого участника. Педагог оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Проектная деятельность в реализации компетентностного подхода.

Проект «Лоза и живопись» проходил в несколько этапов. В реализации проекта участвовали три группы детей разных лет обучения от 10 до 15 лет.

Плетение из лозы. Что это? Ремесло или искусство? Этот вопрос задали мы себе, когда начали своё исследование. И не предполагали, что откроем для себя столько нового и интересного!

В презентации "Осенний сон" мы рассмотрели произведения французских художников XIX в.

Аннотация: «Однажды осенью нам приснился сон, будто мы открыли новый зал Эрмитажа. Собрали в этом зале живописные полотна великих мастеров с изображением плетёных изделий. Теперь приглашаем вас насладиться этими произведениями».

Опубликовали в сети: 02.02.2010 Количество загрузок: 91.   Через месяц уже 135 раз воспользовались нашим ресурсом на сайте «Учительский портал».

Презентация обучающихся Фантазии на тему "Натюрморт"

Аннотация: «Что изображали художники на натюрмортах? Художники могут увидеть красоту самых, казалось бы, обычных предметов, мимо которых мы зачастую проходим, не останавливаясь. Можно ли отследить по живописным полотнам разных исторических эпох историю развития лозоплетения?

Для своего исследования мы выбрали Натюрморт русских художников».

Презентация «Таганрогская картинная галерея»

На Дону, в Таганрогской картинной галерее (русский отдел)  до 1988года было собрано 131 произведение, среди них – 13 полотен, в которых живописцы используют в сюжете плетёные изделия.  

В рамках Проекта ЦВР «Одарённые дети» мы подготовили несколько ресурсов:

Презентация "Ах, эти шляпки!"

Автор: Банникова Алёна, 6 класс.

Аннотация: «Раньше было принято, что у каждого платья должна быть своя шляпка. Сейчас нет таких строгих правил, но все же, любую девочку и женщину подобранная со вкусом шляпа всегда украсит».

Презентация использовалась в Творческом проекте для урока по технологии. Папка содержит: Презентацию "Ах, эти шляпки!"  Технологию изготовления бутоньерки для украшения шляпы. Рассказ о семье девочки, Технологическую карту.

Презентация «Краснотал»

Автор: Нечаев Сергей, ученик 8 «А» класса школы – интернат, занимался

в объединении «Волшебный краснотал» с сентября 2006 года по май 2010г. по ИОМ.

Аннотация: «Люблю, просто обожаю, часами возиться с  лозой, разным материалом и солёным тестом. В своих работах сочетаю различные виды декоративно-прикладного искусства.

Мой девиз:  - Стремиться делать жизнь ярче и интереснее».

Презентация «Одаренные дети», Бородина Н.В., обучающиеся из группы ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут).

Проект «Донские ремёсла».  Научный руководитель проекта: Бородина Надежда Владимировна.

Публикация "Чикилики".

Публикация из серии "Донские ремёсла" на тему "вышивание бисером". Подготовлена Озембловской Маргаритой, тексты переработаны педагогом Бородиной Н.В.  Аннотация: "Имя мое означает «Жемчужина. Я очень люблю вышивать бисером. Поэтому, в этом выпуске я решила познакомить вас, ребята, с историей бисерного рукоделия". Легенда о слезах Казачки - Матери.

Публикация "Донские ремесла" Керамика. Автор Нечаев Сергей.

Аннотация: В Усть - Белокалитвенском юрте в 1875г. среди ремесленников значились: портные, сапожники, шорники, кузнецы, медники, овчинники, бондари, корзинщики, гончары.

В керамической посуде продукты долго остаются свежими, поэтому всевозможные крынки, кувшины, макитры, глечики были в почёте у наших прабабушек.

Публикация «Шкатулочки». Автор: Алексеев Никита. Работа отмечена Грамотой ОО Администрации Белокалитвинского района  за участие в областном конкурсе «Славен Дон» в 2008 году.

Публикация "Обереги", автор: Недодаев Николай.

Аннотация: - Мы надеемся, что наша работа поможет вам открыть для себя и своих близких наивную прелесть и, в то же время исполненных глубочайшего смысла, вещиц – оберегов. Работа отмечена Грамотой ОО Администрации Белокалитвинского района  за участие в областном конкурсе «Славен Дон» в 2008 году.

Публикация «Зеркало», автор: Деркун Александр. Работа отмечена Грамотой ОО Администрации Белокалитвинского района  за участие в областном конкурсе «Славен Дон» в 2008 году.

Публикация "Душистые крестики»", русский крест.

 Автор Банникова Алёна, девочка попыталась рассказать своим ровесникам о происхождении русской вышивки крестом. Занимается в объединении "Волшебный краснотал" по ИОМ (индивидуальному образовательному маршруту).

Проект «У истоков мастерства».

В этом проекте были задействованы 5 групп детей в возрасте от 10 до 15 лет, всего25 человек. Вопросы подбирали тщательно, каждая группа отвечала за свою номинацию.  

Структурно весь материал презентации разбит на две части:

● основную игру, содержащую пять номинаций, в каждой из которых по четыре вопроса достоинством от 10 до 40

«Ах, ты Русь раздольная!» – история и традиции русского народа.

«Сын степей вольных»  – история донского казачества.

«Слово острое, что шашка казака» – словарь донского говора.

«Как у нас, на Дону»  – жизненный уклад донских казаков.

«Где родился, там и сгодился»  – традиционные донские ремёсла.

● «Супер – игру», содержащую четыре номинации.

Такое деление материала (несколько условное) объясняется большим объёмом предлагаемой информации.  Обучающийся, готовясь самостоятельно к игре,  может поступить так: в первый день выделить 1 час или чуть больше для №№ 4 -7, второй день – 1 час для слайдов № 8 -11, затем в том же режиме продолжить игру в следующих номинациях. После основной игры можно приступить к «Супер – игре» в таком же режиме.

Таким образом, можно снизить утомляемость ученика и ограничить его пребывание у компьютера 1-2 часами в сутки.

Порядок работы с приложением подробно описан в Плане работы с электронным приложением для обучающегося. Для полноценного усвоения можно  вести Рабочую тетрадь. Примерный эскиз Рабочей тетради помещен в папку «Викторина» отдельным файлом.

Диплом за победу в I этапе конкурса «Лучший методический комплекс урока, темы» Донского образовательного фестиваля «Образование. Карьера. Бизнес», 2008.

Проект года ЦВР «Воспитание толерантной личности»

В рамках этого проекта Нечаев  Сергей провел исследование « Я человек – у меня есть права!» и оформил его в презентацию.

Цель его работы: изучить права ребёнка и  выявить уровень знаний обучающихся 2 года о своих правах.

Задачи, которые решались в ходе проекта:

Изучить международные документы по правам детей.

Проанализировать данные документы.

Сделать выводы на основании изученных документов.

Провести анкетирование учеников 5-х классов

Выявить соблюдаются ли  права детей в различных жизненных ситуациях.

Внести предложения, как помочь детям узнать о своих правах.

Вопросы, которые интересовали Сергея:

В чём главное отличие человека от животного?

Какие качества помогают  людям в общении, а какие мешают?

Равны ли люди по отношению друг к другу?

С какого  возраста у человека появляются права?

Какие  права имеют дети?

Какое право, на Ваш взгляд, является самым главным?

2. Диагностика и результаты (диагностические материалы, динамика результативности обучения, диагностика личностного развития).

Ведущим показателем образовательного и воспитательного результата выступает динамика продвижения воспитанника в личностном развитии, овладении программными компетенциями, которая прослеживается в различных показателях, фиксируемых педагогом в личных Карточках индивидуального развития ребёнка.[4]

Результатами моей работы являются высокие достижения в выставочной деятельности, изменение личности обучающихся в сторону духовного роста, расширения кругозора, развитие умения делать выводы и обобщения. Например, в исследовательской работе о правах ребёнка Нечаев Сергей сделал выводы по данным анкетирования детей.      

Диаграмма 1. Главное отличие человека от животного.

Диаграмма 2. Какие права имеют дети?

Для оценки воздействия творческой деятельности на развитие обучающихся мною была предложена анкета, включившая следующие вопросы:

Интересна ли вам программа по изучению народных ремесел (лозоплетение, соломоплетение, вышивка лентами)?

Замечаете ли вы у себя качественные изменения в росте мастерства?

Влияет ли программа на интеллектуальное развитие?

Имеется ли возможность для проявления творчества?

Используются ли полученные навыки в домашних условиях, в школе?

Обучащющимся нужно было выбрать один из вариантов ответа: да, немного, нет.

В группе Индивидуального Образовательного Маршрута (ИОМ)  100% детей ответили «да» на все вопросы и отметили, что программа по изучению народных ремесел вызывает у них интерес, они замечают у себя рост мастерства, творческого начала, а полученные навыки они используют для изготовления предметов домашнего обихода, сувениров и подарков близким, используют при изучении школьной программы .

Диаграмма 3. Оценка воздействия творческой деятельности на развитие обучающихся.

В контрольной группе интерес к деятельности по изучению народных ремесел вырос с 20,4% в 2006-2007 г. до 88 % в 2009-2010г., 12 % -отмечают  появление некоторого интереса. Качественные изменения в росте мастерства замечают 82 % обучающихся (в 2006-2007г. – 30,6%).  Влияние программы на интеллектуальное  развитие  отмечают 70 % учащихся. В процессе работы проявить свои творческие способности смогли 94%. Использовали полученные навыки дома 79 % воспитанников (в 2006-2007 45,9%).

Из этого можно сделать вывод, что интерес к программе в контрольной группе высокий, но в целом несколько ниже, чем в группе ИОМ.

В результатах анкетирования прослеживается рост осознания воспитанниками необходимости изучения народных традиций и ремесел

Диаграмма 4. Уровень мотивации деятельности воспитанников объединения «Волшебный краснотал».

Из диаграммы видно, мотивация обучающихся изменилась в сторону личностно – смысловых компетенций. Дети осознанно выбирают изучение ремесла в свободное от учебы время. В 2005-2007 годах на выбор влияли родители, мнение сверстников, теперь они понимают, что дополнительное образование – ступень к будущей профессии.

Диаграмма 5. Уровень сформированности ЗУН в объединении «Волшебный краснотал»

                                                                                                               

Уровень обученности вырос в качественном выражении. В 2008-2009 учебном году по результатам  итоговой диагностики высокий уровень имели 43% обучающихся, то в 2009-2010 таких дей уже 48%.

Таким образом, компетентностный подход, использование электронного УМП позволяет значительно улучшить качество обучения не только общеобразовательной школе, но и дополнительному образованию.  Проектная и исследовательская деятельность, разработанные педагогом занятия с применением ИКТ, позволяют представить изучаемый материал более наглядно, красочно, привлечь детей и их родителей к совместной деятельности.

Заключение.

За семнадцать лет работы с детьми и тридцать пять личного опыта воспитания,   я поняла, что  должна строить свою работу так, чтобы  моим воспитанникам были интересны и понятны сведения о своей стране, родном крае, о ремесле своих предков. Чтобы дети, закончив обучение  по моей программе, научились анализировать накопленные знания, делать выводы о том, что же такое Родина, родной край; чтобы видели и понимали, какой вклад в историю страны вносят их родители, родственники, земляки.

Реализация компетентностного подхода в  исследовательской и проектной  деятельности объединения «Волшебный краснотал» развивает социальный аспект личности обучающегося, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, развивает  жизненно необходимые компетенции.

Внедрение компетентностного подхода в учебную и воспитательную работу позволяет:

-  повысить познавательную активность учащихся;

-  поднять имидж обучающихся (изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до воплощения в реальность), педагога (обучение школьников передовым технологиям);

-  включить в процесс обучения их родных и близких (обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в поиске материалов и инструментов)

-  усилить полезность обучения (товар или услуга создается для дома, школы и т. д.);

- активно формировать у обучающихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, стремление к созиданию).

Внедрение передовых информационных технологий, использующих Интернет-ресурсы, компьютерную и мультимедийную обработку материала, позволяет по-новому организовать процесс дополнительного образования детей, недоступный «классическим» методикам, т. е. дать возможность обучающимся «соприкоснуться» с новейшими достижениями науки, культуры, дизайна не только при изучении школьных предметов, но и интереснее организовать свободное время.

Использование ИКТ в реализации компетентностного подхода Авторской программы «Волшебный краснотал»  

*  формирует  у детей, увлечённых ремеслом, более

высокий уровень личностных компетенций;

компетентность в сфере самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности;

представление о народном мастере, как о творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края;

навыки самостоятельного получения информации об окружающем нас мире с помощью современных Интернет – технологий;

* раскрывает истоки возникновения и развития народного творчества и его роль в жизни общества;

* приобщает к работе с офисными приложениями операционной системы Windows;

* повышает

уровень обученности,

уровень личностно – смысловой мотивации к занятиям творчеством. 

Достоинство использования ИКТ в образовательной и воспитательной работе объединения «Волшебный краснотал» думаю в том, что обучающиеся видят перед собой конечный результат – не только изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, но и новые знания.  При выполнении проектов, презентаций, публикаций обучающиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания при изучении школьных предметов, кем я стану, когда вырасту - это помогает им в и профессиональном самоопределении.

Резюме:

Так как в XXI веке  постоянно     меняются рабочие места, дома, сами люди,  школа, уровень дополнительного образования тоже  должен измениться.

Чтобы помочь обучающимся в самореализации, педагогам важно иметь  в виду перечисленные выше компетенции, необходимые в XXI веке.  Педагоги, которые хотят помочь обучающимся адаптироваться к постоянно изменяющемуся обществу и технологиям, должны развивать эти компетенции, необходимые для достижения успеха и самореализации, т.е.:

Ответственность  и  адаптивность  —  проявление  личной  ответственности и гибкости в личной жизни, на рабочем месте и в общественной  жизни, постановка высоких целей для себя и других и стремление к их  достижению,  терпимое  отношение  к  многозначности  и многообразию  мнений.

Навыки коммуникации — умение воспринимать, понимать, создавать  и передавать устные, письменные и мультимедийные сообщения во всем многообразии форм и контекстов.

Творчество и познавательный интерес — развитие, применение, распространение новых идей, открытость к восприятию новых идей и возможностей.

Критическое  и  системное  мышление  —  осознанное  и  аргументированное понимание альтернатив, умение делать выбор в сложных ситуациях, понимание взаимосвязей между системами.

Навыки  информационной  и  медийной  грамотности  —  получение,  анализ,  управление,  интегрирование,  оценка  и  создание  различных  форм аудиовизуальной информации.

Навыки межличностных отношений и совместной деятельности —  умение  управлять  и  работать  в  команде,  принимать  различные  роли  и брать на себя ответственность, продуктивно работать с другими людьми, уважать непохожие точки зрения.

Литература.

Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. /Педагогика №4. 2005. стр19-27

Intel ® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. — 4-е изд, испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004.

Павлова М.Б., Питт Д., Гуревич М.И., Сасова И.А.“Технология”. Метод проектов в технологическом образовании школьников”, Москва, “Вента-Граф” 2003 г.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

Сергеев И.С., Блинов В.И. Как организовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. — М.: Издательство «АРКТИ», 2007.

Хуторской А.В. «Ключевые компетенции и общеобразовательные стандарты. Доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002г. — Центр «Эйдос», www.eidos.ru/news/compet.htm

Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции http://www.eidos.ru/journal/2003/0424.htm

 Модульный подход в формировании ключевых  компетенций учащихся http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-24.htm  

Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции

http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm 

http://www.it-n.ru/communities.

http://www.uchportal.ru/load/0-0-4256-0-17

http://www.openclass.ru/userhttp://it-n.ru

http://www.handmade.idvz.ru/

Приложение № 1.  «Критерии оценивания пректов»

создание проекта

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка педагога

Титульный лист с заголовком

5

Минимальное количество – 8 листов

5

Использование информации, найденной самостоятельно

10  

СОДЕРЖАНИЕ

Легко ли читать ваш проект?

5

Вставка рисунков, схем, таблиц

5

Насколько эффективно и верно используется информация в вашем проекте?

5

Насколько проявляется умение сравнивать и делать выводы?

5

Грамотное составление технологической карты изделия

10

практическая работа

Использование в изделии вариантов плетения

5

Отделка изделия и умение использовать декоративные свойства материала

5

Качественное выполнение элементов плетения

10

Окончательная оценка:

50




Критерии

оценивания творческого проекта.


Очень высокий уровень 55 – 70 баллов.

Высокий уровень            45 – 55  баллов.

Средний уровень             25 – 45 баллов.

Требуется доработка      10 – 25 баллов.

   Низкий уровень                 0 – 10 баллов.


70                                                                                              

Приложение № 2

Карточка индивидуального развития ребёнка

Фамилия, имя _____________________________

Возраст __________________________________

Дата начала наблюдения ___________________

Блоки

качеств

Качества

Оценка качества (в баллах) во времени

Исходн.

сост.

Через полгода

Через год

Через

1,5 года

Через

2 года

Психофизические

Физическая активность

Психическая активность

Ведущий тип мышления:

наглядно-действенное

наглядно-образное

логическое

Организационно-

волевые

Терпение

Воля

Самоконтроль

Ориентационные

Тип установки:

на процесс

на результат

Тип самолюбия

Интерес к занятиям

Поведенческие

Уровень конфликтности

Тип сотрудничества

Расчёт балльной оценки личностно – смысловых компетенций

Качества

Степень выраженности

Кол-во

баллов

Физическая активность

Внешне побуждаемая

3

Стихийная

4

Самоуправляемая

5

Психическая активность

Внешне побуждаемая

3

Стихийная

4

Самоуправляемая

5

Ведущий тип мышления

Обозначается знаком «+» в соответствующей графе

Терпение

Меньше, чем ползанятия

3

Больше, чем ползанятия

4

На всё занятие

5

Воля

Постоянно побуждаемая извне

3

Иногда внутренними усилиями

4

Всегда внутренними усилиями

5

Самоконтроль

Контроль постоянно извне

3

Периодически сам

4

Постоянно сам

5

Тип установки

На процесс

«+» или «0»

На результат

«+» или «0»

Тип самолюбия

(определяется через уровень гордости)

Завышенный

3

Заниженный

4

Нормальный

5

Интерес к занятиям

Навязан извне

3

Иногда побуждает сам ребёнок

4

Поддерживается самостоятельно

5

Уровень конфликтности

Провоцирует конфликты

3

Не участвует в конфликтах

4

Старается улаживать конфликты

5

Тип сотрудничества

Избегает участия в общем деле

3

Участвует при побуждении извне

4

Инициативен в общих делах

5

Технологическая карта изделия

4

Полоса, м

4

10 мин.

Ш. 5 мм

3

Прут, шт.

10

20 мин.

Дл.25 см

2

Прут, шт.

6

20 мин.

Дл. 50 см

1

Стойка, шт.

6

             20 мин.

Дл.15 см

Наименование

К-во

Время замачивания

Прим.


п/п

Последовательность работ.

Инструменты и приспособления.

1.

 Подготовить необходимый материал для плетения.

Согласно таблице: смотри выше.

2.

Изготовить донышко на ½ круга согласно инструкционной карте.

Бокорезы, нож, шило.

3.

Установить дополнительные стойки и закрепить  верёвочкой в два прута «скручиванием».

Шило, бокорезы.


4.

Заплести стойки полосой способом «шахматка» на высоту корзины

Шило, бокорезы.

5.

Закрепить плетение верёвочкой в два прута «скручиванием».

Шило, бокорезы.

6.

Срезать лишнюю длину стоек основы.

Бокорезы.

7.

 Слева от каждой стойки установить прут длиной10  см.

Шило, нож.

8.

 Загнуть стойки ажуром по верхнему краю корзинки согласно инструкционной карте.

Шило.

9.

 Установить ручку.

Шило, нож.

10.

 Высушить изделие.

11.

 Обрезать выступающие концы прутьев.

Изделие, бокорезы.

12.

 Проконтролировать качество, вскрыть морилкой и лаком.

Изделие, морилка, лак, кисть.


[1] См. Приложение 1 «Критерии оценивания проектов»

[2]  Intel «Обучение для будущего». Уч. Пособие – 8 изд., исправленное и дополненное - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий,  2006.

[3] См Приложение «Технологическая карта»

[4] Приложение «Карточка индивидуального развития ребёнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типовые характеристики педагога, соответствующего требованиям первой и высшей квалификационных категорий

Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Типовая характ...

Требования к первой и высшей квалификационным категориям для подтверждения соответствия занимаемой должности

Требования к первой и высшей квалификационным категориям для подтверждения соответствия занимаемой должности подготовлены государственным образовательным учреждением Краснодарского края «Краснодарский...

Из опыта работы педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководителя детского объединения "Незабудка" Коваленко Ольги Валерьевны

Из опыта работы по авторской программе "Незабудка" педагога дополнительного образования, руководителя детского объединения "Незабудка" Коваленко Ольги Валерьевны....

Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)

    Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...


 

Комментарии

Надежда Владимировна Бородина

Хочу надеяться, что этот материал сделает Ваши занятия интереснее и полезнее для ваших воспитанников. Удачи всем Вам, коллеги...