Развитие художественно – творческих способностей детей средствами декоративно - прикладного искусства
консультация по изобразительному искусству (изо)
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с различными материалами. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных , ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие художественно – творческих способностей детей средствами декоративно - прикладного искусства»
«Истоки творческих способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Каждый ребенок представляется целым совершенно особым, уникальным миром. И для того, чтобы этот мир заиграл более яркими красками, мы можем предложить ребёнку попытаться проявить себя вдекоративно-прикладном творчестве
Дети- это фундамент нашего будущего. И то, каким оно будет, напрямую зависит от того, что и как мы заложим в наших детей. Поэтому необходимо не только научить ребёнка читать, считать, писать, научить его адаптироваться в среде, стать частью социума, но так же и развивать его духовный мир, научить его видеть прекрасное и создавать его своими руками, ценить и уметь самому творить красоту.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с различными материалами.Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных , ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания маленьких детей.
Ручной труд – конкретная деятельность, которая направлена на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, в быту.
Роль школы и семьи в воспитании творческой личности.
Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определёнными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Воспитание детей школьного возраста осуществляется в семье и образовательных учреждениях. При этом цель и задачи, стоящие перед семьей и школой, должны быть едины.
Сотрудничество семьи и школы - это необходимое и важное взаимодействие, в воспитании детей. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Поскольку развитие творческих способностей детей и эстетического воспитания, это длительная работа, потребуется участие родителей.Возникает необходимость обновления и повышения качества работы с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс: участие в выставках рисунков, декоративно-прикладного искусства, в праздниках и развлечениях, творческих конкурсах, викторинах, участие в фотовыставках.
На родительских собраниях считаю необходимым вовлечь родителей в обсуждение нюансов воспитания, посредством результатов творческих способностей учащихся, тем самым сформировывать у родителей необходимость тесного сотрудничества семьи с школой.
Ведь мы все хотим гордиться своими детьми. Хотим гордиться творческими достижениями своих детей.
Важно научится гармонично, сочетать весь тот уникальный набор способностей, который дан ребенку с рождения, и создания всех условий (материальных и психологическихРодители и педагоги должны обеспечить материальную базу для непрерывной образовательной деятельности детей.
Педагогический опыт по развитию творческих способностей школьников средствами декоративно-прикладного искусства
Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, конструирование из бумаги, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения. Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, необходимо предоставлять им для выбора бумагу разного формата. Листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изобразить. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для творческой деятельности,.
В детском декоративно прикладном творчестве также могут использоваться разнообразные материалы, краски, гуашь, кисти, карандаши, восковые мелки, фломастеры, шаблоны, лекала. Для лепки и аппликации: бумага белая, цветная, картон, бархат, мелованная и т. д., природный и бросовый материал, пластилин, тесто соленое, глина, стеки, доски, салфетки, кусочки ткани разной фактуры, клей, ножницы и т. д.
Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделают работы более интересными, творческими, разнообразными. Неинтересные занятия, нарушение ряда дидактических принципов учебно-воспитательной деятельности, неправильное руководство детским творчеством, ведут к спаду интереса у школьника
Лепка пластилином очень нравится детям,и именно поэтому один раз в неделю я провожу занятие ,на котором мы вместе лепим пластилином.
Основным инструментом лепки являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки детей я оцениваю как самую наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Лепка позволяет детям отразить каждый шаг своего развития (будь то мелкая моторика или пространственное мышление). В лепке, склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов.
Занятие лепкой, Повышает сенсорную чувствительность.
- Развивает воображение, мелкую моторику.
- Формирует умение планировать работу.
- Развивает ребенка эстетически.
- В эмоциональном плане добивается положительного эффекта. Дети усидчивые, радостные, когда мнут пластилин, а затем лепят из нее различные фигурки.
В поделке, ребёнок свободно выражает то, что он хочет и как он хочет.
И последнее. Возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная урок «Технология». Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Потому 1 раз в неделю в моём классе проводится кружок вышивки и шитья. Когда я предложила на родительском собрании эту идею, ни один человек был не против. В кружке занимаются даже мальчики. Ребята учатся пришивать пуговицы и латать дырки на одежде. Девочки же учатся вышивать различными видами вышивки.
Цель программы: создать условия для развития творческих способностей и личностных качеств воспитанников посредством занятия рукоделием.
Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают навыки работы с материалами, учатся пользоваться различными схемами (вязания, вышивки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства
материал с конференции...
Формирование и развитие художественно-творческих способностей детей средствами внедрения народных промыслов в учебный процесс
В методической разработке представлен опыт работы по внедрению народных промыслов в учебный процесс....
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Методические рекомендации для педагогов...
Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и мате...
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликации
Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития творческого отношения у детей к окружающей действительности. Чтобы создать условия для лич...
Консультация для воспитателей "Развитие художественно-творческих способностей детей"
Данный материал содержит много полезных советов по развитию у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности....
Народное искусство - действенное средство развития художественно-творческих способностей детей.
Использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоничному развитию , активизации в них творческого начала, способности нестандартно мысл...